Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Классный час это… Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час? |
 Скачать 130.37 Kb. |
Методика подготовки и проведения классного часа. КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ КЛАССНЫЙ ЧАС Классный час – это…
Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?
С этой целью мы обратились к публикациям известных ученых и выписали в записную книжечку определения этого понятия.
В результате получилась вот такая палитра представлений о классном часе:
Методика проведения классного часа
Классный час как форма организации воспитательного процесса Воспитание в коллективе и через коллектив – это адаптация ребенка к внешним требованиям, к внешней регуляции своего поведения, например к правилам социума, и под контролем социума. Однако в поведении ребенка многое зависит от его сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания, формируемых и развиваемых самим учащимся в процессе воспитания.
Одной из основных форм, в которых используется методика КТД, являются классные часы, на которых планируется коллективная жизнь класса или школы, внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного дела, и само дело (воспитательное мероприятие).
Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы, в том числе и классного часа, Л.И. Маленкова составила определенный алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы его таковы.
Определение целей и задач.
Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.
Создание психологического настроя.
Предварительная подготовка.
Проведение самого мероприятия.
Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:
обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;
собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата.
Классный час должен быть нерегламентирован временем (он может продлиться от 5 минут до нескольких часов). Не должен быть «привязан» к месту – классной комнате: он может быть проведен в музее, на природе, на улицах города, на квартире у кого-то… Субъектом его проведения необязательно должен быть классный руководитель, это может быть любой работник школы, любой приглашенный, любой одноклассник, это может быть и группа людей (группа студентов, авторский коллектив, творческая группа и т.д.). Могут быть введены и другие правила. КЛАССНЫЙ ЧАС СПОСОБСТВУЕТ РЕШЕНИЮ
СЛЕДУЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ:
обобщение учащихся знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, технике;
усвоение детьми умений и навыков познательной и практической деятельности;
формирование и развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка;
содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащихся, его творческих и других способностей;
формирование и развитие классного коллектива.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОГО
И ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОГО КЛАССНОГО ЧАСА
(по Е.Н.Степанову)
Основные компоненты классного часа
| Традиционный классный час
| Личностно-центрированный классный час
| Целевой
| Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения.
| Целевые установки связаны прежде всего с раскрытием личностного потенциала учащихся, процессом их самоактуализации, становление уникального образа жизнедеятельности каждого ребенка.
| Содержательный
| Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях эту роль выполняют члены ученического самоуправления.
| Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для саморазвития, самовоспитания и самоутверждения личности. Классный руководитель совместно с учащимися и (если это необходимо) родителями определяют тему и содержание классного часа.
| Организационно-деятельностный
| Главным, и часто единственным, организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы. совместная деятельность жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с планом классного часа.
| Учащиеся являются полноправными организаторами классного час, происходящей на нем совместной деятельности. Педагог совместно с учащимися создает ситуацию выбора и успеха, как для детей, так и для взрослых. Преобладают диалоговые, дискуссионные, исследовательские, проблемные формы взаимодействия.
| Оценочно-аналитический
| При анализе и оценки классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися.
| В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают личностное значение усваиваемой информации; влияние на реализацию личностного потенциала ребенка, на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся; влияние на развитие коллектива; комфортность и активность участников.
| Макет методического оформления классного часа
Организационно-деятельный
компонент:
Дата:____ Время:___
Место: ____________
Участники: _______
Гости: ___________
Место данного классного часа в воспитательном процессе класса
и лицея:____________
оборудование и оформление:
1.
2.
3.
Предварительная
подготовка:________
|
Основная часть:
_______________________________________________________________________
Заключительная часть: ___________
_____________________________________________________
|
Используемые источники:
1.
2.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
|
Содержательный компонент
классного часа Основное содержание: ______________
Вступительная часть: ____________
______________________________________________________
|
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА
(по Е.Н.Степанову) Подготовку и проведение классного часа личностно-ориентированной направленности можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий. ПЕРВЫЙ ШАГ Составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на учебный год В определении тем классных часов принимают участие школьники и их родители. Важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в классе. В методическом арсенале классных руководителей существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъективную позицию учащихся и их родителей в составлении тематики классных часов: метод социологического опроса, методика «Строим новый классный дом», методика «Мозговой штурм», журнал-эстафета «Мир общих дел» (учащиеся вместе с родителями заполняют дома отведенные для них странички журнала рассказами о своих увлечениях, интересах, друзьях, а классный руководитель использует эту информацию при составлении тематики классных часов).
В определении классных часов педагоги учитывают индивидуальные особенности своих воспитанников: их потребности, интересы, ценностные ориентации. Классные руководители накапливают сведения об особенностях развития своих учеников, систематизируют их в специальных дневниках, а затем используют эту информацию при планировании и организации воспитательного процесса. ВТОРОЙ ШАГ Уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению Здесь используется методика «Куча мала». Она представляет собой блиц-опрос школьников по проблеме организации предстоящего классного часа. В течении одной-двух минут учащиеся отвечают на вопросы: что, где, когда, для кого, для чего и т.д. На данной стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их количество. Пусть они окажутся недостаточно разработанными и слабо взаимосвязанными, но из образуемой ими «кучи малы» опытный педагог (или актив класса) может выбрать интересные и полезные предложения. ТРЕТИЙ ШАГ Выбор цели, содержания, формы и место проведения классного часа, формирование общества его организаторов Здесь чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов как инициативная группа, совет дела, творческая группа. ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа Ее содержание и способы организации обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки. ПЯТЫЙ ШАГ Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа Здесь важно подумать и найти ответы на следующие вопросы:
что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа был обеспечен положительный эмоциональный настрой учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?
Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?
В какие моменты дети смогут проявить свои творческие способности?
Кто из учащихся сможет сыграть роль «солиста» в данном классном часе?
Каким образом необходимо подвести итоги классного часа?
Составляя план классного часа, не следует его детализировать до такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий. В сценарном плане надо обязательно выделять время для действий, которые заранее не программируются, а разворачиваются в соответствии с ситуацией, непосредственно возникающей в ходе проведения классного часа. ШЕСТОЙ ШАГ Проведение классного часа Во вступительной его части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми участниками целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем. Главное назначение основной части - создание для членов классного коллектива максимального количества возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. Заключительную часть классного часа необходимо использовать для анализа совместной деятельности и подведения ее итогов, для составления плана действий по решению обсужденных проблем, для определения индивидуальных и групповых заданий.
СЕДЬМОЙ ШАГ Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы
по его подготовке и проведению В процессе оценочно-аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащения жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.
Завершая описание технологических аспектов подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа, следует особо подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи, принципы гуманистического воспитания поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо. Технология и методика ситуационного классного часа Для технологии и методики индивидуального воспитания используется такая форма, как ситуационный классный час. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, факторов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Методика разработана для самостоятельного конструирования тематических классных часов.
Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:
Тема.
Цель (+ предварительный сбор эмпирического материала).
Информация (по материалам предварительной подготовки).
«Я - позиция» и ее причины (учащиеся по кругу).
«Я – позиция» и общественно значимая норма.
Дискуссия.
Рефлексия (ответы на вопрос: что изменилось?).
Свободный выбор.
Мотивация.
Реальный результат.
Последние два компонента находятся за пределами ситуационного классного часа.
Рассмотрим методику проведения классного часа «Итоги четверти (года)».
Обычно классные руководители подводят итоги стандартно: сообщают число отличников, хорошистов, учеников имеющих одну тройку, затем остальных. Одних хвалят, других критикуют, говорят о типичных причинах, влияющих на уровень знаний, советуют, что надо делать, чтобы изменить результат к лучшему. При этом дети отчуждаются от самоанализа, от принятия собственных решений, от ответственности, от осмысления собственных неудач и ошибок. Все это дается в готовом виде сверху. Технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания устраняют этот главный педагогический недостаток.
Цель классного часа (сообщается учащимся) – провести самоанализ и самооценку учебных результатов, установить причины, мешающие более успешной учебе и определить пути их преодоления.
Педагогическая цель (учащимся не сообщается) – закрепить в сознании учащихся позитивные точки зрения, изменить негативное отношение к учению путем обмена информацией, выражающей разные позиции и сопоставления их с нормами, закрепленными в общественном сознании как положительно воспринимаемые обществом, родителями, самими детьми.
Технология классного часа
| Методика классного часа
| Размещение учащихся в круге.
Информация (3 мин.).
| Демонстрация сравнительной таблицы уровней облученности (успеваемости) за предыдущую и прошедшую четверти (год).
| Изложение «Я – позиция»
Причина «Я – позиция»
(7 мин.).
| Учащиеся по кругу отвечают на вопросы:
Удовлетворены ли вы своими результатами, почему?
Что каждому из вас мешает лучше учиться?
Что может помочь вам в учебе?
| «Я – позиция» и общественно значимая норма.
Работа учащихся в группах по 4-6 человек (в одной группе учащиеся, имеющие разные позиции в отношении своих результатов) (7 мин.).
| Группам дается задание (записано на доске) подготовить ответы на вопросы:
В жизни существует две точки зрения на учение: учиться надо, можно не учиться. Выберите свою точку зрения и докажите ее.
Укажите 2-3 основные причины, мешающие вам лучше учиться.
Что надо делать, чтобы устранить указанные причины?
| Дискуссия (10 мин.).
| Каждая группа высказывает свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы.
| Рефлексия (5 мин.)
Учащиеся по кругу отвечают на 1-й вопрос, а на 2-й, 3-й – желающие.
| Что вы считает полезным для себя в этом обсуждении и почему?
Что понравилось, почему?
Что не понравилось, почему?
| Свободный выбор.
Речь классного руководителя (2-3 мин.).
| Примерное заключение педагога: каждый из вас хотел бы улучшить результат. Это естественное и хорошее желание. Но эту задачу решить трудно. Можно работать в новой четверти так же и тогда трудно ожидать улучшения, но можно воспользоваться теми советами, которые здесь прозвучали. В таком случае, я думаю, результаты будут такими, какими вы хотите их получить. Через месяц мы вернемся к обсуждению промежуточных результатов и посмотрим, что вам удалось сделать. Классный час окончен.
| Мотивация – побуждение ученика к позитивному поведению.
| Поддержка вниманием, помощью и заботой тех учащихся, которые на классном часе дали слово что-то исправить в своем поведении.
| Мониторинг – отслеживание изменений в поведении детей.
| Наблюдение.
|
УСПЕХОВ ВАМ ВО ВЗАИМОПОНИМАНИИ С РОДИТЕЛЯМИ
мои дорогие коллеги! Конец формы |
|
|