Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Литература и фольклор учебный проект читать или не читать?


Скачать 237.71 Kb.
НазваниеЛитература и фольклор учебный проект читать или не читать?
Шершнева Т.М
Дата26.04.2016
Размер237.71 Kb.
ТипРеферат

МБОУ «САМОФАЛОВСКАЯ СОШ»

ГОРОДИЩЕНСКИЙ РАЙОН ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

НОМИНАЦИЯ : ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ

ЧИТАТЬ ИЛИ НЕ ЧИТАТЬ?

ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС !

Авторы проекта: учащиеся 3 «А» класса

Зуев Александр
Булавин Роман


Бондарев Александр

Руководители проекта:

учитель начальных классов Шершнева Т.М.;

учитель русского языка и литературы Науменко Л.И.

2014 - 2015 учебный год

ЧИТАТЬ ИЛИ НЕ ЧИТАТЬ ?

ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС !
Вид проекта – межпредметный

Тип проекта – практико-ориентированный

Проект рассчитан на обучающихся начальной школы МБОУ «Самофаловская сош»

Состав проектной группы:

учащиеся 3 «а» класса 1. Бондарев Александр

2. Булавин Роман

3. Зуев Максим

Руководители проекта :

учитель начальных классов Шершнва Татьяна Михайловна

учитель русского языка и литературы Науменко Людмила Ивановна,

ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Введение………..………………………………………………........…4

  2. Основное содержание исследования……………………………….8

Глава 1. История появления книги в истории человечества………………………..…………………………………….…. 8

1.1.От наскальных рисунков к первым

рукописным книгам ……………….……………………………....…. 8

1.2. Первые книгоиздатели. Книгопечатание

в России…………………………………. …………...……………….10

Глава 2. Книга и современные источники информации 21 века………………………….………………………...…....……………....…….. 12

2.1. Современные средства массовой информации как альтернатива художественной литературе.…………..…………. 12

2.2. Исследование читательской активности учащихся начальной школы ………….……………..…………..…………………………..14

Глава 3. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное…………………………………………………………………....17

3.1. Мы не писатели, мы только учимся……………………………………17

3.2. Повышение интереса учащихся 3 класса к книге и художественному чтению………………………………………………………………………..18

3.3. Памятка для грамотного талантливого читателя……………………...19

  1. Заключение и выводы.……………….…………….……….………16

  2. Список использованной литературы…...……..…………………17

  3. Приложения



  1. ВВЕДЕНИЕ

Книга – это волшебница. Книга преобразила мир.

В ней память рода человеческого, она – рупор мысли

человеческой. Мир без книги – мир дикарей.

Морозов Н.А.

21 век- век бурного развития науки и техники. Это время, когда существуют различные технические средства массовой информации. позволяющие узнать много нового и интересного не посредством печатного слова, а через огромное количество социальных сетей, через интернет, через различные видеоролики. А как же быть с книгой? Она утратила свое прежнее значение быть источником наслаждения, когда, прочитав художественное произведение, наши бабушки и дедушки еще долгое время находились под огромным впечатлением от прочитанного? На уроках литературного чтения мы тоже часто слышим, что каждая книга – это новое открытие. Да, читая книги, мы получаем возможность совершить путешествие во времени и погрузиться в глубину столетий, увидеть настоящее и заглянуть в будущее.

Книга сыграла и продолжает играть важную роль в развитии всего человечества. За огромное историческое время написано бесчисленное количество книг, которые стали надежной памятью человечества, где запечатлены его свершения и мечты, открытия и поражения, все исторические вехи. Существует огромное количество высказываний видных ученых, общественных деятелей, писателей о роли книги в жизни человека. Ещё первые древние рукописи, произведения устного народного творчества всех народов мира отражали важность и роль книги и чтения в жизни человеческого общества. Еще древнерусская летопись «Повесть временных лет» писала о ценности книг: "Книги суть реки, напояющие вселенную, источники мудрости, в них - неисчётная глубина"1. А народная мудрость гласит: «Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает», «Книга подобна воде – дорогу пробьет везде». С этим, конечно, сложно не согласиться.

Но ведь в современном мире учиться, знакомиться с окружающим нас миром можно и не читая книги, а включив телевизор, войдя в интернет-пространство. В этом учебном году на классном часе, который был посвящен роли чтения и книге, мы узнали, что когда-то наша страна была одной из самых читающих стран мира. А сегодня доля постоянно читающей молодежи сократилась в нашей стране с 48% в 1991 году до 28% в 2007 году. Если 1991 году 79% жителей России читали хотя бы одну книгу в год, то к 2007 году эти показатели снизились до 66%. По статистике, в семидесятые годы домашним чтением занимались 80% семей, сегодня – всего 7%.2 А в интернете мы даже обнаружили такие высказывания : « Принеси 10 книг и получи скидку на телевизор», « Брось книгу, пока еще не поздно», « Чтение может являться причиной альтернативных точек зрений», « Я не продаю книги несовершеннолетним». И даже такое: « Вчера прочел книгу, сегодня сыграл в шахматы, а завтра продал Родину».

Эти факты нас неприятно удивили. Цифры говорят сами за себя. И мы, обучаясь в третьем классе, часто слышим в свой адрес упреки в том, что мы мало читаем. А кто-то и вообще не читает ничего, кроме учебника по литературному чтению.

Чтобы понять, насколько остра эта проблема для нашего класса и школы, мы начали работу над проектом «Как много нам открытий чудных готовит мир чудесных книг!» В нем приняли участие обучающиеся 3 «а» класса МБОУ «Самофаловская сош». Анкетирование проводилось среди учащихся 1-4-х классов МБОУ «Самофаловская сош» / всего 88 человек/ и их родителей / 82 родителя/.
Мы поставили перед собой цель: активизировать интерес учащихся начальной школы к книге и чтению и
привлечь внимание взрослых и общественности
к проблеме снижения читательской активности учащихся.
Задачи проекта:

  1. Изучить литературу по теме.

  2. Узнать, какой путь прошла книга в своем развитии.

  3. Проанализировать развитие читательской активности учащихся начальной школы.

  4. Исследовать читательскую культуру одноклассников.

  5. Предложить рекомендации по воспитанию грамотного читателя.

  6. Оформить и представить результаты проекта.


Гипотеза: книга играет в жизни человека очень важную роль, но в 21 веке получили дальнейшее бурное развитие современные технические источники информации: телевидение, интернет, различные социальные сети,- которые вытесняют книгу с позиции основного источника знаний и информации. и сложившееся отношение к книге. способствуют снижению читательской активности всего населения России, и прежде всего учащихся школы, начиная с учащихся начальной школы. Но только книги «просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце»3./У.Теккерей/

Методы исследования: наблюдение, сравнение, обобщение, устный опрос, анкетирование, анализ результатов анкетирования.

Новизна и практическая значимость данной работы состоит в том, что впервые в нашей школе было изучено развитие читательского интереса учащихся начальной школы, рассмотрен круг чтения и отношение к книге учащихся 3 «а» класса МБОУ «Самофаловская сош», была сделана попытка активизировать интерес учащихся к книге, к художественному чтению и литературному творчеству. Результаты работы над проектом могут послужить основой для дальнейшей работы школы над активным приобщением учащихся к чтению.

Цель и задачи исследования определили следующую структуру работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении даётся обоснование актуальности темы, сформулированы основные цели и задачи, дана характеристика используемых методов, определяется новизна и практическая значимость работы.

В первой главе рассматривается история возникновения первых книг и заслуги первых книгоиздателей в истории человечества, а также анализируется и обобщается роль книги в истории человечества.

Во второй главе рассматривается проблема развития интереса учащихся начальной школы к художественной литературе и альтернативным ей источникам информации как средствам проведения свободного времени. Здесь же были проанализированы данные анкетирования учащихся 2-4 классов нашей школы и их родителей, которые были связаны с изучением проблемы приобщения учащихся начальной школы к чтению как творческому процессу. В третьей главе рассматривается положительное влияние художественного чтения на желание творить самим. А также рассказывается о том, какие мероприятия, проведенные в нашем классе, помогли нам и нашим одноклассникам понять важное значение книги в жизни человека, проявить больший интерес к книге, к чтению и художественному творчеству. Предлагается памятка для того, как стать талантливым грамотным читателем.

В заключении приводятся основные выводы и итоги работы над проектом, намечены дальнейшие перспективы работы над данной проблемой среди учащихся МБОУ «Самофаловская сош».

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Глава 1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КНИГИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

    1. ОТ НАСКАЛЬНЫХ РИСУНКОВ К ПЕРВЫМ РУКОПИСНЫМ КНИГАМ.


В глубокой древности человек постепенно переставал быть первобытным дикарём, превращаясь в человека разумного. Он научился трудиться: обрабатывать землю, выращивать зерно, разводить скот, строить себе жилища. Постепенно возникла потребность хранить и передавать знания будущим поколениям. А для этого человеку потребовалась письменность, с возникновением которой и появились первые письменные памятники, первоначально на камне в пещерах, позднее на берестяных дощечках в Древней Руси , на пергаменте и папирусе в Египте, на бамбуковых дощечках в Китае, на глиняных табличках в Вавилоне4. Таким образом, книга прошла огромный исторический путь в своем развитии! Первые рукописные книги были очень дорогими, потому что их создание было очень долгим, трудоемким процессом. Через многие столетия появились церковные книги средневековья, которые создавались в монастырях, являющихся в то время культурными центрами, где писцы-монахи при свете лучины долгими вечерами переписывали или создавали рукописные тексты. Потом в эпоху Ивана Федорова появился первый в России печатный станок, после чего началось книгопечатание на Руси.

Какие этапы в своем развитии прошла книга? Одной из первых книг стала Библия– собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Именно в Библии и в Евангелии рассказывается о рождении Христа и его странствиях. Библия утверждает, что Моисей, убегая со всеми остальными иудеями из Египта, услышал просьбу Бога, который попросил Моисея подняться на холм. На этом холме прямо ему в руки с неба ему спустились две глиняных таблички, на которых было написано 10 Божьих заповедей. Эти дощечки назвали скрижалями. Наверное, это и была первая книга.

Прежде чем появились первые книги, человечество очень долго размышляло, на чем писать и чем это делать удобнее. Спустя много лет древние египтяне из папируса делали свитки, длина которых порой достигала более ста метров. На таких свитках писали.

Еще одним материалом для письма стал пергамент, который выделывали из шкур животных. Первые книги из пергамента назывались кодексом. В древней Руси на пергаменте писали летописи и книги. Пергамент был прочным, долговечным и удобным для письма материалом, но очень дорогим, так как на изготовление одной объемной книги в несколько сотен страниц нужно было зарезать целое стадо животных. Приобрести такие книги могли лишь очень богатые люди. Поэтому на Руси эти материалы для письма заменили покрытые воском берестяные дощечки, , на которых с помощью заостренной палочки, получившей название «писало». делались записи. Таково было происхождение первых русских грамот.

Следующий этапом в эволюции книги стал 105 год до нашей эры, когда Китае впервые появилась бумага, которая оказалась дешевле и легче других писчих материалов и активно стала использоваться для письма в Европе уже в двенадцатом веке.

Первыми создателями рукописных книг были монахи. Труд писца был очень почётен и приравнивался к великому духовному подвигу. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. А художник заполнял страницы рисунками, причудливым шрифтом писал заглавие. Затем книгу одевали в переплёт, украшали серебром и драгоценными камнями. Крышки переплёта замыкались застёжками. Это была очень трудоемкая работа, поэтому процесс создания рукописной книги был очень долгим. И писцы допускали в таких книгах много ошибок.

Таким образом, книги были подлинным произведением искусства и дорогим удовольствием. Поэтому книги принадлежали князьям, боярам, видным и влиятельным церковнослужителям.

1.2.ПЕРВЫЕ КНИГОИЗДАТЕЛИ. КНИГОПЕЧАТАНИЕ В РОССИИ.
Важным этапом в развитии книги стала деятельность солунских братьев-монахов Кирилла и Мефодия, которые изобрели славянскую азбуку и назвали ее кириллицей, в честь одного из братьев. С изобретением азбуки письменность начала активно развиваться и на Руси. Появились первые древнерусские летописи, которые содержали запись произошедших событий по летам, то есть по годам. Первые рукописные книги были религиозными. Это было связано с принятием христианства на Руси. Постепенно литература на Руси в 17 веке приобретала светский характер.

Спрос на книги возрастал. Чтобы увеличить количество появлявшихся книг, необходимо было ускорить и упростить процесс их книг. Человек придумывал различные технические приспособления, которые ускоряли бы процесс издания книги. И хотя впервые тексты печатать начали ещё в седьмом столетии в Корее с помощью вырезанных на доске букв, первый наборный текст изобрел немецкий ювелир и гравер Иоганн Гутенберг в середине пятнадцатого века. Тогда же был создан и первый печатный станок. Но к печатным книгам люди относились с опасением и считали колдовством, потому что раньше монахи сотнями лет тексты в своих монастырях переписывали своими руками, хранили их, передавали из поколения в поколение на пергаментах, а молодые монахи и послушники, которые приходила в эти монастыри, самые достойные, лучшие из лучших, приобщались к книжной культуре. А теперь вот появилось такое дьявольское изобретение.

Первым русским книгопечатником стал Иван Федоров, диакон Московского Никольского Гостунского собора, который в послесловии к первой изданной в России книге "Апостол", напечатанной в Москве в 1564 году, написал, что начал изыскивать "мастерства печатных книг" еще в 1553 году. Видимо, немалого труда стоило устройство в Москве первой "русской печатни", если русские первопечатники Иван Федоров и его товарищ Петр Тимофеевич Мстиславец смогли приступить к делу только спустя десять лет.5
Для типографии построили здание рядом с Никольским греческим монастырем, где потом находился московский "Печатный двор", и здесь 1 марта 1564 года была окончена первая печатная русская книга - "Деяния Апостольска и послания соборная и святаго апостола Павла послания". Книга эта как величайшая библиографическая редкость хранилась в Императорской публичной библиотеке в серебряном окладе на специальном аналое.
В следующем 1565 году был напечатан "Часовник", а вскоре русские первопечатники вынуждены были бежать из Москвы, так как народ счел их еретиками и сжег печатный двор. Иван Федоров с товарищами отправился в Литву, где гетман великого княжества Литовского Ходкевич выделил средства для устройства типографии в своем имении Заблудове в 14 верстах от города Белостока, в Гродненской губернии. Здесь Федоров и Мстиславец напечатали в 1569 году "Евангелие учительное".
Вскоре Мстиславец отправился в Вильно, куда его звали друзья князя Курбского – магнаты Зарецкие и Мамоничи. Оставшись один, Федоров напечатал в Заблудове в 1570 году "Псалтырь с Часословом". Мстиславец напечатал в Вильно в 1574-1575 годах "Евангелие напрестольное", а в 1576 году - "Псалтырь".6

Но русским печатникам пришлось вскоре прекратить свою деятельность и в Литве, где после ее соединения с Польшей все русское и православное стало подвергаться притеснениям.

Возобновление же книгопечатания в Москве последовало лишь в конце 1580-х годов, когда вследствие множества ошибок, которые допускались писцами в рукописных богослужебных книгах, потребность в печатных книгах сделалась крайней необходимостью.

С тех пор книгопечатание в Москве более не прекращалось.
ГЛАВА 2. КНИГА И СОВРЕМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 21 ВЕКА.

2.1. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Книга всегда считалась величайшим шагом в истории человечества. И все относились к книге с уважением. Когда-то великий писатель Максим Горький, высказываясь о том, какую значительную роль сыграла книга в его жизни , писал: « Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству». Это было в начале 20 века. Но мы живем с вами в другое время, в другую эпоху. И если раньше, когда наши бабушки и дедушки, мамы и папы учились в школе, то есть 20-40 лет назад, чтение книг и посещение библиотеки было очень распространенным явлением, ребенок рос в относительно читающей среде, когда в его семье ему читали книжки. Он видел, как читают другие, и со временем он начинал это делать, потому что он, как любой нормальный человек, являлся потребителем информации, и получал эту информацию из книг. Сегодня же , чтобы получить какую-либо информацию совсем не обязательно становиться читателем. Мы может ее получить массой других способов. Да и родители наши теперь дома книги или совсем не читают, или делают это очень редко, выбирая для чтения чаще всего модные журналы. Дома они смотрят телевизор, а читают в дороге или на работе, если есть такая возможность.

Но жизнь не стоит на месте. Современные средства массовой информации активно вытесняют книгу и составляют ей серьезную конкуренцию. В настоящее время в Интернете существует большое количество ресурсов и сайтов, на которых можно найти любую информацию , в том числе и электронные версии книг. А читать стало не модно. Мы стремимся сэкономить свое время, заменив чтение книг возможностью посмотреть кинофильм, мультфильм. В течение последнего десятилетия телевидение является наиболее распространенным способом проведения нашего досуга и занимает первое место в перечне ежедневных досуговых занятий. Мы любим смотреть юмористические передачи, передачи о путешествиях, приключениях, о природе и животных, мультфильмы, конкурсные программы. Таким образом, телевидение – это и образование, и отдых, и развлечения.

Ещё одно устойчивое наше увлечение – это стремление поиграть на компьютере. Такая возможность нам предоставляется и в школе, и дома, у друзей. Сегодня компьютер есть в каждой семье и почти каждый из нас является активным пользователем Интернета, лучше в нем ориентируется, чем взрослый человек. Помогаем в этом даже своим родителям! Центром нашего внимания (особенно мальчиков) сегодня становятся именно компьютерные игры, за которыми мы проводим свое свободное время. Поэтому времени на чтение книг не остается, а со временем пропадает наш интерес к книге. Но какую роль играет такая замена?

Многие же наши ровесники вообще не читают! Им лень! Им проще посмотреть фильм, чем тратить время на книги! Наше нежелание читать ведет к тому, что мы меньше знаем и допускаем много ошибок при письме. Значит, книги не могут заменить никакие современные технические средства. Книги напоминают нам о том, как правильно вести себя в той или иной ситуации, советуют, как правильно поступить в различных ситуациях. Читая книгу внимательно, мы запоминаем героев прочитанных книг и стараемся брать пример с положительных героев, представляем себе героев книг и размышляем над их поступками.

Поэтому так важно нам прислушиваться к мнению видных ученых и известных писателей. Например, великий русский писатель Максим Горький признавался: «Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное…Я люблю книги: каждая из них кажется мне чудом». И мы, конечно, согласны с мнением Максима Горького. Но ведь Горький жил в другое время, когда не было телевизора, компьютера, интернета. Как же вернуть наш интерес к книге?

2.2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Чтобы ответит на этот вопрос, мы решили выяснить, каковы же причины снижения интереса наших ровесников к чтению и книге. Прежде всего мы познакомились с историей возникновения книги и с тем интересом, который проявляло человечество к книге. Далее мы провели исследование, в котором приняли участие учащиеся 1-4 классов/ всего 88 человек в возрасте 7-10 лет/ и 82 родителя. Для исследования нами был выбран метод анкетирования. Для этого мы составили анкету, состоящую из десяти вопросов.7Данное анкетирование прошло в октябре 2014 года и предназначалось для учащихся и их родителей.

Отвечая на первый вопрос анкеты, любят ли ребята читать, из 88 учащихся ответили на вопрос положительно- 78 человек, и только 10 учащихся ответили на вопрос отрицательно. При этом у 67 учащихся есть дома домашняя библиотека, и только 21 человек ее не имеет. Результаты анкетирования родителей и учащихся по этому вопросу приблизительно совпали.

Рассмотрели мы также вопрос о том, есть ли у ребят домашняя библиотека и сколько в ней книг. Вызвал беспокойство тот факт, что у 21 учащегося нет домашней библиотеки вообще. У остальных опрошенных имеется домашняя библиотека: до 100 книг имеют 47 семей, 100 книг и более- 15 семей, но есть и такие, у которых имеется большая домашняя библиотека из более 500 книг. Причем анкетирование родителей и учащихся по этому вопросу приблизительно совпали.

.

Один из вопросов анкеты был посвящен проблеме семейного чтения, которое в настоящее время практикуется далеко не во всех семьях. 54 семьи в свободное время читают книги всей семьей, вместе с детьми. И только 34 семьи, к сожалению, этим не занимаются.

Изучив результаты анкеты на вопрос, что значит для вас чтение, абсолютное большинство учащихся считают книгу и чтение источником знаний, для 26 человек - это источник удовольствия,15 человек за чтением проводят свой досуг, и только 7 человек считают чтение наказанием со стороны родителей или учителя. Результаты свидетельствуют о том, что большинство опрошенных понимают важную роль чтения и книги в своей в жизни, а это значит, что ребята читают книги систематически.

На вопрос, как долго учащиеся заняты чтением ежедневно, 70 опрошенных учащихся посвящают этому занятию 1-1,5 часа, и только 18 учащихся читают 30 минут.

Нам также было интересно узнать, как наши ровесники проводят свободное время. Мы выяснили, что 32 человека читают в свободное от учебы время, 31 человек предпочитают в это время погулять на улице, 27 человек смотрят телевизор, а 17 – играют в компьютерные игры. Таким образом, доля чтения в сравнении с другими способами поведения досуга проигрывает больше, чем в 2 раза : 75 : 32

Мы поинтересовались тем, какие книги учащиеся любят читать.

Анализ результатов свидетельствует о том, что ребята читают самую разнообразную литературу. Но больше всего им нравятся книги про животных /32 человека/, приключения /24 человека/, сказки и фантастику/ 28 человек/, произведения русской литературы/26 человек/, а только учебники читают 20 человек.

И наконец, мы выяснили, где учащиеся 1-4-х классов нашей школы берут книги для чтения. Опрос показал, что для большинства учащихся библиотека является способом доступа к книге. Родители 41 ученика готовы купить своему ребенку книгу. 10 человек получают книгу для чтения от своих друзей. Но также выяснилось, что 10 учащихся читают только учебники , а 1 учащийся заявил о том, что он не читает.

ВЫВОД: в целом результаты анкетирования характеризуют учащихся 1-4-х классов нашей школы как активных читателей с разнообразным читательским кругозором, для которых книга не только источник информации, но и способ провести свободное время и источник удовольствия. Поэтому ребята достаточно регулярно посещают библиотеку, а их родители готовы покупать детям книги в библиотеке. Однако, к сожалению, вызывает беспокойство отсутствие в отдельных семьях домашних библиотек и семейного чтения, а также достаточно многочисленная группа учащихся, которые свое свободное время проводят у телевизора или за компьютерными играми. Именно поэтому мы призываем своих ровесников пересмотреть свое отношение к чтению книг.
ГЛАВА 3. ЧИТАТЬ – ЗНАЧИТ ВЫРАБАТЫВАТЬ ВКУС, ПОСТИГАЯ ПРЕКРАСНОЕ.

3.1. МЫ НЕ ПИСАТЕЛИ, МЫ ТОЛЬКО УЧИМСЯ.

Когда-то поэт Александр Твардовский писал о том, что талантливому писателю необходим и талантливый читатель. На уроках литературного чтения и русского языка мы учимся творить, пробуем создавать свои первые сочинения и представить себя в роли писателя. Конечно, наши первые работы нельзя пока сравнить с произведениями известных писателей. Но мы ведь только учимся сочинять стихи, сказки, первые наши рассказы. На уроках мы ведем читательские дневники, в которых рассказываем о тех книгах, которые мы прочитали. У всех учащихся нашего класса есть такие читательские дневники, которые помогают нам запомнить автора и название прочитанного произведения, рассказать о герое этого произведения, поразмышлять о событиях и героях этой книги, представить героев и события в виде рисунка.









3.2. ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ КЛАССА К КНИГЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ЧТЕНИЮ.

Но важно читать не только то, что нам предлагает учебник по литературному чтению, но и другие произведения. Работая над нашим проектом, мы решили выяснить с помощью заведующей нашей сельской библиотекой имени Евгения Александровича Кулькина Шумаковой Галины Анатольевны, которая помогла нам проанализировать, как часто наши одноклассники посещают сельскую библиотеку. В результате этой работы мы выяснили, что все учащиеся нашего класса являются читателями библиотеки. За период с сентября 2014 года по декабрь 2014 года все 15 учащихся нашего класса стали читателями сельской библиотеки. Павлов Вараздат и Козырева Виктория посетили библиотеку 8 раз, 2 ученика : Сараев Артем и Карташова Татьяна – 6 раз. Таким образом, наш класс является активно читающим классом, поэтому нами было принято решение принять участие в школьном конкурсе «Самый читающий класс», учредителем которого стали глава Администрации Самофаловского сельского поселения Кожемяков Сергей Константинович и Совет депутатов Самофаловского сельского поселения во главе с Песковатсковым Сергеем Александровичем. Кроме этого в нашем классе был проведен целый ряд других мероприятий:

  • Выставка рисунков по произведениям художественной литературы «Мой любимый литературный герой».

  • Выставка книг «Книга – наш друг».

  • Выставка фотографий «Остановись, мгновенье! Читаем книгу мы».

  • Конкурс читательских дневников.

  • Акция «Книга живи!» / санитарный десант в сельскую библиотеку/

  • Акция «Подари книгу библиотеке».

  • Классный час «Моя любимая книга».

Но учебный год продолжается. Учащиеся нашего класса в феврале 2015 года примут активное участие в конкурсе выразительного чтения, посвященного 70-летию победы в Великой Отечественной войне. В марте 2015 года мы станем активными участниками мероприятий «Книжкиной недели»

3.3. ПАМЯТКА ДЛЯ ГРАМОТНОГО ТАЛАНТЛИВОГО ЧИТАТЕЛЯ.

Мы, авторы проекта, являемся учащимися 3 класса. И мы хорошо знаем, что чтение – очень сложное занятие, поэтому требует к себе серьезного отношения. Ведь читать можно по-разному. Очень часто, прочитав книгу, мы не всегда можем вспомнить, о чем это произведение. Это происходит потому, что мы не всегда читаем внимательно, не отвлекаясь на разговоры с родителями, на телефонные разговоры с друзьями, на просмотр телевизора. Поэтому, если мы хотим стать талантливыми читателями, то необходимо учиться читать. А это значит, что нужно стараться понять мысли писателя, который написал эту книгу для каждого из нас и хотел нас научить добру. Вместе с нашими руководителями проекта мы разработали памятку для чтения и надеемся, что она поможет всем читать книгу правильно: не торопясь, внимательно и вдумчиво.

Памятка для чтения:

  1. Перед чтением книги проветрите помещение.

  2. Книгу читайте только за столом, уберите со стола все лишние предметы, которые могли бы вас отвлечь от чтения: телефон, еду, выключите телевизор.

  3. Внимательно рассмотрите книгу, запомните автора книги и ее название.

  4. Читайте книгу только вслух не менее 30 минут в день.

  5. Во время чтения всегда выясняйте значение непонятных для вас слов.

  6. После прочтения откройте свой читательский дневник, запишите в дневник, понравилось ли вам прочитанное произведение. Расскажите кратко о главном герое и о понравившемся вам эпизоде.

  7. Подумайте, чему вам научила книга. Какие слова и выражения вам запомнились?

  8. Нарисуйте иллюстрацию к данному произведению и выучите отрывок наизусть/ если это стихотворение/.



  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.


В результате работы над проектом мы достигли следующих результатов:

  • изучили литературу об истории возникновения книги;

  • проанализировали читательскую активность учащихся 3 класса;

  • провели анкетирование учащихся и их родителей по изучению их читательской активности и исследованию причин снижения интереса учащихся к книге и чтению.

По результатам работы мы можем сделать следующие выводы:

Результаты анкетирования показали, что учащиеся 1-4-х классов нашей школы являются активными читателями и ценителями книг. В большинстве семей учащихся есть домашние библиотеки и практикуется домашнее чтение. В свободное время ребята гуляют на улице, смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, но такое время проведения досуга не влечет за собой снижения читательской активности учащихся. Поэтому наша гипотеза об устойчивом снижении интереса у учащихся начальной школы к книге и отрицательное влияние современных источников информации на их читательскую активность не подтвердилась. Учащиеся активно посещают библиотеку, ведут читательские дневники, творят, имеют хорошие отметки по литературному чтению. Классная акция «Читаем книги всей семьей» показала, что большинство родителей приняли активное участие в ней, так как обеспокоены данной проблемой. Но чтобы такой интерес к книге не снижался, необходимо продолжать работу в этом направлении и важно помнить, что:

  • чтение – это одно из главных умений, которыми должен обладать человек в современном мире, так как книга – великая сокровищница знаний и учебник жизни.

  • в современном мире есть и другие источники информации: телевидение, интернет, телефон,- которыми нужно уметь правильно пользоваться, чтобы они не снижали наш интерес к книге и чтению.

  • сегодня книга доступна каждому человеку, но книгу нужно умет читать правильно. Поэтому мы предлагаем всем воспользоваться нашей памяткой для чтения, чтобы стать талантливым грамотным читателем.

  • оценив и полюбив литературу, каждый может обогатить свой внутренний мир. Интерес к книге может пробудить к творчеству.

Результатом нашей работы над проектом стал рекламный буклет о библиотеках, где нас ждут нужные и интересные книги. Кроме этого нами была составлена памятка для чтения, которая поможет каждому из нас стать талантливым, грамотным читателем. А также мы оформили информационный стенд для сельской библиотеки имени Е.А.Кулькина. Нам хочется верить в то, что наша работа заинтересует не только наших одноклассников, но и всех учащихся МБОУ «Самофаловская сош» и предлагаем всем учащимся приобщиться к работе по пропаганде чтения и важной роли книги в жизни человека, включившись в общешкольную акцию « Читаем книгу всей семьей!» Пусть наш поселок Самофаловка станет самым читаемым сельским поселением муниципального Городищенского района. Мы считаем, что цель, поставленная нами, в процессе работы над проектом достигнута, а эффективность проекта будет оценена временем, так как развитие интереса и любви к книге и чтению требует длительного времени.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В мире мудрых мыслей .составитель Степанов А.Н.,- М, 2011

2..Волков С.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия.Литература.,М.,2002

3. Волков С.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык.,М.,2002

4. Повесть временных лет. Из похвалы князю Ярославу и книгам.- М.,2000
5. Журнал «Книжное обозрение»,- М.,2005, №39

6. Поварин С.И. Как читать книги. – М.: Книга, 1978.

7. Чирва А. Книга в твоих руках . Книга для учащихся – М.,

«Просвещение», 1985.



1 Повесть Временных лет. Из похвалы князю Ярославу и книгам.М.,2000 г.

2 Журнал «Книжное обозрение»,№39,2005

3 В мире мудрых мыслей. - Составитель Степанов А.Н., М, 2011 г.

4 С.В.Волков Я познаю мир. Детская энциклопедия.Литература.,М.,2002 г.

5 Чирва А. Книга в твоих руках. Книга для учащихся. – М., «Просвещение», 1985.


6 Чирва А. Книга в твоих руках (Книга для учащихся – М., «Просвещение», 1985.


7См. приложение 3