Тема «Жадность не порок?»
Форма проведения: мастерская ценностных ориентаций.
Возраст учащихся: 11 – 12 лет (6 класс)
В ходе работы учащиеся смогут:
узнать, что жадный человек испытывает постоянный страх перед жизнью, что жадность - это болезненное состояние, но его можно лечить;
понять, что жадный человек не верит людям, он с подозрением относится к окружающим, не замечает вокруг себя ничего доброго и прекрасного;
почувствовать необходимость заняться самовоспитанием и начать борьбу со своими недостатками, прежде всего с жадностью;
расширить словарный запас.
Основные понятия (записываются на доске по ходу мастерской);
Жадность, скупость
Бережливость, экономность
Предусмотрительность
Благотворительность
Меценат
Оборудование:
Столы расставлены для работы в 4 группах, у каждого учащегося на столе книга Я.В.Соколова «Достоинства и недостатки человека» (Москва, НМЦ «Гражданин», 2010), на столе каждой группы лежат чистые листы формата А4 и листы приложения 1, фломастеры, толковый словарь под ред. С.И.Ожегова, философский словарь под ред. В.Н.Мирошниченко и др., словарь «Пословицы и поговорки русского народа» В.И.Даля. ХОД МАСТЕРСКОЙ Жадность - это сон души человека (цитата на доске).
1. Мотивация. Мастерская начинается с приветствия. Для приветствия используется метод «Я очень рад». (Цель – встреча друг с другом, приветствие. Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению).
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий-четвертый и сделать следующее.
Каждый «номер первый» должен представить себя великим поэтом на встрече с читателями. Каждый «номер второй» - директором школы перед торжественной линейкой. Каждый «номер третий» - как человек, выигравший туристическую путевку для двоих на острова. Каждый «номер четвертый» - телезвездой (имя выберете самостоятельно) перед встречей с журналистами.
Классный руководитель говорит ребятам, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны, не выходя из соответствующего образа, поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и выразив те эмоции, которые, по их мнению, можно выразить при сложившихся обстоятельствах.
Через пять минут ученики собираются в четыре группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые, третьи и четвертые номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы и рассаживаются.
Учитель. Один простец получил в наследство несколько сот золотых монет. Об этом узнал ловкач и сказал простецу, что тот может удвоить наследство. «Неужели? А как?» - поразился простец неожиданной удаче. «Есть в скале, неподалеку, отверстие, — начал рассказывать ловкач. — Если бросить туда одну золотую монету, то оттуда выскакивают две золотые монеты!» — «Не может быть!» — усомнился простец. «Что ж, иди, проверь сам! — сделав вид, что обиделся, сказал ловкач. — Говорю тебе, это чистая правда!» Простец взял свои золотые монеты и отправился к заветной скале. Но ловкач добрался туда быстрее, пролез в скалу по узкому лазу и спрятался внутри. Вскоре пришел простец и кинул в отверстие золотую монету. К своей великой радости он увидел, как обратно, одна за другой, выскочили две золотые монеты. «Верно! - обрадовался простец. - Чистую правду сказал мне тот добрый человек!» Он высыпал из мешка все золотые монеты, быстренько побросал их в чудесное отверстие и с нетерпением подставил мешок. Но, увы! Обратно их он уже не дождался.
Ребята, на какие размышления натолкнула вас услышанная притча? Чему она учит? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня в нашей мастерской?
Учащиеся. К погоне за богатством неизбежно присоединяется жадность, а плод жадности — потеря и того, что имеешь. Такой вывод можно сделать, поразмышляв над услышанным. Вероятно, мы будем говорить сегодня о таком свойстве человеческого характера, как жадность.
2. Обмен мнениями
Учитель. Среди человеческих пороков жадность, пожалуй, одно из самых неприятных. Чаще всего мы с недоверием и даже пренебрежением относимся к людям, которые так или иначе проявили это свойство характера публично. И наверняка никто из присутствующих не хотел бы, чтобы окружающие думали о нем как о жадине, скупце, скряге, жмоте. Обратите внимание, сколько имен у носителя жадности, и все они имеют отрицательную оценочность! Однако кто может похвастать полной свободой от этого порока, ведь с детства мы стремимся к материальному благополучию, накопительству, наконец, богатству? И еще: все ли считают жадность пороком? Как видите, вопросов много, давайте обменяемся мнениями. Предварительно обратимся к страницам книги Я.В.Соколова «Достоинства и недостатки человека» (§ 5, с. 29)
Учащиеся высказываются, рассказывают, в какой степени они считают себя свободными от порока жадности.
- Я считаю себя бережливым, в меру расчетливым. Деньги, которые мне дают родители, я коплю. Да, не складываюсь с ребятами, когда они покупают напитки или чипсы, но вижу в этом не жадность, а заботу о здоровье и разумное отношение к деньгам. Мой отец учит меня этому, и мы не считаем такую позицию пороком.
- Может быть, кому-то покажется, что я жадный, но я убежден в следующем. Невозможно добиться процветания, обладая исключительной щедростью души, умением безоглядно делиться всем, чем владеешь. Не случайно же в народе говорят «копейка рубль бережет».
- Мне кажется, что я почти свободен от жадности. Делюсь с друзьями всем, что у меня есть. Мне ничего не жалко для людей, с которыми я общаюсь. Это моя позиция, и я считаю такое отношение залогом добросердечных отношений с людьми. Нельзя построить нормальные отношения с жадиной.
- Я считаю, что жадность в той или иной степени присуща всем людям. Это вовсе не смертный грех и ни в коем случае не порок. Убеждена, что именно это качество в паре с завистью являются движущими силами истории и прогресса, заставляя жадного до радостей жизни человека не стоять на месте, а двигаться, развиваться, чтобы догнать и перегнать окружающих, выделиться, достичь большего.
Учитель. Как видим, многие из вас разграничивают понятия «жадность» и «бережливость». Подумаем вместе: где та грань, за которой заканчивается жадность и начинается бережливость? (Вновь обращаемся к книге: читаем вслух последние три абзаца на с. 30, первый - на с. 31).
Учащиеся. (Пытаются определить разницу между жадностью и бережливостью, приводят примеры бережливого ведения домашнего хозяйства, обращаются за примерами к своему читательскому и жизненному опыту).
Учитель. Ответьте на вопрос, предложенный авторами книги: откуда, по вашему мнению, у людей появляется жадность?
Учащиеся. (Обсуждают предложенный вопрос сначала в группе, а потом представляют свою точку зрения).
- Неудержимая потребность доказать собственную значимость, ради чего человек стремится иметь как можно больше материальных ценностей.
- Склонность к страхам, заглушить которые человек старается накоплениями на черный день.
- Потребность в поддержке, которую люди не находят среди окружающих, а находят среди накопленного.
Учитель. Давайте задумаемся над истинной природой феномена жадности и попытаемся осмыслить его. Что же такое жадность?
Учащиеся. Чрезмерное желание удовлетворить какие-либо желания, скупость, расчетливость, корыстолюбие.
Учитель. Мы уже говорили о том, что не все считают жадность пороком, называют бережливостью и даже считают путевкой в обеспеченное будущее, залогом стабильного и безбедного существования. Можете ли вы доказать или опровергнуть данное мнение? Прежде чем ответить, вновь обратитесь к страницам книги «Достоинства и недостатки человека» (§ 5, с. 30).
Учащиеся. (Опережающее индивидуальное задание). К мысли о том, что жадность помогает укрепить материальное состояние, нас подталкивают рассказы о скупости богатых и знаменитых людей.
- Великий скульптор эпохи Возрождения Микеланджело был патологическим скрягой. Получая приличные гонорары, исчислявшиеся сотнями тысяч долларов, он владел состоянием в десятки миллионов долларов в нынешнем эквиваленте. При этом современники считали его бедным, вечно нуждавшимся гением. Такое мнение художник поддерживал в обществе, ведя аскетический образ жизни, существуя на грани нищеты. В доме гения из мебели был лишь огромный сундук, в котором после смерти 89-летнего гения обнаружили огромную сумму.
- В Интернете я прочитал о том, что основатель мебельной компании IKEA Ингвар Кампрад – ужасный скряга. Обладая состоянием в 28 млрд. долларов, он летает только эконом-классом, не останавливается в отелях дороже трехзвездочных, перемещается на общественном транспорте, предъявляя при этом удостоверение пенсионера, которому полагаются льготы.
- О бывшем губернаторе Калифорнии Арнольде Шварценеггере рассказывают, что он пристально следит за расходами своей жены, регулярно требует от нее письменный отчет о тратах, чтобы предотвратить необоснованные траты, и даже заставляет ее уносить обратно в магазин свертки и коробки с покупками.
Учитель. Прочитайте страницы книги (§ 5, с. 30 - 31) и выполните задание на с. 30: попытайтесь определить разницу между жадностью и бережливостью. Приведите примеры бережливого ведения домашнего хозяйства.
3. Дискуссия (задача учителя - построить обсуждение таким образом, чтобы завязалась дискуссия).
Учитель. Как узнать жадину? Попробуем составить портрет жадного человека. Какие нравственные качества лежат в основе такой личности? Какие действия, на ваш взгляд, характеризуют такого героя? Можете обратиться к приложению.
Учащиеся. Работают в группах, затем по очереди представитель каждой из групп записывает на доске определения.
Жадина:
- вечно голодный взгляд;
- склонен к торгашеству;
- испытывает страх перед жизнью;
- не верит людям;
- во всем сомневается;
- замкнутый;
- нелюдимый;
- одинокий;
- жалкий.
Учитель. О том, что жадность, по мнению некоторых, - путь к богатству, и это положительная сторона явления, мы уже говорили. Но есть и отрицательные последствия жадности. Какие?
Учащиеся. (Продолжая работу сначала в группах):
- Жадность пагубно влияет на здоровье, поскольку подверженный ей, как правило, злоупотребляет пищей и спиртным.
- Жадность тормозит творческий рост и карьеру, потому что на первый план выступает стяжательство.
- Жадность портит взаимоотношения с окружающими, в том числе с самыми близкими, потому что требования жадного всегда очень высоки, а сам он не выражает желания что-то отдавать.
Учитель. А в какой степени порок жадности поразил каждого из вас? Знаете ли вы себя? Постарайтесь честно ответить на вопросы, предложенные в книге «Достоинства и недостатки человека» (§ 5, с. 34 - 35). Интересно, что у вас получилось?
Учащиеся. (Работают индивидуально с материалами книги, затем продолжают обсуждение предложенных вопросов сначала в группах, в классе).
Учитель. Понятно, что с жадностью необходимо бороться. Каким образом?
Учащиеся. (Обсуждают в группах, записывают на листах фломастерами и вывешивают на доске).
- Признайте жадность своей проблемой.
- Поменяйте свои жизненные установки.
- Научитесь отдавать.
- Получайте удовольствие от щедрости.
4. «Поможем жадине»
Учитель. У психологов-практиков есть такая методика: проговаривай вслух и про себя определенные фразы, и ты скоро поверишь в то, что произносишь. В группе придумайте и запишите утверждения (не менее двух), которые, на ваш взгляд, должен сам себе проговаривать тот, кто решил избавиться от порока лени.
Учащиеся.
- У меня есть все необходимое, чтобы быть счастливым.
- Я люблю делиться с окружающими всем, что у меня есть.
- Чем больше я отдаю, тем больше получаю сам.
- Я искренне наслаждаюсь тем, что у меня есть.
- Я верю в свои силы и не боюсь встречи с трудностями и печалью.
- Я больше не испытываю прежних мучивших меня желаний.
- Я чувствую в себе силы, и мне не нужно больше ни в чем винить окружающих.
- Я полностью удовлетворен тем, что имею.
Учитель. Наверно, жадному человеку поможет и информация о знаменитых русских меценатах. Что вам о них известно? В случае затруднения обратитесь к с. 32, 33. Не хотите ли вы добавить «фразы для проговаривания» после знакомства с материалами о меценатах?
Учащиеся.
- Я хочу делиться с окружающими тем, что имею.
- Отдавать другому - значит чувствовать себя нужным, востребованным.
- Отдавая ближнему, получаю во много раз больше.
5. «Пословица недаром молвится»
Учитель. Народная мудрость всегда была сосредоточена прежде всего в пословицах и поговорках. В них народ выражал свое отношение к человеческим порокам, в том числе к жадности и жадинам. Какие из них вам известны? О каком отношении народа к жадности свидетельствуют указанные вами пословицы и поговорки?
Учащиеся. (Работают в группах со словарями и справочниками). В пословицах и поговорках отношение к жадности неоднозначное. Большинство из них, конечно, выражает отрицательное отношение, осуждает и высмеивает скряг. Однако есть и пословицы, в которых восхваляют бережливость, рачительность. Просто современники часто не проводят границы между жадностью и разумным отношением к деньгам, материальным благам.
Дорого, да мило, дешево, да гнило.
2. Скупой платит дважды.
3. Скупость не глупость.
4. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
5. Богатому не спится, он вора боится.
6. Довольство — лучшее богатство.
7. Жадный сам себе покою не дает.
8. Много желать – добра не видать.
9. Не тот беден, у кого мало, а тот, кто много хочет.
10. Скупой богач беднее нищего.
11. У скупого среди зимы и снегу не выпросишь.
12. Бездонную бочку не наполнишь, жадное брюхо не накормишь.
13. Завистливые глаза все съесть хотят.
14. В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
15. Чужим богат не будешь.
16. На огонь дров не напасешься.
6. Постарайтесь поспорить, попробуйте прокомментировать
Учитель. Внимательно прочитайте различные мнения (по материалам СМИ) о жадности (§ 5, с. 35) в пособии Соколова Я.В. Попытайтесь поспорить. Прочитайте и попробуйте прокомментировать в группах высказывания великих людей о жадности (§ 5, с. 35).
Учащиеся. Работают в группе, затем обмениваются мнениями в классе.
7. Рефлексия
Поделитесь своими впечатлениями (письменно или устно), закончив следующие предложения:
Сегодня в мастерской
я узнал…
понял…
почувствовал…
Ответы учащихся:
- Я узнал, что жадный человек испытывает постоянный страх перед жизнью.
- Я узнал, что жадность - это болезненное состояние, но его можно лечить.
- Я понял, что жадный человек не верит людям, он с подозрением относится к окружающим.
- Я понял, что жадный человек не замечает вокруг себя ничего доброго и прекрасного.
- Я почувствовал необходимость заняться самовоспитанием и начать борьбу со своими недостатками, прежде всего с жадностью.
- Я понял, что жадность может породить и другие пороки, которые станут тормозом в моем творческом развитии.
Учитель. Надеюсь, что, пристальнее вглядевшись в такое явление, как жадность, вы поняли, что в нем можно обнаружить и плюсы, и минусы. Все зависит от точки зрения. Как, впрочем, и от степени выраженности этого качества в человеке. В умеренном количестве оно конструктивно, потому что побуждает нас к активным действиям и развитию. В гипертрофированной форме оно уродливо и разрушительно. Остается найти золотую середину для того, чтобы, взяв на вооружение бережливость и практичность, постараться обрести внутреннюю гармонию с собой и окружающим миром. Приложение АФОРИЗМЫ И ЦИТАТЫ ПРО ЖАДНОСТЬ
Деньги что еж, которого легко словить, но непросто удержать. (Клавдий)
Люди, считающие деньги способными сделать все, сами способны все сделать за деньги. (П.Буаст)
Чем больше скупость, тем больше жестокость. (Ф.Петрарка)
Те же самые средства, что делают человека способным разбогатеть, мешают ему наслаждаться богатством. (А.Ривароль)
Богатство не уменьшает жадности. (Саллюстий)
За каждой вещью в мире
Нам слаще гнаться, чем иметь ее. (У.Шекспир)
Кто имеет меньше, чем желает, должен знать, что он имеет больше, чем заслуживает. (Г.К.Лихтенберг)
Один лишь не может ничем побежден быть желудок жадный, насильственный, множество бед приключающий смертным. (Гомер)
Губит мот своих наследников, а скупец - самого себя. (Ж.Лабрюйер)
Скупцы всегда расточительны на советы. (А.Поп)
Если бы не было роскоши, не было бы и нищеты. (Ж.-Ж. Руссо)
Скупой теряет все, желая все достать. (И.А.Крылов)
Алчность всегда безгранична, ненасытна и не уменьшается ни при изобилии, ни при скудости. (Саллюстий)
Жадный беден всегда. (Ф.Петрарка)
Скупой всегда нуждается. (Гораций)
Скупость сушит душу. (А. Дюма-отец)
Не быть жадным — уже богатство, не быть расточительным — доход. (Цицерон)
Изгони из сердца жадность, ничего не жди от мира, И тотчас безмерно щедрым мир покажется тебе. (Рудаки)
Приложение 6 Классный час разработан Легоцкой Верой Сергеевной, учителем русского языка и литературы МБОУ «Гимназия N 5» г. Брянска на основе материалов пособия Соколова Я. В.. Модуль 11 «Достоинства и недостатки человека»: Книга для учащихся. – М.: НМЦ «Гражданин», 2012.
Тема «Зависть - губительная страсть» (Эзоп)
Фома проведения: мастерская ценностных ориентаций.
Возраст учащихся: 11 – 12 лет (6 класс).
В ходе работы в мастерской учащиеся смогут:
узнать, что зависть рождается от сравнения себя с другими, что это большое несчастье, прежде всего, для самого человека, что рождается это чувство не столько от силы, сколько от слабости и неуверенности в себе;
понять, что зависть рождается от неудовлетворенных потребностей, что завистливые люди смешны и жалки в глазах окружающих, что энергию зависти можно трансформировать и обратить на саморазвитие, что с таким пороком, как зависть, нужно и можно бороться, необходимо только знать современные методики;
почувствовать необходимость заняться самовоспитанием и начать борьбу со своими недостатками, прежде всего с завистью.
Оборудование:
Столы расставлены для работы в 4 группах, у каждого учащегося на столе книга Я.В.Соколова «Достоинства и недостатки человека» (Москва, НМЦ «Гражданин», 2010), на столе каждой группы лежат чистые листы формата А4 и листы приложения 1, тексты статьи Д.С.Лихачева «О зависти», склеенные из бумаги многогранники, фломастеры. ХОД МАСТЕРСКОЙ
1. Мотивация.
Мастерская начинается с приветствия. Для приветствия используется метод «Представь себе». (Цель – встреча друг с другом, приветствие. Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению).
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий-четвертый и сделать следующее.
Каждый «номер первый» представляет, что он попал на необитаемый остров и встретил там коренных жителей. Каждый «номер второй» представляет, что вечером по дороге из кино он повстречался с группой только что высадившихся на Землю инопланетян. Каждый «номер третий» представляет, что он в Голливуде во время съемок со звездами. Каждый «номер четвертый» представляет, что в зоопарке он нечаянно попал по «ту сторону» решетки и на него с интересом смотрят посетители.
Классный руководитель говорит ребятам, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и выразив те эмоции, которые, по их мнению, можно выразить при сложившихся обстоятельствах.
Через пять минут ученики собираются в четыре группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые, третьи и четвертые номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы и рассаживаются по группам.
Учитель. Есть известная притча, сюжет которой в следующем: человеку было обещано исполнение любого желания, но с условием, что его сосед получит того же в два раза больше, чем он сам. Человек долго думал, а потом пожелал… чтобы ему выбили один глаз и оторвали одну руку. Какое чувство двигало этим человеком? Можете ли вы объяснить его поступок?
Учащиеся. Этот человек одержим завистью. Желание зла тому, кому завидуешь - главная черта настоящей зависти. Объяснить поступок героя из притчи можно следующим образом. Глядя на преуспевшего в чем-либо человека, завистник сначала желает себе таких же успехов, потом раздражается. А когда он понимает, что желаемого ему не получить, он начинает мечтать о невзгодах для того, кому завидует.
Учитель. Все правильно, именно так и возникает злая зависть, о которой говорил святитель Илия Минятий: «Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая… ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».
Прочитайте выразительно стихотворение С.Бранта из книги «Корабль дураков» (по книге Я.В.Соколова «Достоинства и недостатки человека» § 6, с. 36). Как вы понимаете его смысл?
В ходе беседы учитель обсуждает с учениками тему и проблему мастерской, указывает на актуальность и важность поднимаемой проблемы, сообщает ребятам о необходимости бороться с завистью в себе. |