Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Основы Православной культуры» как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста


Скачать 88.62 Kb.
Название«Основы Православной культуры» как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
Дата19.02.2016
Размер88.62 Kb.
ТипДокументы

«Основы Православной культуры» как средство

духовно-нравственного воспитания детей

младшего школьного возраста
Введение систематического преподавания предмета духовно-нравственной направленности, восстанавливающего утраченный в результате политических катаклизмов в России в XX веке опыт практического воспитания благочестия, может и должно препятствовать нравственной деградации общественного сознания.

В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ "Об образовании" и обозначенными в "Примерном содержании образования по учебному предмету „Православная культура"", программой определяются следующие общие задачи обучения и воспитания:

• Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.

• Воспитание школьников. как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.

• Передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции. как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности. В соответствии со спецификой предмета, имеющего многокомпонентную структуру содержания, конкретизируются задачи воспитания детей.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

• Развитие понимания смысла творческого действия Бога-Творца.

• Развитие нравственного чувства сопереживания.

• Развитие чувства ответственности за другого человека.

• Развитие чувства благодарения.

• Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали.
Задачи эстетического воспитания:

  • .Развитие эстетического восприятия.

• Развитие художественных представлений и понятий о православной культуре.

• Развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.

• Развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.

Созидателями будущего нашего Отечества, его истории, культуры станут дети. Они - продолжатели и носители нравственности, духовности, этики, семейных ценностей, национальных традиций. Поэтому так важно в раннем возрасте заложить в маленьких гражданах понятия Добра, Любви, Истины, Милосердия, Красоты - те непреходящие общечеловеческие духовные ценности, на которых исконно воспитывались многие поколения русских людей. Сделать это своевременно, пока душа маленького человека чиста, простодушна, не обременена пороками. Добрые семена легче прорастают в благодатной почве.

Сложно воспитывать детей в современном противоречивом мире в период замены нравственных ценностей. Причин тому достаточно много: отказ от идеологии прошлого привёл к распаду связи времён, чувства сопричастности к истории своей родины, к кризисным явлениям в обществе и семье, как основной его ячейке. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную для личности пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности, угрожают психологическому здоровью молодого поколения. Поэтому проблема воспитания духовно и нравственно здоровой личности сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Становится очевидным, что для духовного возрождения нации недостаточно знаний, получаемых через организацию традиционного учебно-воспитательного процесса. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить духовность.

Ребенок должен овладеть языковыми навыками восприятия православной культуры. Это связано с развитием творческого мышления и восприятия. Данные психологов показывают, что у детей есть задатки творческого восприятия. Оно характеризуется взаимосвязью нравственной и эстетической категорий: категория добра сливается с категорией красивого, прекрасного, категория зла — с категорией безобразного. Творческое развитие предполагает движение от образа-чувства к средству выражения: интонации, жанру, стилю, цвету, форме, особенностям языка, обряду, канону. Навыки следует вырабатывать у ребенка в единстве освоения им формы и содержания православного искусства.

Основной целью является повышение эффективности воспитательного процесса – нравственного становления личности ребенка на основе традиций православной культуры. Для достижения данной цели, учитель решает следующие задачи:

- пробуждение интереса к православным и культурным традициям русского народа, в процессе знакомства учеников с обычаями и традициями наших предков, историей православных праздников, некоторыми доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, храмовой архитектуры;

- формирование у школьников потребности в приобретении общечеловеческих ценностей, через раскрытие сущности ветхозаветных и христианских «заповедей блаженства» в качестве сердцевины общечеловеческой нравственности;

- знакомство учащихся с историей своего Отечества, родного края; воспитание у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к духовному и культурному наследию родного края, России.

Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств.

Предпочтительными методами обучения, используемыми автором на уроках православной культуры, являются:

1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов, предусмотренных учителем или предложенных учениками;

2) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;

3) нравственный диалог;

4) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием;

5) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания.

Обучение должно быть организовано так, чтобы на начальном этапе у ребенка была сформирована потребность к изучению того, что имеет какое-то отношение к интересам современного школьника. Затем эта актуализированная потребность позволит учителю совместно с ребенком сформулировать вопрос: для чего и как создавалась православная культура? И теперь, опираясь на интерес ребенка, учитель сможет в процессе обучения показать авторов и средства ее создания, ее роль в жизни русских людей на протяжении тысячелетия. Такая последовательность этапов обучения подведет детей к постепенному пониманию сущности православной культуры как культуры, создававшейся во славу Христа.

В раннем возрасте очень большую опасность представляет эгоизм. Это чувство начинается с того, что маленькие дети сосредотачивают свои помыслы вокруг себя, все их душевные силы направлены на удовлетворение собственных желаний. При такой направленности духовной жизни человек испытывает жалость к самому себе. Там, где есть жалость к себе, сердце закрывается для щедрости и бескорыстия, человек становится глухим к нуждам и заботам других. Но все-таки хорошо, что есть на свете щедрые и великодушные люди, которые богаты духом, а плоды их духовного труда – великодушие, чистосердечие, светлый разум, чистая совесть. Я считаю, что именно уроки православной культуры призваны научить детей отличать категории «добра» и «зла», научить поступать с людьми так, как хотелось бы, чтобы поступали с ними, и попросту воспитать качества, необходимые для нормальной жизнедеятельности в обществе.

Начальная школа - наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, особенно православной культуры. В младшем школьном возрасте возможно наиболее интенсивное заложение нравственных основ с помощью суждения учителя, анализа поступков учащихся, их мыслей или желаний. Урок православной культуры должен быть творческим, нести добро, культивировать его, способствовать обретению учащимися положительного нравственного опыта, пробуждать желание различать и пытаться победить в себе плохое, научить раскаиваться, просить прощения, слушаться родителей, любить окружающий мир, своих близких, одноклассников.

Решая задачи духовно-нравственного воспитания, педагог помогаем учащимся развить в себе потребность в постоянном личном усилии по изменению себя, способствует формированию таких нравственных качеств, как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему и др.

Положительным результатом работы по формированию нравственных качеств личности младших школьников является тот факт, что дети становятся спокойнее, дружнее, терпимее друг к другу и к окружающим, требовательнее к себе. Эти качества помогут им многого добиться в жизни.

Меняется и общий уровень нравственного развития к четвертому классу: в ситуациях, связанных с проблемой нравственного выбора, уменьшается число предпочтений, связанных с себялюбием, эгоизмом, увеличивается количество выборов высоконравственных поступков.

От учителя требуется тщательная подготовка к каждому уроку, большая любовь к детям и стремление передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура. Православная культура, по словам Н.О. Лосского «есть чувственное воплощение абсолютных ценностей бытия в творческих формах жизнедеятельности человека». Понятие духовности философ связывает с личностным развитием человека, так как настоящая личность — это деятель, осознающий абсолютные ценности бытия и осуществляющий их в своем поведении.

На мой взгляд, велика роль учителя и в подборе домашнего задания. Так как курс ОРКСЭ является безоценочным, у детей несколько снижается мотивация к обучению. С первого класса дети знают, что за домашнее задание будет оценка, чем лучше сделано домашнее задание, тем выше оценка. А по ОПК нет оценок! Выходит, можно отнестись к выполнению домашнего задания «спустя рукава»? Ведь оценок-то нет! Учитель должен тщательно подходить к отбору видов работы, которые предстоит выполнить ребенку дома. Учителю важно установить партнерские отношения с семьей каждого ученика, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение курса ОРКСЭ (и ОПК в частности) будет неполноценным и односторонним. Воспитание ребенка в школе и воспитание в семье – неразрывный процесс. Многие виды деятельности подразумевают обращение ребенка за информацией к членам своей семьи, особенно при подготовке творческих итоговых работ. Думается, что при совместном семейном выполнении таких заданий будет потихоньку плавиться ледок недоверия и настороженности к нашему предмету.

Таким образом, домашние задания должны быть построены на личностной позиции «Я – сам». Поэтому они должны быть разнообразными, интересными, доступными, четкими, и, конечно, носить творческий характер. В конце концов, домашнее задание должно содержать элемент новизны, творчества, быть неожиданным, удивительным, даже веселым.

Четвероклассники очень любят и с нетерпением ждут этого урока. Сожалеют о том, что курс безоценочный, зато в рабочих тетрадях с удовольствием рисуют лесенки успеха. В качестве дополнительного материала к урокам ребята готовят презентации, рисунки, поделки и др.

В ноябре месяце четвероклассникам была предложена анкета по ОПК, по результатам которой 93% детей занимаются по этому предмету с удовольствием и хотели бы продолжать его изучение в 5 классе. На эти уроки дети хотели бы пригласить в качестве гостей родителей и друзей, а также представителей церкви, побывать на экскурсиях в монастырях и храмах Нижнего Новгорода.

Анализ анкет позволяет утверждать, что курс ОПК содействует интеграции всех участников образовательного процесса – школьников, их родителей и учителей; способствует формированию широкого кругозора детей в области национальной и мировой культуры.

Примечательно, что это новая школьная дисциплина заставила учиться не только детей, но и родителей, ведь мамам и папам приходится отвечать на многочисленные детские вопросы. Родители положительно относятся к введению нового курса, регулярно обсуждают темы, изучаемые на уроках выбранного предмета. Родители уверены, что изучаемый предмет курса нравится ребенку.

Многие родители утверждают, что о пользе данного предмета можно будет говорить тогда, когда их дети вырастут; но при этом уверены, что в воспитательном плане данный учебный курс может способствовать существенному воздействию на становление личности ребенка, его духовное и нравственное развитие. Родители считают, что им предоставлена возможность обсуждать нравственные вопросы с опорой на те культурные особенности и традиции, которые дает их детям новый учебный курс и вызывает интерес в их семьях.

Я считаю, что этот курс способствует формированию мотивации моих учеников к познавательной деятельности, развивает интерес к учебе, содействует улучшению взаимоотношений между детьми в классе. А также улучшает взаимоотношения между детьми и их родителями, так как практически все домашние задания по этому предмету предполагают непосредственное участие детей и других членов семьи (бабушек, дедушек и др.) в их выполнении.

Таким образом, очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу страну еще лучше.

Блинкова Наталья Владимировна

Учитель начальных классов и ОРКСЭ, МБОУ гимназии №136