Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Лабораторная работа: определение направления долевой нити в ткани |
 Скачать 156.71 Kb. |
БЛОК – МОДУЛЬ
Материаловедение
5 КЛАСС М-1 КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ ВОЛОКОН.
ПОНЯТИЕ О ПРЯДЕНИИ, ТКАЧЕСТВЕ, ТКАНИ.
Лабораторная работа:
определение направления долевой нити в ткани.
М–2 ОТДЕЛКА ТКАНЕЙ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ СТОРОНЫ ТКАНИ. Триединая дидактическая цель:
Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон,
дать понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве, строении ткани,
ознакомить с видами отделки ткани.
Познакомить с профессиями прядильного и ткацкого производства.
Развивать общеучебные навыки работы с учебником, целевым учебным планом, блоком самостоятельной познавательной деятельности, контрольными тестами.
Развивать аналитическое мышление, умения описывать, характеризовать, сравнивать материалы, внимательность, память.
Прививать аккуратность при выполнении и оформлении лабораторно-практической работы.
Воспитывать культуру труда и взаимоотношений.
В результате работы над учебными элементами учащиеся должны:
Знать:
- классификацию волокон используемых для производства текстильных материалов,
- процесс получения пряжи, ткани,
- строение ткани, свойства нитей основы и утка,
- способы отделки тканей, признаки определения лицевой стороны ткани, приёмы определения лицевой стороны ткани.
Уметь:
- определять ширину ткани, способ отделки ткани,
- находить лицевую сторону ткани,
- находить направление долевой нити в ткани,
-оформлять лабораторную работу, делать выводы,
- работать по целевому учебному плану.
М-2 ОТДЕЛКА ТКАНЕЙ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ СТОРОНЫ ТКАНИ. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ:
учебник “Трудовое обучение” 4 кл.
рисунок печатного станка
коллекция тканей с различными способами отделки, переплетения.
карточки задания “определение лицевой стороны ткани, способа отделки”
ТЕСТ №1
Целевой учебный план деятельности учащихся.
На доске девиз: “Какова пряха, такова на ней рубаха” УЭ-О
Цель: подготовка учащихся к работе на занятии
- проверка готовности учащихся к работе на уроке,
- подготовка дежурными рабочих мест к уроку,
- доведение до учащихся плана урока. УЭ-1
Цель: обозначить тему и цели урока
3. В результате лабораторной работы учащиеся должны
Знать: виды отделки ткани, способы отделки тканей, отличительные особенности лицевой стороны ткани.
Уметь: определять лицевую сторону в образцах тканей, определять способ отделки образца ткани, оформлять лабораторную работу.
4. записать тему и девиз урока в тетрадь. УЭ-2
Цель: актуализировать знания учащихся по теме урока
2. на доске записаны цепочки слов:
Сырьё – волокно- пряжа – снование – проборка – переплетение – суровьё – опаливание – отбеливание – крашение – готовая ткань.
Шерсть, капрон, лён, джут, лавсан, шёлк, хлопок, кенаф, акрил, пенька, асбест.
3. Задание учителя. Разделите процесс получения ткани на три этапа: прядение, ткачество, отделка. Подчеркните во второй строчке волокна растительного происхождения прямой линией, животного – волнистой, минерального – двумя прямыми линиями.
4. Выполняют задания, обмениваются тетрадями, проверяют работу друг друга. УЭ-3
Цель: восприятие, осмысление первичных знаний об отделке тканей.
2. объяснения учителя с демонстрацией наглядных пособий.
3. Ткань снятая с ткацкого станка называется суровой. Она имеет неприглядный внешний вид. Для придания им товарного вида эти ткани должны пройти дальнейшую отделку.
Предварительная отделка:
Опаливание – удаление волокон с поверхности, выполняют по лицевой стороне ткани, поэтому она всегда более гладкая, блестящая, на ней меньше узелков и ворсинок,
Расшлихтовка – удаление крахмала, Отваривание – удаление загрязнений, Промывка,
Мерсеризация – пропитка ткани специальным раствором для повышение прочности, Отбеливание (обесцвечивание, беление) – придание ткани необходимой белизны (ткань отбеленная)
Крашение – придание ткани необходимого одного цвета (ткань гладкокрашеная или однотонная). Печатание – нанесение на поверхность ткани определённого рисунка с помощью печатных машин (ткань набивная) Демонстрируется рисунок печатного станка и процесс печатания рисунка на ткань.
Заключительная отделка:
Пропитка тканей различными составами для придания им определённых свойств (непромокаемости, жёсткости, несминаемости); ширение (выравнивание); каландрование (разглаживание, придание блеска); аппретирование (повышение износостойкости) и т.д.
Ворсование образование на поверхности ткани начёса или ворса с помощью игольчатых лент (фланель, бумазея)
Очень интересную ткань можно получить, если сначала окрасить пряжу, а затем изготовить ткань, чередуя цветные полосы. Такие ткани называются пёстроткаными (обычно в полоску или в клетку).
4. учащиеся слушают объяснения, следят за демонстрацией, пишут конспект. УЭ-6
Цель: обеспечить применение знаний, формирование практических умений
2. вводный инструктаж к лабораторной работе.
3. Слово учителя. Ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную. При раскрое выкройки накладывают на изнаночную сторону ткани, швы при шитье также располагают на изнаночной стороне изделия, поэтому надо уметь определять лицевую сторону в ткани. Лицевой стороной считается более красивая, яркая, с чётким рисунком поверхность. Но ткани могут быть почти одинаковыми с двух сторон, например отбеленные, гладкокрашеные ткани, такие ткани ещё называют равносторонними. Если же ткань имеет разную с двух сторон поверхность, но любая из них может быть использована в качестве лицевой, такие ткани называют двухсторонними. Они хорошо сочетаются и комбинируются. Объяснения сопровождаются демонстрацией образцов тканей.
4. слушают объяснения, анализируют демонстрационные образцы, основные понятия записывают в опорный конспект. УЭ-7
Цель: формирование навыков определения лицевой стороны ткани.
2. лабораторная работа: определение лицевой стороны в ткани.
3. объяснить последовательность и приёмы выполнения заданий практической работы, ознакомить с требованиями к оформлению лабораторной работы, обращая внимание на соблюдение правил охраны труда.
4. учащиеся изучают инструкцию по выполнению лабораторной работы, исследуют образцы тканей, оформляют лабораторно-практическую работу, выполняют самоконтроль. УЭ-8
Цель: контроль степени усвоения знаний по теме.
2. Тест №1
3. Учитель раздаёт тесты, объясняет правила выполнения, систему проверки и оценивания.
4. Учащиеся слушают условия тестирования, выполняют тест, самоконтроль. УЭ-9
Цель: формирование целостной системы знаний и умений.
2. карточки-задания: определение лицевой стороны ткани, способа отделки ткани.
3. Для успешно справившихся учащихся предлагается работа по карточкам, объясняется принцип работы с карточками на 1 примере.
4. самостоятельно выполняют работу по карточкам, самоконтроль. УЭ-10
Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока.
2. рефлексия, ответы на вопросы
- с каким настроением вы изучали этот материал?
- какое значение для вас имеют знания и умения, полученные сегодня?
- какие моменты вызвали у вас затруднения? Почему?
Целевой учебный план деятельности ученика на уроке.
М-2 ОТДЕЛКА ТКАНЕЙ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ СТОРОНЫ ТКАНИ.
УЭ
| УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С УКАЗАНИЕМ ЗАДАНИЙ
| РУКОВОДСТВО ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
| УЭ-О
УЭ-1
УЭ-2
УЭ-3
УЭ-4
УЭ-5
УЭ-6
УЭ-7
| ИДЦ:
знать: виды отделки тканей, способы отделки тканей, отличительные особенности лицевой стороны ткани.
уметь: определять лицевую сторону в образцах ткани, определять способ отделки образца ткани, оформлять лабораторную работу, делать выводы.
Цель: закрепить знания необходимые для изучения новой темы.
выслушайте задание учителя.
разделите процесс получения ткани на три этапа
Сырьё – волокно- пряжа – снование – проборка – переплетение – суровьё – опаливание – отбеливание – крашение – готовая ткань.
подчеркните волокна растительного происхождения прямой линией, животного – волнистой, минерального – двумя прямыми линиями.
Шерсть, капрон, лён, джут, лавсан, шёлк, хлопок, кенаф, акрил, пенька, асбест.
Цель: познакомиться с процессом отделки ткани.
выслушайте объяснения учителя.
прочитайте текст информационного блока «Отделка тканей»
ответьте на вопросы:
- как называется ткань, снятая с ткацкого станка?
- какая цель процесса отделки тканей?
- какие виды отделки проходит ткань?
- для чего выполняют мерсеризацию ткани?
- к какому виду отделки относится опаливание?
- для чего выполняют специальную отделку ткани?
Цель: знать виды тканей по способу отделки.
1. выслушайте объяснения учителя.
прочитайте текст информационного блока «Отделка тканей»
ответьте на вопросы:
- как получают набивную ткань?
- какая ткань получается после отделки крашение?
- каким способом получают пёстротканую ткань?
- как можно использовать разносторонние двухлицевые ткани?
Цель: изучить признаки определения лицевой стороны в ткани.
1. выслушайте объяснение учителя.
прочитайте текст информационного блока «Отделка тканей»
ответьте на вопросы:
- как определить лицевую сторону в однотонных тканях?
- чем отличается лицевая сторона от изнаночной стороны в набивной ткани?
- почему лицевая сторона в пёстротканой ткани более ровная, гладкая?
4. запишите в рабочую тетрадь 4 признака определения нитей основы в ткани.
Цель: научиться определять способ отделки и лицевую сторону в ткани.
1. выслушайте рекомендации учителя по выполнению лабораторной работы.
2. выполните действия, описанные в лабораторной работе: «Определение лицевой стороны в ткани»
3. оформите лабораторную работу
проверьте правильность выполнения работы
сделайте вывод по результатам выполненной лабораторной работы.
Цель: проверить степень усвоения знаний по разделу материаловедение.
выполните задание теста «Отделка тканей»
проверьте правильность ответов
проверьте правильность выполнения теста соседа по парте.
работа с карточкой-заданием творческого уровня
Цель: подведение итогов урока, его оценка.
сравните полученные знания с заданной целью
выслушайте анализ допущенных ошибок
сделайте общую оценку урока:
- как была достигнута цель урока? (самостоятельно, с помощью одноклассников, с помощью учителя)
- где могут быть использованы полученные знания?
- причины ошибок при выполнении заданий (невнимательность, недостаток знаний, непонятен смысл задания, вопроса)
заполните таблицу оценок (УЭ-1, УЭ-5, УЭ-6), выставьте оценку за урок
уборка рабочих мест
| Запишите тему и девиз урока в рабочую тетрадь
Внимательно прочитайте цели урока. Выполните задания письменно в рабочей тетради.
Выслушайте рассказ учителя, ответьте на поставленные вопросы устно. Работа с информационным блоком.
Внимательно выслушайте объяснения учителя. Работа с информационным блоком. Запишите основные понятия в рабочую тетрадь.
Внимательно слушайте объяснения учителя. Задавайте вопросы по непонятым моментам.
Работа в парах. Самоконтроль. Взаимоконтроль.
Работа в парах. Самоконтроль. Взаимоконтроль.
Задание 4 выполняется по желанию.
Будьте объективны при самооценке. Домашнее задание индивидуальное.
|
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Отделка тканей.
Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшения её качества. Основные процессы отделки ткани:
Предварительная отделка:
опаливание – удаление с поверхности суровой ткани кончиков волокон, которые портят её внешний вид;
расшлихтовка – обработка ткани с целью удаления из неё крахмала нанесённого при шлихтовании.
отваривание – обработка тканей щелочными растворами с целью удаления жировосковых веществ, примесей, загрязнений, остатков шлихты;
беление – обработка тканей раствором окислителей для придания устойчивой белизны.
мерсеризация – обработка натянутой ткани раствором едкого натра для повышения прочности, придания шелковистости и блеска;
ворсование – образование начёса, ворса на поверхности тканей для придания мягкости, пушистости, улучшения теплозащитных свойств;
Крашение – процесс нанесения красителя на ткань для придания сплошной ровной окраски.
Печатание (набивка) – процесс нанесения на ткань цветного рисунка.
Заключительная отделка:
аппретирование – это пропитка тканей специальными составами для придания упругости, эластичности, блеска, повышения износостойкости;
ширение – придание ткани стандартной ширины и устранение перекосов;
каландрование – глажениена тяжёлых каландрах – стальных валах с внутренним обогревом;
специальные отделки для придания тканям определённых свойств: несминаемости, водонепроницаемости и т.д.
Основные признаки определения лицевой стороны в ткани:
в набивных тканях печатный рисунок на лицевой стороне более яркий, чёткий;
в гладкокрашеных, пёстротканых тканях лицевая сторона более ровная, гладкая, блестящая, т.к. с лицевой стороны ткань опаливается, а дефекты (узелки, петельки) выводятся на изнаночную сторону;
в ворсовых тканях на лицевой стороне ворс располагается более упорядоченно, а на изнаночной хаотически.
рисунок переплетений на лицевой стороне более чёткий.
Информационный блок
Отделка тканей Чтобы превратить ткань в красивую и приятную на ощупь, ее надо облагородить, т. е. подвергнуть специальной химической обработке. Такую обработку проводят на красильно-отделочных фабриках.
Основные операции отделки тканей из натуральных волокон:
опаливание — удаление с поверхности суровых тканей волоконец;
расшлихтовка — замачивание в воде с целью удаления шлихты;
отваривание — в слабых растворах щелочей для удаления жировосковых веществ;
отбеливание — белильными растворами;
мерсеризация — обработка ткани концентрированными щелочами в натянутом состоянии с целью облагораживания ткани;
оживка — обработка тканей раствором уксусной кислоты с целью облагораживания;
ворсование — получение начеса с помощью игольчатых лент;
опаливание — удаление торчащих на поверхности волокон;
заварка—обработка расправленной ткани кипящей водой для снятия напряжения в волокнах и их фиксации;
декатировка — обработка ткани паром с целью формирования структуры ткани и для уменьшения, усадки ткани.
валка — уплотнение ткани и образование на поверхности войлокообразного застила;
карбонизация — обработка слабым раствором серной кислоты с целью удаления растительных примесей.
После отделки основной состав тканей направляют на гладкое крашение или в печатание.
Крашение – процесс нанесения красителя на ткань для придания сплошной ровной окраски.
Печатание (набивка) – процесс нанесения на ткань цветного рисунка.
Рис. Схема четырехвальной печатной машины:
1 - печатные валы с выгравированной на каждом из них частью рисунка ткани.
2 - суровая ткань,
3 - направляющие валики,
4 - барабан («подкладка» при печатании),
5 - чехол - подкладочная ткань, предохраняющая барабан от загрязнения красителем,
6 - корыта с красильным раствором,
7 - щетки, набрасывающие раствор красителя на поверхность печатного вала,
8 - ракли - пластинки, снимающие излишек раствора с поверхности печатных валов.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ СТОРОНЫ В ТКАНИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБА ОТДЕЛКИ ТКАНИ Материально-техническое обеспечение: лоскутки тканей с разными способами отделки, ножницы, клей ПВА, правила охраны труда при работе с ножницами, образец оформления лабораторной работы.
Порядок выполнения работы:
зарисуйте в тетради таблицу
Лицевая сторона
| Изнаночная сторона
| Название ткани по способу отделки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| вспомните признаки определения лицевой стороны ткани, правила безопасности при работе с ножницами.
из предложенных лоскутков тканей выберите образцы с разным способом отделки не менее 4 образцов
по выкройке обведите карандашом контур, совмещая стороны прямоугольника с направлениями систем нитей
аккуратно вырежьте детали по контуру
поочерёдно берите образцы ткани, определите лицевую сторону по известным признакам.
сложите деталь пополам, разрежьте лоскуток на две равные части
приклейте половинки детали в соответствующие колонки таблицы (лицевой стороной вверх в первой колонке, изнаночной стороной во второй колонке)
определите способ отделки ткани, вид ткани и запишите в последней колонке
ПРОВЕРЬ СЕБЯ: вырезанные детали сохранили прямоугольную форму, стороны деталей ровные, образцы приклеены ровно, отсутствуют следы клея на тканях и на листе, правильность выполнения задания. ТЕСТ «Отделка ткани»
Отделка ткани зависит …
А) от внешнего вида ткани;
Б) от назначения ткани;
В) от сминаемости ткани.
Ткань, снятую с ткацкого станка называют…
А) матовой;
Б) суровой;
В) отбеленной.
При окрашивании ткани в один цвет получают…
А) набивную ткань;
Б) окрашенную ткань;
В) гладкокрашеную.
Лицевую сторону ткани определяют…
А) на ощупь, по гладкости;
Б) по переплетению;
В) по рисунку, чистоте отделки.
Если в ткани нити основы окрашены в один цвет, а нити утка другой, то ткань называется…
А) с печатным рисунком;
Б) суровой;
В) пёстротканой.
Ткань, прошедшую отделку, называют…
А) готовой;
Б) выпускной;
В) окончательной.
Аппретирование – это операция…
А) предварительной отделки ткани;
Б) крашения;
В) окончательной отделки ткани.
Мерсеризация это отделка тканей для придания ей…
А) прочности и несминаемости;
Б) шелковистости, блеска и прочности;
В) непромокаемости.
К операциям заключительной отделки относятся:
А) каландрование, ширение, аппретирование;
Б) беление, крашение, ширение;
В) опаливание, каландрование, печатание рисунка.
Родиной крашения тканей считают…
А) Индию и Китай;
Б) Египет и Судан;
В) Иран и Сирию. |
|
|