Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Народная» сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок»


Скачать 87.88 Kb.
Название«Народная» сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок»
Дата18.02.2016
Размер87.88 Kb.
ТипСказка

Литературное чтение

Урок 7.

Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках…»

Тема: «Народная» сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок».
Цели:
– формируем умение выразительно читать стихотворное произведение;

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описание его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.


Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1 3 3 3

Проверка домашнего задания.

– Дома вы попробовали себя в роли сказочника. Изменив заключительную часть сказки, вы получили новые сказки.

– Расскажите свои окончания сказки.

Пересказы учащихся.

– Понравились ли вам «новые» окончания сказок?

– А понравились бы они Саше и Афанасию? О впечатлениях Саши от сказки про Ивана и чудо-юдо мы узнаем из текста на с. 18–19.

Познавательные УУД:

1) преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

2) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;


II. Развитие умений.


4 3 2 1 2 3

I. Чтение и работа с авторским текстом (с. 18–19).

1. Чтение вслух авторского текста на с. 18.

– Понравилась ли сказка Саше? Из каких слов это видно?

2. Чтение вслух авторского текста до слов «А что это за Конёк-Горбунок?»

– В какой сказке Афанасий мог кататься на Коньке-Горбунке?

Ученики называют сказку с этими героями.

3. Чтение до слов: «А про Конька-Горбунка писатель Ершов

сам сочинил?».

– Что значит народная сказка?

– Кто написал сказку про Конька-Горбунка?

Вывод. Это литературная (авторская) сказка.

4. Чтение до конца.

– Как Ершов сочинил сказку?

– Кто уже знаком с этой сказкой?

5. Рассказ учителя об истории создания сказки. Постановка цели.

– Сказка Петра Ершова «Конёк-Горбунок» уже почти два века любима детьми, хотя писалась она для взрослых. Только в ХХ веке она издавалась более 200 раз! При жизни писателя её издавали (печатали) семь раз. А ведь написал эту сказку Ершов, когда ему было всего 18 лет. Затем на протяжении 22 лет он пытался её доработать, «улучшить», но в результате через двадцать с лишним лет сказка осталась почти неизменной.

– Попробуем разобраться, за что же так любят эту сказку читатели всех возрастов и поколений.

II. Работа над сказкой П. Ершова «Конёк-Горбунок».

1. Работа с текстом до чтения.

– Работа в тетради (чтение, задание 1.1 на с. 3).

– Вы уже прочли зачин сказки. Вспомните, что такое зачин. Прочитайте зачин ещё раз. (Чтение вслух.)

– Теперь рассмотрите иллюстрацию на с. 20 и скажите, кто же герои сказки.

– Прочитайте название сказки. Как вы понимаете его? Почему не конь, а конёк? Что значит горбунок? (Имеет горб, уродливую выпуклость на спине.)

– Кто же будет главным героем сказки? (Предположения детей.)

– Просмотрите текст сказки. В какой форме она написана? На что похожа? (На стихотворение.)

– Как понять то, что написано после названия сказки: «Из первой части»? (Будем читать не всю первую часть, а отрывки.)

– Всего в сказке три части. Сегодня мы прочитаем отрывки из первой части. Прочитаем ещё раз начало сказки (с. 20).

2. Первичное чтение первой части с комментированием. (Читает учитель.) Приведём образец комментированного чтения с элементами диалога с автором через текст (курсивом выделен комментарий учителя).

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу:

Знать, столица та была

Недалече от села.

Там пшеницу продавали,

Деньги счётом принимали

И с набитою сумой

Возвращалися домой. (Итак, жили братья доходами от проданной пшеницы.)

В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе: (Что же случилось? какое горе? – вопросы не предполагают ответов детей. Их цель – заострить внимание читателей на ситуации.)

Кто-то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить. (Шевелить – значит, мять, уничтожать. Вот что случилось! Действительно, горе: не будет пшеницы – что братьям продавать, как жить?)

Мужички такой печали

Отродяся не видали;

Стали думать да гадать,

Как бы вора соглядать; (Увидеть, подсмотреть.)

Наконец себе смекнули,

Чтоб стоять на карауле,

Хлеб ночами поберечь,

Злого вора подстеречь.

Вот, как стало лишь смеркаться,

Начал старший брат сбираться:

Вынул вилы и топор

И отправился в дозор. (Караулить пшеницу.)

Ночь ненастная настала,

На него боязнь напала,

И со страхов наш мужик

Закопался под сенник. (В сене спрятался.)

Ночь проходит, день приходит;

С сенника дозорный сходит

И, облив себя водой, (Интересно, зачем?)

Стал стучаться под избой:

«Эй вы, сонные тетери!

Отпирайте брату двери,

Под дождём я весь промок

С головы до самых ног». (Мало того, что струсил, так ещё и обманщиком оказался!)

Стало сызнова смеркаться;

Средний брат пошёл сбираться,

Взял и вилы, и топор

И отправился в дозор… (Читаем 1-ю часть до конца.)

3. Выявление первичного восприятия.

– Что больше всего удивило? Что запомнилось?

4. Перечитывание сказки учащимися по строфам.

1-я строфа (с. 20). Вопросы задаются по ходу чтения.

– Чем занималась семья старика?

– Почему написано «Братья сеяли пшеницу», а где же отец?

– Как понимаете слова недалече, сума?

– Как шли дела у братьев? Какие слова это подтверждают?

2-я строфа (с. 20–21).

– Какое горе произошло?

– Что значит шевелить пшеницу?

– Что придумали братья?

– Какие устаревшие слова требуют пояснения? (Отродяся – никогда за всю жизнь, соглядать – прочитать сноску.)

3-я строфа (с. 21).

– Кто первым отправился в дозор? Уточним ещё раз значение этого слова. Работа в тетради (с. 2, задание № II, 1).

– Что он взял с собой и зачем?

– Как он отнёсся к своей службе? Почему?

– Где старший брат просидел всю ночь? (Сенникпод сеном.)

– Зачем он облил себя водой?

– С какими словами он пришёл утром?

– Что же можете сказать о старшем брате?

4-я строфа.

– Для чего средний брат взял вилы и топор?

– Почему у него стали стучать зубы? (От холода и испуга.)

– Что он придумал в своё оправдание?

5-я строфа.

– Сравните, что берёт с собой в дозор младший брат.

– Прочитайте объяснение слова малахай.

6-я строфа (до слов: «Наконец она устала»).

5. Вопросы после чтения.

– Как Иван «держит караул»?

– Расскажите, какой представляете кобылицу. (Словесное рисование.)

– Какие слова, выражения передают, что Ивану пришлось трудно?

6-я строфа. (Чтение до конца.)

Поясняем по ходу чтения значение слов, выражений: «Ростом только в три вершка». (Вершок – это 4,4 см, значит, конёк должен быть ростом в 13 см.)

– Покажите рукой, какой рост у конька.

«Да с аршинными ушами». (Уши длиной в 71 см.) Значит, уши у него

будут в пять раз больше, чем его рост!

Балаган. (Ученики читают сноску.)

Рогожа – грубая ткань. (Толкование значения этого слова можно про-

читать в тетради на с. 3.)

– Что просит кобылица у Ивана? (Покоя, ухода.)

– А что за это обещает ему?

6. Работа с текстом после чтения. Беседа.

– Где же происходили все события?

– Какое событие было главным?

– Какой отрывок из первой части сказки вам показался смешным?

7. Повторное чтение с целью выбора правильной интонации (с. 20–24 до 6-й строфы.) Упражнения в выразительном чтении.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?


3) ориентироваться на развороте учебника;

4) находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать речь других;

2) выразительно читать и пересказывать текст;

3) оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

4) умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД:

1) определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2) проговаривать последовательность действий на уроке;

3) учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

4) учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.


ΙΙΙ. Итог.


– Захотелось ли вам прочитать всю сказку?

– Чем сказка Ершова напомнила вам народные сказки?





ΙV. Домашнее задание.



1. Подготовить выразительное чтение 6-й строфы сказки (с. 24).

2. Выполнить задание №3 в тетради (с. 3).




Деятельность учащихся:

– участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения;

– читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы;

– размышлять о характере и поступках героя;

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

© Баласс, 2012