Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Метод проектов в моей работе


Скачать 49.29 Kb.
НазваниеМетод проектов в моей работе
Дата07.02.2016
Размер49.29 Kb.
ТипИсследовательская работа

Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

Отечественное образование на сегодняшний день претерпевает значительные изменения. Образование стремится быть личностно-ориентированным, и для реализации такого подхода к обучению требуются новые методы обучения, с помощью которых  формируется активная, самостоятельная позиция учащихся в овладении знаниями, развиваются умения и навыки — исследовательские, рефлексивные, самооценочные, а также умения, связанные с их применением в практической деятельности (компетенции) и, соответственно, с реальной жизнью.

Одним из таких методов является метод проектов, о котором следует рассказать подробнее, поскольку «в свете новых решений и постановлений» мы все с вами должны реализовывать компетентностный подход в обучении, а этот метод позволит нам это сделать).

Итак, основой метода является идея о том, что учебно-познавательная деятельность ребёнка должна подкрепляться результатом, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Результатом такой деятельности является создание как внешнего продукта (презентации, текстового файла с докладом, графиков, диаграмм), так и внутреннего — опыта учащегося, включающего в себя знания, умения, компетенции как высший уровень умений и, наконец, осмысленные и осознанные ценности.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя.

Известно, что основной критерий для ученика выражается словами "интересно”—"неинтересно”. Любая творческая работа позволяет учителю другими глазами увидеть ученика и оценить уровень его способностей. Пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли к освоению действительности, формировать стремление к поиску в открытии мира, раскрепостить творческое мышление ученика — в этом я вижу свою задачу как учителя.

Неоспорим тот факт, что тренировка и поощрение творческой деятельности должны начинаться в самом начале образовательного процесса и продолжаться на протяжении всей школьной жизни. Цель творческих заданий — выработка у учащихся определенных навыков:

- проявления творческой активности при выборе темы в соответствии со своими интересами и требованиями преподавателя;

- подбора литературы по данной тематике;

- планирования своей работы с определением сроков выполнения;

- проявления фантазии и выдумки при разработке результата задания;

- грамотного оформления работы;

- защиты работы.

Вовлеченность ученика в деятельность, удовлетворенность собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.

Достижение высокого уровня развития творческих способностей обучающихся при выполнении творческих проектов во многом определяется правильным выбором объекта проектирования. Тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные . Руководителю важно отследить, что выбор был обоснованным, не случайным, а продуманным.

Окончательный выбор темы проекта должен оставаться за руководителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, он может максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждого ученика или группы, учесть наличие учебно-методических материалов, свои возможности как руководителя-консультанта, степень участия других консультантов, сроки работы и т.п.

В работе над проектами руководствуюсь следующими принципами:

1. В творческую и исследовательскую работу вовлекать только тех учащихся, которые:

• проявляют любознательность и постоянно допытываются «почему?», «а что если?»;

• проявляют гибкость и открытость к восприятию новой информации (творческие люди никогда не отклоняют идею на том основании, что «мы это уже пробовали - не получается»);

• способны увидеть проблему там, где другие её не видят, и отчетливо её сформулировать;

• проявляют высокую чувствительность к нуждам и потребностям людей, замечая их раньше, чем другие;

• способны связать и объединить различную информацию самым неожиданным образом;

• настроены против авторитарности, смело ставят под сомнение привычные и общепринятые представления;

• проявляют умственную «непосредственность», сильную мотивацию и устойчивый интерес к тому, чем занимаются; более склонные решать проблемы, а не осваивать новые факты и явления;

• ориентированы на достижение цели.
2. При составлении плана работы над проектом учитывать все индивидуальные способности учащихся. В полной мере давать возможность реализоваться каждому по максимуму.
3. Стараться отказываться от авторитарного метода руководства при работе над проектом. Уметь слушать и слышать ученика. Учитывая его предложения, доводить мысль до логического завершения.
4. Научить видеть реальное применение знаний и умений, получаемых во время проектной деятельности, в своей собственной жизни.
Проекты реализованные учащимися МБОУ СОШ с. Скатовка совместно с учителем химии и биологии Раджабовой Т.М.

Практико-ориентированный проект

Обустройство территории школы – «Посади дерево на память

«Мой гербарий» (изготовление пособий по биологии: гербарии, коллекции семян)

Исследовательский проект

Исследовательская работа «Определение роли зеленых растений пришкольного участка» (групповой проект учащимися 7-9 кл.), результаты работы выставлены на сайте учителя, под руководством которого выполнялся проект. Ссылка на мой сайт:
Мой "Сайт учителя биологии и химии средней школы" на nsportal.ru

Информационный проект

Устный журнал «Лекарственные растения и охраняемые животные Саратовской области.» (опубликован на сайте http://nsportal.ru/ Алые паруса – проект для одаренных детей)


Творческий проект

Изготовление плакатов: «Мы за ЗОЖ», «Химия - это интересная наука!»; создание иллюстрированного журнала «Выдающиеся химики», сценария юмористических сценок на химическую тему ( все проектные работы были представлены на межрегиональный конкурс « Виват Химия!»

Таким образом, метод проектов воспитывает такие важные качества для современного специалиста и так необходимые для профессиональной деятельности, как коммуникабельность, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, умение работать в команде, толерантность, а также раскрывает творческие и организаторские способности.

Важно отметить, что «плюсов» от проектной деятельности было много:

  • лучшее усвоение учебного материала;

  • стимулирование интереса к самостоятельной познавательной деятельности;

  • и что очень ценно: эта работа позволила подняться на качественно новый уровень познания как сильным, так и слабым учащимся;

  • ученики учились сотрудничать, брать ответственность на себя, ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела и анализировать свои действия, видеть плюсы и минусы своей деятельности.