Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Пояснительная записка. Роль и место дисциплины


Скачать 470.56 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Роль и место дисциплины
страница1/3
Дата18.02.2016
Размер470.56 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Роль и место дисциплины.

В начальном обучении предмет «Литературное чтение» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников.

Значение и функции курса «Литературное чтение» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам, в том числе и по литературному чтению.

Образовательная область.

Учебный предмет «Литературное чтение» входит в образовательную область «Филология».

Адресат.

Рабочая программа разработана для обучения по курсу «Литературное чтение» в 3 классе МБОУ Одинцовская гимназия № 7.

Соответствие Государственному образовательному стандарту.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 24.07.2015)

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015 – 2016 учебный год,

  • Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  • Локальный акт МБОУ Одинцовская гимназия № 7 ( положение об утверждении структуры рабочей программы)

  • Примерной программы начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;

  • Образовательная программа начального общего образования МБОУ Одинцовская гимназия № 7 на 2015-2019 учебный год;

  • Учебный план МБОУ Одинцовская гимназия № 7 на 2015-2016 уч. г.;

  • Учебник Г.М.Грехнёва, К.Е.Корепова «Литературное чтение» , 3 класс., М.: Дрофа, 2013 г.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Начальная школа — новый этап в жизни ребенка, важный для всего последующего его обучения и развития. Здесь закладывается фундамент дальнейшего образования.

Начальная школа— важный этап в духовно-нравственном развитии и воспитании школьника. Здесь формируются основы социальной культуры личности, становления гуманистических и демократических ценностных ориентиров учащегося, происходит его знакомство с базовыми национальными ценностями.
Новизна программы заключается в том, что учебной дисциплине «Литературное чтение» принадлежит особое место в системе начального образования, так как курс вырабатывает универсальные учебные действия (УУД), имеющие первостепенное значение для обучения творческой личности.

«Литературное чтение» формирует потребность читать, что обеспечивает в дальнейшем приобретение знаний, а чтение художественной литературы — нравственное развитие личности, самосовершенствование.

Названные потенциалы дисциплины «Литературное чтение» реализуются в предлагаемой программе.
Целесообразность программы продиктована требованиями ФГОС нового поколения к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и с учетом программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Начальная школа — новый этап в жизни ребенка, важный для всего последующего его обучения и развития. Здесь закладывается фундамент дальнейшего образования. Здесь формируются универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие умение учиться и творчески применять знания для решения жизненных задач.

Отличительная особенность программы.

Своеобразие программы «Литературное чтение» по сравнению с Примерной основной образовательной программой выражается в расстановке акцентов в комплексе целей обучения и воспитания.

В области духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся приоритетными содержательными линиями избранно: национально-ориентированное воспитание, формирование гражданской и этнической идентичности. Оно находит выражение в знакомстве с этическими («что хорошо, что плохо») и эстетическими («что красиво, что некрасиво») идеалами народа. Курс приобщает учащихся к мировой культуре через родную культуру. Решение данной задачи диктует отбор текстов для изучения. В курсе (и соответствующих учебниках) преобладают произведения русской словесности, но для сравнения с ними включены также фольклорные и литературные произведения других народов, т. е. русская культура дается в контексте мировой культуры. Это позволяет формировать у школьников представления как об общечеловеческом нравственном единстве, так и об этническом своеобразии народов и их словесного искусства. На этой основе формируется этническая толерантность и уважение к другим культурам.

Национально-ориентированное обучение и воспитание осуществляется также через приобщение учащихся к истокам и основам родной культуры; через знакомство с культурными традициями народа, развитие интереса детей к прошлому своего народа — не только героическому, но и повседневному; через знакомство с русским бытом, обрядами и обычаями, религиозной культурой, т. е. через формирование исторической памяти и осознание себя звеном в цепочке поколений.

Значительную часть текстового материала в курсе составляют фольклорные произведения. Их содержание связано с родной природой и народным бытом. Фольклор четко выражает этические и эстетические представления народа.

Другая содержательная линия в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся— экологически ориентированное образование и воспитание как решение важнейшей проблемы современности. Среди подобранных для изучения текстов значительное место занимают произведения о природе и взаимоотношениях человека с природой. Экологическое образование осуществляется в единстве с воспитанием— эстетическим и нравственным: осознание красоты природы рождает бережное отношение к ней, любовь и сопереживание ко всему живому, совершенствует нравственный мир личности.

В области получения предметных знаний приоритетная содержательная линия — изучение художественных произведений как словесного искусства, что привлекает особое внимание к речевой стороне художественного произведения, изучению родного языка в его эстетической функции как важнейшего явления национальной культуры. В курсе решаются вопросы речевого развития школьников: развития оценочного отношения к художественному слову, развития устной и письменной речи, формирования языкового чутья. Этому помогает соответствующий отбор текстов: в курсе изучаются доступные детям лучшие произведения отечественной и зарубежной литературы XIX—XX вв., в том числе детской литературы, — литературная и фольклорная классика. Только образцовые, высокохудожественные тексты формируют эстетический вкус и языковое чутье.


Значимость.

Отбор образцовых, художественно-емких произведений позволяет в курсе «Литературное чтение» широко использовать познавательные возможности литературы. Знакомясь по художественным произведениям с историей страны, бытом народа, историей родного языка, историей российской школы, родной природой, взаимоотношениями человека и животных, разнообразием человеческих характеров и типов поведения, детской субкультурой (раздел «Фантазеры» и детский фольклор в разных разделах учебника), учащиеся получают метапредметные знания, у них формируется (на уровне, возможном для начальной ступени образования) целостная картина природного и социокультурного мира, а в области обучения обеспечивается межпредметная интеграция.
Цели и задачи учебного предмета.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Литературное чтение» реализует основные цели:

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

- выработку универсальных учебных действий;

- получение обучающимися опорных предметных связей.

Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих задач:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;

  • развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

  • формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

  • формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;

  • воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.



Особенности содержания программы.

Курс 3 класса продолжает работу по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Читаются произведения, передающие целую гамму разнообразных, тонких чувств и ощущений, доступных детям. Сравниваются произведения разных авторов на одну тему, произведения одного автора на разные темы. Расширяется читательский кругозор младших школьников и круг проблем, освещаемых литературными произведениями. Дается представление о жанре басни. Читательский багаж пополняется за счет мифологии и фольклора разных народов. Особенностью работы в 3 классе является формирование начального представления об общих корнях и путях развития литературы разных народов, об истории становления некоторых жанров фольклора и литературы и об их специфике.
Место курса в учебном плане.
Учебный предмет «Литературное чтение» входит в обязательную часть Базисного учебного плана.

В третьем классе, в соответствии с ФГОС, на изучение данного предмета отводится 4 часа в неделю в 1—4 классах, т. е. общее число часов в 3 классе составляет 136 часов в год.
Ценностные ориентиры содержания курса.


  1. Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

  2. Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

  3. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

  4. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

  5. Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, идеалу.

  6. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

  7. Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

  8. Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

  9. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

  10. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

  11. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.


Содержание курса.

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.

Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интерес-ные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
«Славная осень» (10 ч.)

Произведения разнообразных жанров (стихи и проза) об осени. Тема осени получает развитие за счёт аспектов наблюдения, а также благодаря развитию и усложнению понятий, введённых во 2 классе. Вычленения в общей теме её конкретных разновидностей углубляет представления детей о временах года и связанных с ними изменениях в природе.

«Про хитроумного дрозда, глупого медведя и других зверей» (7 ч.)

В разделе представлены сказки о животных. Цель раздела: закрепить и развить представления о жанре сказок о животных, продолжая формирование умений характеризовать персонажи по поступкам, работать над составлением плана, расширять представления о родном языке, получать представление о старинном русском быте.

«Делу - время, потехе – час» (10 ч.)

Раздел содержит небольшие по объёму шуточные произведения фольклора разных жанров: скороговорки, небылицы, загадки-шутки, докучные сказки, байки, присловья. Работа по этому разделу научит различать литературные жанры по конкретным признакам, послужит благодатным материалом для творческой работы.

«Сказки – несказки» (10 ч.)

Основную часть раздела составляют литературные сказки особого вида: в них в форме сказки авторы дают некоторые естественнонаучные сведения о природе. Работая над произведениями раздела, организуется разнонаправленное сравнение.

«Что такое хорошо и что такое плохо» (7 ч.)

Произведения о детях, их взаимоотношениях между собой и со взрослыми поучительного характера разнообразных жанров: стихи, проза, басни. Они акцентированы на обсуждении нравственных вопросов, с которыми встречаются дети в своей жизни. Разнообразие материала позволяет организовать все виды работ, связанные с изучением литературы и развитием речи.

«В мире волшебной сказки» (6 ч.)

Раздел посвящён работе с волшебной сказкой. В него включены известные русские народные сказки. Волшебная сказка – самый интересный вид сказки и по содержанию, и по форме. Среди жанровых особенностей выделяются: наличие волшебных персонажей, волшебных предметов. В сюжете для главного героя возникает проблема, которую помогают решить персонажи – помощники.

«Поёт зима, аукает…» (10 ч.)

В разделе содержатся разные по жанрам стихотворные и прозаические произведения о приметах и красотах русской зимы, о «взаимоотношениях» человека и зимы; о действиях и событиях, характерных для зимнего времени. Главная воспитательная цель раздела – формирование эстетического отношения к действительности и к речи.

«Сказки русских писателей» (7 ч.)

Раздел представлен двумя авторскими волшебными сказками, которые написаны в народном духе и имеют персонажные и сюжетные аналогии с фольклорными. Сказки сравниваются между собой. Это помогает закреплять общие понятия о жанре сказки, понятия о народной и литературной сказках, как разновидностях сказки.

«О братьях наших меньших» (9 ч.)

Произведения раздела разнообразны по содержанию и жанру, по эмоциональному тону, по проблематике. Их персонажи животные домашние и дикие, большие и маленькие. Они описаны и в своей естественной среде, и в среде необычной для них. Основным объектом внимания в этом разделе является положительное отношение человека к животным.

«Фантазёры» (8 ч.)

В разделе развиваются и углубляются представления о видах фантазии, её роли в жизни детей и взрослых, о людях – фантазёрах. Попутно продолжается работа над жанром небылиц.

«Весна идёт к нам молодая» (7 ч.)

В разделе анализируются шедевры русской лирики. Его целевые установки: расширение представления о природе, развитие эстетического отношения к природе, анализ прозаической и стихотворной речи, развитие языкового чутья, обогащение речи, обучение умению видеть речевые средства выразительности. Тематически произведения связаны с приметами ранней весны.

«Так нельзя, а так можно и нужно» (8 ч.)

В разделе помещены только реалистические произведения: рассказы из книг С. В. Образцова и М. М. Зощенко. Персонажи их- дети, и проблемы, поднятые в рассказах, близки современным школьникам. При работе с этими произведениями основной акцент делается на обсуждение нравственных проблем.

«Красна птица перьями, а человек ученьями» (10 ч.)

В разделе представлены произведения писателей XIX и XX веков о школе и школьной жизни. Данный раздел реализует два основных тематических направления: дети и школа, и история школы. Школьники получат новую информацию о проблемах школьной жизни.

«И в шутку, и всерьёз» (10 ч.)

В разделе представлен богатый и разнообразный фольклорный и литературный материал: русские и английские шуточные песни, пословицы и шутки, прибаутки, весёлые авторские стихи. Тематически близкие произведения разных жанров дают возможность закреплять и развивать представления о жанровых признаках произведений.

Сказки зарубежных писателей (8 ч.)

Раздел содержит произведения всемирно известных сказочников – классиков. Работа с произведениями этого раздела ориентирована на развитие представлений о жанре сказки, о разных видах сказок, о сходстве и различии сказок народов мира.

«Лето красное» (9 ч.)

В разделе представлен разнообразный фольклорный и литературный материал, объединённый темой лета. Близость тематики позволит при сравнении произведений выявлять не только сходство, но и различие в раскрытии темы, настроения, средствах выразительности.

Виды речевой и читательской деятельности.

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определять последовательность событий, осознавать цель речевого высказывания, задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение. Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в прочитанном тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое умение отличить текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение для ответа справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии, компьютерные издания). Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор является выражением общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Портрет, характер героя, выраженный через поступки и речь. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) мотивов поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Освоение разных типов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста. Деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ заданного фрагмента: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуации, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными и научно-популярными текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение заглавия с содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа учебных и научно-популярных текстов: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста; деление текста на части, определение микротем. Ключевые, или опорные, слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
  1   2   3