МЕТОДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ МАТЕРИАЛА, ОБЛАДАЮЩЕГО ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ: а) содержание и структура пособий к занятиям по программе направлены на решение основной задачи - привлечь внимание учащихся к тексту, вызвать к нему доверие и активно участвовать в работе;
б) тон и стиль изложения обеспечивают восприятие текста как нестандартного, непривычного для учащихся; в текстах и иллюстрациях отражены (без крайностей) элементы молодежной субкультуры; в них включены элементы, направленные на развитие отчуждения от образцов и примеров поведения, носящего асоциальный, противоправный, экстремистский характер;
в) предельно минимизируются элементы морализаторства, назидательности, запугивания; исключается «лобовое», прямолинейное объяснение сложных вопросов жизни человека в обществе;
г) в текстах закладываются объективные предпосылки для включения самих школьников в процесс обсуждения проблем; учитель является равноправным участником обсуждения; он в основном организует процесс активного восприятия материала в интересных для детей и подростков формах;
д) минимум необходимых педагогу методических материалов включен непосредственно в тексты; это существенно облегчает работу классного руководителя, снижает потребность в поиске вспомогательных материалов;
е) в тексты включаются рисунки, часть которых выполнена в жанре карикатуры, а также фотографии и коллажи, которые направлены на развитие эмоционального восприятия материала; это делает тексты еще более интересными, а занятия - интерактивными.
Подпрограммы комплекса «Я – гражданин России», которые содержат от 5 до 7 тем, могут изучаться отдельно, начиная с любого класса основной школы. В течение каждого учебного года классный руководитель на протяжении 5 лет может воспользоваться 3 - 4 программами. Но целесообразно изучать предмет «Я – гражданин России» в определенной последовательности, так как к одним и тем же вопросам и темам необходимо возвращаться по мере взросления ребенка.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом принципа преемственности, при котором в каждом последующем звене продолжается закрепление, расширение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составляли содержание деятельности на предыдущем этапе.
Вариативность использования комплекса воспитательно-профилактических программ заключается в том, что классный руководитель определяет направления содержания занятий на основе исследования ценностных ориентаций учащихся, а также выбора форм проведения занятий. С одной стороны, комплекс позволяет рассматривать занятие, в частности классный час, как важнейшую форму организации воспитательной работы, которая обеспечивает целенаправленное деловое общение классного руководителя с учащимися, создает здоровую нравственную атмосферу. С другой стороны, учитывая возрастные особенности физиологии и психики ребенка, его социальный опыт, комплекс включает самое необходимое для формирования человека как личности.
Комплекс воспитательно-профилактических программ «Я – гражданин России» рассчитан на учащихся 5 – 10 классов и охватывает всех учащихся подросткового возраста, однако профилактическое воздействие занятий особенно важным может оказаться для категории школьников, которые составляют самую восприимчивую к отрицательным влияниям группу риска. Комплекс не подменяет воспитательную работу, а является неотъемлемой частью воспитания учащихся. Комплекс рассчитан на массовое применение. Реализация не требует базовой специальной подготовки школьных работников и увеличения учебной нагрузки на детей.
Формы проведения занятий с детьми могут быть различными: беседа, диспут, игра, встреча с интересными людьми, викторина, экскурсия, круглый стол, форум, конференция, проектирование и другие. Работа классного руководителя не преследует цели передачи знаний. Она направлена на выработку отношений, собственных суждений, мотивации, навыков рефлексии и т.д.
Авторы данного календарно-тематического планирования соотнесли темы занятий с важными датами истории нашей страны и родного края, а также темы занятий подбирались с учетом уже полученных знаний на уроках истории и обществознания.
Педагог может варьировать количество часов, предлагаемых для изучения конкретных тем, с учетом психолого-физиологических особенностей школьников, уровня их подготовленности к восприятию материала, а также других проблем, незапланированно возникающих в школьной жизни.
ВАРИАТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс Общее количество часов за учебный год - 34 (из них 18 часов – обязательных, 16 часов – резерв).
№
п/п
| Дата
| Тема классного часа
| Номер
§
| Форма занятия
| Число
часов
| Модуль 1 «Наша Родина – великая Россия»
| 1
| Сентябрь
| Страна, которую мы любим
| § 1
|
| 1
| 2
| Сентябрь
| Просторы и богатства России
| § 2
|
| 1
| 3
| Октябрь
| Многонациональный российский народ
| § 3
|
| 1
| Модуль 14«Наши права и ответственность»
| 4
| Октябрь
| О моральных и правовых нормах
| § 1
|
| 1
| 5
| Ноябрь
| Зачем человеку права
| § 2
|
| 1
| Модуль 2«Наше государство и его символы»
| 6
| Декабрь
| Мы – граждане России
| § 1
|
| 1
| 7
| Декабрь
| Как устроено наше государство
| § 2
|
| 1
| Модуль 11 «Достоинства и недостатки человека»
| 8
| Январь
| Познавать и улучшать себя
| § 1
|
| 1
| 9
| Январь
| Честь
| § 2
|
| 1
| 10
| Февраль
| Совесть
| § 3
|
| 1
| Модуль 6 «Жизнь дается один раз»
| 11
| Февраль
| О жизни и смерти
| § 1
|
| 1
| 12
| Февраль
| Наше здоровье
| § 2
|
| 1
| Модуль 8 «Закон и ответственность»
| 13
| Март
| Мораль и закон
| § 1
|
| 1
| 14
| Март
| Аморализм и правонарушение
| § 2
|
| 1
| 15
| Апрель
| Что такое вина
| § 3
|
| 1
| 16
| Апрель
| Что такое ответственность
| § 4
|
| 1
| Модуль 7 «Наш выбор – здоровый образ жизни»
| 17
| Май
| Человек и его здоровье
| § 1
|
| 1
| 18
| Май
| Коварные враги здоровья
| § 2
|
| 1
| |