Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Конспект урока чтения и развития речи по произведению И. Соколова Микитова «Зима в лесу» (4 класс) |
 Скачать 57.92 Kb. |
Конспект урока чтения и развития речи
по произведению И. Соколова – Микитова «Зима в лесу»
(4 класс)
Цель: познакомить учащихся с произведением И. Соколова-Микитова «Зима в лесу». Задачи урока:
Дидактические:
познакомить учащихся с содержанием рассказа;
уточнить и расширить представление о признаках зимы;
знакомить учащихся с повадками лесных обитателей в период зимы;
учить различать следы зверей на снегу.
Коррекционно-развивающие:
развивать навык выразительно чтения;
формировать навык самостоятельного, осмысленного чтения;
закреплять навык выборочного чтения;
развитие умения выражать мысли полными, правильно построенными предложениями;
расширять словарный запас учащихся, развивать устную речь.
Воспитательные:
развивать интерес к чтению через беседу о красоте родной природы, воспитывать интерес к животному миру родного края. Оборудование: учебник, разрезанные на части пословицы, карточки для словарной работы, иллюстрации со следами зверей, иллюстрации с животными, индивидуальные карточки с изменёнными предложениями.
-
Название этапа
| Количество времени, мин
| Оргмомент
| 2
| Проверка домашнего задания
| 5
| Изучение новых знаний.
| 10
| Первичное закрепление.
| 10
| Итоги урока, выставление отметок.
| 3
| Домашнее задание.
| 2
|
Этап
| Содержание этапа
| Деятельность учащихся и их ответы
| Орг. момент
| -Здравствуйте! Проверьте, чтобы на столах лежали тетради, учебники, пеналы. Садитесь.
|
Учащиеся проверяют свою готовность к уроку.
| Проверка домашнего задания
| Составьте из слов пословицы. Мороз не велик, но стоять не велит. Береги нос в большой мороз. Беседа по вопросам:
- О чём эти пословицы?
- Когда у нас бывают морозы?
- Как изменилась погода с приходом зимы?
Несколько учащихся выразительно читают стихотворение И. Никитина «Встреча зимы».
|
Составляют пословицы
Отвечают на вопросы
Выразительное чтение стихотворения
| Изучение новых знаний.
|
- Сегодня мы с вами на уроке тоже будем говорить о наступлении зимы. А поможет нам в этом рассказ «Зима в лесу», написанный русским писателем Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым. Словарная работа. В рассказе встречаются трудные слова, давайте их прочитаем и разберём. Горностай – небольшое хищное животное.
Натропил – оставил много следов.
Просеки – дорога, узкая полоса в лесу.
Первичное чтение учителем. Я сейчас прочитаю вам рассказ, а вы внимательно его послушаете и скажите:
- Какой зимний лес в этом рассказе?
(Холодный, тихий, белый, красивый, чистый.) Работа по учебнику. а) Чтение детьми 1 абзаца по цепочке. - С чем автор сравнивает снег, узнаем, прочитав начало нашего текста.
Стр. 105. Беседа по тексту.
- С чем автор сравнивает снег?
- А скатерть в лесу не простая, она с узорами. Что мы на ней увидели? (Красивые узоры.) - Кто оставляет эти узоры, мы узнаем, из следующей части рассказа. Чтение с заданием. Хорошо читающий ученик читает следующую часть рассказа, а остальные внимательно следят за чтением. Беседа по тексту. - Чьи следы мы увидели на снегу?
(Вывешивается на доску картинку зайца.) - Найдите и зачитайте, как в лесу натропил зайчишка? (На доске висят разные следы животных.)
- Найдите следы зайца. (След зайца прикрепляют под картинку с зайцем) Чьи следы нам ещё встретились? - Найдите и прочитайте, как в лесу пробежал горностай? (Вывешивается картинка на доску, дети находят следы горностая.) - Как по лесной опушке ходит старый лис? Найдите и зачитайте. - Найдите следы старого лиса. - Как прошли разбойники волки?
- Через что перешли лоси? На доске картинки животных, а под ними следы этих животных.
- Чьи следы нам встретились в лесу?
зайца – заячьи следы;
волка – волчьи следы;
лисы – лисьи следы;
лося – лосинные следы;
горностай – следы горностая. Физминутка.
Ах, какой прекрасный лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. В сторону руки плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем –
Крылья сложили вот так.
|
Слушают чтение учителя Читают по цепочке.
Отвечают на вопросы по тексту.
Следят по книге за читающим учеником.
- Следы зайца.
Читают про след зайца. Находят след зайца.
Далее находят и определяют следы других животных, перечисленных в тексте.
Называют следы.
| Первичное закрепление
|
- На карточке записан текст, но в нём изменены некоторые слова. Вы должны найти их. Вот у обглоданных осинок натропил ночью горностай (зайчишка-беляк). Подняв чёрный кончик хвоста, охотясь за птичками и мышами, пробежал старый лис (горностай). Красивой цепочкой вьётся по лесной опушке след зайца (старого лиса). По самому краю поля, след в след, прошли лоси (разбойники-волки).
|
Находят изменённые слова, заменяют их на нужные.
| Подведение итогов урока, выставление оценок.
| - С каким рассказом мы сегодня познакомились?
- Кто автор этого рассказа?
- Почему этот рассказ называется «Зима в лесу»?
|
| Домашнее задание.
| Прочитать текст «Зима в лесу», ответить на 4 вопрос.
|
|
|
|
|