Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
И переподготовки работников образования кафедра начального обучения педагогический проект |
 Скачать 0.79 Mb. |
1 2 3 4 5 УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.» Работу выполнила
слушатель курсов группы Н-1
Абдульманова
Галина Анатольевна,
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия №34» г.Ульяновска
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение
Сущность и содержание проектно-исследовательской деятельности.
Классификации проектно-исследовательской деятельности.
Основные этапы организации проектно-исследовательской деятельности.
Педагогические условия организации исследования младших школьников
Формы организации проектно-исследовательской деятельности.
Заключение.
Библиография.
Приложения.
Введение
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Напрашивается вопрос «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?». Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.
Для начала ответим на вопрос «Может ли младший школьник быть исследователем?».
Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобрётёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять в этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.
Основная цель: организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
Задачи:
Углубление знаний о проектно-исследовательской деятельности.
Определение форм работы с классом по данной теме в урочной и внеурочной деятельности.
Определение условий для формирования навыков исследовательской деятельности.
Подведение итогов первого конкурса исследовательских работ младших школьников «Мой проект»
С чего начать работу по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников?
Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создался образ класса и была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности.
Уже в первом классе на уроках обучения грамоте, окружающего мира, технологии, математики включаю задания, направленные на обще-логические умения (анализ, синтез, классификация, сравнение и обобщение), провожу специальные уроки содержащие проектную деятельность. Специфической особенностью таких уроков является их направленность на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности и учет возрастных особенностей детей, в плане возрастания самостоятельности и творческой активности детей. Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?
Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.
Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования. Основными этапами проектно-исследовательской деятельности являются:
Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
Подготовка и защита презентации;
Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Этапы научного исследования:
Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели и конкретных задач исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Выбор метода (методики) проведения исследования.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов
В настоящее время проектно-исследовательская деятельность классифицируется:
по составу участников;
по целевой установке;
по тематике;
по срокам реализации.
По количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:
индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников)
коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся.
Определены следующие виды учебных исследований, проводимых в начальной школе. Экспресс - исследования. Эта форма организации предполагает массовое участие детей в исследовательской деятельности. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, дети, отправляясь на прогулку, получали индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по природоведению: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья и т.п.
Возможны не только эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), но и теоретические и фантастические экспресс - исследования. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: архитектура будущего, неземные цивилизации и др..
Оперативно собранные материалы обобщались, и авторы делали краткие сообщения. Долговременные исследования. Эта работа проводилась нами в рамках внеучебной деятельности. Ее методическая сторона может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов: ü ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования); ü предлагает возможные варианты решения; ü собирает материал; ü делает обобщения; ü готовит проект (доклад, макет и др.); ü защищает проект.
. Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Рассмотрим эти этапы подробнее. Выбор темы исследования.
Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования? От правильного выбора темы в значительной степени зависит результат работы. Темы можно объединить в три основные группы: · фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений; · теоретические – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у людей., это то, что написано в книгах, и др.; · эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Правила выбора темы. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она не казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта, вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, добровольно-обязательное мероприятие. Например, мальчики 3 класса сделали проект гоночного автомобиля для кольцевых гонок «Формула – 1», а девочки панно «Прилет птиц» Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Вам необходимо предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл. Искусство педагога при проведении этой работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным. Увлечь другого может лишь тот, кто сам увлечен.Эта мысль всем хорошо известна и доказательств не требует. О ней не стоит забывать при разработке тематики детских исследований. Тема, как отмечено выше, зависит в первую очередь от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу этим интересам, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя как «рыба в воде». Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Приведу пример такого подхода. «Как защитить деревья в городе» - так называлась тема исследования. Интересна сама постановка проблемы, ученик рассматривает дерево нетрадиционно. Ведь принято считать, что деревья спасают города от многих экологических бед. Но ребенок сумел увидеть другой аспект проблемы, подчеркнув уже самой темой своего исследования, что и сами спасатели нуждаются в нашей защите. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Выполнить исследование « на одном дыхании» практически очень сложно, но, учитывая, что способность долговременно работать в одном направлении у младшего школьника ограничена, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Тема должна быть доступной .Необходимо учитывать, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Не забывайте о сочетании желаний и возможностей ребенка. Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов.
Поиск вариантов решения и сбор материала. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Проведя классификацию, сделать выбор, оценив эффективность каждого способа. Выбор источников для сбора материала во многом зависит от формулировки темы. Но сама актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. Очень важны в образовательном плане при проведении детьми учебных исследований такие методы, как наблюдение и эксперимент. На этом этапе исследования, как показала работа, торопиться не стоит. Исследовательская работа – дело серьезное и не любит спешки и суеты. Надо учить детей вникать в проблему. Воспитывать у них способность не только предлагать интересные необычные идеи, но и учиться их разрабатывать. Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов. Задача учителя помочь проанализировать полученную информацию, обобщить, выделить главное, исключить второстепенное, подготовить к представлению результатов. Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов; это может быть и книга, и научный отчет о проведенном эксперименте, и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Защита результатов исследования. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита проекта должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей. Это могут быть учителя, родители. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения. Мы проводим защиту обычно как праздничное мероприятие. Для оценки результатов и вручения дипломов формируется жюри, состав которого должны войти люди авторитетные для детей: педагоги, родители, старшеклассники. При оценке следует учитывать, что: Ø Учащиеся должны чувствовать себя успешными; Ø Учащиеся лишь учатся проводить исследование, любое их достижение является движением вперед; Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь новых знаний, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели. Следовательно, никто другой так, как он, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд Разработаны критерии оценки детских исследований. Сформированность исследовательских навыков .
Оригинальность и познавательная ценность собранного материала.
Структура и логика работы. Язык и стиль изложения (убедительность и доказательность изложения), ответы на вопросы. Степень активности учеников и учителя на разных этапах.
Хотелось бы подробнее отметить степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:
1-й этап
УЧИТЕЛЬ ученик
2-й и 3-й этапы
учитель УЧЕНИК
Последний этап
УЧИТЕЛЬ ученик
Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. Для формирования исследовательских умений младших школьников необходимо соблюдение следующих условий :
Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать исследовательский метод в преподавании тем. Например, материал уроков чтения, риторики, русского языка можно использовать с целью формирования исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. Это необходимо учитывать и использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения « Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Личность педагога. Для реализации творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
Учет возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным
Учащиеся выбирали следующие темы для проведения исследований: «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки? Из чего же, из чего же сделаны наши девчонки?», «Причины и условия появления радуги», «Правши и левши –два разных мира", «Почему Лиса является любимым героем русских народных сказок?», «Супер-графика для супер-школы», «Книга памяти 3 класса «Б» к 65-летию Победы», «Путешествие по Великобритании», «История моего города», «Мой домашний любимец», «Динозавры», «Разные кошки - разные характеры», « Моя семья» С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по исследовательской деятельности, соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендуется использование:
-загадок, ребусов, шарад, задач – шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей,
- игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев Почемучки и Поисковичка (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.п.); · -связи материала с наглядно – образным игровым материалом;
-игр – исследований, фантастических исследований;
· -ролевых игр, дающих возможность провести исследование возможностей каждой профессии: если бы я был строителем (поваром, учителем и т.п.);
· -игр – путешествий, например во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны – пути Великих географических открытий; фантастические путешествия на другие планеты.
Формы организация учебно-исследовательской деятельности. Организация учебно-исследовательской деятельности – это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, что должно способствовать его творческой самореализации, развитию интеллекта и критического мышления, формированию и развитию исследовательских умений, умению самостоятельно добывать и применять знания.
Организация учебно-исследовательской деятельности протекает в основном в рамках дополнительного образования (факультативные занятия, научные общества учащихся, конференции и т.д.), а сформированные исследовательские умения, опора на опыт и познавательный интерес ребенка являются важными ресурсами повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности многообразны: это детские объединения учащихся по интересам, конференции, олимпиады, турниры, выставки, научно-методические сборы, летние (каникулярные) лагеря, экспедиции, школы, научные объединения учащихся (НОУ).
В настоящее время можно выделить следующие организационные уровни учебно-исследовательской деятельности учащихся:
- уровень образовательных учреждений (школы, лицеи, гимназии, учреждения дополнительного образования детей и другие);
- муниципальный;
- региональный;
- межрегиональный;
- всероссийский. Заключение : учебно-исследовательская деятельность способствует:
- формированию общих учебных умений, что, в свою очередь, способствует повышению качества обученности;
- созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
- содержательной организации свободного времени детей.
Обладая свойствами как научной, так и учебной деятельности, УИД требует специальной организации, интегрированной в базовом и дополнительном образовании. Описанные организационно – педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний. Особую важность в данной форме организации учебных исследований имеет заключительный момент. Мы проводили его в виде конференций, где каждый ребенок мог продемонстрировать результаты своих исследований и ознакомиться с работами одноклассников, или сверстников из других классов. Формой презентации результатов учебной исследовательской деятельности учащихся младших классов являются различные конкурсы.
С целью развития интеллектуального потенциала личности ребенка путем формирования и совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей младших школьников было принято решение о проведении городского конкурса исследовательских работ младших школьников «Мой проект» в апреле 2010г на базе гимназии №34 г.Ульяновска, технология проведения которого представлена в данном педагогическом проекте.
Библиография
Богоявленская, А. В науку идут малыши [Текст] / А.Богоявленская // Практический журнал для учителя и администрации школы.-2006.-№1. - С.26-31.
Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8
Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А. Н. Поддъяков. – М.:Просвещение, 2000. – С.45.
Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших ьшкольников…Такое возможно? /Н.А.Разагатова// В школу вместе. Издание для родителей. Изд. дом «Агни»: Самара, 2007. – 88 с.
Разагатова, Н.А. Городская межшкольная конференция «Первые шаги в науку» (для учащихся 1- 7 классов). Информационный бюллетень[Текст] / Н.Разагатова. - Самара: Изд-во МГПУ, 2003. – 76 с.
Разагатова, Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007.- № 6. – С. 116-123.
Разагатова, Н.А. Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность (на примере г. Самара) /
Н.А.Разагатова, С.Е.Джаджа// Известия Самарского научного центра РАН, 2006. - № 3.- - С. - 223-230.
Роджерс, К. Свобода учиться [Текст] / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. – М., 2002. – С.124.
Румянцева, Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 2001. – С.34.
Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников[Текст] /А.И.Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003. – С.204
Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А. И. Савенков. – М.:Просвещение, 2006.- 434 с.
Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А.Семенова//Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.
Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников /Н.А.Якимов// Исследовательская работа школьников. – 2003.- №1. – С. 48-51.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Организация исследовательской деятельности
младших школьников (Итоги первого конкурса для младших
школьников «Мой проект»)
Методическое пособие
|
1 2 3 4 5 |
|