Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Горные и равнинные реки. Водопады»


Скачать 82.61 Kb.
Название«Горные и равнинные реки. Водопады»
Дата03.03.2016
Размер82.61 Kb.
ТипУрок

Тема урока: «Горные и равнинные реки. Водопады».

Цель урока: 1.закрепить полученные знания о реках, их частях, составе; 2. сформировать знания о горных и равнинных реках, о водопадах.

Задачи: 1 .образовательные:

а) закрепить полученные знания о реке, ее частях, речной системе и ее элементах;

б) расширить знания учащихся о реке, дать представления о горных и равнинных реках,
порогах и водопадах;

2. развивающие: а) развить умения и навыки работы с физической картой;

б) развить умения устанавливать причинно-следственные связи:
зависимость течения реки от рельефа местности;

в) выявить особенности реки своей местности;

г) способствовать развитию внимания, памяти, мышления;

3. воспитательные: а) повысить интерес к изучению предмета;

б) привить любовь к природе своего родного края.

Оборудование: физическая карта мира, карта Тульской области; снимки горных, равнинных рек, водопадов, снимки красивых мест реки Шиворони; презентация «Водопады мира», листки ожидания от урока; карточки-задания с учетом индивидуальных способностей детей; учебник И.И. Баринова «География России. Природа. 8 класс», М. «Дрофа», 2007г., учебник Т.П. Герасимова, Неклюкова «Начальный курс географии», М.: «Дрофа», 2004 г.; географические атласы; компьютер.

Ход урока:

Слово учителя:

-Ребята, на прошлом уроке мы с вами начали изучать тему «Реки». Вы теперь имеете представление о них, об их частях, составе. Сегодня мы вспомним эти понятия, закрепим практически и перейдем к изучению нового материала: узнаем о горных и равнинных реках, порогах и водопадах.

А теперь перейдем к проверке домашнего задания. Его мы будем проводить по группам. У каждого на столе лежит листок, на котором вы должны оценить в баллах свое ожидание от урока. Возьмите его, напишите фамилию и поставьте себе: оценку, которая соответствует вашей готовности к уроку, настроению. Передайте листики мне.

Теперь мы разделимся на 6 групп. У групп на столе есть карточка-задание. На выполнение задания я вам даю 5 минут. Вы готовитесь, а затем даете ответ. Но кроме вашего задания, которое дается на цветной карточке, у вас есть дополнительная карточка, где зафиксированы задания всех остальных групп. Если группа отвечает неправильно, вы можете дать верный ответ. Приступаем к работе.

  • Самостоятельная работа с заданиями (5 мин.).

  • Проверка выполнения задания. (Чтение заданий учителем).

Ребята, возьмите у себя на столах карточку с заданиями всех групп и следите за правильностью ответов. Итак, задание первой группы:

Задание: подбери пару - определение

  1. Русло а) место начала реки;

  2. Устье б) место впадения реки в другую реку, море;

  3. Водораздел в) река со всеми притоками;

  4. Исток г) углубление, где реки текут постоянно;

  5. Речной бассейн д) граница двух речных бассейнов;

  6. Речная система е) площадь водосбора реки с притоками.

- Ребята, найдите в карточке задание, которое было у второй группы (задание читает учитель). Задания второй группы:

1.Чго означает пословица: «Река Ока - Волги правая рука»? Объясните, почему? Покажите реку Волгу на физической карте России.

2. Найти лишнюю реку. Объясните, почему она лишняя? Миссисипи, Волга, Лена, Енисей.

Найдите задания третьей группы.

Задания: дана таблица «Реки с наибольшей многоводностью» (определение понятия годовой сток вы можете найти в учебнике по географии 8 класса на странице 77).

Реки

Годовой сток, кмЗ

Амазонка

6915

Конго

1419

Янцзы

995

Ориноко

914

Парана

725

Енисей

610

Миссисипи

580

Лена

532

Меконг

510

Иравади

486

Вопрос: почему река Амазонка в данной таблице занимает 1 место? Покажите Амазонку на карте. Куда она впадает.

- Ребята, найдите задание для четвертой группы

Задания: дана схема реки <рисунок 1>.Назовите части реки, обозначенные в схеме цифрами.


-Ребята, найдите в карточке задания для пятой группы. Прочитайте статью в энциклопедии о реках на странице 18. Ответьте на вопросы:

  1. Как влияет рельеф на течение реки?

  2. Какая река на планете самая длинная? Покажите ее.

- Ребята, найдите в карточке задания для шестой группы. Загадка: Чуть дрожит на ветерке-

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море. Задание: 1. Назовите отгадку.

2. Изобразите эту реку, подпишите ее исток и устье.

3. Как определить где у реки правый, а где левый притоки?

-Слово учителя: Молодцы. Вы все верно определили, на все мои вопросы ответили.

Откройте тетради по географии, запишите число, классная работа и тему урока «Реки

горные и равнинные. Водопады».

-Объяснение нового материала:

1.Фронтальная беседа с классом по вопросам:

-Как вы думаете, от чего зависит направление течения реки, ее скорость?

-Послушайте запись течения реки. <Приложение 1>. По какой местности она течет?

-Как определили?

  1. Слово учителя: реки бывают горные и равнинные. Реки, текущие по горной

местности несутся с большой скоростью, бурлят, истоки их расположены высоко в горах. Местность по которой они текут имеет большой уклон.

  1. Работа с таблицей в тетради. Запись признаков горной реки в тетради с учителем.

Признаки отличия рек

Равнинные реки

Горные реки

1.Текут спокойно, плавно.

2. Широкая долина.

3. Образуют извилины, обходя препятствия.

4. Удобны для судоходства.

1. Несутся с большой скоростью, бурлят.

2. Узкая долина.

3. Не образуют значительных извилин.

4. Неудобны для судоходства.

4.Работа с учебником. Самостоятельное чтение раздела учебника на странице 91 «Реки горные и равнинные». Запись признаков равнинной реки в таблицу учащимися.

5. Проверка выполнения самостоятельной работы.

Вопрос классу: какие признаки равнинных рек вы выделили? Молодцы.

6. Слово учителя.

Перед вами на доске снимки рек. Определите, под какими цифрами изображены горные реки, а под какими равнинные? <рисунок 2>, <рисунок 3>, <рисунок 4>.

Вопросы классу:

  • А снимок под номером 4 вам ничего не напоминает? (местная река Шиворонь).

  • Как вы думаете, реки нашей области горные или равнинные. Почему?

7. Прослушивание заранее подготовленных сообщений ребят о реках Тульской
области:
а) общая характеристика рек Тульской области;

б) характеристика реки Шиворонь; в) характеристика рек Оки, Упы.

8. Мини-лекция учителя с использованием схем: схема строения порогов и водопада
«В сообщениях вы слышали о том, что не все реки пригодны для судоходства. Иногда в
русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород. Посмотрите на схему. <Презентация, слайд 1.>

Река постепенно размывает мягкие горные породы, а твердые выходят на поверхность.
Преодолевая их, вода пенится, бурлит, летят брызги, образуются водовороты. На
порожистых участках равнинные реки похожи на горные. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.

Твердые и мягкие горные породы могут залегать и горизонтально. Посмотрите на схему: вот твердые, а вот мягкие горные породы. Река размывает мягкие горные породы, образуется ступень. Если ступень высокая, то река низвергается о нее в виде водопада. Чаще всего водопады встречаются в горных районах.

9. Работа с компьютером: просмотр сведений об известных водопадах мира (презентация); Просмотр презентации.

Задание классу: найдите и покажите на физической карте крупнейшие водопады: Ниагарский, Анхель, Виктория, Игуасу.

10. Подведение итога.

Слово учителя. А теперь посмотрим, насколько вы были внимательны сегодня на уроке.

Перед вами необычная картина. (картина закрыта листами цветной бумаги в виде мозаики, количество листов по количеству вопросов). Увидеть ее вы сможете только при условии, если правильно ответите на вопросы по новой теме.

Вопросы:

1. Назовите самую длинную реку мира.

2. К каким рекам горным или равнинным можно отнести реки Тульской

области? Почему?

3. Почему на порожистых участках равнинные реки похожи на горные?

4. Назовите самый высокий водопад в мире?

5. Назовите реки Тульской области о которых вы слышали в сообщениях.

Какая из рек судоходная?

6. О какой реке говорится в стихотворении А.Блока (равнинной или горной):

Река раскинулась.

Течет, грустит лениво.

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

Молодцы. Картину открыли. На ней изображена горная река.

11. Итоговый вопрос: что вы, ребята, узнали сегодня нового на уроке?

12. Слово учителя. Обобщение. Сегодня на уроке мы закрепили понятия, которые
касаются реки. Познакомились с горными и равнинными реками,
водопадами. На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Реки», поговорим о
питании рек, их хозяйственном использовании.

13. Выставление оценок за сообщения и активную работу на уроке.

- А теперь возьмите вторые листки ожидания от урока и оцените сами свое настроение и
работу на уроке. Поставьте баллы. Сдайте мне листочки.

14.3адание на дом: пересказ разделов учебника стр. 91-94, ответить на вопросы стр.95

15. Объявление учителем двух результатов листков ожидания от урока (начало, конец урока). Сравнивая результаты, вы можете убедиться в том, что очень хорошо работали на уроке. Урок удался, значит, для вас он был интересен.
Литература:

1. Е.Л. Горбунов «Физическая география Тульской области», Тула «Пересвет», 2002г.

2. Г.Н. Элькин «Поурочное планирование. Физическая география 6 класс», Санкт-Петербург «Паритет», 2001г.

Материалы к уроку:
Рисунок 2


Рисунок 3


Рисунок 4