Автор технологической карты
| Постнова Татьяна Николаевна
|
Место работы учителя
| Сулакский филиал МБОУ Уметская СОШ
|
Тема урока
| Развитие речи. Сравнение образа лисы в русских народных сказках и лисы как лесного зверя.
|
Место урока в изучаемой теме
| Урок обобщения по русским народным сказкам.
|
Цель урока
| Создание условий для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, и расширить представление о лисе как лесном хищном звере.
|
Планируемые результаты
| Знать:
виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);
название сказок, героем которых является лиса.
Уметь:
работать в паре и группе (планировать работу, распределять её между членами группы, совместно оценивать результат работы, слушать собеседника и вести диалог);
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
работать по предложенному учителем плану;
делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
составлять алгоритм под руководством учителя.
|
Оборудование:
| - Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др ;
- технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран;
- иллюстрации с изображением животных, книги со сказками о лисе, энциклопедии о животных, пословицы.
|
Характеристика этапов урока
|
Этап урока
| Вре
мя, мин
| Цель
УУД
| Содержание учебного материала
| Методы и приемы работы
| ФОУД
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
Мотивация к деятельности
| 1
| Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
Личностные УУД
(Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку)
| Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
|
| Ф
| Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
| Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
|
Актуализа ция знаний
| 5
| Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне
Личностные УУД
(Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций)
| Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Послушайте их внимательно и разгадайте, о ком идёт речь.
(На доске появляются рисунки этих животных в двух вариантах: животного и сказочного персонажа)
-Разбейте предметы, изображённые на картинках, на две группы и назовите признак, по которому вы это сделали.
| Наблюдение, проблемная ситуация.
Работа по плану урока
| Ф
| 1. Предлагает отгадать загадки о животных. 2. Предлагает разбить рисунки с изображением животных на две группы. (Организует диалог с обучающимися с целью уточнения пройденного материала.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.)
| Отгадывают загадки.
2. Предлагают свои варианты и называют признак
|
Постановка темы и цели урока
| 5
| Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
Познавательные УУД
(Осознание учащимися компонентов учебной деятельности и мотивов собственных действий)
| Сегодня на уроке мы поговорим только об одном из этих животных. А о ком, вы узнаете, разгадав ребус.
- Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о лисице.
- Как вы думаете, хорошо ли вы знаете русские народные сказки о лисе?
- А что это за зверь на самом деле, вы хорошо себе представляете?
- Давайте отметим свои знания на оценочной линейке.
- А какие сказки о лисе читали вы?
- Сегодня мы с вами попытаемся проанализировать, а в сказке о лисе рассказывается всё так, как на самом деле или нет.
- Для этого разделимся на две группы: сказочники и учёные. И будем внимательно выслушивать тех и других.
|
| Ф
Г
| 1. Просит детей оценить знания на оценочной линейке. 2. Помогает сформулировать учебную задачу.
(Формулирует цель урока, составляет вместе с учащимися план урока)
| 1. На оценочной линейке определяют уровень знаний сказок о лисе и знаний о лисе как лесном звере. 2. Формулируют учебную задачу урока.
|
Освоение нового материала
| 21
| Личностные УУД
(Формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу и способу решения новой задачи)
Регулятивные УУД
(Формирование способности принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать свои действия)
Познавательные УУД
(Восприятие и анализ небольших текстов, использование знаково-символьных средств, в том числе действие моделирования)
Коммуникативные УУД
(Умение учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию)
| (На доске остаются два рисунки лисы. Учитель помещает между ними первую пословицу)
Есть такая поговорка у русского народа: «Лисица семерых волков проведёт».
-Как вы понимаете эту пословицу?
- Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?
- Давайте вместе прочитаем сказку “Лиса и козёл”.
- Какова лиса в этой сказке? А каков козёл?
- Как удалось лисе заманить козла в колодец?
- Как говорит она с ним в начале? А потом?
(На доске появляется карточка со словами: хитрая, лживая, коварная, грубая, завистливая, льстивая)
- У лисы в сказках часто есть даже отчество: Патрикеевна.
- Послушаем, откуда же оно - Но если говорить честно, не по праву носит лисица это имя: не такая уж она и хитрая.
- Послушаем мнение учёного.
- Да и в русских народных сказках лиса не всегда всех обманывает. Есть сказки, в которых и лису обманывают.
- Послушаем сказку “Лиса и рак” Расскажет её сказочник.
- Что вы можете сказать о хвосте лисы?
- А он ей чаще помогает или мешает?
- У русского народа есть пословица:
«Лисе хвост не для красы нужен». - А для чего?
- Послушайте сказку “Лисичка со скалочкой” (читает учитель).
- Так какова же роль лисьего хвоста?
- А что же скажут нам учёные по поводу лисьего хвоста?
| Наблюдение, работа в группах.
Работа по плану, предложенному учителем.
| Ф
Г
| 1.Организует работу с использованием пословиц, энциклопедического материала и по акцентному вычитыванию текстов сказок с моделированием на каждом этапе урока.
2. Предлагает различные задания: вопросы по содержанию текста сказки, словарная работа, декодирование информации. 3.Организует работу с текстом: (выборочное чтение, чтение по ролям,
выборочный пересказ, выразительное чтение)
| 1. Решают учебную задачу через работу с раздаточным материалом.
2. Готовят сообщения по группам.
3. Отвечают на вопросы учителя.
|
Закрепле
ние материала
| 10
| Развитие монологической речи, формирование умения создавать собственные устные высказывания.
Регулятивные УУД
(Осмысление выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале)
Познавательные УУД
(Формирование умения работать с деформированным текстом)
Коммуникативные
УУД
(Развитие монологической речи, формирование умения создавать собственные устные высказывания)
| - Что говорится в сказках о жилище лисы?
- Какое оно?
- Послушаем героев следующей сказки и попробуем её отгадать.
- А кто же помог бедному зайцу справиться с лисой?
- Поработайте дружно в группе и восстановите ход событий.
- Что же мы скажем о жилище лисы в сказках?
- А сейчас давайте послушаем, где же на самом деле живёт лиса.
- Так где же лиса живёт на самом деле? - Чем лиса питается?
- В народе существует пословица: «Лиса всегда сытей волка живёт».
- Интересно, что же такое ест лиса?
- По ролям прочитаем сказку “Лиса и журавль”.
- А из других сказок, что мы можем узнать о вкусах лисы?
- В сказках лиса гоняется то за зайцем, то за петухом, но так и не съедает их.
Она съела колобка, откусила блин, пробовала мёд…
- Послушаем, что нам говорят об этом учёные …
| Самостоятельная работа
с деформированным текстом. Чтение по ролям.
| И
Ф
| 1. Напоминает обучающимся, как строить свои ответы у доски.
2. Организует индивидуальную работу.
3. Наводящими вопросами помогает выступающему правильно построить ход своего рассказа. 4. Дает комментарии к выступлению каждого участника группы.
| 1. Самостоятельно работают в группах.
Обосновывают свои варианты ответов.
2. Слушают доклады своих одноклассников.
3. Формулируют конечный результат своей работы в группах.
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
| 3
| Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.
Регулятивные УУД
(Формирование умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей)
| - Подведём итог нашего исследования.
- Узнали ли вы новые сказки о лисе?
- Вам они понравились?
- Можно ли сказать, что вы стали больше знать сказок о лисе?
- А можно ли сказать, что вы теперь знаете все сказки про лису?
- Отметим на оценочной линейке.
- Узнали ли вы что-то новое о лисе, как лесном звере?
- Вам это было интересно? А полезно?
- Отметим на оценочной линейке свои новые знания.
- Можно ли по русским народным сказкам судить о лисе, как о лесном звере?
- Совпадает ли образ лисы сказочной и образ лисы настоящей?
- Что бы вы еще хотели узнать про лису?
| Рефлексия, контроль.
Самооценка.
| Ф
| 1. Задает вопросы о задачах урока. 2.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся.
| 1. Формулируют выводы, опираясь на выведенную модель.
2. Высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.
|