Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Рабочая тетрадь по биологии |
 Скачать 0.62 Mb. |
1 2 3 4 5 Департамент образования и науки Кемеровской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Анжеро-Судженский политехнический колледж»
Н.С.Булдина РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО
БИОЛОГИИ
г. Анжеро-Судженск 2013
Н.С.Булдина
Рабочая тетрадь по биологии – Анжеро-Судженск: АСПК, 2013 г. 78с.
Рабочая тетрадь создана в соответствии с программой для студентов учреждения среднего профессионального образования. В тетради предлагается материал для самостоятельной деятельности студента, что облегчит процесс усвоения знаний, поисковой деятельности, развития познавательной мотивации. Задания в тетради соответствуют содержанию разделов учебника.
Анжеро-Судженский политехнический колледж 2013 Как работать с тетрадью Эта тетрадь предназначена для самостоятельной работы на занятиях и дома. В нее включены вопросы и задания.
Структура тетради соответствует структуре учебника. Названия глав и параграфов соответствует их названиям в учебнике. К каждой главе даны вопросы, задания разных уровней сложности, требующие простого воспроизведения изученного материала или творческого подхода к решению вопросов, задач.
Кроме работы с текстом учебника, вам предстоит выполнить задания с рисунками в тетради, решить кроссворды, подготовить презентации.
«Многообразие живого мира»
Перечислите уровни организации живой материи?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите три типа биологических полимеров и дайте им определения?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что является структурной и функциональной единицей живых организмов? (определение)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что представляет из себя ткань?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кожа человека выполняет защитную функцию, что эта функция из себя представляет?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое биогеоценоз?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое биосфера?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое катаболизм?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое репродукция?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем заключается наследственность, чем она обусловлена?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решите кроссворд.
Вопросы:
1. Историческое развитие, или … .
2. Индивидуальное развитие, или … .
3. Реакция многоклеточных животных на раздражение нервной системы.
4. Ф Энгельс писал: «… есть способ существования белковых тел».
Повторение одного и того же события или воспроизведение одного и того же состояния через равные промежутки времени.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что лежит в основе самовоспроизведения?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На какие четыре элемента приходится 98% массы живых организмов?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое размножение?
«Возникновение жизни на Земле»
Покажите схематически возникновение и развитие Солнечной системы.
Почему маленькие планеты не способны удерживать около себя атмосферу?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что было создано 4,5 млрд. лет назад на Земле?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На первых этапах своего формирования Земля имела очень высокую температуру, что происходило по мере ее остывания?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой немецкий ученый в первой трети XIX в. доказал возможность синтеза органических соединений в лабораторных условиях?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Молекулы различных веществ могут объединяться, образуя многомолекулярные комплексы, как они называются? _________________________________________________________
Отбор коацерватов и пограничный этап химической и биологической эволюции продолжался около 750 млн. лет. В конце этого перевода периода появились первые простейшие организмы, как они назывались?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Первые живые организмы были гетеротрофами. Что это означает?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Начертите схему, отражающую симбиотическую гипотезу возникновения эукариотических клеток.
В результате чего возникли эукариоты?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Появление двойного набора генов сделало возможным обмен копиями генов между разными организмами, принадлежащим к одному виду. Какой процесс так возник?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какому ученому принадлежит гипотеза фагоцителлы?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Среди клеток колонии выделяют: движущие, питающие и половые. Опишите их.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чему способствовало и что ознаменовало формирование мембраны – структуры, отграничивающей организм от окружающей среды.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой набор генов имеют эукариоты обладающие ограниченным оболочкой ядром?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ «Химическая организация клетки»
1. Какое самое распространенное неорганическое соединение в живых организмах?
____________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что называют макроэлементами?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что называют микроэлементами?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как называют способность клетки поддерживать слабощелочную реакцию своего содержимого на постоянном уровне?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Сколько, в среднем, процентов составляют органические соединения в массе живого организма?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какое органическое вещество занимает первое место по количеству и по значению в клетке?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Напишите общую формулу аминокислот.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Что принято называть первичной структурой белка?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Вследствие чего возникают гидрофобные взаимодействия?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Сколько у белков уровней структурной организации. Опишите их.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Что такое ренатурация?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Какое значение несет каталитическая роль белков?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Что такое ферменты?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Напишите общую формулу углеводов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 15. Решите кроссворд.
Вопросы:
1.Какой термин буквально означает «развязывание», «освобождение»?
2. Утрата структуры, присущей данной белковой молекуле?
3. Нерастворимые в воде органические вещества, которые можно извлечь из клеток органическими растворителями?
4. Сложные углеводы, образованные остатками многих моносахаридов? тема: «Обмен веществ и преобразование энергии в клетке»
1. Совокупность реакций биологического синтеза называют пластическим обменом, или?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Комбинация трех нуклеотидов.
___________________________________________________________________________________________________________________________
3. Для того чтобы синтезировался белок, информация о последовательности аминокислот в его первичной структуре должна быть доставлена к рибосомам. Этот процесс содержит два этапа, назовите их.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какой процесс является противоположным синтезу?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Из чего состоит молекула АТФ?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Энергетический обмен обычно делят на три этапа, опишите их.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что такое автотрофы, на какие их делят группы? Чем они отличаются друг от друга?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Что такое фотосинтез? Опишите его.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Что такое фотолиз?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Что такое хемосинтез?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. К какой группе относят нитрифицирующие бактерии?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________12. Структура синтезируемых крупных органических молекул, синтез которых осуществляется белками-ферментами, определяется последовательностью нуклеотидов в ДНК, то есть
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Ацетат - это?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Что такое генетический код?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Почему диссмиляцию называют энергетическим обменом клетки?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ тема: «Строение и функции клеток»
Эукариотическая клетка. Ядро.
Задание 1. Ответьте, почему клетку называют саморегулирующейся, самовоспроизводящейся и открытой системой?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Перечислите основные структурные компоненты ядра. Назовите его функции.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Рассмотрите, какое строение и химический состав имеют хромосомы?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Какие функции выполняют хромосомы?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Чем отличаются наборы хромосом в соматических и половых клетках, гомологичные хромосомы от негомологичных?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Объясните, используя рисунок особенности строения плазматической мембраны.
Какие функции она выполняет?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. В чем проявляется избирательная проницаемость плазматической мембраны?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Чем клеточная оболочка отличается от плазматической мембраны?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Какими путями вещества поступают в клетку? Рассмотрите рисунок и назовите процессы:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10. Что представляет собой цитоплазма? Каковы ее функции?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11. Назовите органоиды клетки, изображенные на рисунке и подпишите их части:
Задание 12. Допишите предложения
1 вариант
1. Внутренняя полужидкая среда митохондрии называется ________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Структурно-функциональная единица хлоропласта – это ________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Одиночный тилакоид, соединяющий соседние граны, называется ________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Хромопласты – это ________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Основная функция хлоропласта – _________________________________________________________________________________________________________________________________
2-й вариант
1. Внутренняя полужидкая среда хлоропласта называется _________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Многочисленные складки внутренней мембраны митохондрии — это _________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Тилакоиды собраны в стопки, называемые - _________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Лейкопласты– это __________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Основная функция митохондрии – это __________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 13. Заполните таблицу:
Строение эукариотической клетки.
Название органоидов
| Строение
| Функции
| Плазматическая мембрана
|
|
| Надмембранный комплекс:
а) гликокаликс
б) клеточная стенка
|
|
| Ядро
а) ядерная оболочка
б) кариоплазма
в) ядрышки
г) хроматин
д) хромосомы
|
|
| Цитоплазма
|
|
| Эндоплазматическая сеть
|
|
| Комплекс Гольджи
|
|
| Лизосомы
|
|
| Митохондрии
|
|
| Пластиды
а) хлоропласты
б) хромопласты
в) лейкопласты
|
|
| Рибосомы
|
|
| Микротрубочки
|
|
| Микрофиламенты
|
|
| Клеточный центр
|
|
| Органеллы движения: реснички и жгутики
|
|
| Включения
|
|
| Задание 14. Подпишите названия органоидов, изображенных на рисунке:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 15. Распределите приведенные клеточные органоиды в три столбика:
а) вакуоли; б) микротрубочки; в) ЭПС; г) микрофиламенты; д) рибосомы; е) лизосомы; ж) хромосомы; з) клеточный центр; и) комплекс Гольджи ; к) митохондрии; л) хлоропласты; м) хромопласты; н) лейкопласты; о) ядро.
немембранные органоиды
| одномембранные органоиды
| двумембранные органоиды
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Задание 16.Допишите определения: 1. По строению клетки все живые существа делятся на ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Любая клетка снаружи покрыта _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Внутренней средой клетки является _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Структуры, постоянно присутствующие в клетке, называются ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Органоид, участвующий в образовании и транспортировке различных органических веществ, – это _____________________________________________
6. Органоид, участвующий во внутриклеточном переваривании пищевых частиц, отмерших частей клетки, называется ______________________________________
7. Зеленые пластиды называются __________________________________________
8. Вещество, содержащееся в хлоропластах, называется _______________________________________________________________________
9. Прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком, называются _______________________________________________________________________
10. Местом образования белков в клетках являются _______________________________________________________________________
11. Наследственная информация о данной клетке хранится в _______________________________________________________________________
12. Энергия, необходимая клетке, образуется в _______________________________________________________________________
13. Процесс поглощения клеткой твердых частиц называется _______________________________________________________________________
14. Процесс поглощения клеткой жидкости называется _______________________________________________________________________ Задание 17. Закончите предложения.
1. Растительная клетка, в отличие от животной, содержит плотную целлюлозную ________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. В центре старой растительной клетки находится крупная центральная ____________________________заполненная __________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Клетки зелёных частей растений содержат зелёные пластиды, называемые ___________________________________________, которые выполняют функцию ______________________________________________________________ 4. Плоды растений часто имеют яркую окраску, обусловленную присутствием в клетках красных и оранжевых пластид, называемых _______________________________________________________________________ 5. Сходство в строении растительной и животной клеток свидетельствует о ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 18. Распределите приведенные клеточные органоиды в три столбика:
а) плазмалемма; б) цитоплазма; в) ЭПС; г) центральная вакуоль; д) рибосомы; е) лизосомы; ж) клеточная стенка; з) клеточный центр; и) комплекс Гольджи ; к) митохондрии; л) хлоропласты; м) хромопласты; н) лейкопласты; о) ядро.
встречаются только в растительных клетках
| встречаются только в животных клетках
| встречаются и в растительных, и в животных клетках
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| II, Прокариотическая клетка
Задание 19. Рассмотрите клетку бактерии и впишите обозначения:
.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 20. Чем прокариотические клетки отличаются от эукариотических. Выберите необходимые параметры в соответствии с заданием:
1-й вариант – прокариоты, 2-й вариант – эукариоты.
1.Есть ядро, окруженное ядерной мембраной. 2. Ядра нет, есть нуклеарная область. 3. растения, животные, грибы. 4. бактерии. 5. отсутствуют митохондрии, ЭПР, лизосомы; 6. есть мембранные структуры внутри клетки; 7. ДНК- линейный нуклеопротеид, содержит белок; 8. ДНК замкнута в кольцо; 9. одноклеточные; 10. одноклеточные и многоклеточные
11. Есть рибосомы.
12. Есть клеточная стенка
13. Все организмы одноклеточные.
14. Есть и одноклеточные и многоклеточные организмы.
Задание 21. Найдите ошибки в тексте:
Прокариоты – это организмы, клетки которых имеют ограниченное мембраной ядро. Размножаются они делением. В клетках содержатся хлоропласты, митохондрии, аппарат Гольджи, центриоли. По способу питания они могут быть как автотрофами, так и гетеротрофами. Обитают только в аэробных условиях. При неблагоприятных условиях превращаются в спору.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 22. Выберите правильные утверждения:
а) бактерии размножаются спорами; б) бактериальная клетка не имеет аппарата Гольджи; в) для бактерий благоприятными условиями являются высокая температура и ультрафиолетовое излучение; г) к прокариотам относятся простейшие, водоросли и грибы; д) прокариоты широко используются в различных отраслях народного хозяйства; е) среди прокариот встречаются как автотрофы, так и гетеротрофы; ж) бактерии живут только в анаэробных условиях; з) серобактерии относятся к хемотрофам; и) прокариоты способны активно передвигаться; к) все бактерии – паразиты животных и растений.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 23. Ответьте на тестовые вопросы:
1. Для прокариот характерны:
а) кольцевая молекула ДНК; б) митохондрии, центриоли, аппарат Гольджи; в) развитая система вакуолей; г) оформленное ядро.
_______________________________
2. Бактерии размножаются:
а) половым способом; б) вегетативно; в) делением; г) спорами.
_______________________________
3. Прокариоты для получения энергии используют:
а) свет; б) готовые органические вещества; в) окисление неорганических веществ; г) все перечисленные способы.
_______________________________
4. К прокариотам относятся:
а) цианобактерии; б) грибы; в) простейшие; г) губки.
______________________________
5. Основателем микробиологии считается:
а) Ч.Дарвин; б) К.Линней; в) Л.Пастер; г) И.Мечников.
_____________________________
Вирусы.
Задание 24. Ответьте на вопросы:
Кем и когда были открыты вирусы?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
На каком этапе эволюции появились вирусы?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите последовательность возникновения в процессе эволюции: эукариоты, доклеточные структуры, вирусы, прокариоты.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему наличие нуклеиновой кислоты не обеспечивает размножение вирусов?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 25. Расположите в правильном порядке последовательность событий заражения клетки вирусом.
1. ДНК вируса блокирует ДНК клетки-хозяина. 2. Вирус прикрепляется к наружной мембране клетки-хозяина. 3. Новые частицы вируса разрывают клетку-хозяина и инфицируют другие клетки. 4. На матрице ДНК вируса клетка начинает сбор белков вируса. 5. Мембрана клетки-хозяина растворяется под действием ферментов вируса, и внутри клетки-хозяина оказывается ДНК вируса. 6. ДНК вируса самореплицируется. 7. В результате самосборки образуются новые частицы вируса.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
тема: «Размножение живых организмов».
|
1 2 3 4 5 |
|