Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Содержание 1 I. Обоснование актуальности проекта 1


Скачать 232.98 Kb.
НазваниеСодержание 1 I. Обоснование актуальности проекта 1
Дата23.04.2016
Размер232.98 Kb.
ТипДокументы

Содержание


Содержание 1

I.Обоснование актуальности проекта 1

II.Цели и задачи проекта 2

III.Сроки и план реализации проекта 3

IV. Содержание проекта 3

VI. Критерии оценки эффективности, предполагаемые конечные результаты и финансово-экономическое обоснование проекта 11

VII. Кадровое обеспечение проекта с описанием количественного и качественного потенциала команды проекта 12

VIII. Предполагаемые конечные результаты, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект 14

IX. Ресурсное обеспечение проекта 14

X . Порядок контроля и оценки результатов проекта 14

Список литературы и источников 15

Приложение №1. План реализации проекта 16

Приложение № 2. Анкета для родителей о развитии творческих способностей у детей школьного возраста. 17

Приложение №3 Репертуар на 2015 год. 18

Приложение №4. Сценарий ко Дню Народного Единства 19


  1. Обоснование актуальности проекта



Современное общество предъявляет всё более сложные требования к каждому поколению, вступающую в жизнь. Постоянно идут изменения в сфере образования, её содержания, установок, организации и процесса обучения. Современному обществу нужна всесторонне развитая личность с активной жизненной позицией, в котором имеются такие качества как, самостоятельность, инициативность, гибкость, творческое мышление, развитое воображение. Личность, которая способна быстро всё усваивать, правильно и компетентно применять свои знания в деле.

Необходимо, развивать ребенка в школьном возрасте, поскольку основная база, главные черты характера ребенка закладываются в этом возрасте. Школьный возраст это период впитывания, накопления и усвоения знаний. Все навыки, которым научился ребенок, в эти годы, останутся у него навсегда. Что-то может измениться, но заложенные в эти годы останутся неизменными. В развитии детей школьного возраста могут помочь кружки.

Развитие личности должно лежать в основе современного педагогического процесса, но школьная программа не направлена в полной мере на развитие физических или творческих способностей детей. Поэтому участие в театрализованных постановках восполнит этот пробел и поможет ребенку вырасти гармонично развитым человеком.

Кружки ―являются составной частью системы образования и воспитания детей, так как они успешно объединяют триединую функцию ―обучение, воспитание и развитие личности, ориентированные на свободный выбор. Активная работа любого кружка способствует воспитанию трудолюбия учащихся, способствует расширению кругозора, развивают способности воспринимать и чувствовать прекрасное.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что посещение кружков это наилучший способ проявить свои творческие способности и развить их. Для того чтобы, ребенок развивался ему необходимо посещать кружки, подходящие его интересу. Ведь у детей школьного возраста много сил и энергии и они их могут направить для своего развития. К тому же дети в этом возрасте все воспринимают и усваивают, поэтому нужно, как можно большему научиться, пока есть свободное время. Стоит помнить, что увлечение детства может превратиться в будущую профессию.

  1. Цели и задачи проекта



Целью данного проекта является разработка тематического сценария посвященного развитию творческого потенциала школьников Чувашской Республике.

Объектом исследования являются школьники и их родители.

Предметом исследования – отношение родителей к развитию творческого потенциала детей в школах.

В работе предстоит решить следующие задачи:

  1. Провести исследование общественного мнения родителей о развитии творческого потенциала ребенка;

  2. Создать инициативную группу из студентов ведущих вузов города для работы над проектом;

  3. Разработать тематический сценарий, посвященный развитию творческого потенциала школьников;

  4. Оценить стоимость и сроки реализации разработанных предложений, разработать критерии эффективности для оценки проекта;

  5. Провести мониторинг проекта для корректировки поставленных целей.



  1. Сроки и план реализации проекта


Сроки реализации проекта – 2014 - 2016 гг. Обозначим основные мероприятия проекта и сроки их проведения.

Реализация проекта включает следующие этапы:

1 этап – подготовительный: разработка анкеты, проведение социологического опроса (сентябрь 2014 г.).

2 этап - организационно-практический: обработка полученных данных, предложения для реализации проекта (октябрь - ноябрь 2014 г.).

3 этап - реализация проекта: (ноябрь 2014 г. - май 2016 г.).

IV. Содержание проекта


Проект «Школа талантов» направлен на развитие творческого потенциала детей в школах.

Проект «Название» направлен на развитие творческого потенциала детей в школах.

Для изучения мнения родителей о необходимости развития творческого потенциала детей школьного возраста был проведен опрос.

Целью социологического исследования и анализа состояния мнения родителей является получение данных об отношении к развитию творческого потенциала детей и преобразование их в конкретные предложения по разработке мероприятий.

Исследование проводилось среди родителей учеников школы во время родительских собраний.



Рис. 1.Возрастная категори

В ходе социологического исследования было опрошено 612 человек. Рассмотрим возрастной состав респондентов. Нами были выделены четыре возрастных групп. Соотношение мужчин и женщин в данных группах представлены в гистограмме. Из них 315 (51,5%) мужчин и 297 (48,5%) женщин. Из которой в возрастной группе от:

25-30 лет: 57 (41,3%) мужчин, 81 (58,7%) женщина.

30-35 лет: 110 (49,3%) мужчин, 113 (50,7%) женщин,

35-40 лет: 98 (62%) мужчин, 60 (38 %) женщин,

старше 40 лет: 50 (53,7%) мужчин, 43 (46,9%) женщин.



Рис.2. Согласны ли Вы с утверждением, что у каждого ребенка есть задатки?

На вопрос « Согласны ли Вы с утверждением, что у каждого ребенка есть задатки?» Большинство респондентов ответили утвердительно 72% (443 человека), а 23 % (140 человек) опрошенных не согласились с данным утверждением, оставшиеся 5%- затрудняются ответить на данный вопрос.

Развитие ребенка является важнейшей задачей каждого родителя. В связи с этим респондентам был задан следующий вопрос: « Как вы думаете, необходимо ли развивать творческий потенциал ребенка?» . Результаты опроса представлены на рисунке 4 и 5.



Рис.3. Как вы думаете, необходимо ли развивать творческий потенциал ребенка?
75 % опрошенных (460 человек) считают, что необходимо развивать творческий потенциал, 17 % (104 человека) респондентов считают, что развитие творческого потенциала ребенка не является значимым элементом в его жизни.

На рисунке 4 представлены результаты опроса по возрастной группе.


Рис.4. Как вы думаете, необходимо ли развивать творческий потенциал ребенка?

В каждой возрастной группе большинство согласились с утверждением: « Как вы думаете, необходимо ли развивать творческий потенциал ребенка?». С увеличением возраста количество респондентов,которые ответили, что необходимо развивать творческий потенциал, увеличивается.

Наибольшее число респондентов, которые затрудняются ответить на вопрос, принадлежат к возрастной категории 25-30 лет.

Как видно, наибольшее количество ответивших на данный вопрос утвердительно относится к возрастной категории старше 40 лет. Возможно, это связанно с тем, что респонденты старше 40 в силу своей зрелости считают, что творческий потенциал ребенка развивать необходимо. Максимальное количество респондентов, ответивших отрицательно, относится к категории от 30 до 40 лет.



Рис. 5 «Обучаясь в школе, была ли у Вас возможность развивать свои творческие задатки?»

У 53 % (325 человек) опрошенных была возможность развивать свои творческие способности, а у 41 % (248) - не было такой возможности, 6 % (39) опрошенных затрудняются ответить на этот вопрос.

На рисунке 6 представлены данные вопроса: « Знаете ли Вы о лучших задатках своего ребенка?»


Рис.6« Знаете ли Вы о лучших задатках своего ребенка?»
83% (505) опрошенных знают о лучших задатках своего ребенка, а 10 % (63) респондентов ответили отрицательно. А оставшиеся респонденты (7% , или 44 человека) затрудняются ответить на данный вопрос.

Более 79 % респондентов в каждой возрастной категории ответили, что знают о лучших задатках своего ребенка. В возрастной категории 25 -30 лет 12,3 % (17) затрудняются ответить на данный вопрос.

В возрасте старше 40 лет 21,5 % (20) опрошенных не знают о лучших задатках, причем так ответили мужчины.


Рис.7. Есть ли в школе, где обучается Ваш ребенок, кружки, развивающие его способности?
По данным этой диаграммы можно сделать вывод о том, что 46 % (278) респондентов ответила утвердиительно на данный вопрос. 31% (192) опрошенных утверждают, что в школе, где обучается их ребенок, нет никаких кружков. Оставшиеся 23 % (142) затрудняются ответить на этот вопрос.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что современная система образования старается дать базовые знания по дисциплинам, но не предоставляет максимум возможностей для развития способностей детей. Не во всех школах есть кружки, способствующие развитию творческих способностей ребенка.



Рис.8. «Посещает ли Ваш ребенок дополнительные занятия по развитию своих задатков?» (по возрастным категориям)
Результаты вопроса «Посещает ли Ваш ребенок дополнительные занятия по развитию своих задатков?» распределились следующим образом.

40% (243) опрошенных утверждают, что их ребенок посещает дополнительные занятия в музыкальных, художественных или спортивных школах, 21% (131) - в школе, еще 21% (129) не посещает вообще никаких дополнительных занятий, 18 % (108) – в домах и центрах развития.

Как видно, более 36% респондентов в каждой возрастной группе ответили, что их ребенок посещает дополнительные занятия в домах творчества. Также много респондентов (более 17% в каждой возрастной группе) ответили, что их ребенок не посещает занятия по развитию творческих задатков, из них больше приходится на возрастную категорию 35-40 лет.

Большую роль в развитии способностей ребенка играет учитель. Мы предложили респондентам оценить значимость учителя по шкале от 1 до 5. Результаты представлены на рисунке.




Рис.9. «Какую роль, на Ваш взгляд, играет учитель в развитии способностей ребенка?»
53 % (324) респондентов считают роль учителя определяющей в развитии ребенка, а 13 % (80) опрошенных считают наоборот.

Для того, чтобы творческий потенциал ребенка развивался всесторонне, театрализованной постановкой руководит Режиссёр-постановщик Чувашского государственного театра оперы и балета, Заслуженный работник культуры Чувашии Анатолий Ильин. Окончил Московское театральное училище им. М. С. Щепкина по специальности «актер драмы и кино» (класс профессора В.К.Смирнова,1978),
ГИТИС им. Луначарского по специальности «Режиссёр музыкального театра» (класс профессора Г.П.Ансимова,1983)

На наш взгляд, развивать творческие способности необходимо. Так как достаточно большое количество времени ребенок проводит в стенах школы. Поэтому именно в школе необходимо создать условия при которых ребенок сможет проявить свои творческие задатки.


Рис. 10. «Как вы считаете, Нужно ли развивать творческие способности детей в стенах школы, привлекая их к участию в театрализованных постановках?»

С нами согласилось 76 %( 466) респондентов, 18 % ( 107) ответили отрицательно, и 6 % (39) затрудняются ответить на данный вопрос.

Таким образом, результаты опроса показали, родители знают о творческих задатках своего ребенка (83%). Однако не у всех родителей есть возможность отправлять детей во всевозможные кружки в школах (31 %). Также 21 % опрошенных родителей не отправляют своих детей на дополнительные занятия по развитию творческих способностей.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия , развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций, при проигрывании ролей. 
Занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобразительность. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка.
Они учат четко формулировать свои мысли и излагать их публично и познавать окружающий мир.

Занятия в кружках помогают детям проявить их способности и, возможно, определиться с будущей профессией. Имеются множество примеров, подтверждающих, что развитие творческих способностей детей школьного возраста, помогают во взрослой жизни. Так, например, заслуженная артистка России Алена Бабенко с детства занималась в кружках и студиях, ходила в музыкальную школу. Участвовала в праздниках, выступлениях и пела в хоре, в вокально-инструментальном ансамбле. Огромный вклад в развитие дочери внесла ее мать.

Не менее известные актрисы театра и кино Ольга и Татьяна Арнтгольц также  окончили театральный класс калининградского лицея № 49.

Великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах, который написал более 1000 произведений. В 9 лет Бах поступил в гимназию, где обучался игре на органе и клавире. Иоганн Себастьян очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею или изучать новые произведения.

Приходим к выводу, что развивать творческие способности необходимо. Достаточно большое количество времени ребенок проводит в стенах школы, поэтому именно в школе необходимо создать условия при которых ребенок сможет проявить свои творческие задатки.

Мы предлагаем, развивать творческие способности детей школьного возраста, привлекая их к участию в театрализованных постановках. В организации постановок будут участвовать консультанты (специалисты, актеры), которые будут устраивать мастер-классы.

Также планируется начать сотрудничество с театрами, институтом культуры и искусства, со школами (музыкальными, художественными и др.).
V. Механизм реализации проекта и схема управления проектом
Координацию пунктов проекта «Школа талантов» осуществляет инициативная группа. Состав инициативной группы:

1. Логунова К.Н., Сидняева М.В., Толстова А.А. - студентки 4 курса ЧПИ(ф) МАМИ

2. Васина В.И. – учитель иностранного языка МБОУ №60

3. Кончулизова Любовь Александровна - директор МБОУ №60

Инициативная группа:

1. Разрабатывает план мероприятий проекта.

2. Организует и проводит семинары, совещания, круглые столы по вопросам реализации мероприятий проекта.

3. Занимается сбором информации, уведомлением родителей о предстоящих событиях по электронной почте.


VI. Критерии оценки эффективности, предполагаемые конечные результаты и финансово-экономическое обоснование проекта



Проект «Школа талантов» направлен на реализацию идеи развития творческих способностей детей школьного возраста путем их участия в театрализованных постановках. В ходе реализации проекта ожидаются:

    1. Количественные изменения:

  1. Увеличение числа школьников, участвующих в театрализованных представлениях.

  2. Увеличение числа школ, принимающих активное участие в развитии творческого потенциала детей.

    1. Качественные изменения:

  1. Качественные изменения в понимании родителями необходимости развития творческого потенциала детей.

  2. Понимание необходимости создания в школах кружков, в которых будут выявляться задатки детей и дальнейшее их развитие (театрализованные постановки).

Ресурсы, имеющиеся у участников проекта, могут быть в виде денежных и материальных средств, орудий труда, интеллектуальных и административных ресурсов, а также в виде ресурсов свободного времени.

Эффективность данного проекта определяется повышением активности школ в развитии творческого потенциала детей.

Затраты на реализацию проекта


Наименование статьи расхода

Сумма

Количество

Источник финансирования

1.Расходы на типографские услуги

100 рублей на реализацию одного мероприятия

9

Средства инициативной группы»

2.Расходы на приглашение специалистов

1000 рублей в год

1

Средства инициативной группы

3.Расходы на проведение круглого стола

200 рублей

2

Средства инициативной группы


Реализация проекта и ожидаемые результаты помогут нам выстроить подлинные партнёрские отношения, с разделением зон ответственности, с пониманием родителями того, что муниципальные школьные учреждения созданы в помощь развитии творческого потенциала ребенка.

VII. Кадровое обеспечение проекта с описанием количественного и качественного потенциала команды проекта



Анкета на Логунову Кристину Николаевну

1. Чувашская Республика

2. Логунова Кристина Николаевна

3. 27.04.1994 г.

4. Номинация: «Моя педагогическая инициатива».

5. «Школа талантов»

6. Чебоксарский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)»

7. 4 курс, очное отделение, факультет Менеджмента, экономики и права

8. Персональные функции в реализации проекта:

1) Разработка анкет;

2) подбор респондентов;

3) проведение социологического исследования, анализ анкет;

4) консультирование с работниками МБОУ №60;

5) работа с Интернет форумами, посвященными развитию творческого потенциала ребенка школьного возраста.

6) разработка программы, сценария театрализованной постановки. Проведение кастинга
Анкета на Сидняеву Марину Викторовну

1. Чувашская Республика

2. Сидняева Марина Викторовна

3. 05.08.1993 г.

4. Номинация: «Моя педагогическая инициатива».

5. «Школа талантов»

6. Чебоксарский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)»

7. 4 курс, очное отделение, факультет Менеджмента, экономики и права

8. Персональные функции в реализации проекта:

1) Разработка анкет;

2) проведение социологического исследования;

3) анализ анкет, заполненных в ходе социологического исследования;

4) консультирование с работниками и студентами института культуры.

5) разработка программы, сценария театрализованной постановки. Проведение кастинга

Анкета на Толстову Александру Александровну

      1. Чувашская Республика

      2. Толстова Александра Александровна

      3. 3. 14.12.1992 г.

4. Номинация: «Моя педагогическая инициатива».

5. «Школа талантов»

6. Чебоксарский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)»

7. 4 курс, очное отделение, факультет Менеджмента, экономики и права

8. Персональные функции в реализации проекта:

1) Разработка анкет;

2) подбор респондентов;

3) проведение социологического исследования, анализ анкет;

4) консультирование с работниками МБОУ №60.

5) разработка программы, сценария театрализованной постановки. Проведение кастинга

VIII. Предполагаемые конечные результаты, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект


Эффективность данного проекта состояла в том, чтобы доказать как участие в театрализованных постановках развивает творческий потенциал учащихся, позитивно влияет на качество образовательного процесса.

IX. Ресурсное обеспечение проекта



Необходимые средства для составления программ, анкет:

    1. Бумага для принтера – 300 рублей за упаковку.

    2. Краска для принтера – 360 рублей.

Инструменты, необходимые для составления сценариев (из собственных запасов):

  1. Принтер.

  2. Бумага.


X . Порядок контроля и оценки результатов проекта



Реализация проекта и ожидаемые результаты помогут нам выяснить, насколько были полезны театрализованные постановки. Полезна ли такая программа для школьников.

Список литературы и источников




  1. Андрианов П.Н., Техническое творчество учащихся / П.Н. Андрианов. – М.: “Просвещение”, 12006.

2. Веретенникова Л. К., Ускова Г. А., Социальная работа. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала младших школьников / Л.К. Веретенникова.- М.: РИЦ МГГУ им.М. А. Шолохова, 2008.

  1. Рындак В.Г., Непрерывное образование и развитие творческого потенциала (теория взаимодействия) / В.Г. Рындак. – М.: Прогресс, 2007.

  2. Рындак, В.Г. Москвина А.В., Личность, творчество, развитие/ В.Г. Рындак. – М.: Прогресс, 2001.

  3. Соловейчик С. Учение с увлечением / С.Соловейчик. – М.: Просвещение, 2006.

  4. Столяров Ю.С. Техническое творчество учащихся/ Ю.С. Столяров. – М.: Просвещение, 2009. – С. 3-16.

  5. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина.– М., 2013. – С.101.

  6. Ссылка на статью [http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2015/03/22/shkola-talantov ]


Приложение №1. План реализации проекта




Мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

1.

Определение целей и задач проекта

8-14 сентября 2014 г.

Логунова К.Н., Сидняева М. В., Толстова А.А.

2.

Разработка и организация исследования

15-21 сентября 2014 г.

Логунова К.Н., Сидняева М. В., Толстова А.А.

3.

Проведение исследования

22-28 сентября 2014 г.

Логунова К.Н., Сидняева М. В., Толстова А.А.

4.

Обработка, анализ результатов исследования и выявление проблемы

29 сентября 2014 г.- 19 октября 2014 г.

Логунова К.Н., Сидняева М. В., Толстова А.А.

5.

Разработка программы, сценария театрализованной постановки. Проведение кастинга

20 октября – 16 ноября 2014 г., 2015 г.

Логунова К.Н., Сидняева М. В., Толстова А.А.

6.

Реализация проекта

октябрь 2014 г.- май 2016 г.

Логунова К.Н., Сидняева М. В., Толстова А.А.

7.

Анализ результатов реализации проекта и их сопоставление с целями. Корректировка.

октябрь 2014 г. – май 2016 г.

Логунова К.Н., Сидняева М. В., Толстова А.А.


Приложение № 2. Анкета для родителей о развитии творческих способностей у детей школьного возраста.


(Отметьте один вариант ответа).

Пол: М; Ж

Возраст: 25-30; 30-35; 35-40; старше 45

Образование:

1. Согласны ли Вы с утверждением, что у каждого ребенка есть задатки?

Да Нет Не знаю

2. Как вы думаете, необходимо ли развивать творческий потенциал ребенка?

Да Нет Не знаю

3. Обучаясь в школе, была ли у Вас возможность развивать свои творческие задатки?

Да Нет Не знаю

4. Знаете ли Вы о лучших задатках своего ребенка?

Да Нет Не знаю

5. Есть ли в школе, где обучается Ваш ребенок, кружки, развивающие его способности?

Да Нет Не знаю

6. Посещает ли Ваш ребенок дополнительные занятия по развитию своих задатков?

А) в школе;

Б) в центрах развития;

В) в домах творчествах;

Г) не посещает;

Д) другое.

7. Какую роль, на Ваш взгляд, играет учитель в развитии способностей ребенка?

( Оцените по шкале от 1 – никакую до 5- очень высокую)

1 2 3 4 5

8. Какие мероприятия, по Вашему мнению, способствуют развитию творческого потенциала ребенка?

9. Как вы считаете, Нужно ли развивать творческие способности детей в стенах школы, привлекая их к участию в театрализованных постановках?

Да Нет Не знаю

Приложение №3 Репертуар на 2015 год.


Месяц

Событие

Спектакль

январь

15 января – 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова (1795–1829), поэта, драматурга, дипломата

29 января – 155 лет со дня Антона Павловича Чехова (1860–1904), рождения писателя, драматурга

Чехов:

«Вишнёвый сад».


февраль

2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.


«В окопах Сталинграда» — повесть Виктора Некрасова

март

6 марта – 200 лет со дня рождения Петра Павловича Ершова (1815–1869), поэта.


Конёк-горбунок

апрель

14 апреля – 270 лет со дня рождения Дениса Ивановича Фонвизина (1745–1792), писателя, драматурга


«Недоросль»

Май

9 мая – 70 лет Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945)


«Они сражались за Родину»-по одноимённому роману Михаила Шолохова.

сентябрь

7 сентября – 145 лет со дня рождения Александра Ивановича Куприна (1870-1938), писателя


Гранатовый браслет

октябрь

22 октября – 145 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953), писателя


 «Митина любовь»

ноябрь

24 ноября – 285 лет со дня рождения Александра Васильевича Суворова (1730-0800), полководца.

28 ноября – 135 лет со дня рождения Александра Александровича Блока (1881-1921), поэта.

28 ноября – 100 лет со дня рождения Константина Михайловича Симонова (1915-1979), поэта, прозаика, драматурга, Героя Социалистического Труда 



Поэтический вечер (Блок, Симонов).

Симонов:

«История одной любви»

«Парень из нашего города»

«Русские люди» 

декабрь

5 декабря – 195 лет со дня рождения Афанасия Афанасиевича Фета

14 декабря – 190 лет дня восстания декабристов (1825)


Поэтический вечер


Приложение №4. Сценарий ко Дню Народного Единства


Действующие лица: Голос за кадром, Враги, Кузьма, Фальшивый царь, богатыри.

Голос за кадром: (на экране отображаются кадры того времени. на сцене декорации: утварь, орудия труда, деревья, дома. Местные занимаются привычными для них делами)

Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили-были на земле русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечеству.

Но вот пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.

(играет зловещая музыка, на ее фоне люди ссорятся)

А в это время пришла новая беда. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву, стольный град русский. Воевать задумали обманом – царя с собою привели фальшивого, самозваного.

Враги: Соберись честной народ, ваш царь-батюшка идет!!!

(Фальшивый царь подходит к каждому крестьянину, пожимает руку и представляется "-Царь!"(как в фильме Иван Васильевич меняет профессию))

Голос за кадром: Обманутые крестьяне и горожане охотно присоединялись к войску самозваного царя, открывали перед ним, будто бы перед настоящим царём российским, свои ворота.

(Поверив сладкой лжи царя, горожане последовали за ним. Все войска лжецаря и его последователи оправляются за сцену)

Голос за кадром: Однако самозванец и не думал исстрадавшийся русский народ защитить, спасти! Захватив Москву, власть, трон да корону царскую, принялся пировать да веселиться! Смертельная опасность нависла над землёю Русской – везде царили раздор да запустение, горе да отчаяние!

Голос за кадром: Но нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Козьма Минин.

( на сцену выходит Кузьма)

И росту был не богатырского, но была в нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое и гордое, ум острый да смелый. В лихую годину выбрали нижегородцы Козьму своим старостой.

Кузьма : Не прятаться от напасти нужно, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против Самозванца!

(после этих слов на сцену стекаются, услышавшие Минина горожане)

Голос за кадром: Принялся Козьма Минин собирать силы и средства на освобождение Отечества. Поняли нижегородцы, что все они крепко-накрепко связаны единою бедой, единою надеждой. Собрались они на площади перед святою церковью и всё, что скопили за жизнь, полную лишений, стали отдавать на ополчение.

Кузьма : Собрать деньги на рать важно, но это ещё не главное. Главное – найти воинов в войско и полководца достойного!

( Нижегородцы стали выбирать полководца)

Голос за кадром: Остановили свой выбор нижегородцы на князе Дмитрии Пожарском – о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско.

Кузьма. Воевода найден, и войско со всей Руси собрано, осталось только его вооружить, как полагается. Долго ли, коротко ли, но изготовили нижегородские мастера оружие и доспехи.

( Выходят мальчики-богатыри и рассказывают про богатырские доспехи.)

1-й богатырь. Кольчуга (показывает) – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. 2-й богатырь. Шлем (показывает) – старинный металлический защитный воинский головной убор.

3-й богатырь. Меч (показывает) – старинное холодное оружие с длинным прямым клинком. Богатыри садятся наместо.

Голос за кадром: А народ всё прибывал в Нижний Новгород для защиты святой Руси!

Кузьма. И вот настал день битвы. Грянули медью колокола. (Звучит в записи колокольный звон)

Голос за кадром Ударили со стен пушки, развернулось и затрепетало на ветру княжеское знамя Дмитрия Пожарского.

( на сцене разыгрывается битва)

Голос за кадром: И вот сошлись противники в страшной сече. Застонала земля от тысячи копыт, зазвенели мечи, затрещали выстрелы.

(Звучит в записи песня «Богатырская наша сила» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова) дети исполняют танец «Богатыри»).

Голос за кадром: Тяжело было русским воинам, осада московского Кремля продолжалась несколько дней. Наконец обессилели враги, сдались войску Минина и Пожарского. Славил народ освободителей земли русской.

(‘Звучит в записи фрагмент хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.)

Голос за кадром: И чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина. (На сцену выходят все участники представления)

1-й богатырь: годы, медленно текут столетия, и каждое выдвигает своих героев

2-й богатырь: но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей, жизнью своей возвеличивших родную землю.

3-й богатырь: Такими были Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, такими остались в веках.