Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Применение компетентностно-ориентированных знаний в преподавании анатомии» на педагогическом совете медицинского колледжа


Скачать 39.98 Kb.
Название«Применение компетентностно-ориентированных знаний в преподавании анатомии» на педагогическом совете медицинского колледжа
Дата05.03.2016
Размер39.98 Kb.
ТипДокументы

ГБОУ СПО ЛОТМК «Медицинский колледж в городе Тихвине»

2014 г.

Выступление преподавателя дисциплины «Анатомия и физиология человека» Щадновой М.В. по теме «Применение компетентностно-ориентированных знаний в преподавании анатомии» на педагогическом совете медицинского колледжа.

Преподавая предмет «Анатомия и физиология человека», я разрабатываю и использую комбинированные виды контроля по каждой теме. При этом я обязательно использую МПС, без применения которых невозможно осуществлять компетентностно-ориентированную проверку знаний.

Содержание контроля: при составлении любых видов контроля используется материал не только по определенной теме, но и другим темам предмета, а также знания смежных и будущих клинических дисциплин.

Анатомия и физиология

Остеология

Хирургия

Типичные места переломов костей

Органы пищеварения

Хирургия

Локализация боли при состоянии «Острый живот»

Кровеносная система

Хирургия

Места прижатия артерий при кровотечении

Особенности

Опоясывающие боли при заболевании п\д

Белки

Жиры

Углеводы

Амилаза

Липаза

Трипсин

Инсулин

Ферменты, расщепляющие

Антиферменты

Строение

Функция

Внутренняя секреция

Внешняя секреция

Поджелудочная железа

Расположение

Недостаток при заболевании п\д

Сахарный диабет

Повышенный сахар

Появление сахара в моче

При заболеваниях п/д может увеличиваться количество

Самопереваривание органа

Острый панкреатит

Виды контроля: в качестве примеров различных видов контроля можно представить следующие.

  1. Тест по теме «Эндокринная система». Он составлен из вопросов с различной формулировкой и учитывает знания смежных дисциплин (фармакология, основы патологии) и клинических дисциплин (терапия) – да-нет, выбрать верный ответ, указать признаки, установить соответствие.

  2. Тема «Кровь». Предлагается сложный, комбинированный тест с элементами обобщения (таблицы), систематизации и конкретизации знаний (схемы), вопрос-ответ, соответствие и другие. Также в этом тесте содержится небольшое количество информации по теме. Такой вид контроля визуализирует материал предмета.

Кроме того на основе составленного студентами глоссария проводится командный или фронтальный опрос «Знатоки крови». Глоссарий включает в себя понятия из предмета «Анатомия и физиология человека», «Основы патологии», «Лабораторная диагностика» и других дисциплин. Например: лейкоцит, лейкоцитоз, лейкоцитарная формула, лейкоз.

  1. В теме «Пищеварительная система» используется морфофункциональные и клинические задачи, для решения которых также требуются знания не только анатомии, но и других предметов.

Например: почему у пациента с патологией поджелудочной железы часто развивается сахарный диабет?

Также студентам интересно решение проблемных задач, которые обсуждаются с разных точек зрения. Например: можно ли рекомендовать для профилактики ангины и ее осложнений и аппендицита массовые удаления небных миндалин и червеобразного отростка всем абсолютно здоровым людям?

  1. Также на примере семинара «Анатомия и физиология сердца» хочу продемонстрировать все виды контроля, которые могут быть задействованы на одном занятии. Это тесты в различных вариантах, заполнение схем и таблиц, использование иллюстрационного материала (рисунки, «немые» рисунки), рассказ по рентгенологическому снимку, различные виды задач, фронтальный или командный опрос по глоссарию, практические задания (измерения АД, пульса, нахождение верхушечного толчка), схематические зарисовки расположения анатомических образований.

В дальнейших планах в рамках развития МПС провести интегрированный семинар совместно с преподавателем дисциплины «Здоровый человек» Молодцовой И.А., а также конкурс «Лучший по анатомии», во время которого студенты продемонстрируют углубленные знание предмета.

Во втором семестре планирую провести командные диспуты «Что важнее?» (сравнительная характеристика и значимость различных органов и систем) и экспресс-опрос «Дежурный по анатомии», во время которого в течение 2 минут произвольно выбранный студент называет органы человека, указанные преподавателем. При этом остальные студенты проверяют и закрепляют свои знания перед предстоящими экзаменами.

Все эти методы контроля делают проверку знаний интереснее, помогают определить уровень знаний каждого студента. Кроме того, они усиливают профессиональную направленность, мотивацию к дальнейшему усвоению предмета и учебе в целом. Также реализуются принципы модульно-компетентностного подхода в образовании и формируются общие и следующие профессиональные компетенции.

Уметь:

  • проводить диагностику острых и хронических заболеваний, неотложных состояний, диагностические исследования;

  • осуществлять контроль состояния пациента, выполнять лечебные вмешательства, проводить контроль эффективности лечения;

  • выполнять лечебные вмешательства по оказанию неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе, проводить контроль эффективности проводимых мероприятий;

  • организовывать и проводить диспансеризацию населения;

  • осуществлять медицинскую реабилитацию пациента, проводить экспертизу временной нетрудоспособности.