Главная страница

Методическая разработка 4 Введение


Скачать 151.96 Kb.
Название Методическая разработка 4 Введение
Дата 03.03.2016
Размер 151.96 Kb.
Тип Методическая разработка

Оглавление

Введение 3

Методическая разработка 4

Введение

Внеклассная работа по предмету наряду с учебным и профциклом играет немаловажную роль в обучении и воспитании молодых рабочих: с одной стороны, ребята (в основном это «средние» троечники) получают шанс раскрыть свои возможности, поверить в свои силы, с другой стороны, они познают предмет, видят красоту художественного слова в неформальной обстановке.

Данная методическая разработка относится к одной из форм внеклассной работы по литературе - литературная гостиная.

Цель мероприятия – через образцы литературы, музыки и живописи передать учащимся красоту, глубину, многогранность чувства любви; донести до ребят мысль о том, что к этому чувству нужно относится, как к бесценному дару.

Методическая разработка

«ЛЮБОВЬ - ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА»
(Литературная гостиная)


Оформление: В зале расставлены столики, на них горят свечи. На импровизированной сцене находятся два столика и микрофоны. На экране – слайд 1. «Занавес».
(Под звуки лирической мелодии гости кафе занимают свои места за столиками в зале. На сцене появляются двое ведущих и занимают места за столиками.)
Слайд 2. «Литературная гостиная».
Слайд 3. «Любовь – волшебная – страна…»
Ведущий.
Слайд 4. «Любовь – это сон упоительный, свет жизни, источник живительный…» (Эдмон Ростан).
Ведущий 1. Любовь... Сколько тайного, загадочного скрывает в себе это обычное и, казалось бы, простое слово.
Слайд 5. «Любовь – тайна…»
Ведущий 2. Любовь... Именно она имеет огромную, почти магическую власть над людьми, заставляет пережить целую бурю эмоций: и страдание, и радость, и сомнение, и надежду, и ревность. Ведь недаром говорят, что влюбленный подобен безумцу.
Ведущий 1. В Библии сказано, что любовь дарована человеку от Бога, что же это за дар, над тайной которого бьется не одно поколение писателей, поэтов, музыкантов, людей, способных не только испытывать это чувство, но и выражать его в слове и музыке?
Ведущий 2. Нашу литературную гостиную мы назвали «Любовь - волшебная страна». Сегодня мы оживим этот прекрасный мир, прикоснувшись к страницам книг, услышав волнующие сердце мелодии.
Слайд 6. «Любовь, любовь - загадочное слово...»
Чтец 1. Вс. Рождественский «Любовь, любовь - загадочное слово...»

Любовь, любовь - загадочное слово, Кто мог бы до конца тебя понять? Всегда во всем, старо ты или ново, Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себя утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката, Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье О том, что всех нас неизбежно ждет:

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой круговорот?
Ведущий 2. Любовь к каждому человеку приходит по-разному. Иногда она обрушивается внезапно, как лавина. А иногда людям нужны целые годы, чтобы узнать ее, рассмотреть в толпе.
Слайд 7. «Тайна первой любви…»
Ведущий 1. И, конечно, у каждого из нас в памяти остается тайна первой любви. Это чувство способно перевернуть мир человека и наполнить его жизнь новыми красками.
Ведущий 2. Много прекрасных строчек русских поэтов посвящены именно чувству первой любви.
Слайд 8. «Ф.И.Тютчев»
Чтец 2. Ф.И. Тютчев " Silentiuт "(«Молчание»)

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои —

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, —

Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь;

Взрывая, возмутишь ключи, —

Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волше6ных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, —

Внимай их ленью - и молчи!..
Слайд 9. «А.А.Фет»

Чтец 3. А.А. Фет «Я тебе ничего нe скажу...»

Я тебе ничего не скажу,

Я тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

И в 6ольнуто, усталую грудь

Веет влагой ночной... я дрожу,

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу.
Слайд 10. «М.Ю.Лермонтов»
Ведущий 1. Известно, что возраст для любви — не главное. Впервые это чувство может возникнуть и в 12, и в 15, и в 20 лет. Вот, что записал Михаил Юрьевич Лермонтов 8 июля 1830 г.: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Пять лет спустя после поездки на Кавказ, поэт посвятил своей возлюбленной, десятилетней девочке, следующие строчки:
Слайд 11. «Я счастлив был с вами…»

Я счастлив был с вами, ущелия гор, Пять лет пронеслось: все тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор; Люблю я Кавказ!

Слайд 12. «В.Шекспир»

Ведущий 2. Искренность и чистота первой любви с большим трепетом воспевались поэтами во все века. Но подлинным гимном этого чувства остается шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта».
Слайд 13, 14, 15
Ведущий 1. Перенесемся на несколько веков назад. Представим себе старую Италию, в которой два могущественных семейных клана Монтeкки и Капулетти враждуют между собой уже много лет. Двое юных сердец: тринадцатилетняя Джульетта, дочь семейства Капулетти, и Ромео, наследник семьи Монтекки, — искрение влюблены друг в друга. Но из-за человеческой ненависти и злобы их хрупкие и нежные чувства заканчиваются трагически. Сам Шекспир скажет: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте».
Ведущий 2. Род Монтекки и семейный клан Капулетти остались прославленными на века благодаря этой отважной и трагической любви. Вот что написала Маргарита Иосифовна Алигeр в своем стихотворении «Ромео и Джульетта»:

Высокочтимые Капулетти, глубокоуважаемые Монтекки, мальчики девочка — ваши дети в мире прославили нас навеки. Не родовитость и не заслуги,

не звонкое злато, не острые шпаги, не славные предки, не верные слуги, а любовь, исполненная отваги...
Слайд 16. «Сад»
Ведущий 1. А теперь представим себе ночь, сад дома Капулетти...
(На сцене появляется Ромео. На балкон выходит Джульетта. Исполняется вторая сцена второго акта трагедии «Ромео и Джульетта» в переводе Б. Пастернака со слов «Им по незнанию эта боль смешна...».)
Слайд 17. «Мона Лиза»
Ведущий 2. Способность поэта превозносить свою возлюбленнyю превращала подчас ничем не примечательную даму в существо идеальное, неземное и прекрасное.
Ведущий 1. В одном из своих сонетов Вильям Шекспир, отказываясь от возвышенных эпитетов, создает удивительный образ возлю6ленной, образ обычной и земной женщины.
Чтец 4. В.Шекспир.130-й сонет

Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Нет как фиалки нежной лепесток..
Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе,

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.

И все же она уступает тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.
Слайд 18. «А.С.Пушкин»
Ведущий 2. Пройдут века и тысячелетия, но пока на Земле существует жизнь и поэзия, сохранится образ прелестной юной женщины, начертанный рукой поэта.
Слайд 19. «Анна Петровна Керн»
Ведущий 1. Анна Петровна Керн. Это ей Александр Сергеевич Пушкин посвятил лирические, незабвенные строки о высокой любви, дарующей человеку «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь…»
Чтец 5. А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье…»

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.


В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.


Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.


В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.


Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.


И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье;
И жизнь, и слезы, и любовь.

Слайд 20. «П.Я.Шевырев»
Ведущий 2. Читая стихотворение «Мой ангел» Петра Яковлевича Шевырева, известного критика и поэта 19-го века, мы не находим в нем сомнений робкого юноши. Петр Яковлевич рассказывает нам о другой любви, искра которой разгорается от взаимности чувства, от счастья быть рядом с духовно близким существом:
Слайд 21. «Портрет М.И.Лопухиной»
Чтец 6. П.Я.Шевырев «Люблю не огонь твоих очей, не розы свежее дыханье…»
Люблю не огонь твоих очей, не розы свежее дыxанье,

Не звуки сладостных речей, не юных персей волнованье,

Люблю я то в твоих очах, что в них огнем любви пылает,

Люблю я то в твоих речах, что их живит, одушевляет.
«Люблю», - ты молвишь, чуть дыша, любовь горит в твоем дыханье,

Трепещет вся твоя душа при томном персей трепетанье.

Душа в улыбке неземной, душа в движеньях, в разговоре,

Душа в понятном светлом взоре, ты любишь, ты живешь душой.
Тебя одну я понимаю, ты душу поняла мою,

В тебе не прелесть обожаю,

Нет! Душу я люблю твою.
Слайд 22. «А.С.Грин»
Ведущий 1. Многие поэты и писатели пытались запечатлеть в своих произведениях облик самой ласковой, самой нежной и самой чистой девушки. Именно такой светлый образ изобразил Александр Степанович Грин в своей феерии «Алые паруса».
Ведущий 2. Безусловно, «Алые паруса» - вымысел, фантазия автора. Но именно такой сюжет позволил Александру Грину создать удивительный образ девушки, которая сумела сохранить мечту, веру в свою судьбу и счастье.
Слайд 23. «Из этой дали он был виден ясно…»
Ведущий 1. «Алые паруса» - это рассказ о том, как в грязных портовых лачугах, среди злыx насмешек пьяных рыбаков хрупкая Ассоль осталась верной своему чистому сердцу.
Ведущий 2. «Алые паруса» - еще и рассказ о том, как отважный капитан Грей сотворил настоящее чудо ради своей возлюбленной.
Слайд 24. «…наше начало – мое и Ассоль – останется нам навсегда…»
Чтец 7. Читает отрывок из феерии «Алые паруса», глава 7, со слов: «Некоторое время "Секрет" шел пустым морем, без берегов, к полудню открылся далекий 6ерег...», заканчивая словами: «Счастье сидело в ней пушистым котенком...».


Слайд 25. «И.С.Тургенев»
Ведущий 2. Один из гениев русской классики – Иван Сергеевич Тургенев часто в своих произведениях обращался к теме любви, но в них нередко появлялась щемящая душу нотка грусти.
Слайд 26. «Полина Виардо»
Ведущий 1. Должно быть, это связано с историей любви самого писателя. Его возлюбленной стала известная французская певица Полина Виардо, с которой Тургенев познакомился во время ее гастролей по России.
Ведущий 2. Любовь писателя длилась 40 лет. Полина Виардо была замужем, поэтому его чувство, длившееся всю жизнь, сопровождалось частыми разлуками, полными нежности письмами и трагическим осознанием невозможности создать свою семью. И тем не менее Иван Сергеевич писал: «Страдание - это счастье, которое, например, эгоисту или человеку неведомо».

Слайд 27. «А.И.Куприн»
Ведущий 1. С этими строчками перекликаются слова одного из героев рассказа Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет»:
Слайд 28. «Любовь должна быть трагедией…»
Ведущий 2. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».
Чтец 8. «Гранатовый браслет» - один из самых сильных рассказов Куприна о любви. Он основан на реальной жизненной истории. Героиню рассказа автор писал со своей матери, которая в течение двух-трех лет получала анонимные письма от влюбленного в нее человека. Не питая никаких надежд, влюбленный посылал тем не менее письма, полные любовных излияний. У него 6ыла странная фамилия - Желтый. В рассказе Александр иванович изменит ее и назовет Желтковым. В кругу семьи к этим письмам относились как к забавному анекдоту. Развязка истории наступила, когда от настойчивого воздыхателя 6ыл получен подарок - гранатовый браслет. Отец Александра Ивановича Куприна расценил это как оскорбление. Узнав адрес отправителя писем, он отправился к Желтому, который жил в убогой мансарде. Состоялся неприятный разговор. Подарок вернули. На этом подлинная история заканчивается.
Ведущий 2. В рассказе развязка трагична: выстрелом из пистолета Желтков кончает с собой. То, что представлялось смехотворным, оказывается подлинной драмой.
Ведущий 1. Вера Николаевна стала для Желткова средоточием всего самого лучшего и прекрасного в жизни. Герой обожествлял свою возлюбленную. Не случайно в финале рассказа звучит строка из молитвы «Отче наш»: «Да святится имя твое».
Ведущий 2. Вера Николаевна сумела оценить чувство Желткова и понять, что мимо прошла настоящая «большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет».

Слайд 29. «Вера Николаевна Шеина…»

Звучит отрывок из повести «Гранатовый браслет», начиная со слов: «Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки»: заканчивает словами: «Мне спать так сладко...» (конец 13-й главы).

Слайд 30. «Кармен»
Ведущий 1. Невозможно обойти на нашем вечере еще одну тему, вдохновляющую писателей и поэтов всего мира.
Слайд 31. «Проспер Мериме»
Ведущий 2. Речь идет о любви-страсти, которая так часто сопровождается ревностью. На этом построена знаменитая новелла Проспера Мериме «Кармен».
(Тихо начинает звучать музыка Ж. Бизе из оперы «Кармен».)
Ведущий 1. Образ роковой цыганки, воспламеняющей сердца мужчин, волнует и современного читателя.
Слайд 32. «А.А.Блок»
Ведущий 2. Александр Александрович Блок посвятил Кармен - символу страсти, цикл стихотворений.

Слайд 33. «Л.А.Дельмас»

Тогда поэт был очарован красотой актрисы Музыкального театра Л.А.Дельмас.
Чтец 8. А.А.Блок «О да, любовь вольна, как птица…»

О да, любовь вольна, как птица,

Да, все равно - я твой!

Да, все равно мне будет сниться

Твой стан, твой огневой!

Да, в хищной силе рук прекрасных,

В очах, где грусть измен,

Весь бред моих страстей напрасных,

Моих ночей, Кармен!..

И в тихий час ночной, как пламя,

Сверкнyвшее на миг,

Блеснет мне белыми зубами

Твой неотступный лик.


Слайд 34. «М.И.Цветаева»
Слайд 35. «С.А.Есенин»
Ведущий 2. Большой притягательной силой обладают стихотворения Сергея Александровича Есенина.

Ведущий 1. Жизнь без любви была для Сергея Есенина равносильна гибели, опустошению, отчаянию. Любовь питала его, давала надежду.
Ведущий 2. Айседора и Сергей – эти два имени в неразрывной связи вошли в историю. Прекрасная танцовщица из далекой Америки пленила сердце знаменитого русского поэта.
Ведущий 1. Айседора и Сергей – слово и жест, лиричность и женственность, а самое главное – большое, красивое и яркое чувство.
Звучит запись стихотворения С.А.Есенина «Я помню, любимая, помню…»

Слайд 36. «В.В.Высоцкий»

Ведущий 1. « Баллада о любви ». Так назвал Владимир Семенович Высоцкий стихотворение, ставшее песней. Его по праву можно назвать «жемчужиной» песенной лирики поэта.


Ведущий 2. Любовь… Именно она имеет огромную, почти магическую власть над людьми, заставляет пережить целую бурю эмоций: и страдание, и радость, и сомнение, и надежду, и ревность.
Ведущий 1: В библии сказано, что любовь дарована человеку от Бога. А это значит, чтоо любовь нужно нести по жизни как дар, как великое счастье.

Слайд 37. «Э.А.Асадов»
Ведущий 2: Стихотворение-завещание. Так можно определить жанр одного из стихотворений Эдуарда Асадова – поэта, который большую часть жизни был слепым, не видел перед глазами ничего, кроме черноты, но смог сохранить свет и любовь в душе.

Слайд 38. «Не привыкайте никогда к любви…»
Слайд 39. «До новых встреч!»