Главная страница

Классный час «Если будешь ты читать, будешь много- много знать!»


Скачать 78.14 Kb.
НазваниеКлассный час «Если будешь ты читать, будешь много- много знать!»
Дата27.04.2016
Размер78.14 Kb.
ТипКлассный час

Классный час

« Если будешь ты читать, будешь много- много знать!»

Люди перестают мыслить,

Когда перестают читать.

Классы - 8,9

Возраст учащихся –13-15 лет.

Форма проведения: круглый стол.

Цели классного часа:

- Расширить кругозор обучающихся.

- Воспитывать уважение к книге, знаниям.

- Побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию.
Педагогическая цель: изучить круг чтения и кругозор учащихся и родителей; представить учащимся доводы о необходимости чтения.
Ожидаемый результат: Наблюдение за отношением обучающихся к книге, чтению дома, на уроках и внеклассных мероприятиях.

Ход классного часа

Учитель : Добрый день, дорогие друзья! Сегодня тема нашего классного часа посвящена Году литературы. Послушайте, как сказал о книге известный педагог Сухомлинский: «С книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь. Ничто не заменит книги».

 И ещё я хочу вам напомнить знаменитую фразу А.С. Пушкина: «Чтение – вот  лучшее учение!..». Этой фразе более 200 лет. Мы, учителя, часто обращаемся к вечному источнику знаний – книге. Уверена, что именно так и должно быть. Но на деле всё по -другому. Особенно полезно совместное чтение с детьми. По результатам анкетирования было выяснено, что в ваших семьях читать не любят. Опыт в общении с людьми можно приобрести, только внимательно читая книги.

Сколько важного, необходимого для развития любого человека накоплено на бессмертных страницах различных произведений!

Чтение и книжная культура - фундаментальные достижения человечества.

Носитель этой книжной культуры, человек читающий, внёс решающий вклад в развитие цивилизации. Во всём мире осознают роль чтения и читательской культуры. Но в современной России всё чаще говорят о кризисе чтения, о падении интереса детей к книге, классике. Это сказывается и об уровне общей грамотности людей. Причём дело тут не столько в компьютерных играх, которые отрывают детей от книги, сколько в потере интереса к чтению, в отсутствии привычки к умению интеллектуально трудиться.

Я нашла специально для классного часа подтверждение моих слов. Вы - подростки , часто жалуетесь на несправедливую критику со стороны взрослых.

Вот что по этому поводу было в мыслях у Н.В. Гоголя:

«… Извольте –ка принять и несправедливые упрёки за справедливые, и всякий день в них всматриваться, как в зеркало, авось среди несправедливого отыщется и справедливое. А без этого вы и вовеки веков не уйдёте вперёд, а уходить будете только теоретически, а не практически». Как вы понимаете эти мудрые слова великого писателя? 

Ответы учащихся.

Если вы будете применять эти слова, возможно, что будете добрее относиться к взрослым, родителям, учителям.

- Мы живём в век знаний. Можно сказать, что нас окружает океан информации. Ни одна отрасль жизни не может существовать без информации. Информацию ищут, находят, хранят, защищают, передают, копируют, уничтожают. Чтобы не утонуть в этом океане знаний, учёные всего мира ищут универсальную форму для хранения и поиска информации. Компьютерные специалисты постоянно проводят конференции по этой проблеме. На одной из таких конференций выступил знаменитый американский писатель-фантаст Айзек Азимов. Он заявил, что уже нашёл самую лучшую, просто идеальную систему информации. Вот как он описал ее свойства:

А). доступность - пользоваться ею может каждый, даже неподготовленный человек;

Б). портативность - для её использования не нужны никакие дополнительные устройства;

В). надёжность - информация хранится в ней постоянно и не исчезает из-за всяческих поломок.

Слушатели терялись в догадках: что бы это могло быть? И тут писатель, выдержав паузу, произнёс: “Надеюсь, вы понимаете, что речь идёт о...”.

А вы, как вы думаете, что имел в виду писатель-фантаст Азимов?

(высказывают предположения: компьютер, телевизор, радио и т. п.)

Нет, вы не угадали. На самом деле речь шла о самой простой книге. На сегодняшний момент, как и много веков назад, это самый доступный, простой и надёжный источник информации. К тому же книга - это ещё и очень древний источник информации. Ему около 2,5 тыс. лет. Если вы будете читать книги, то ваш кругозор станет богаче, вы лучше будете выражать свои мысли.

Учитель. Нет ни одного писателя и поэта, который не написал бы много хороших добрых слов о книге. Мне хочется прочитать, что писал о книге Алексей Максимович Горький. (Максим Горький это псевдоним русского поэта, его настоящая фамилия Пешков) :

«Всем хорошим во мне я обязан книгам: ещё в молодости я понял уже, что искусство более великодушно, чем люди. Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель – магом».

Учитель. Вот так, ребята относился к книге великий писатель Горький.

А как вы относитесь к книге? Что она для вас значит?

Ответы учащихся.

- Пусть для вас книга будет чудом, а писатель магом.

Учитель. Прочитав книгу, можно узнать весь мир. Книга – это твоё будущее. Книга – это полезный досуг. Раньше не было компьютеров, не было множества программ по телевидению, как сейчас, поэтому книга оставалась тем источником, который давал свет в мир. Сейчас всё немного по-другому. И многие люди перестали читать книги, как это делают ваши родители. Я считаю, что они многое потеряли, а главная их ошибка в том, что они не увлекли вас чтением. Сейчас можно услышать, что информацию можно почерпнуть в другом месте. Но скажите, разве ценность книги от этого изменилась?

Ученик. Нет. Книгу ничем нельзя заменить.

Учитель. И я, кажется, знаю почему. Ведь книга, как друг. Её держишь в руках, читаешь и, кажется, что разговариваешь с тем, кто её написал. Самое главное – книга нам открывает, прежде всего, самих себя. Когда вы читаете книгу, вы находите свои черты, иногда даже свои поступки. Чтение – это труд, творчество, самовоспитание своих духовных сил, воли. И если вы будете часто читать книги, то узнаете много нового и интересного. Станете интересными собеседниками. Окружающим людям будет с вами интересно.

Давайте ответим на мои вопросы.

  1. На кого из людей, которых видел, о которых слышал или читал, ты хотел бы быть похожим?

  2. Твоя любимая книга?

  3. Любимая книга зарубежного автора?

  4. Любимый герой отечественной литературы?

  5. Любимый герой зарубежной литературы?

  6. Любимый исторический герой?

  7. Любимый герой-современник?

  8. Как каждый из вас относится к чтению художественной литературы и почему?

  9. Вспомните название книги, которую вы прочитали последней? Как давно это было?

  10. Назовите две-три причины, мешающие вам читать книги?

Учащиеся по кругу отвечают на вопросы.
Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, что имел в виду А. П. Чехов, говоря: «Когда я перестал пить чай с калачом, то говорю: аппетита нет! Когда же перестал читать стихи или романы, то говорю: не то, не то!».

Ответы учащихся.

Учитель.

Сегодня нашей стране нужны умные, самостоятельные, творческие люди.

Умение понимать прочитанное, сравнивать, задавать вопросы, размышлять, задумываться о смысле жизни, ставить перед собой благородные цели – вот самые актуальные умения для современного человека. Надеюсь, что сегодняшний классный час подтолкнёт вас к обдуманному прочтению классических произведений. Через некоторое время мы вновь вернемся к этой теме и посмотрим, изменилось ли ваше отношение к классике.

Я желаю вам обрести много хороших друзей – прочитать много хороших книг. И пусть они станут вашими спутниками, которые принесут пользу обязательно.

Это интересно.

Много интересного рассказано о книге, а знаете ли вы, что... 

  • Самая большая в мире книга находится в Америке, ее высота – 3 метра, а толщина – 1 метр. Перелистывает эту книгу специальный электрический аппарат?

  • Самая маленькая русская книга – это сборник басен И.А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки?


Народная мудрость гласит: «Кто много читает, тот много знает». Много знает всегда тот, кто много читает.
- Ну, а когда взгрустнётся вдруг,

Не огорчайся слишком:

Как самый лучший, верный друг,

Развеет скуку книжка.
- Мир и жизнь легче понять через книгу. Чтение позволяет жить в собственной голове лучшее, ибо то, что на страницах книг другие действуют за нас, а мы это оцениваем.

Чтение даёт больше чем кинофильмы: кинофильмы – конкретные версии с лицами и голосами актёров и актрис, тогда как книги позволяют взглянуть на ситуацию или персонажа с собственной точки зрения.

Переворачивая каждую страницу с удивлением и удовольствием – мы как бы начинаем писать её заново, а англичане установили, что именно такое чтение – с удовольствием – снимает стресс.

Книги – это двери, что выводят нас из четырёх стен. Они учат, воспитывают, с ними путешествуешь, проживаешь другие жизни, а свою умножаешь в тысячу раз.

А ещё книги помогают справиться со многими неприятными вещами: одиночеством, плохим настроением, всевозможными переживаниями. Как же можно справиться со всем этим, не читая?

Учитель. Ребята, наш классный час заканчивается. Прошу вас, выберите афоризм, который каждому из вас стал близок, который понравился.
1.Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет. А. Декурсель
2.Ни о чём не думает лишь тот, кто ничего не читает. Д. Дидро
3.Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее. А. Дюма-сын
4.Можно определить достоинство народа по количеству книг, которые он поглощает. 
Э. Лабуле
5.Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. Блок А.А.
6.Каждую книгу нужно уметь читать. Паскаль Б.
7.Много на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты. Писарев Д.И.
8.Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. Ушинский К.Д.
9.Читать – это не только узнавать факты. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. Федин К.А.
10.Чем более читаете, не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете очень мало. Вольтер

Рефлексия. Итог классного часа.

Изменилась ли ваша точка зрения на чтение книг или нет и почему?

Что для вас было важным при обсуждении, а что нет и почему?

Учащиеся по кругу отвечают на вопросы.
– Вот и подошел к концу наш разговор о прочитанных книгах, о роли книг в нашей жизни. Хотелось бы, чтобы вы стали серьезными и вдумчивыми читателями.

“Кем бы вы ни стали, куда бы ни позвали вас пути-дороги, пусть всегда рядом с вами будут любимые книги!” С. Михалков

Через вас, я хочу обратиться к вашим родителям:


Послушайте, папы, послушайте, мамы,

Доверьтесь совету, не будьте упрямы!

Ведь это кощунство, ведь это обман,

Когда вместо книги - телеэкран!
Спасибо за совместную работу на классном часе!