Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«Горные и равнинные реки. Водопады» |
 Скачать 82.61 Kb. |
Тема урока: «Горные и равнинные реки. Водопады».
Цель урока: 1.закрепить полученные знания о реках, их частях, составе; 2. сформировать знания о горных и равнинных реках, о водопадах.
Задачи: 1 .образовательные:
а) закрепить полученные знания о реке, ее частях, речной системе и ее элементах;
б) расширить знания учащихся о реке, дать представления о горных и равнинных реках, порогах и водопадах;
2. развивающие: а) развить умения и навыки работы с физической картой;
б) развить умения устанавливать причинно-следственные связи: зависимость течения реки от рельефа местности;
в) выявить особенности реки своей местности;
г) способствовать развитию внимания, памяти, мышления;
3. воспитательные: а) повысить интерес к изучению предмета;
б) привить любовь к природе своего родного края.
Оборудование: физическая карта мира, карта Тульской области; снимки горных, равнинных рек, водопадов, снимки красивых мест реки Шиворони; презентация «Водопады мира», листки ожидания от урока; карточки-задания с учетом индивидуальных способностей детей; учебник И.И. Баринова «География России. Природа. 8 класс», М. «Дрофа», 2007г., учебник Т.П. Герасимова, Неклюкова «Начальный курс географии», М.: «Дрофа», 2004 г.; географические атласы; компьютер.
Ход урока:
Слово учителя:
-Ребята, на прошлом уроке мы с вами начали изучать тему «Реки». Вы теперь имеете представление о них, об их частях, составе. Сегодня мы вспомним эти понятия, закрепим практически и перейдем к изучению нового материала: узнаем о горных и равнинных реках, порогах и водопадах.
А теперь перейдем к проверке домашнего задания. Его мы будем проводить по группам. У каждого на столе лежит листок, на котором вы должны оценить в баллах свое ожидание от урока. Возьмите его, напишите фамилию и поставьте себе: оценку, которая соответствует вашей готовности к уроку, настроению. Передайте листики мне.
Теперь мы разделимся на 6 групп. У групп на столе есть карточка-задание. На выполнение задания я вам даю 5 минут. Вы готовитесь, а затем даете ответ. Но кроме вашего задания, которое дается на цветной карточке, у вас есть дополнительная карточка, где зафиксированы задания всех остальных групп. Если группа отвечает неправильно, вы можете дать верный ответ. Приступаем к работе.
Самостоятельная работа с заданиями (5 мин.).
Проверка выполнения задания. (Чтение заданий учителем).
Ребята, возьмите у себя на столах карточку с заданиями всех групп и следите за правильностью ответов. Итак, задание первой группы:
Задание: подбери пару - определение
Русло а) место начала реки;
Устье б) место впадения реки в другую реку, море;
Водораздел в) река со всеми притоками;
Исток г) углубление, где реки текут постоянно;
Речной бассейн д) граница двух речных бассейнов;
Речная система е) площадь водосбора реки с притоками.
- Ребята, найдите в карточке задание, которое было у второй группы (задание читает учитель). Задания второй группы:
1.Чго означает пословица: «Река Ока - Волги правая рука»? Объясните, почему? Покажите реку Волгу на физической карте России.
2. Найти лишнюю реку. Объясните, почему она лишняя? Миссисипи, Волга, Лена, Енисей.
Найдите задания третьей группы.
Задания: дана таблица «Реки с наибольшей многоводностью» (определение понятия годовой сток вы можете найти в учебнике по географии 8 класса на странице 77).
Реки
| Годовой сток, кмЗ
| Амазонка
| 6915
| Конго
| 1419
| Янцзы
| 995
| Ориноко
| 914
| Парана
| 725
| Енисей
| 610
| Миссисипи
| 580
| Лена
| 532
| Меконг
| 510
| Иравади
| 486
| Вопрос: почему река Амазонка в данной таблице занимает 1 место? Покажите Амазонку на карте. Куда она впадает.
- Ребята, найдите задание для четвертой группы
Задания: дана схема реки <рисунок 1>.Назовите части реки, обозначенные в схеме цифрами.
-Ребята, найдите в карточке задания для пятой группы. Прочитайте статью в энциклопедии о реках на странице 18. Ответьте на вопросы:
Как влияет рельеф на течение реки?
Какая река на планете самая длинная? Покажите ее.
- Ребята, найдите в карточке задания для шестой группы. Загадка: Чуть дрожит на ветерке-
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море. Задание: 1. Назовите отгадку.
2. Изобразите эту реку, подпишите ее исток и устье.
3. Как определить где у реки правый, а где левый притоки?
-Слово учителя: Молодцы. Вы все верно определили, на все мои вопросы ответили.
Откройте тетради по географии, запишите число, классная работа и тему урока «Реки
горные и равнинные. Водопады».
-Объяснение нового материала:
1.Фронтальная беседа с классом по вопросам:
-Как вы думаете, от чего зависит направление течения реки, ее скорость?
-Послушайте запись течения реки. <Приложение 1>. По какой местности она течет?
-Как определили?
Слово учителя: реки бывают горные и равнинные. Реки, текущие по горной
местности несутся с большой скоростью, бурлят, истоки их расположены высоко в горах. Местность по которой они текут имеет большой уклон.
Работа с таблицей в тетради. Запись признаков горной реки в тетради с учителем.
Признаки отличия рек
Равнинные реки
| Горные реки
| 1.Текут спокойно, плавно.
2. Широкая долина.
3. Образуют извилины, обходя препятствия.
4. Удобны для судоходства.
| 1. Несутся с большой скоростью, бурлят.
2. Узкая долина.
3. Не образуют значительных извилин.
4. Неудобны для судоходства.
| 4.Работа с учебником. Самостоятельное чтение раздела учебника на странице 91 «Реки горные и равнинные». Запись признаков равнинной реки в таблицу учащимися.
5. Проверка выполнения самостоятельной работы.
Вопрос классу: какие признаки равнинных рек вы выделили? Молодцы.
6. Слово учителя.
Перед вами на доске снимки рек. Определите, под какими цифрами изображены горные реки, а под какими равнинные? <рисунок 2>, <рисунок 3>, <рисунок 4>.
Вопросы классу:
А снимок под номером 4 вам ничего не напоминает? (местная река Шиворонь).
Как вы думаете, реки нашей области горные или равнинные. Почему?
7. Прослушивание заранее подготовленных сообщений ребят о реках Тульской области: а) общая характеристика рек Тульской области;
б) характеристика реки Шиворонь; в) характеристика рек Оки, Упы.
8. Мини-лекция учителя с использованием схем: схема строения порогов и водопада «В сообщениях вы слышали о том, что не все реки пригодны для судоходства. Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород. Посмотрите на схему. <Презентация, слайд 1.>
Река постепенно размывает мягкие горные породы, а твердые выходят на поверхность. Преодолевая их, вода пенится, бурлит, летят брызги, образуются водовороты. На порожистых участках равнинные реки похожи на горные. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.
Твердые и мягкие горные породы могут залегать и горизонтально. Посмотрите на схему: вот твердые, а вот мягкие горные породы. Река размывает мягкие горные породы, образуется ступень. Если ступень высокая, то река низвергается о нее в виде водопада. Чаще всего водопады встречаются в горных районах.
9. Работа с компьютером: просмотр сведений об известных водопадах мира (презентация); Просмотр презентации.
Задание классу: найдите и покажите на физической карте крупнейшие водопады: Ниагарский, Анхель, Виктория, Игуасу.
10. Подведение итога.
Слово учителя. А теперь посмотрим, насколько вы были внимательны сегодня на уроке.
Перед вами необычная картина. (картина закрыта листами цветной бумаги в виде мозаики, количество листов по количеству вопросов). Увидеть ее вы сможете только при условии, если правильно ответите на вопросы по новой теме.
Вопросы:
1. Назовите самую длинную реку мира.
2. К каким рекам горным или равнинным можно отнести реки Тульской
области? Почему?
3. Почему на порожистых участках равнинные реки похожи на горные?
4. Назовите самый высокий водопад в мире?
5. Назовите реки Тульской области о которых вы слышали в сообщениях.
Какая из рек судоходная?
6. О какой реке говорится в стихотворении А.Блока (равнинной или горной):
Река раскинулась.
Течет, грустит лениво.
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
Молодцы. Картину открыли. На ней изображена горная река.
11. Итоговый вопрос: что вы, ребята, узнали сегодня нового на уроке?
12. Слово учителя. Обобщение. Сегодня на уроке мы закрепили понятия, которые касаются реки. Познакомились с горными и равнинными реками, водопадами. На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Реки», поговорим о питании рек, их хозяйственном использовании.
13. Выставление оценок за сообщения и активную работу на уроке.
- А теперь возьмите вторые листки ожидания от урока и оцените сами свое настроение и работу на уроке. Поставьте баллы. Сдайте мне листочки.
14.3адание на дом: пересказ разделов учебника стр. 91-94, ответить на вопросы стр.95
15. Объявление учителем двух результатов листков ожидания от урока (начало, конец урока). Сравнивая результаты, вы можете убедиться в том, что очень хорошо работали на уроке. Урок удался, значит, для вас он был интересен. Литература:
1. Е.Л. Горбунов «Физическая география Тульской области», Тула «Пересвет», 2002г.
2. Г.Н. Элькин «Поурочное планирование. Физическая география 6 класс», Санкт-Петербург «Паритет», 2001г.
Материалы к уроку: Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
|
|
|