Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Гражданско-патриотическое воспитание в доо через туристско краеведческую деятельность детей старшего дошкольного возраста |
 Скачать 79.31 Kb. |
Гражданско-патриотическое воспитание в ДОО через туристско - краеведческую деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Фахретдинова Д.Н., МБДОУ д/с 194 г.Уфа
В современном обществе воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста направлена на всестороннее гармоничное развитие личности, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Именно дошкольный возраст является сензитивным периодом в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения, когда происходит приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.
Анализ зарубежных источников показал, что существуют концепции в основе которых лежала идея о том, что действенные государственные воспитательные институты должны совершенствовать гражданина как часть социального целого (В.Рейн, Ф.Паульс, Г.Кершенштейнер).
В отечественной литературе идея гражданского воспитания развивалась в русле мировой педагогической мысли, но вместе с тем ее отличало качественное многообразие.
В истории отечественной педагогики проблемой гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения занимались А.С.Макаренко, В.АСухомлинский, Р.ИЖуковская, А.П.Усова и др., которые подчеркивали необходимость воспитания гражданско-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста.
В настоящее время, вследствие продолжающихся кризисных явлений во многих сферах общественной жизни, проблема гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Дети, проживающие в городе, не всегда имеют представления о традициях и обычаях предков, а родители не могут рассказать им в доступной форме о национальных особенностях своего народа.
В ФГОС ДОО в рамках организационной деятельности обозначены образовательные области, социально – коммуникативное развитие и познавательное развитие, где раскрываются требования к гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников, такие как развитие интересов детей, любознательности и познавательной действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа и. т. д.
Нам необходимо, в рамках статьи, изучить содержание туристско – краеведческой деятельности ДОО, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны.
Краеведческая деятельность – активная практическая деятельность, направленной на распространение знаний об истории своей малой Родины. Термин «краеведение» - «родиноведение», что означает «изучить, познать родной край, где человек родился и вырос». Воспитание краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия.
Туризм – это специфический вид краеведческой деятельности, которая открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности. Туристско – краеведческая работа юных туристов многообразна по формам. Самой комплексной, эффективной формой является туристический поход. Поход – это замечательное средство непринужденного введения детей в систему социальных отношений и накопления ими опыта этих отношений, организованного усвоения правил и норм человеческих отношений.
В контексте данной проблематики, в МБДОУ 194 г. Уфа созданы необходимые материальные условия для проектирования и практического воплощения системы работы по патриотическому воспитанию детей в условиях социального партнерства. Коллектив ДОО определил что, именно внедрение регионального компонента, то есть, такого направления как «Краеведение», будет определять содержание вариативной части Образовательной программы ДОО, формируемой участниками образовательного процесса. Цель краеведческого направления в том, чтобы дать детям целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к окружающей их природе, городу, в котором они живут.
Организуя работу по патриотическому воспитанию использовались различные методы работы, такие как: экскурсии по достопримечательностям города, наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике города, улицы, детского сад, рассказ и объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдением, беседы о родном городе, улице, детском саде, использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок, чтение сказок), знакомство с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т д.), обогащение и стимулирование детского творчества, воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.
Накоплен огромный опыт взаимодействия с различными общественными организациями г. Уфа, и другими образовательными учреждениями в данном направлении, такие как детский сад «Родничок» Чишминского района, и детский сад «Улыбка» Нуримановского района.
Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и от успехов ребенка.
Совместно с родителями организовались экскурсии выходного дня в музей природы по достопримечательностям Чишминского района и Нуримановского района. Так, например, в Нуримановском районе, одним из первым пунктом нашего похода стало известное башкирское озеро-родник Сарва, который находится около поселка Сарва. Озеро является гидрологическим памятником природы. Окружающие озеро холмы расчленены глубокими каньонообразными долинами речек. Совсем недалеко от Сарвы находится подобное, но куда более крупное озеро-источник Красный Ключ. В рамках этого маршрута выходного дня проведена экскурсия по окрестности. Недалеко от источника находится Павловское водохранилище, которое является любимым местом отдыха жителей не только поселка Красная Горка, но и людей из всей республики. Не менее важным памятником природы является карстовый родник Тюба, который впадает в реку Яман-Елги. Знания, которые получили воспитанники во время экскурсии, закрепили в процессе бесед, игр, художественно – эстетической деятельности. Поездка в Нуримановский район принесло массу приятных впечатлений. Здесь воспитанники открыли для себя много нового, так как природные достопримечательности всей нуримановской земли имеют довольно интересную историю своего происхождения. В результате, дошкольники отобразили свои впечатления в сюжетно – ролевой игре «Бюро путешествий». Не менее забываемым стала экскурсия выходного дня в музеи природы Чишминского района. Чишминский район республики Башкортостан – край древних легенд и уникальных памятников истории. На территории района находятся редчайшие памятники архитектуры Башкортостана, единственные в своем роде – Мавзолей Хусейн-бека, Кэшэнэ Турахана. Уникальные, завораживающие археологические памятники оставили глубокие впечатления у наших воспитанников. Такой опыт взаимодействия с другими учреждениями в данном направлении: детский сад «Родничок» Чишминского района, и детский сад «Улыбка» Нуримановского района, является неотъемлемой частью туристско – краеведческой деятельности.
Сотрудничество между дошкольными организациями систематичны. После проведенных мероприятий, с воспитанниками проводятся беседы, рассказ и объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдением, использование фольклора, знакомство с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т д.), обогащение и стимулирование детского творчества, в результате которых дети обмениваются своими впечатлениями, работами, через ИКТ – технологию – скайп, организованные педагогами.
Таким образом, путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами исторических событий, знакомясь с вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях воспитанники получают более конкретные и образные представления об истории, культуре и природе родного края.
Участвуя в туристических мероприятиях, воспитанники восстанавливают свои силы, укрепляют физическое и психическое здоровье. Оздоровительной составляющей здесь принадлежит особая роль. Сегодня воспитанники значительную часть времени проводят в закрытых помещениях, поэтому даже ежемесячный туристический поход является эффективным средством оздоровления и профилактикой заболеваний. Свежий воздух, двигательная активность, умеренные физические нагрузки – все это способствует укреплению здоровья юных туристов.
Любовь к Отечеству начинается с любви к своей «малой родине»: городу, селу, лесу, речушке. Настоящий патриотизм воспитывается не громкими словами, не подготовкой к очередной дате, а непрерывной работе с детьми. Ведь даже, любая тема по экологическому воспитанию (прилет и отлет птиц, появление и падание листвы, посевные и уборочные работы и т. д.) перекликается с народными приметами. Народный календарь органично сочетается с разделами образовательной программы: «Развитие экологической культуры детей», «Развитие игровой деятельности», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Народным праздникам уделяется особое внимание.
На основе народной культуры в детском саду «Улыбка» Нуримановского района, совместно с родителями в 2004 г. был создан мини краеведческий - музей «Мой родной край», целью которого является ознакомление детей с историей, традициями и бытом наших предков. Неотъемлемой частью реализации проекта является активное участие и помощь родителей воспитанников в сборе материала для экспозиций мини - музея, организации экскурсий в исторические и этнографические музеи города.
Музей служит реальным помощником для педагогов, которые в доступной форме дает информацию об истории, культуре и традициях народа до каждого маленького гражданина.
Таким образом, нами представлена система работы и опыт деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию через краеведческую деятельность старших дошкольников, где мы отобразили опыт сотрудничества между ДОО разных районов РБ, показали взаимодействие между родителями, педагогами, детьми, что способствовало укреплению гражданско – патриотического чувства и отношение к родному краю.
Литература
Шафикова, Г.Р. Природа и человек: учебно-методическое пособие по экологическому воспитанию дошкольников [Текст] / Ф.Г. Азнабаева, Г.Р. Шафикова – Уфа, Китап, 2012, 324с.
Шабаева, Г.Ф. Использование языкового аспекта в системе национального воспитания ДОУ [Текст] / Г.Ф.Шабаева // Взаимодействие этнических культур в образовательном пространстве Урала: Материалы региональной научно-практической конференции УРо РАО. – Уфа: Из-во БГПУ, 2003. – С.127-130.
Сафронова, И.Е. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требование ФГОС ДО. – Социальная сеть работников образования nsportal.ru, 2015.
Ржевская,О.С. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного российского образования. – Социальная сеть работников образования nsportal.ru, 2013.
|
|
|