Главная страница

Лабораторная работа: определение направления долевой нити в ткани


Скачать 156.71 Kb.
НазваниеЛабораторная работа: определение направления долевой нити в ткани
Дата22.02.2016
Размер156.71 Kb.
ТипЛабораторная работа

БЛОК – МОДУЛЬ

Материаловедение

5 КЛАСС
М-1 КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ ВОЛОКОН.

ПОНЯТИЕ О ПРЯДЕНИИ, ТКАЧЕСТВЕ, ТКАНИ.

Лабораторная работа:

определение направления долевой нити в ткани.

М–2 ОТДЕЛКА ТКАНЕЙ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ СТОРОНЫ ТКАНИ.
Триединая дидактическая цель:

Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон,

дать понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве, строении ткани,

ознакомить с видами отделки ткани.

Познакомить с профессиями прядильного и ткацкого производства.

Развивать общеучебные навыки работы с учебником, целевым учебным планом, блоком самостоятельной познавательной деятельности, контрольными тестами.

Развивать аналитическое мышление, умения описывать, характеризовать, сравнивать материалы, внимательность, память.

Прививать аккуратность при выполнении и оформлении лабораторно-практической работы.

Воспитывать культуру труда и взаимоотношений.

В результате работы над учебными элементами учащиеся должны:

Знать:

- классификацию волокон используемых для производства текстильных материалов,

- процесс получения пряжи, ткани,

- строение ткани, свойства нитей основы и утка,

- способы отделки тканей, признаки определения лицевой стороны ткани, приёмы определения лицевой стороны ткани.

Уметь:

- определять ширину ткани, способ отделки ткани,

- находить лицевую сторону ткани,

- находить направление долевой нити в ткани,

-оформлять лабораторную работу, делать выводы,

- работать по целевому учебному плану.


М-2 ОТДЕЛКА ТКАНЕЙ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ СТОРОНЫ ТКАНИ.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. учебник “Трудовое обучение” 4 кл.

  2. рисунок печатного станка

  3. коллекция тканей с различными способами отделки, переплетения.

  4. карточки задания “определение лицевой стороны ткани, способа отделки”

  5. ТЕСТ №1

  6. Целевой учебный план деятельности учащихся.


На доске девиз: “Какова пряха, такова на ней рубаха”
УЭ-О

Цель: подготовка учащихся к работе на занятии

- проверка готовности учащихся к работе на уроке,

- подготовка дежурными рабочих мест к уроку,

- доведение до учащихся плана урока.
УЭ-1

Цель: обозначить тему и цели урока

3. В результате лабораторной работы учащиеся должны

Знать: виды отделки ткани, способы отделки тканей, отличительные особенности лицевой стороны ткани.

Уметь: определять лицевую сторону в образцах тканей, определять способ отделки образца ткани, оформлять лабораторную работу.

4. записать тему и девиз урока в тетрадь.
УЭ-2

Цель: актуализировать знания учащихся по теме урока

2. на доске записаны цепочки слов:

Сырьё – волокно- пряжа – снование – проборка – переплетение – суровьё – опаливание – отбеливание – крашение – готовая ткань.

Шерсть, капрон, лён, джут, лавсан, шёлк, хлопок, кенаф, акрил, пенька, асбест.

3. Задание учителя. Разделите процесс получения ткани на три этапа: прядение, ткачество, отделка. Подчеркните во второй строчке волокна растительного происхождения прямой линией, животного – волнистой, минерального – двумя прямыми линиями.

4. Выполняют задания, обмениваются тетрадями, проверяют работу друг друга.
УЭ-3

Цель: восприятие, осмысление первичных знаний об отделке тканей.

2. объяснения учителя с демонстрацией наглядных пособий.

3. Ткань снятая с ткацкого станка называется суровой. Она имеет неприглядный внешний вид. Для придания им товарного вида эти ткани должны пройти дальнейшую отделку.

Предварительная отделка:

Опаливание – удаление волокон с поверхности, выполняют по лицевой стороне ткани, поэтому она всегда более гладкая, блестящая, на ней меньше узелков и ворсинок,

Расшлихтовка – удаление крахмала, Отваривание – удаление загрязнений, Промывка,

Мерсеризация – пропитка ткани специальным раствором для повышение прочности, Отбеливание (обесцвечивание, беление) – придание ткани необходимой белизны (ткань отбеленная)

Крашение – придание ткани необходимого одного цвета (ткань гладкокрашеная или однотонная). Печатание – нанесение на поверхность ткани определённого рисунка с помощью печатных машин (ткань набивная) Демонстрируется рисунок печатного станка и процесс печатания рисунка на ткань.

Заключительная отделка:

Пропитка тканей различными составами для придания им определённых свойств (непромокаемости, жёсткости, несминаемости); ширение (выравнивание); каландрование (разглаживание, придание блеска); аппретирование (повышение износостойкости) и т.д.

Ворсование образование на поверхности ткани начёса или ворса с помощью игольчатых лент (фланель, бумазея)

Очень интересную ткань можно получить, если сначала окрасить пряжу, а затем изготовить ткань, чередуя цветные полосы. Такие ткани называются пёстроткаными (обычно в полоску или в клетку).

4. учащиеся слушают объяснения, следят за демонстрацией, пишут конспект.
УЭ-6

Цель: обеспечить применение знаний, формирование практических умений

2. вводный инструктаж к лабораторной работе.

3. Слово учителя. Ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную. При раскрое выкройки накладывают на изнаночную сторону ткани, швы при шитье также располагают на изнаночной стороне изделия, поэтому надо уметь определять лицевую сторону в ткани. Лицевой стороной считается более красивая, яркая, с чётким рисунком поверхность. Но ткани могут быть почти одинаковыми с двух сторон, например отбеленные, гладкокрашеные ткани, такие ткани ещё называют равносторонними. Если же ткань имеет разную с двух сторон поверхность, но любая из них может быть использована в качестве лицевой, такие ткани называют двухсторонними. Они хорошо сочетаются и комбинируются. Объяснения сопровождаются демонстрацией образцов тканей.

4. слушают объяснения, анализируют демонстрационные образцы, основные понятия записывают в опорный конспект.
УЭ-7

Цель: формирование навыков определения лицевой стороны ткани.

2. лабораторная работа: определение лицевой стороны в ткани.

3. объяснить последовательность и приёмы выполнения заданий практической работы, ознакомить с требованиями к оформлению лабораторной работы, обращая внимание на соблюдение правил охраны труда.

4. учащиеся изучают инструкцию по выполнению лабораторной работы, исследуют образцы тканей, оформляют лабораторно-практическую работу, выполняют самоконтроль.
УЭ-8

Цель: контроль степени усвоения знаний по теме.

2. Тест №1

3. Учитель раздаёт тесты, объясняет правила выполнения, систему проверки и оценивания.

4. Учащиеся слушают условия тестирования, выполняют тест, самоконтроль.
УЭ-9

Цель: формирование целостной системы знаний и умений.

2. карточки-задания: определение лицевой стороны ткани, способа отделки ткани.

3. Для успешно справившихся учащихся предлагается работа по карточкам, объясняется принцип работы с карточками на 1 примере.

4. самостоятельно выполняют работу по карточкам, самоконтроль.
УЭ-10

Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока.

2. рефлексия, ответы на вопросы

- с каким настроением вы изучали этот материал?

- какое значение для вас имеют знания и умения, полученные сегодня?

- какие моменты вызвали у вас затруднения? Почему?

Целевой учебный план деятельности ученика на уроке.

М-2 ОТДЕЛКА ТКАНЕЙ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ СТОРОНЫ ТКАНИ.


УЭ

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С УКАЗАНИЕМ ЗАДАНИЙ

РУКОВОДСТВО ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

УЭ-О

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3


УЭ-4

УЭ-5


УЭ-6


УЭ-7

ИДЦ:

знать: виды отделки тканей, способы отделки тканей, отличительные особенности лицевой стороны ткани.

уметь: определять лицевую сторону в образцах ткани, определять способ отделки образца ткани, оформлять лабораторную работу, делать выводы.

Цель: закрепить знания необходимые для изучения новой темы.

  1. выслушайте задание учителя.

  2. разделите процесс получения ткани на три этапа

Сырьё – волокно- пряжа – снование – проборка – переплетение – суровьё – опаливание – отбеливание – крашение – готовая ткань.

  1. подчеркните волокна растительного происхождения прямой линией, животного – волнистой, минерального – двумя прямыми линиями.

Шерсть, капрон, лён, джут, лавсан, шёлк, хлопок, кенаф, акрил, пенька, асбест.

Цель: познакомиться с процессом отделки ткани.

  1. выслушайте объяснения учителя.

  2. прочитайте текст информационного блока «Отделка тканей»

  3. ответьте на вопросы:

- как называется ткань, снятая с ткацкого станка?

- какая цель процесса отделки тканей?

- какие виды отделки проходит ткань?

- для чего выполняют мерсеризацию ткани?

- к какому виду отделки относится опаливание?

- для чего выполняют специальную отделку ткани?

Цель: знать виды тканей по способу отделки.

1. выслушайте объяснения учителя.

  1. прочитайте текст информационного блока «Отделка тканей»

  2. ответьте на вопросы:

- как получают набивную ткань?

- какая ткань получается после отделки крашение?

- каким способом получают пёстротканую ткань?

- как можно использовать разносторонние двухлицевые ткани?

Цель: изучить признаки определения лицевой стороны в ткани.

1. выслушайте объяснение учителя.

  1. прочитайте текст информационного блока «Отделка тканей»

  2. ответьте на вопросы:

- как определить лицевую сторону в однотонных тканях?

- чем отличается лицевая сторона от изнаночной стороны в набивной ткани?

- почему лицевая сторона в пёстротканой ткани более ровная, гладкая?

4. запишите в рабочую тетрадь 4 признака определения нитей основы в ткани.

Цель: научиться определять способ отделки и лицевую сторону в ткани.

1. выслушайте рекомендации учителя по выполнению лабораторной работы.

2. выполните действия, описанные в лабораторной работе: «Определение лицевой стороны в ткани»

3. оформите лабораторную работу

  1. проверьте правильность выполнения работы

  2. сделайте вывод по результатам выполненной лабораторной работы.

Цель: проверить степень усвоения знаний по разделу материаловедение.

  1. выполните задание теста «Отделка тканей»

  2. проверьте правильность ответов

  3. проверьте правильность выполнения теста соседа по парте.

  4. работа с карточкой-заданием творческого уровня

Цель: подведение итогов урока, его оценка.

  1. сравните полученные знания с заданной целью

  2. выслушайте анализ допущенных ошибок

  3. сделайте общую оценку урока:

- как была достигнута цель урока? (самостоятельно, с помощью одноклассников, с помощью учителя)

- где могут быть использованы полученные знания?

- причины ошибок при выполнении заданий (невнимательность, недостаток знаний, непонятен смысл задания, вопроса)

  1. заполните таблицу оценок (УЭ-1, УЭ-5, УЭ-6), выставьте оценку за урок

  2. уборка рабочих мест




Запишите тему и девиз урока в рабочую тетрадь

Внимательно прочитайте цели урока.
Выполните задания письменно в рабочей тетради.

Выслушайте рассказ учителя, ответьте на поставленные вопросы устно. Работа с информационным блоком.

Внимательно выслушайте объяснения учителя. Работа с информационным блоком. Запишите основные понятия в рабочую тетрадь.

Внимательно слушайте объяснения учителя. Задавайте вопросы по непонятым моментам.

Работа в парах. Самоконтроль. Взаимоконтроль.


Работа в парах. Самоконтроль. Взаимоконтроль.

Задание 4 выполняется по желанию.


Будьте объективны при самооценке. Домашнее задание индивидуальное.



ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Отделка тканей.

Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшения её качества. Основные процессы отделки ткани:

  1. Предварительная отделка:

  • опаливание – удаление с поверхности суровой ткани кончиков волокон, которые портят её внешний вид;

  • расшлихтовка – обработка ткани с целью удаления из неё крахмала нанесённого при шлихтовании.

  • отваривание – обработка тканей щелочными растворами с целью удаления жировосковых веществ, примесей, загрязнений, остатков шлихты;

  • беление – обработка тканей раствором окислителей для придания устойчивой белизны.

  • мерсеризация – обработка натянутой ткани раствором едкого натра для повышения прочности, придания шелковистости и блеска;

  • ворсование – образование начёса, ворса на поверхности тканей для придания мягкости, пушистости, улучшения теплозащитных свойств;

  1. Крашение – процесс нанесения красителя на ткань для придания сплошной ровной окраски.

  2. Печатание (набивка) – процесс нанесения на ткань цветного рисунка.

  3. Заключительная отделка:

  • аппретирование – это пропитка тканей специальными составами для придания упругости, эластичности, блеска, повышения износостойкости;

  • ширение – придание ткани стандартной ширины и устранение перекосов;

  • каландрование – глажениена тяжёлых каландрах – стальных валах с внутренним обогревом;

  • специальные отделки для придания тканям определённых свойств: несминаемости, водонепроницаемости и т.д.

Основные признаки определения лицевой стороны в ткани:

  1. в набивных тканях печатный рисунок на лицевой стороне более яркий, чёткий;

  2. в гладкокрашеных, пёстротканых тканях лицевая сторона более ровная, гладкая, блестящая, т.к. с лицевой стороны ткань опаливается, а дефекты (узелки, петельки) выводятся на изнаночную сторону;

  3. в ворсовых тканях на лицевой стороне ворс располагается более упорядоченно, а на изнаночной хаотически.

  4. рисунок переплетений на лицевой стороне более чёткий.

Информационный блок

Отделка тканей
Чтобы пре­вратить ткань в красивую и приятную на ощупь, ее надо облагородить, т. е. подвергнуть специальной химической обработке. Такую обработку проводят на красильно-отделочных фабриках.

Основные операции отделки тканей из натуральных волокон:

опаливание — удаление с поверхности суровых тканей волоконец;

расшлихтовка — замачивание в воде с целью удале­ния шлихты;

отваривание — в слабых растворах щелочей для удаления жировосковых веществ;

отбеливание — белильными растворами;

мерсеризация — обработка ткани концентрированными щелочами в натянутом состоянии с целью облагора­живания ткани;

оживка — обработка тканей раствором уксусной ки­слоты с целью облагораживания;

ворсование — получение начеса с помощью игольча­тых лент;

опаливание — удаление торчащих на поверхности во­локон;

заварка—обработка расправленной ткани кипящей водой для снятия напряжения в волокнах и их фиксации;

декатировка — обработка ткани паром с целью фор­мирования структуры ткани и для уменьшения, усадки ткани.

валка — уплотнение ткани и образование на поверх­ности войлокообразного застила;

карбонизация — обработка слабым раствором серной кислоты с целью удаления растительных примесей.

После отделки основной состав тканей направляют на гладкое крашение или в печатание.

Крашение – процесс нанесения красителя на ткань для придания сплошной ровной окраски.

Печатание (набивка) – процесс нанесения на ткань цветного рисунка.

Рис. Схема четырехвальной печатной машины:

1 - печатные валы с вы­гравированной на каж­дом из них частью рисун­ка ткани.

2 - суровая ткань,

3 - направляющие валики,

4 - барабан («подкладка» при печа­тании),

5 - чехол - под­кладочная ткань, пре­дохраняющая барабан от загрязнения красителем,

6 - корыта с красильным раствором,

7 - щетки, набрасывающие раствор красителя на поверхность печатного вала,

8 - рак­ли - пластинки, снимаю­щие излишек раствора с поверхности печатных ва­лов.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ СТОРОНЫ В ТКАНИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБА ОТДЕЛКИ ТКАНИ
Материально-техническое обеспечение: лоскутки тканей с разными способами отделки, ножницы, клей ПВА, правила охраны труда при работе с ножницами, образец оформления лабораторной работы.

Порядок выполнения работы:

  1. зарисуйте в тетради таблицу

    Лицевая сторона

    Изнаночная сторона

    Название ткани по способу отделки






























  2. вспомните признаки определения лицевой стороны ткани, правила безопасности при работе с ножницами.

  3. из предложенных лоскутков тканей выберите образцы с разным способом отделки не менее 4 образцов

  4. по выкройке обведите карандашом контур, совмещая стороны прямоугольника с направлениями систем нитей

  5. аккуратно вырежьте детали по контуру

  6. поочерёдно берите образцы ткани, определите лицевую сторону по известным признакам.

  7. сложите деталь пополам, разрежьте лоскуток на две равные части

  8. приклейте половинки детали в соответствующие колонки таблицы (лицевой стороной вверх в первой колонке, изнаночной стороной во второй колонке)

  9. определите способ отделки ткани, вид ткани и запишите в последней колонке

ПРОВЕРЬ СЕБЯ: вырезанные детали сохранили прямоугольную форму, стороны деталей ровные, образцы приклеены ровно, отсутствуют следы клея на тканях и на листе, правильность выполнения задания.
ТЕСТ «Отделка ткани»


  1. Отделка ткани зависит …

А) от внешнего вида ткани;

Б) от назначения ткани;

В) от сминаемости ткани.

  1. Ткань, снятую с ткацкого станка называют…

А) матовой;

Б) суровой;

В) отбеленной.

  1. При окрашивании ткани в один цвет получают…

А) набивную ткань;

Б) окрашенную ткань;

В) гладкокрашеную.

  1. Лицевую сторону ткани определяют…

А) на ощупь, по гладкости;

Б) по переплетению;

В) по рисунку, чистоте отделки.

  1. Если в ткани нити основы окрашены в один цвет, а нити утка другой, то ткань называется…

А) с печатным рисунком;

Б) суровой;

В) пёстротканой.

  1. Ткань, прошедшую отделку, называют…

А) готовой;

Б) выпускной;

В) окончательной.

  1. Аппретирование – это операция…

А) предварительной отделки ткани;

Б) крашения;

В) окончательной отделки ткани.

  1. Мерсеризация это отделка тканей для придания ей…

А) прочности и несминаемости;

Б) шелковистости, блеска и прочности;

В) непромокаемости.

  1. К операциям заключительной отделки относятся:

А) каландрование, ширение, аппретирование;

Б) беление, крашение, ширение;

В) опаливание, каландрование, печатание рисунка.

  1. Родиной крашения тканей считают…

А) Индию и Китай;

Б) Египет и Судан;

В) Иран и Сирию.