Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Рабочая тетрадь по биологии


Скачать 0.62 Mb.
НазваниеРабочая тетрадь по биологии
страница1/5
Дата05.05.2016
Размер0.62 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5

Департамент образования и науки Кемеровской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Анжеро-Судженский политехнический колледж»

Н.С.Булдина
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО

БИОЛОГИИ



г. Анжеро-Судженск 2013


Н.С.Булдина

Рабочая тетрадь по биологии – Анжеро-Судженск: АСПК, 2013 г. 78с.

Рабочая тетрадь создана в соответствии с программой для студентов учреждения среднего профессионального образования. В тетради предлагается материал для самостоятельной деятельности студента, что облегчит процесс усвоения знаний, поисковой деятельности, развития познавательной мотивации. Задания в тетради соответствуют содержанию разделов учебника.

Анжеро-Судженский политехнический колледж 2013
Как работать с тетрадью
Эта тетрадь предназначена для самостоятельной работы на занятиях и дома. В нее включены вопросы и задания.

Структура тетради соответствует структуре учебника. Названия глав и параграфов соответствует их названиям в учебнике. К каждой главе даны вопросы, задания разных уровней сложности, требующие простого воспроизведения изученного материала или творческого подхода к решению вопросов, задач.

Кроме работы с текстом учебника, вам предстоит выполнить задания с рисунками в тетради, решить кроссворды, подготовить презентации.

«Многообразие живого мира»

  1. Перечислите уровни организации живой материи?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите три типа биологических полимеров и дайте им определения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что является структурной и функциональной единицей живых организмов? (определение)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что представляет из себя ткань?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кожа человека выполняет защитную функцию, что эта функция из себя представляет?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что такое биогеоценоз?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что такое биосфера?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что такое катаболизм?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что такое репродукция?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чем заключается наследственность, чем она обусловлена?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Решите кроссворд.




1.







3.

















































4.






















2.


























































Вопросы:

1. Историческое развитие, или … .

2. Индивидуальное развитие, или … .

3. Реакция многоклеточных животных на раздражение нервной системы.

4. Ф Энгельс писал: «… есть способ существования белковых тел».

  1. Повторение одного и того же события или воспроизведение одного и того же состояния через равные промежутки времени.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что лежит в основе самовоспроизведения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. На какие четыре элемента приходится 98% массы живых организмов?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что такое размножение?


«Возникновение жизни на Земле»

  1. Покажите схематически возникновение и развитие Солнечной системы.





  1. Почему маленькие планеты не способны удерживать около себя атмосферу?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что было создано 4,5 млрд. лет назад на Земле?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. На первых этапах своего формирования Земля имела очень высокую температуру, что происходило по мере ее остывания?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой немецкий ученый в первой трети XIX в. доказал возможность синтеза органических соединений в лабораторных условиях?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Молекулы различных веществ могут объединяться, образуя многомолекулярные комплексы, как они называются? _________________________________________________________

  2. Отбор коацерватов и пограничный этап химической и биологической эволюции продолжался около 750 млн. лет. В конце этого перевода периода появились первые простейшие организмы, как они назывались?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Первые живые организмы были гетеротрофами. Что это означает?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Начертите схему, отражающую симбиотическую гипотезу возникновения эукариотических клеток.



  1. В результате чего возникли эукариоты?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Появление двойного набора генов сделало возможным обмен копиями генов между разными организмами, принадлежащим к одному виду. Какой процесс так возник?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какому ученому принадлежит гипотеза фагоцителлы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Среди клеток колонии выделяют: движущие, питающие и половые. Опишите их.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чему способствовало и что ознаменовало формирование мембраны – структуры, отграничивающей организм от окружающей среды.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой набор генов имеют эукариоты обладающие ограниченным оболочкой ядром?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Химическая организация клетки»

1. Какое самое распространенное неорганическое соединение в живых организмах?

____________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что называют макроэлементами?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что называют микроэлементами?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как называют способность клетки поддерживать слабощелочную реакцию своего содержимого на постоянном уровне?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Сколько, в среднем, процентов составляют органические соединения в массе живого организма?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какое органическое вещество занимает первое место по количеству и по значению в клетке?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Напишите общую формулу аминокислот.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Что принято называть первичной структурой белка?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Вследствие чего возникают гидрофобные взаимодействия?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Сколько у белков уровней структурной организации. Опишите их.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Что такое ренатурация?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Какое значение несет каталитическая роль белков?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Что такое ферменты?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Напишите общую формулу углеводов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Решите кроссворд.








1.



















3.




























2.


























































4.




































































Вопросы:

1.Какой термин буквально означает «развязывание», «освобождение»?

2. Утрата структуры, присущей данной белковой молекуле?

3. Нерастворимые в воде органические вещества, которые можно извлечь из клеток органическими растворителями?

4. Сложные углеводы, образованные остатками многих моносахаридов?
тема: «Обмен веществ и преобразование энергии в клетке»

1. Совокупность реакций биологического синтеза называют пластическим обменом, или?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Комбинация трех нуклеотидов.

___________________________________________________________________________________________________________________________

3. Для того чтобы синтезировался белок, информация о последовательности аминокислот в его первичной структуре должна быть доставлена к рибосомам. Этот процесс содержит два этапа, назовите их.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какой процесс является противоположным синтезу?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Из чего состоит молекула АТФ?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Энергетический обмен обычно делят на три этапа, опишите их.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Что такое автотрофы, на какие их делят группы? Чем они отличаются друг от друга?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Что такое фотосинтез? Опишите его.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Что такое фотолиз?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Что такое хемосинтез?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. К какой группе относят нитрифицирующие бактерии?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________12. Структура синтезируемых крупных органических молекул, синтез которых осуществляется белками-ферментами, определяется последовательностью нуклеотидов в ДНК, то есть

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Ацетат - это?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Что такое генетический код?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Почему диссмиляцию называют энергетическим обменом клетки?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
тема: «Строение и функции клеток»


  1. Эукариотическая клетка. Ядро.

Задание 1. Ответьте, почему клетку называют саморегулирующейся, самовоспроизводящейся и открытой системой?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Перечислите основные структурные компоненты ядра. Назовите его функции.



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Рассмотрите, какое строение и химический состав имеют хромосомы?



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Какие функции выполняют хромосомы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 5. Чем отличаются наборы хромосом в соматических и половых клетках, гомологичные хромосомы от негомологичных?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 6. Объясните, используя рисунок особенности строения плазматической мембраны.



Какие функции она выполняет?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. В чем проявляется избирательная проницаемость плазматической мембраны?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Чем клеточная оболочка отличается от плазматической мембраны?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Какими путями вещества поступают в клетку? Рассмотрите рисунок и назовите процессы:




___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10. Что представляет собой цитоплазма? Каковы ее функции?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 11. Назовите органоиды клетки, изображенные на рисунке и подпишите их части:





Задание 12. Допишите предложения

1 вариант

1. Внутренняя полужидкая среда митохондрии называется ________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Структурно-функциональная единица хлоропласта – это ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Одиночный тилакоид, соединяющий соседние граны, называется ________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Хромопласты – это ________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Основная функция хлоропласта – _________________________________________________________________________________________________________________________________

2-й вариант

1. Внутренняя полужидкая среда хлоропласта называется _________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Многочисленные складки внутренней мембраны митохондрии — это _________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Тилакоиды собраны в стопки, называемые - _________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Лейкопласты– это __________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Основная функция митохондрии – это __________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13. Заполните таблицу:

Строение эукариотической клетки.

Название органоидов

Строение

Функции

  1. Плазматическая мембрана







  1. Надмембранный комплекс:

а) гликокаликс

б) клеточная стенка







  1. Ядро

а) ядерная оболочка

б) кариоплазма

в) ядрышки

г) хроматин

д) хромосомы







  1. Цитоплазма







  1. Эндоплазматическая сеть







  1. Комплекс Гольджи







  1. Лизосомы







  1. Митохондрии







  1. Пластиды

а) хлоропласты

б) хромопласты

в) лейкопласты







  1. Рибосомы







  1. Микротрубочки







  1. Микрофиламенты







  1. Клеточный центр







  1. Органеллы движения: реснички и жгутики







  1. Включения







Задание 14. Подпишите названия органоидов, изображенных на рисунке:



_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 15. Распределите приведенные клеточные органоиды в три столбика:

а) вакуоли; б) микротрубочки; в) ЭПС; г) микрофиламенты; д) рибосомы; е) лизосомы; ж) хромосомы; з) клеточный центр; и) комплекс Гольджи ; к) митохондрии; л) хлоропласты; м) хромопласты; н) лейкопласты; о) ядро.

немембранные органоиды

одномембранные органоиды

двумембранные органоиды



































































































Задание 16.Допишите определения:


1. По строению клетки все живые существа делятся на ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Любая клетка снаружи покрыта _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Внутренней средой клетки является _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Структуры, постоянно присутствующие в клетке, называются ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Органоид, участвующий в образовании и транспортировке различных органических веществ, – это _____________________________________________

6. Органоид, участвующий во внутриклеточном переваривании пищевых частиц, отмерших частей клетки, называется ______________________________________

7. Зеленые пластиды называются __________________________________________

8. Вещество, содержащееся в хлоропластах, называется _______________________________________________________________________

9. Прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком, называются _______________________________________________________________________

10. Местом образования белков в клетках являются _______________________________________________________________________

11. Наследственная информация о данной клетке хранится в _______________________________________________________________________

12. Энергия, необходимая клетке, образуется в _______________________________________________________________________

13. Процесс поглощения клеткой твердых частиц называется _______________________________________________________________________

14. Процесс поглощения клеткой жидкости называется _______________________________________________________________________
Задание 17. Закончите предложения.

1. Растительная клетка, в отличие от животной, содержит плотную целлюлозную ________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В центре старой растительной клетки находится крупная центральная ____________________________заполненная __________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Клетки зелёных частей растений содержат зелёные пластиды, называемые ___________________________________________, которые выполняют функцию ______________________________________________________________
4. Плоды растений часто имеют яркую окраску, обусловленную присутствием в клетках красных и оранжевых пластид, называемых _______________________________________________________________________
5. Сходство в строении растительной и животной клеток свидетельствует о ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 18. Распределите приведенные клеточные органоиды в три столбика:

а) плазмалемма; б) цитоплазма; в) ЭПС; г) центральная вакуоль; д) рибосомы; е) лизосомы; ж) клеточная стенка; з) клеточный центр; и) комплекс Гольджи ; к) митохондрии; л) хлоропласты; м) хромопласты; н) лейкопласты; о) ядро.

встречаются только в растительных клетках

встречаются только в животных клетках

встречаются и в растительных, и в животных клетках









































































II, Прокариотическая клетка

Задание 19. Рассмотрите клетку бактерии и впишите обозначения:



.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 20. Чем прокариотические клетки отличаются от эукариотических. Выберите необходимые параметры в соответствии с заданием:

1-й вариант – прокариоты, 2-й вариант – эукариоты.

1.Есть ядро, окруженное ядерной мембраной.
2. Ядра нет, есть нуклеарная область.
3. растения, животные, грибы.
4. бактерии.
5. отсутствуют митохондрии, ЭПР, лизосомы;
6. есть мембранные структуры внутри клетки;
7. ДНК- линейный нуклеопротеид, содержит белок;
8. ДНК замкнута в кольцо;
9. одноклеточные;
10. одноклеточные и многоклеточные

11. Есть рибосомы.

12. Есть клеточная стенка

13. Все организмы одноклеточные.

14. Есть и одноклеточные и многоклеточные организмы.

Задание 21. Найдите ошибки в тексте:

Прокариоты – это организмы, клетки которых имеют ограниченное мембраной ядро. Размножаются они делением. В клетках содержатся хлоропласты, митохондрии, аппарат Гольджи, центриоли. По способу питания они могут быть как автотрофами, так и гетеротрофами. Обитают только в аэробных условиях. При неблагоприятных условиях превращаются в спору.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 22. Выберите правильные утверждения:

а) бактерии размножаются спорами;
б) бактериальная клетка не имеет аппарата Гольджи;
в) для бактерий благоприятными условиями являются высокая температура и ультрафиолетовое излучение;
г) к прокариотам относятся простейшие, водоросли и грибы;
д) прокариоты широко используются в различных отраслях народного хозяйства;
е) среди прокариот встречаются как автотрофы, так и гетеротрофы;
ж) бактерии живут только в анаэробных условиях;
з) серобактерии относятся к хемотрофам;
и) прокариоты способны активно передвигаться;
к) все бактерии – паразиты животных и растений.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 23. Ответьте на тестовые вопросы:

1. Для прокариот характерны:

а) кольцевая молекула ДНК;
б) митохондрии, центриоли, аппарат Гольджи;
в) развитая система вакуолей;
г) оформленное ядро.

_______________________________

2. Бактерии размножаются:

а) половым способом;
б) вегетативно;
в) делением;
г) спорами.

_______________________________

3. Прокариоты для получения энергии используют:

а) свет;
б) готовые органические вещества;
в) окисление неорганических веществ;
г) все перечисленные способы.

_______________________________

4. К прокариотам относятся:

а) цианобактерии;
б) грибы;
в) простейшие;
г) губки.

______________________________

5. Основателем микробиологии считается:

а) Ч.Дарвин;
б) К.Линней;
в) Л.Пастер;
г) И.Мечников.

_____________________________

Вирусы.

Задание 24. Ответьте на вопросы:

Кем и когда были открыты вирусы?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

На каком этапе эволюции появились вирусы?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Укажите последовательность возникновения в процессе эволюции: эукариоты, доклеточные структуры, вирусы, прокариоты.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему наличие нуклеиновой кислоты не обеспечивает размножение вирусов?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 25. Расположите в правильном порядке последовательность событий заражения клетки вирусом.

1. ДНК вируса блокирует ДНК клетки-хозяина.
2. Вирус прикрепляется к наружной мембране клетки-хозяина.
3. Новые частицы вируса разрывают клетку-хозяина и инфицируют другие клетки.
4. На матрице ДНК вируса клетка начинает сбор белков вируса.
5. Мембрана клетки-хозяина растворяется под действием ферментов вируса, и внутри клетки-хозяина оказывается ДНК вируса.
6. ДНК вируса самореплицируется.
7. В результате самосборки образуются новые частицы вируса.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

тема: «Размножение живых организмов».
  1   2   3   4   5