Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«Не будем лениться, а будем трудиться!» |
 Скачать 145.05 Kb. |
Департамент образования администрации г.Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида №113 «Белочка»
(МБДОУ № 113 )
ПРОЕКТ
«Не будем лениться, а будем трудиться!»
Руководитель проекта:
педагог-психолог МБДОУ №113
О.И.Семкина
Н.Новгород
2014г.
Паспорт проекта
Тема: «Не будем лениться, а будем трудиться!»
Руководитель проекта: Семкина О.И., педагог- психолог МБДОУ №113.
Актуальность проекта:
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно- трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей- не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст- ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления- обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Актуальность исследования по проблеме воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста обусловлена тем, что, несмотря на ряд исследований, посвященных изучению развития трудолюбия дошкольников ( И.В. Житко, Г.Н. Каменева, Р.Н. Кузьмина, А.А. Люблинская, Г.С. Малунова, Т.А. Маркова, О.П. Мачехина, Я.З. Неверович, Л.Е. Образцова, И.Ф. Свадковский, Д.В. Сергеева, А.Г. Тулегенова, А.Д. Шатова, М.И. Шилова и др.), вопрос о влиянии детско-родительских отношений на воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования в соответствии с социальным заказом и задачами сегодняшнего дня остается недостаточно изученным.
Особое место среди личностных качеств, которые формируются в дошкольном детстве, занимают нравственные- доброжелательность, тактичность, толерантность, эмпатия, умение учитывать позицию участника диалога и т.п. Развитие этих качеств у дошкольника обеспечит его адаптацию в мире взрослых и сверстников, и будет способствовать воспитанию трудолюбия дошкольников.
Вид проекта: долгосрочный, информационно -практико-ориентированный, психолого-просветительский.
Возраст и состав участников: воспитанники старшей группы МБДОУ №113, их родители и педагоги.
Сроки реализации проекта: Сентябрь 2014г.- май 2015г.
Методологические и теоретические основы проекта составили: теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Л.И. Божович,Л.С. Выготский, А.В. Петровский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); теории трудового воспитания дошкольников (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, В.И. Глотова, Г.М. Киселева, М.В. Крулехт, Н.М.Крылова, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова и др.).
Концептуальную основу проекта составили: концепции нравственного развития детей (Л.И. Божович, В.С. Мухина); концепции деятельностного подхода и ведущей роли деятельности в формировании нравственной личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев); базовые положения об особенностях социализации ребенка дошкольного возраста ( Л.И. Божович,С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, В.С. Мухина).
Цель проекта: изучение влияния детско-родительских отношений на воспитание трудолюбия дошкольников.
Задачи:
Формировать у детей представления о профессиях, роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека. Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни;
Обеспечивать развитие самостоятельности и инициативы в труде, расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе в объеме возрастных возможностей старших дошкольников,
Воспитание положительного отношения к труду взрослых.
Развитие личностных качеств дошкольника: доброжелательность, тактичность, толерантность, эмпатия;
Повысить культурный уровень родителей в области воспитания трудолюбия в семье.
I этап проекта: Постановка проблемы (формулирование гипотезы)
Предполагается, что воспитание трудолюбия у дошкольников в семье будет эффективным если:
обобщены особенности нравственного воспитания;
выявлена сущность трудолюбия, как одного из нравственных качеств;
изучены особенности влияния детско-родительских отношений на воспитание трудолюбия.
II этап проекта: Организация реализации проекта
выявить уровень представлений родителей о воспитании трудолюбия дошкольника и влияние психологических факторов семьи на данный процесс.
анкетирование родителей.
выявить уровень сформированности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Беседа с детьми
План работы с детьми старшего дошкольного возраста
по воспитанию трудолюбия
Образовательная область
| Вид деятельности
| Коммуникация
| 1. Беседа «Как важен труд»
2. Беседа и сказки о трудолюбии
| Познание
| 1. Пословицы, загадки о труде
2. Рассматривание иллюстраций
3. Дидактические игры: «Кто что делает», «Как я могу помочь дома маме»
| Художественная литература
| Чтение стихотворения «Кем быть?» , «Чем пахнут ремесла».
| Социализация
| Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахер», «Моя работа», «Магазин», «Салон красоты», «Заправочная станция» и т.п.
| Художественное творчество
| «Рисование людей разных профессий».
Изготовление сувениров, поздравлений, поделок ко дню рождения, праздникам и т.д.
| Труд
| Организация труда в природе, организация дежурств ,
Хоз.-бытовой труд: протирание пыли с полок, стирка кукольной одежды, полив комнатных растений .
| Для решения поставленных задач использовались различные методы и приемы:
наблюдения за трудом взрослых;
беседы на нравственные темы;
чтение художественной литературы;
поручения;
разучивание пословиц о труде.
Мы считаем, что повысить уровень сформированности трудолюбия дошкольников можно, подключив к образовательному процессу семью. Воспитание трудолюбия дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование трудолюбия всех членов семьи. Просвещение родителей- одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач- привлечение взрослых членов семьи к совместной работе. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них.
Перспективный план для работы с родителями.
Традиционные формы
| Содержание
| Нетрадиционные формы
| Содержание
| Наглядно-информационные
| Папка-передвижка «Как приучить ребенка к труду?»
Памятки и рекомендации
Памятка «Авторитет - основа воспитания»
Выставка педагогической литературы "Как приучать ребенка к труду"
| Наглядно-информационные
| Газета «Маленькие помощники»
Фотоальбом
«День труда»
| Индивидуальные
| Индивидуальные беседы
Консультация «Роль родителей в воспитании трудолюбия у ребенка»
Оформление родительского уголка
"Советы для родителей по организации живого уголка в семье"
| Информационно-аналитические
| Почтовый ящик «Вы спрашиваете – мы отвечаем»
| Познавательные
| Педагогическая гостиная
Устный журнал
| Коллективные
| Родительское собрание «Воспитание у детей трудолюбия в семье»
Беседа на тему: «Климат в семье и родительская позиция в формировании личности ребенка
| Досуговые
Познавательные
| Конкурс: мини-сочинение «Папа, мама, я - трудолюбивая семья»
Моделирование педагогических ситуаций родителями совместно с детьми "Ваше мнение"
| Для решения поставленных задач проводились разные формы работы с семьей. Использовались традиционные и нетрадиционные формы работы. К традиционным формам можно отнести: родительские собрания, тематические выставки, консультации, беседы; информационный блок: папки-передвижки, анкетирование, памятки. К нетрадиционным формам относится: выпуск газет, устный журнал, консультация с использованием технических средств. Проведенная работа с семьей позволяет решить поставленные задачи.
III этап: Заключительный
проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий. (Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.)
Индивидуальное консультирование родителей и педагогов в рамках темы проекта.
Ожидаемый результат:
Ребенок активен в стремлении к познанию разных видов труда и профессий;
Бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых.
Самостоятелен, инициативен в самообслуживании.
С готовностью участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда; при небольшой помощи взрослых планирует трудовой процесс, проявляет настойчивость, добивается нужного результата.
Продукт проектной деятельности: мониторинговое исследование уровня динамки влиянии детско-родительских отношений на воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста в виде графиков, диаграмм, аналитических справок.
Анализ результатов реализации проекта «Роль семьи в воспитании трудолюбия у дошкольников»
Первичное обследование детей и родителей старшей группы проводилось в октябре 2014г. Для эксперимента было произвольно отобрано 10 детей и родителей.
Диагностика ставила своей целью:
выявить уровень представлений родителей о воспитании трудолюбия дошкольников;
выявить уровень сформированности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Методы:
-беседа,
- анкетирование.
В ходе обследования были получены следующие результаты: Гистограмма №1. Анализ ответов родителей на поставленные вопросы.
Критерии:
15-16 положительных ответов- высокий уровень представлений родителей о воспитании трудолюбия.
12-14 положительных ответов- средний уровень
9-11- положительных ответов- низкий уровень. Из гистограммы видно, что уровень представлений родителей о воспитании трудолюбия дошкольников:
Высокий-0;
Средний-4 - недостаточно полные представления о воспитании трудолюбия у дошкольников
Низкий-6- Отсутствуют знания о воспитании трудолюбия у дошкольников. Родители не понимают значимость трудового воспитания, не считают нужным развивать в ребенке такое качество как трудолюбие.
Уровень представлений родителей о воспитании трудолюбия дошкольника представлен в общей круговой диаграмме №1 Диаграмма№1. Анализ ответов детей на поставленные вопросы позволяет составить гистограмму уровня сформированности трудолюбия у дошкольников.
Гистограмма№2. Уровень сформированности трудолюбия у дошкольников.
Критерии: высокий уровень трудолюбия- от 7 до 10 «+»
средний уровень трудолюбия - от 4 до 7 «+»
низкий уровень трудолюбия - от 0 до 4 «+»
Из данных гистограммы №2 видно, что
Высоким уровнем сформированности трудолюбия обладают двое детей из десяти опрошенных детей. Дети понимают значимость и необходимость труда, хотят и любят трудиться, охотно выполняют поручения, доводят дело до конца, трудовые процессы выполняют самостоятельно.
Средний уровень имеют четыре ребенка. Дети достаточно хорошо владеют трудовыми навыками и умениями, но у них плохо сформировано представление о необходимости труда.
Оставшиеся четыре имеют низкий уровень. Дети не понимают значимости труда, отсутствуют знания, умения и навыки в трудовой деятельности.
Из гистограммы №2 видно, что большинство детей утвердительно ответили на вопросы №3, №4, №7(-одобряют ли твой труд члены семьи? –помогаешь ли ты маме по хозяйству? и -доводишь ли ты дело до конца?), а самым трудным оказался вопрос №9 (- как ты думаешь, помогаешь ли ты своим трудом взрослым?), на него ответило меньше всего детей.
Уровень сформированности трудолюбия у дошкольников. Представлен в общей круговой диаграмме№2.
Высокий уровень: ребенок понимает значимость труда, необходимость труда, хочет и любит трудиться, охотно выполняет поручения, доводит дело до конца, трудовые процессы выполняет самостоятельно.
Средний уровень: ребенок предостаточно владеет трудовыми навыками и умениями. Плохо сформировано представление о необходимости труда.
Низкий уровень :ребенок не понимает значимости труда, отсутствуют знания, навыки и умения трудовой деятельности.
Повторная диагностика проводилась в апреле 2015г. и ставила своей целью проверку эффективности разработанного комплекса мероприятий.
По результатам повторной диагностики были получены следующие данные: Гистограмма №3. Анализ ответов родителей на поставленные вопросы.
Критерии:
15-16 положительных ответов- высокий уровень представлений родителей о воспитании трудолюбия.
12-14 положительных ответов- средний уровень
9-11- положительных ответов- низкий уровень.
Из гистограммы №3 видно, что уровень представлений родителей о воспитании трудолюбия дошкольников значительно повысился:
Высокий-3
Средний -7 семей, а низкого совсем не стало.
Дети стали больше принимать участие в различных видах домашней работы, стали трудиться по собственной инициативе без напоминания. Родители сменили стиль воспитания, в некоторых семьях стали складываться трудовые традиции.
Уровень представлений родителей о воспитании трудолюбия дошкольника
Представлен в общей круговой диаграмме №3 Диаграмма№3.
Анализ ответов детей на поставленные вопросы позволяет составить гистограмму уровня сформированности трудолюбия у дошкольников.
Гистограмма№4. Уровень сформированности трудолюбия у дошкольников.
Критерии: высокий уровень трудолюбия- от 7 до 10 «+»
средний уровень трудолюбия - от 4 до 7 «+»
низкий уровень трудолюбия - от 0 до 4 «+»
Из данных гистограммы №4 видно, что уровень сформированности трудолюбия дошкольников повысился.
С высоким уровнем сформированности трудолюбия стало 4 ребенка; средний уровень имеют 6 детей;
низкого уровня не стало.
Дети стали с большим удовольствием трудиться, понимать значимость труда и его необходимость, стали доводить дело до конца и самостоятельно.
Уровень сформированности трудолюбия у дошкольников. Представлен в общей круговой диаграмме №4.
Высокий уровень: ребенок понимает значимость труда, необходимость труда, хочет и любит трудиться, охотно выполняет поручения, доводит дело до конца, трудовые процессы выполняет самостоятельно.
Средний уровень: ребенок предостаточно владеет трудовыми навыками и умениями. Плохо сформировано представление о необходимости труда.
Низкий уровень :ребенок не понимает значимости труда, отсутствуют знания, навыки и умения трудовой деятельности. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов анкетирования родителей, отражающие уровень представлений родителей о воспитании трудолюбия дошкольника отражены в диаграмме №5:
Диаграмма №5.
Затем мы провели сравнительный анализ уровня сформированности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов беседы с детьми, отражающие уровень сформированности трудолюбия дошкольника отражены в диаграмме №6:
Диаграмма №6. Данные диаграммы позволяют сделать вывод о том, что дети обладают достаточно полными и систематизированными знаниями о труде.
Анализ диаграмм позволил нам увидеть, что уровень сформированности трудолюбия, знаний о труде у детей повысился. Дети с низким уровнем сформированности трудолюбия отсутствуют, все остальные дети с высоким и средним уровнем сформированности трудолюбия.
Исходя из сравнительных результатов констатирующего и контрольного этапов проекта, можно сделать следующий вывод: разработанная и организованная система работы, направленная на формирование трудолюбия у дошкольников позволила развить у детей устойчивый, опосредованный интерес детей к данной деятельности и способствовала развитию у детей знаний, умений и навыков, знаний об труде.
Из результатов анкетирования мы можем сделать вывод о том, что родители положительно оценивают педагогический процесс трудового воспитания в МБДОУ. Родители высказывают свою заинтересованность к проблеме воспитания трудолюбия , что является хорошим показателем. После проведённой нами работы заниматься воспитанием трудолюбия детей стала большая часть родителей.
Список используемой литературы
Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании: Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1982.
Андреева Т.В. Семейная психология. - СПб.: Речь, 2004.
Вавилова И.Н. Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дисс... канд. пед. наук.- Екатеринбург, 2009.
4. Короткий В.И. Основы семейной психопедагогики. - Архангельск, 2003.
5. Куцакова Л.В.Нравственно-трудовоевоспитание ребенка- дошкольника:
Програм.- метод, пособие. - М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003.
6. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991.
7. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. Учебное пособие. / Под ред. С.А. Козловой. - М., 2002.
8.Шингаркина Д.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых: Автореф. дисс... канд. пед. наук.- Челябинск, 2009. |
|
|