Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Пояснительная записка Художественный танец это средство физического и духовного самосовершенствования человека


Скачать 145.75 Kb.
НазваниеПояснительная записка Художественный танец это средство физического и духовного самосовершенствования человека
Дата23.04.2016
Размер145.75 Kb.
ТипПояснительная записка



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кстовский нефтяной техникум имени Бориса Ивановича Корнилова»

ОП-06-2015

Система качества образовательного учреждения
Дополнительная общеобразовательная программа студии танца «Step up»








УТВЕРЖДАЮ

Директор

__________Е.Ю. Кузнецова

«____»__________2015г.

Дополнительная общеобразовательная программа

студии танца «Step up»

(возраст обучающихся -15-19 лет

срок реализации – 1год)





Должность

Фамилия И.О. / Подпись

Дата

Согласовал

Зам. директора по УВР

Цалый Н.В.




Разработал

Педагог доп. образования

Игошина Д.А.






Пояснительная записка

Художественный танец - это средство физического и духовного самосовершенствования человека.

М.М.Фокин

Танец – это вид искусства, который помогает познавать мир, почувствовать движение жизни, пластически создавать картину окружающего мира.

Ведь отражать свои чувства и переживания движением всегда было естественно для человека.

С самого рождения человечество живет, танцуя.

Сначала - у ритуальных костров и во время обрядов, затем скоморошествуя и веселя народ на площади во время праздников, позже в театрах и концертных залах. Шло время, менялись сценические площадки, и вот уже двадцать веков о любви, боли, печали и радости люди говорят языком танца, «возвышенным, ритмическим языком, в котором душа говорит душе движеньем тела».

Программа «Студия танца» является результатом обобщения опыта работы, анализа деятельности и изучения учебной и методической литературы.

Данная программа имеет художественно - эстетическую

направленность. Именно в детском возрасте происходит формирование нравственности, из которой произрастают затем навыки духовной жизни целого поколения. А занятия хореографией являются не только музыкально-танцевальным, но и эстетически нравственным средством воспитания ребенка. В танце выражаются возвышенные, благородные состояния человеческой души на основе выразительности движений человеческого тела. Красота и грациозность поз в создании танцевального образа позволяют использовать хореографию как средство эстетического воспитания, т.е. чуткость и восприимчивость к прекрасному, хороший вкус, умение отличать высокохудожественное произведение от шаблонных «однодневок».

Чувства ребенка, пережитые в танцевальном номере, оставят след в его душе и станут нравственным качеством личности. Образы родной природы, культурные традиции своего народа воспитывают патриотическое сознание детей.


Актуальность и новизна.

Занимаясь по программе студии танца «Step up» студенты имеют возможность попробовать овладеть различными направлениями танцевальной культуры. Новизна данной программы – это то, что обучающиеся имеют возможность овладеть разнообразным, многожанровым репертуаром, попробовать себя в разных стилях: от спортивно- ритмических композиций танцевальной аэробики до классических и народно-характерных постановок. Это повышает их интерес к танцевальному творчеству и расширяет диапазон их способностей, а так же кругозор знаний об истории культуры.

Уроки импровизации способствуют развитию творческих способностей детей, формированию неординарного мышления, раскрытию одаренности.

Таким образом, студенты постепенно преодолевают трудности первых шагов на пути к вершине мастерства (от спортивно- танцевальных композиций до постановок в классическом или народно- характерном стиле).

В настоящее время, когда есть студенты, ведущие неактивный образ жизни, не развитые физически и духовно, хореография является одним из самых актуальных и гармоничных видов художественного творчества.

Классический танец развивает эстетическое чувство понимания прекрасного, современный танец развивает физические способности; народно-сценический танец помогает понять самобытность и красоту русского танца, развить патриотическое сознание.
Цель программы: приобщение студентов к искусству хореографии, развитие их хореографических способностей, художественного вкуса, потребностей и интересов.

Задачи:


  1. Обучающие:

- формировать навык постановки корпуса, рук и ног

- формировать знания отличительных особенностей разных видов хореографии

- формировать знания основ музыкально-ритмической грамотности

  1. Развивающие:

- развить творческие способности

- развить физические качества и двигательные способности

- развить чувство ритма

- развить психофизические способности


  1. Воспитательные:

- развить интерес к хореографическому искусству

- приобщить к активному и здоровому образу жизни

- помочь развить художественный вкус

-помочь преодолеть страх перед выступлением на сцене,
Учебный материал дается по восьми темам:

1.Вводное занятие.

2.Азбука музыкального движения.

3.Элементы классического танца.

4.Элементы русского народно-сценического танца.

5.Элементы современного танца.

6.Танцевальная импровизация.

7.Постановка танца.

8.Самостоятельная работа
Программа разделена на отдельные тематические части, но границы их несколько сглаживаются, так как на одном занятии обучающиеся могут изучать элементы классического, народного или современного танца, выполнять задания на импровизацию или отрабатывать постановочные комбинации.

Педагог строит работу таким образом, чтобы не нарушать целостный педагогический процесс, учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы развития коллектива, а также создание и поддержание репертуара.
Условия реализации образовательной программы: дополнительная образовательная программа предназначена для детей с 15 до 19 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Формы организации деятельности:

- групповые занятия

- индивидуальное занятие – не является обязательным, но периодически необходимо для разучивания и совершенствования исполнения сольной части в постановке танца или дополнительного занятия с отстающим ребенком

- сводные репетиции – требуют объединения работы с несколькими танцевальными группами или участниками вокальной студии в рамках одного занятия в связи с их участием в смешанной постановке.

Типы занятий: теоретические, практические, комбинированные

На групповых и фронтальных занятиях:

- изучается методика (последовательность изучения и овладения правильным исполнением движения)

- осуществляется тренинг, постановка и отработка номеров

- прослушивается музыкальное произведение

-совместно просматривается видеоматериал и ведется обсуждение

- выполняются задания на импровизацию
Формы проведения занятий:

- беседа

- соревнования

- тренинг

- импровизация

- постановка

-фестивали
Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате обучения студенты знают:

- терминологию классического экзерсиса

- последовательность выполнения разминочных упражнений

- правильную координацию рук, ног и головы при выполнении движений

- основы правильной постановки корпуса

В результате обучения обучающиеся умеют:

- исполнять упражнения

- ритмически грамотно двигаться под музыку

- исполнять разнообразный репертуар

- культурно вести себя на сцене и в обществе

- передавать характер исполняемого произведения
Формами диагностики результатов:

- ежедневные наблюдения на занятиях

- контрольные занятия

- конкурсы

- диагностика мотивов посещения
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- конкурсы

- концерты

- фестивали

Реализация данной программы дает значительный положительный результат.

Образовательный процесс поставлен таким образом, что все студенты, обучающиеся в студии, выступают на праздничных концертах, успешно принимают участие в фестивалях и конкурсах.
Методы, принципы и приемы обучения дополнительной образовательной программы студии танца «Step up».

Дополнительная образовательная программа студии танца «Step up» предусматривает использование следующих методов обучения:

- словесные - объяснение исполнения движений ( положения корпуса, ног, рук, головы) беседа, анализ деятельности.

- наглядные – показ педагогом правильное исполнение движений; просмотр видеоматериалов, наблюдение.

- практические - тренировочные упражнения.

Для закрепления умений и формирования навыков на занятиях, изложение материала проводится по следующей схеме: повторение ранее изученного, объяснение и показ нового материала, упражнения на закрепление, проверка, подведение итогов.

Обучаясь по данной программе, студенты приобщаются к хореографическому творчеству; реализуется их творческий потенциал, укрепляется психическое и физическое здоровье. К тому же студенты заняты творчеством, а не бесцельным времяпровождением, что является профилактикой асоциального поведения. Обучающиеся знакомятся с историей развития танца, с его различными направлениями, участвуют в концертах, конкурсах, фестивалях, просматривают и обсуждают фото и видео – материалы, что позволяет им сформировать адекватную самооценку своих способностей и умение определить область задач работы над собой.


Для эффективности реализации программы обучение студентов строится на основных принципах дидактики:

- активности

- наглядности

- доступности

- систематичности

- последовательности

- прочности усвоения знаний.

Приемы обучения:

- «от простого к сложному» в процессе изучения танцевальных элементов

- активизация внимания, памяти, мышления в игровых ситуациях

- формирование контроля и самоконтроля в самостоятельной работе

- активизация переживаний, эмоций

- формирование творческих способностей в импровизациях
Возможность продолжения обучения.

После окончания обучения по данной программе, дети имеют возможность продолжить заниматься в коллективе, участвовать в постановке концертных номеров, выступать с сольными номерами.


Содержание программы

Тема № 1. « Введение»

Теория. Беседы о здоровом образе жизни. Профилактика травматизма. Гигиена, режим дня. Рационально питание. Взаимоотношения в коллективе. Ознакомление с постановочным планом на год.

Тема № 2. Азбука музыкального движения.

Такт и затакт. Музыкальная фраза. Рисунок танца. Основные линии танца. Музыкальный темп. Логика составления комбинаций и перестроений в танце. Тактовые и затактовые вступления в танец. Прослушивание музыкальных произведений.

Практика: Упражнения на развитие музыкального ритма. Комбинации на сложную координацию движений. Разогревающих и общеразвивающие упражненияи движения на шагах, беге, прыжках.

Комбинации на координацию. Различные виды шагов, бега. Сохранение равновесия с открытыми и закрытыми глазами. Рисунки танца. Перестроения.

Тема № 3. Элементы классического танца.

Теория: Положение головы во время поворота. Уровень подъема ног, положение работающей ноги на уровне щиколотки опорной ноги. Подготовительные движения руками (препарасьон). Закрывание и открывание рук; координация рук, ног, головы во время пор де бра; прыжки с двух ног на две. Изучение этапов прыжков: плие, толчок, взлет, фиксация положения ног, приземление, положение ног после прыжка. Законы и эстетика в позах классического танца.

Практика. Постановка корпуса. Позиции ног . Позиции рук

Перегибы корпуса назад, ноги в 1 позиции, размер 3\4 по два такта на движение, наклоны вперед.

Позы классического танца. Мелкий бег на носках. Вращения, повороты. Вальсовый шаг, вальсовый шаг в повороте. Прыжки.

Тема № 4. Элементы народно – сценического танца.

Теория: Положения и движения рук в русском народном танце. Правила исполнения русских народных движений. Основные технические навыки открытые и закрытые позиции ног. Дробные движения русского танца. Настроение и характер танца. Хороводы, кадрили, переплясы. Стилизация танца. Правила поворотов и вращений.

Практика. Открывание и закрывание рук из подготовительного положения через первую во вторую и закрывание на талию.

Положения рук на поясе. Переводы рук в различные положения, работа с платками.

Ходы:

- шаги назад и вперед по диагонали

- переменный шаг с каблука

- шаг с продвижением на припадание(«лошадки»)

- боковые ходы

Танцевальные движения:

- Переступания на каблуках.

- Притопы.

- Соскоки.

-«Веревочка» - простая и с переступанием.

- Подбивка.

- Перекидной прыжок вперед.

- соскоки с бегом в повороте

- «ковырялочка» в повороте с «моталочкой»

- припадание в повороте

- припадание в парах с поворотом

- комбинации

Дробные движения: одинарные, с подскоком, двойные удары. Комбинации.

Вращения: на полупальцах на месте, с продвижением вправо, влево; на припадании, на подскоках, на беге.

- «девичий шаг» на полупальцах

- переменный шаг вперед и назад, с раскрыванием и закрыванием рук

- кадрильный шаг с каблука

- шаг с соскоком в повороте

- комбинации ходов.

- боковые приставные ходы: простой, с полуприседанием, с ударом, с выносом на каблук

Тема № 5. Элементы современного танца.

Теория: особенности исполнения спортивных танцев. Классическая аэробика. Базовые шаги. Современные направления.

Практика:

Элементы аэробики:

- « V»- степ вперед, назад, с прыжком, в повороте

- мамба

- кросс

- Открытый шаг

- шаги по диагонали

- «Слайд»

- повороты вокруг себя вправо, влево

- твист

Элементы танца в стиле «Латино»:

- «штопор»

-«шаги с переносом тяжести тела»

- «шаг с броском и поворотом»

Элементы танца «Рок - н - ролл»:

- «шаг с опусканием пятки»

- прыжок «козлик»

- прыжок с поджатыми ногами

- прыжок «разножка»

- шаг с броском

- шаг «джайв»

- шаги накрест с выпадом и хлопком

Элементы танца «Jazz Funk»

- шаг «Kriss kross»

- шаг «Bk bounce»

- шаг «Tone wop»

- шаг «степ-степ»

- скольжение ступнями

- движение «толчек»

- движение «взрыв»

Элементы танца «Jazz modern»:

- контракшн (сжатие)

- релиз (расширение)

- свинг (раскачивание любой частью тела)

- тилт (угол, поза)

- фраст (рывок)

- изоляция (движения отдельными частями тела в различных направлениях: крест, квадрат, круг, полукруг).

- координация изолированных центров

- координация нескольких центров одновременно
Тема № 6. Танцевальная импровизация.

Теория : прослушивание музыкальных произведений.

Практика: Сочинение этюдов по заданию

Массовые и сольные комбинации в разных танцевальных стилях.

Самостоятельные сочинения комбинаций.

Тема № 8. Постановочная и репетиционная работа


Теория: беседы об особенностях и отличиях при исполнении классических, народных и спортивных танцевальных номеров. Поведение на сцене: выход и уход. Эмоциональность исполнения и передача образа. Постановка репертуарных танцев коллектива. Работа с атрибутами танца.

Практика: Постановочная работа, отработка комбинаций и ориентации в пространстве.

Примерный репертуар: «Рок-н-ролл», «Сокол», «Зима», «Река», «Гори, Москва!», «Movie», «Война».






Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.



Тема

Форма занятия

Методы

Инструменты. материалы.

Оборудование

Дидактический материал и ТСО

Форма итогового занятия

1.

Азбука музыкального движения

Тренинг,

репетиция


Словесные

Наглядные

Звуковая аппаратура.

Музыкальное

сопровождение

Контрольный урок

2.

Элементы классического танца

Тренинг,

репетиция,

выступление, просмотр видеофильма и его анализ

Словесные

Практические

упражнения

Видеоаппаратура.

Звуковая аппаратура

Видеофильм

Контрольное занятие

3.

Элементы народно-сценического танца

Тренинг, репетиция,

выступление,

объяснение, просмотр видеофильма

Словесные

Практические.

наглядные

Видеоаппаратура.

Звуковая аппаратура

Видеофильмы


Контрольное занятие


4.

Элементы современного танца

Тренинг, репетиция,

выступление,

объяснение, просмотр видеофильма

Наглядный

Словесный

практический

Видеоаппаратура.

Звуковая аппаратура

Видеофильмы


Контрольное занятие

5.

Танцевальная импровизация

Самостоятельная работа,

репетиция,

импровизация

Наглядный

Словесный

Практический


Звуковая аппаратура

Музыкальные

произведения

Контрольное занятие, просмотр работ

6.

Постановочная и репетиционная работа

Репетиция,

постанова танца.


Практические,

словесные


Костюмы

обувь

Звуковая аппаратура

Генеральные репетиции

7.



Выступления

Демонстрация


Наглядные,

словесные

Костюмы,

реквизит

Сценарии,

викторины

Праздники, концерты, конкурсы, фестивали



Материально – техническое обеспечение:

-Зал

- Звуковая аппаратура

- Видеоаппаратура.

- Видеозаписи выступлений

- Фильмы
Форма для занятий:

1. купальник

2 .лосины

3. футболки, шорты

4.обувь мягкая ( балетки)

5.туфли народно-характерные
Для выступлений:

- Концертные костюмы для народного танца

- Концертные костюмы для современного танца

- Концертные костюмы для классического танца

Литература:

Нормативная литература:

- Козлов В.В. « Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования» Москва. « ВЛАДОС» 2003 г.

- Матвеев А.П. « Физическая культура: образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы» Москва 1995

Народный и классический танец:

- Балетмейстер и коллектив: учебное пособие / Л. В. Бухвостова,

Н.И. Заикин, С.А.Щекотихина./ - Орел.2007.

- Боголюбская М.С. « Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах» Москва. 1982 г.

- Боголюбская М.С. « Музыкально – хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания» Москва.1986 г

- Базарова Н.П. Мей Б.П. « Азбука классического танца» Ленинград. Искусство 1983 г.

- Богданов Г. Урок русского народного танца.- М.1995.

- Ваганова А.Я.«Основы классического танца» Ленинград 1963 .

- Волынский А.Л. Книга ликований. Азбука классического танца. М. «АРТ».1992.

- Григорович Юрий. Фотоальбом. «Планета».1987.

- Голейзовский К.Образы русской народной хореографии.-М.1964.

- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. ВЛАДОС.2003.

- Захаров Р.В. Сочинение танца. М. «Искусство».1983.

- Зубкова Л.Ю. « Танцуй, кроха! Обучение хореографии от двух до семи « СПБ»

- Костровицкая В.С. «100 уроков классического танца» Ленинград.1981 г

- Крассовская В.М. « История русского балета»

- Мессерер А.М. « Танец, мысль, время « Ленинград» Искусство 1992 г.

- Методика классического танца. Составитель: Деменчук С.М. Методическое пособие для учащихся. «ЛОККИ» СПб. 2007.

- Ткаченко Т.Т. « Народные танцы» Москва. 1975 г.

- Тихомирова Л.Ф. « Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения для школьников»

- Уральская В.И. «Природа танца» Москва. Советская Россия 1981 г.

- Устинова Т. «Русские танцы». «Молодая гвардия». 1955.

- Фокин М.М. « Против течения» Ленинград. Искусство. 1981 г.

- Чистякова « Психогимнастика», Москва 1990 г.

- Шкробова С.В. «Искусство балетмейстера». Теоретические основы. СПб. 2007.

Современный танец и спорт:

- Алешин В.В. Портнов Ю.М. « Физкультурное граффити – игры, эстафеты, аттракционы и забавы» Москва 1996 г.

- Вакулова А.Д, Бутин И.М. « Развитие физических способностей детей» Ярославль 199

- Зациорский В.М. « Физические качества спортсмена» Москва « Физкультура и спорт» 1966 г.

- Иваницкий А.В. ,Иванова О.А., Матов В.В. « Ритмическая гимнастика на ТВ». - М. Советский спорт, 1989.

- Инновационные технологии в физическом воспитании детей. Учебно-методическое пособие/ под редакцией Л.Т. Кудашовой.- СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.

- « Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом».

С- Пб. 1993 г. УМЦ « Аллегро».

- Кацер О.В. Коротаева С.А. Музыка. Дети. Здоровье. Игровая методика развития музыкальных способностей детей. ЛОИРО. СПб.2007.

- Козлов В.В.Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования: Акробатика.- М. ВЛАДОС, 2003.

- Кокин В.П. « Спортивная аэробика» Москва 1981 г.

- Колесникова С. В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы.

- Ростов н /Д.: Феникс, 2005.

- Лисицкая Т.С. Ритм +пластика. - М.: ФиС,1987.

- Никитин В.Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн- джаз танца. М.: Издательский дом «Один из лучших». 2006.

- Пастушенко Г.А. « Домашние задания по физкультуре» Киев 1996

- Шнеер Я.Я. Славский Р.Е. « Цирк – маленькая энциклопедия» Москва 1979 г.

- Шереметьевская Н. Танец на эстраде. М.Искусство. 1985.



Г. Кстово

2015г.