Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Пояснительная записка Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. |
 Скачать 402.27 Kb. |
Пояснительная записка
Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком ,наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности -от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов
Появится возможность сформировать способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативной и информационной компетенций. Данная программа предполагает работу и с одаренными детьми, и развивать творческие таланты обучающихся.
Программа, модифицированная т.к. за основу взята «Программа исследовательского обучения младших школьников» А.И.Савенков в способах фиксации и формах предъявления результата и самостоятельной исследовательской деятельности - на 10 час.
Объём курса 34ч из расчета 1 ч в неделю.
Учебный материал рассматривается по принципу концентрических кругов.
По окончании программы определен определенный продукт-исследовательская работа и форма представления результата - доклад и публичное выступление презентация на мини-конференции. Каждый учащийся ведет свою папку исследователя, куда вносит новые слова, с которыми познакомился в ходе выполнения проекта, собранная информация по методам исследования. Итоги участия в деятельности подводятся каждую четверть и в конце года, а также по мере готовности детей.
Цель:
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать: действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; обозначится граница исследования;
разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
поведется последовательно исследование;
зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
проанализируются и обобщатся полученные материалы;
подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;
обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;
включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;
создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Задачи:
организовать действия направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы по заданиям: «Посмотри на мир другими глазами», «Составь рассказ от имени другого персонажа», «Составь рассказ используя данную концовку», «Наблюдение очевидного», «Тема одна – сюжетов много» ;
определить сферу исследования: сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
обозначить границы исследования
разработать гипотезу или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
организовать деятельность по самостоятельному исследованию выбрать методы исследования;
определить последовательность проведения исследования;
зафиксировать полученные знания (собрать и обработать информацию);
проанализировать и обобщить полученные материалы;
подготовить отчет – сообщение по результатам исследования;
• организовать публичные выступления и защиту с доказательством своей идеи на мини- конференциях, семинарах;
стимулировать исследовательское творчество детей;
обучить правилам написания исследовательских работ;
организовать конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов;
привлечь родителей;
изготовить «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
Планируемые результаты освоения курса
Личностные УУД
У ученика будут сформированы:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия.
Познавательные УУД
Ученик научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Ученик получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Метапредметные УУД
- принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления;
-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-различать способ и результат действий;
-вносить необходимые коррективы с учетом сделанных ошибок;
-выполнять задания творческого и поискового характера;
-использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
-пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по заданным критериям;
-определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приобрести навыки сотрудничества и взаимопомощи, уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
-пользоваться базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-пользоваться универсальными способами деятельности (применимыми как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях) с использованием ИКТ.
Ученик получит возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Рабочее планирование по курсу «Проектная деятельность» в 3 классе
№
| Тема занятия
| Цель занятия
| Планируемые результаты
| Компетенции
| предметные
| метапредметные
| 1
| Что такое исследование?
| Познакомить с понятием исследование, коллективно обсудить где использует человек свою способность исследовать, используют результаты, научное открытие
| Знать понятие исследование, что такое открытие. где и как использовать научные открытия
Уметь наблюдать, провести эксперимент (солнечный луч, комнатное растение, животные)
| Исследование несложных реальных связей и зависимостей
| Планирование и поиск информации
Продуктивная групповая коммуникация. Из представленной учителем информации выбирает ту, которая необходима для решения поставленной задачи
| 2
| Наблюдение и наблюдательность
| Организовать действия как вести наблюдение фиксировать данные по наблюдению
| Уметь вести наблюдение фиксировать данные по наблюдению
| Определение сущностных характеристик изучаемого объекта самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
| Использует предложенные ресурсы, для выполнения алгоритма действий. Излагает полученную информацию по заданным вопросам
| 3
| Что такое эксперимент
| Как провести эксперимент и что такое эксперимент
| Проводить эксперимент
| Исследование несложных реальных связей и зависимостей
| Ищет ответы на вопросы, сформулированные учителем
| 4
| Учимся вырабатывать гипотезы
| Формулировка гипотез
| выдвижение гипотез осуществление их проверки,
| выдвижение гипотез осуществление их проверки
| Излагает письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам.
| 5
| Знакомство с логикой
| Познакомить с логикой исследования
| Уметь работать по алгоритму
| Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
| Находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации
| 6
| Как задавать вопросы
| Научить строить и задавать вопросы
| Уметь строить и задавать вопросы
| Формулирование полученных результатов
| Излагает полученную информацию по заданным вопросам.
| 7
| Учимся выделять главное и второстепенное
| Научиться выделять главное и второстепенное из предложенного учителем
| уметь выделять главное и второстепенное из предложенного учителем
| отделение основной информации от второстепенной
| Воспринимает основное содержание фактической определяя основную мысль, отношение говорящего к событиям и действующим лицам, основные факты и события, их последовательность
| 8
| Как делать схемы
| Научиться строить схемы «Дерево Паук»
| Умеет строить схему»Дерево Паук»
| Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных
| Переводит информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот.
| 9
| Как работать с книгой
| Продемонстрировать извлечение информации по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы.
| Умеет извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы.
| Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
| Извлекает и систематизирует информацию из 1-2 простых источников[1] по двум и более заданным критериям (основаниям).
| 10
| Что такое парадоксы
| Познакомить с парадоксом
| Знать парадокс
отделение основной информации от второстепенной
| Знать парадокс
отделение основной информации от второстепенной
| Излагает полученную информацию по заданным вопросам.
| 11
| Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
.
| Научить проводить мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
| умеет проводить мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
| Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей
| Находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации
| 12
| Как сделать сообщение о результатах исследования
| Познакомить с алгоритмом исследовательской деятельности,
элементарными умениями
владение приемами исследовательской деятельности,
элементарными умениями (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).
| Знает алгоритм исследовательской деятельности
| Формулирование полученных результатов.
| Согласно заданным рамкам обсуждения, высказывают свои суждения и относятся к высказываниям других членов группы.
| 13
| Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований
.
| Организовать тренировочное самостоятельное исследование. Познакомить с методами проведения исследования
| Умеет организовывать исследование
| Самостоятельно создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
| Систематизирует[2] извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры (по одному основанию).
| 14
| Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»
.
| Познакомить с методами проведения исследования
| Умеет выбирать методы исследования
| Самостоятельно создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
| Планирование и поиск информации
| 15
| Экспресс-исследование
| Научить проводить экспресс-исследование
| Умеет провести экспресс-исследование
| Исследование несложных реальных связей и зависимостей
| Извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы.
| 16
| Семинар по итогам экскурсии
| Познакомить с методом исследование - экскурсией и как фиксировать результат работы
| Умеют фиксировать результат работы методом экскурсия
| Определение сущностных характеристик изучаемого объекта самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
| Отстаивает собственную позицию, аргументировано отвечая на вопросы Излагает полученную информацию по заданным вопросам
| 17
| Коллективная игра-исследование
| Организовать коллективное исследование им научить групповому исследованию
| Умеет следовать заданной процедуре группового исследования.
| Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:
| Самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с задачей, поставленной перед группой.
| 18
| Коллекционирование
.
| Показать разнообразное коллекционирование и алгоритм демонстрации
| Умеет следовать заданной процедуре демонстрации коллекционирования
| Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.
| Готовит план выступления на основе заданных целей
| 19
| Экспресс- исследование, «Какие коллекции собирают люди»
.
| Научить экспресс- исследованию по теме«Какие коллекции собирают люди»
| владеет приемом экспресс исследовательской деятельности
Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).
| Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
| Излагает письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам
| 20
| Сообщение о своих коллекциях
.
| Познакомить с алгоритмом сообщения
| Умеет по алгоритму строить сообщение
| передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
| Готовит план выступления на основе заданных целей, целевой аудитории и жанра выступления
| 21
| Искусство делать сообщения
| Научить определять содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации
| Умеет определять содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации
| Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
| Использует предложенный алгоритм действий.
| 22
| Техника экспериментирования
| Познакомить с техникой экспериментирования
| Умеет экспериментировать
оценивание достоверности полученной информации,
| передача содержания информации адекватно поставленной цели
| Фиксируют итоговый продукт (результат)
| 23
| Семинар «Как подготовиться к защите»
| Научить, как подготовиться к защите (вербальные невербальные)
| Умеет при защите использовать вербальные и невербальные средства
| Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
| Использует предложенный алгоритм действий.
| 24
| Определение проблемы и выбор темы собственного исследования
| Познакомить с проблемой ее формулировкой и помочь выбрать тему исследования
| Уметь выбирать тему собственного исследования
| Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.
| Извлечение необходимой информации из источников
Готовит план выступления на основе заданных целей,
| 25
| Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
| Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований
| Владение приемами исследовательской деятельности,
элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).
| Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).
| Самостоятельно определяет, какой информации для решения поставленной учителем задачи ему не достает и планирует ее поиск.
| 26
| Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
| Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований
| Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).
| Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. владение приемами исследовательской деятельности,
элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).
| Самостоятельно определяет, какой информации для решения поставленной учителем задачи ему не достает и планирует ее поиск.
| 27
| Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
Фиксируют итоговый продукт (результат)
| Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований
| владеет приемами исследовательской деятельности,
| Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы:
выдвижение гипот осуществление их проверки,
владение приемами исследовательской деятельности,
элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).
| Самостоятельно определяет, какой информации для решения поставленной учителем задачи ему не достает и планирует ее поиск.
| 28
| Семинар Подготовка собственных работ к защите
| Оказать помощь по подготовке собственных работ к защите
| Умеет строить защиту собственной работы
| передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
| Использует предложенный алгоритм действий.
| 29
| Мини - конференция по итогам экспресс -исследований
| демонстрация результатов исследования
| умеет демонстрировать результаты исследования
| Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
| Самостоятельно формулируют цели групповой коммуникации, высказывают идеи, называют области совпадения и расхождения мнений, выявляя суть разногласий, дают сравнительную оценку предложенных идей относительно целей групповой работы.
| 30
| Мини конференция по итогам собственных исследований
| демонстрация результатов исследования
| умеет демонстрировать результаты исследования
| Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
| Использует вербальные средства (интонация, связующие слова…) для логической связи и выделения смысловых блоков своего выступления.
Использует невербальные средства (жесты, мимика…) или готовые наглядные материалы.
| 31
| Семинар Подготовка собственных работ к защите
| Оказать помощь по подготовке собственных работ к защите
| Умеет строить защиту собственной работы
| Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
| Использует предложенный алгоритм действий.
| 32
| Семинар Подготовка собственных работ к защите
| Оказать помощь по подготовке собственных работ к защите
| Умеет строить защиту собственной работы
| Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов
| Использует предложенный алгоритм действий.
| 33
| Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов уч.3кл
| демонстрация результатов исследования
| умеет демонстрировать результаты исследования
| Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:
постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей,
учет индивидуальности партнеров по, деятельности,
объективное определение своего вклада в общий результат.
| Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации и могут объяснить, за счет каких промежуточных результатов он был получен.
Оценивают продукт (результат) коммуникации другой группы.
| 34
| Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся 3 классов
| демонстрация результатов исследования
| умеет демонстрировать результаты исследования
| Объективное оценивание своих учебных достижений
Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации и могут объяснить, за счет каких промежуточных результатов он был получен.
| Оценивают продукт (результат) коммуникации другой группы.
|
Контроль и фиксация результата
Подпрограмма
| Форма предъявления результата
| Форма контроля
| Инструмент для оценки
| Подпрограмма «Тренинг»
| Папка исследователя
| Наличие материала по исследованию
| Параметры оценки
| Подпрограмма «Исследовательская практика»
| Сообщение доклад
| Проведённое исследование
| Критерии написания исследования, мониторинг
| Подпрограмма «мониторинг»
| Публичное выступление
| Конференция
| Критерии публичного выступления
|
Характеристика образовательного процесса
Подпрограмма
| Самостоятельная работа
| Практическая работа
| Форма представления
| Инструмент
| «Тренинг» 12 ч
| 2ч
| 10ч
| Папка исследователя
| Объекты: солнечный луч, комнатные растения, животные;
вода; свет; бумага
Практическое задание на выдвижение гипотез
| «Исследовательская практика» 8ч + 7чс
| 2ч + 3ч
| 6ч + 4ч
| Исследование, творческий проект
| Алгоритм написания исследовательских работ, мониторинг
| «Мониторинг» 6ч + 1ч
| 2ч
| 4ч + 1ч
| Доклад - презентация мини - конференции, семинар; проект
| Алгоритм публичного выступления и защиты с доказательством своей идеи
|
Примеры тем и проектов взяты из нового стандарта Тема: «Человек и природа»
Осенние работы и праздники в традиции народов моего
края.
Зимние работы и праздники в традиции народов моего края.
Весенние работы и праздники в традиции народов моего
края.
Летние работы и праздники в традиции народов моего края.
Природные материалы моего края и местные художест_
венные промыслы.
Природа и культура в музеях под открытым небом, в ис_
торико_культурных заповедниках.
Образы природы в традиционном зодчестве и приклад_
ном искусстве народов моего края. Тема: «Человек и семья»
Терминология родства и свойства в языке народов моего
края.
Традиция наречения имени в культуре народов моего края.
Пестование младенцев в культуре народов моего края.
Традиционные детские игрушки народов моего края.
Традиционная свадьба и народные детские игры в свадьбу.
Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье.
«Старый и малый» в культуре народов моего края. Тема: «Человек и история»
Героический эпос народов моего края.
Исторические песни и предания народов моего края.
Мои земляки в истории России.
Мои земляки в культуре России.
Хозяйственные промыслы моего края и будущее России Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто»
Проекты:
Подготовка передачи «Никто не забыт, ничто не за-
быто».
Малая конференция. Обсуждаемые вопросы:
— Какие произведения о Великой Отечественной войне
— В каких из этих произведений рассказывается о детях?
— Какими качествами должен быть наделен человек, совер_
шающий подвиг?
— Как складывается судьба таких героев?
— Что вы знаете об авторах обсуждаемых произведений?
Создание сборника произведений о войне.
Подготовка стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто». Тема: «Математические развлечения»
Примеры подтем:
Игры с числами. # Невозможные рисунки.
Логические задачи. # Магические квадраты.
Старинные задачи. # Фокусы с числами.
Логические игры. # Развертки. Примеры проектов:
Лист Мёбиуса.
Бумажный домик с мебелью.
Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли, машины).
Чемпионат класса по калаху (или другой логической игре).
Конкурс математических развлечений.
Энциклопедия математических развлечений.
Математический праздник. Тема: «Логические игры»
Примеры подтем:
Шашки.
Шахматы.
Уголки.
Крестики - нолики (в том числе на бесконечной доске).
Морской бой.
Логические игры в древней истории.
Логические игры в книгах.
Логические игры в фильмах.
Забытые игры. Примеры проектов:
Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.
Комплекты для игр.
Оригинальный стилизованный комплект шахматных фигур. Тема: «Математика вокруг нас»
Примеры подтем:
Числа в пословицах и поговорках.
Нумерация вокруг нас.
Измерения (что меряют, чем меряют).
Единицы измерения в Древней Руси.
Единицы измерения в других странах.
Числа в спорте.
Математика в раскрое одежды.
Математика в торговле.
Математика в строительстве.
Математика в кулинарии.
Математика в Древнем мире. Примеры проектов:
Макеты зданий из простых геометрических тел.
Конкурс на самый экономный раскрой.
Книга о математике в Древнем мире.
Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты».
Постановка по книге о числах.
Коллекция самодельных измерительных приборов. Тема: «Шифры»
Примеры подтем:
Способы шифрования текстов.
Приспособления для шифрования.
Шифрование местонахождения.
Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста.
Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам.
Передача тайного смысла в картинах.
Передача тайного смысла в книгах.
Акростихи.
Передача тайных посланий с помощью СМИ.
Знаки в шифровании. Примеры проектов:
Игра «Поиск сокровищ».
Конкурс дешифраторов.
Создание приспособления для шифрования.
Постановка по произведению о шифрах.
Обзор способов шифрования. Тема: «Узоры»
Примеры подтем:
Узоры в Древней Греции.
Узоры в Древнем Риме.
Узоры в Древнем Египте.
Узоры в Древней Руси.
Закономерности в узорах.
Узоры на зданиях.
Узоры на одежде.
Узоры на посуде.
Узоры на оружии.
Узоры в оформлении книг.
Магические узоры. Примеры проектов:
Вышивка с узорами.
Энциклопедия узоров.
Украшение класса узорами.
Демонстрация моделей одежды с узорами.
Выставка оружия с узорами и реконструкция боя.
Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды
с узорами. Исследование: «Узоры в истории нашего края».
Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе.
Программа создания узоров на компьютере. Тема: «Стратегии»
Примеры подтем:
Игры с выигрышными стратегиями.
Стратегии в играх.
Стратегии в спорте.
Стратегии в компьютерных играх.
Стратегии в жизни (стратегии поведения).
Боевые стратегии.
Стратегии в древности.
Стратегия в рекламе. Примеры проектов:
Чемпионат по компьютерной игре в жанре «Стратегии».
Коллекция игр с выигрышными стратегиями.
Альбом со схемами сражений,
Тема: «Малые жанры устного народного творчества»
(пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки) Проекты:
Создание сборника пословиц и поговорок.
Создание сборника побасенок.
Создание сборника загадок.
Викторина.
Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества. Тема: «Сказки»
Проекты:
Создание сборника сказок об одном из животных (зайце,
лисе, медведе, волке).
Герои сказок в лепке.
Герои сказок в рисунках.
Создание костюмов для сказочных персонажей.
Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.
Создание собственных сказок.
Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками». Тема: «Произведения русских поэтов XIX в.»
Проекты:
Коллаж по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, ле_
то знойное», «Унылая пора! Очей очарованье!».
Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов.
Создание сборника стихов русских поэтов XIX в. Тема: «Былины»
Проекты:
Организация выставки книг.
Создание сборника былин.
Подготовка аудиоальбома. Тема: «Любимые писатели, герои, произведения»
Проекты:
Подготовка к параду живых героев.
Викторина по произведениям любимых писателей.
Драматизация лучших фрагментов книг.
Создание сборника любимых произведений. «Путешествие в прошлое»
Исследование истории и значения устаревших слов из сказок, былин, исторических произведений; история общеупотребительных слов, имен, фамилий. Возможна организация проектной деятельности по отдельным темам, например:
проект «Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина»;
проект «Что значат наши имена»;
проект «А в старину говорили так…» (поиск по словарям
устаревших названий предметов, которыми мы продолжаем
пользоваться). История названий городов, сел, деревень, рек, озер, улиц.
Проектная и поисковая деятельность учащихся:
проект «Улицы нашего города» (установление истории
названия);
проект «Почему река (озеро, город, село, деревня) назы_
вается именно так». Составление Толкового словарика
Игровая форма «А я узнал, что…»: учащиеся ведут общий
классный словарик, в который записывают толкование слов,
значение, которых они раньше не знали, но посмотрели толковом словарике и теперь знают.
Примерные темы исследовательских работ младших школьников :
«Цветок дождей»,
«Гиацинт»,
«Выгонка нарциссов»,
«Гиппеаструм»,
«Наблюдение за шпорцевой лягушкой»,
«Мое удивительное знакомство с репчатым луком»,
«Условия прорастания семян»,
«Любимое травянистое растение хомячка Персика»,
«Выращивание бабочки в комнатных условиях».
Объект исследования: семейная культура
Объект исследования: игры народов России и мира
Объект исследования: организм человека
Объект исследования: деятельность человека в природе
Объект исследования: объекты и явления природы
Объект исследования: великие люди России и мира Моя семья:
рассказ о своей семье
все профессии нужны, все профессии важны
увлечения членов моей семьи
как мы отдыхаем
выставка творческих работ детей и членов их семей
презентация “у нас живет…” Мои сверстники:
рассказ о друге, фотография, рисунок
телефон, адрес – как связаться с другом, приглашение на день рождения, подарок другу, пожелания другу
мой день рождения (пожелания мне, мое заветное желание)
моя записная книжка
анкета для друзей (что я хотел бы узнать у друга)
Мой дом, моя улица…
адрес, индекс (зачем нужен индекс), телефон
что я знаю о своей улице (путешествие в историю)
что находится на моей улице, рядом с домом
красивые уголки моего двора, улицы (прекрасное рядом) Моя школа:
что я узнал о школе
школьный двор (прекрасное рядом)
кто работает в школе (профессии, люди)
моя школьная жизнь
школьные товарищи (телефоны друзей и адреса) Округ:
в каком округе мы живем
что есть в нашем округе
куда можно пойти отдохнуть
где можно заниматься спортом или творчеством
прекрасное рядом (фотоконкурс) Мой родной город:
город в котором я живу (конкурс рисунков) Что я знаю о Москве (история города)
конкурс рисунков и иллюстраций “Древняя Москва”
фотоконкурс “прекрасное рядом”
чем может гордиться наш город (из истории войн)
Москва спортивная
Москва театральная
музеи и выставки Москвы
Москва музыкальная
экскурсии по городу
Москва – столица Российской Федерации
Москва на карте России
пути сообщения с другими городами
роль столицы в жизни государства
конституция
конвенция о правах ребенка Путешествия по России
летний отдых
экскурсии в другие города Зарубежье:
наши соседи
Как изменилась политическая карта за последние 15 лет
Россия на карте мира
иллюстрированный рассказ о путешествии
Песни, стихи и произведения о Родине
* литературные чтения Индивидуальные проекты
Формы деятельности:
сбор информации
эксперимент
систематизация и структуризация информации
исследование
оформление работы
фото и видео зарисовки
интервьюирование
наблюдения
презентация
практическое применение новых знаний
публичное выступление
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Содержание работы:
наблюдение
сбор информации
исследование
обработка собранной информации
подготовка аналитической справки
создание фотоальбома
творческие работы
видеозарисовки
фотозарисовки
живая газета – как вариант промежуточного отчета
конкурс семейных презентаций
публичное выступление
экскурсии
подготовка отзывов, докладов, рефератов
самостоятельная работа с книгой
просмотр кинофильмов для детей об истории нашей Родины
индивидуальная проектная деятельность
Проекты отличаются друг от друга:
результатом:
• поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы,макеты, модели);
• мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод );
• индивидуальная деятельность (получаемый продукт —результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт(например, выставка работ учащихся);
• работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, под_
готовка конкурсов и викторин);
• коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-_либо специализации);
Мониторинг учебно-исследовательской деятельности по систематизации информации
«Живая природа» -объект, область исследования- «Зоология»:
1.Где живет?
2.Чем питается?
3.Основные особенности:
• тип животного;
• класс;
• семейство;
• род
• вид
4.Поведение.
5.Кто главные враги.
Человек
1.Общая характеристика личности выдающегося человека.
2.Где и когда родился?
3.Характеристика обстановки, в которой рос (семья, ближайшее окружение).
4.Где провел жизнь.
5.Первые серьезные работы.
6.Основные достижения и результаты деятельности.
7.Основные работы о нем.
8.Как к нему относились современники.
9.Как к нему относятся в наше время.
Планеты
1.Перечень планет.
2.Происхождение названия.
3.Общая характеристика каждой:
• размеры;
• удаленность;
• время обращения вокруг Солнца;
• удаленность от Солнца;
4.Исследования планеты людьми.
5.Условия на планете.
Озера
1.Название крупнейших озер.
2.Их географическое положение.
3.Климатические условия.
4.Основные характеристики:
• размеры;
• форма
• пресные или соленые.
5.животный и растительный мир этих озер.
6.Какие люди живут рядом, каков характер их хозяйственной деятельности.
7.Характеристика экологической ситуации |
|
|