Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Урок по теме: «берегите лес». Цели |
 Скачать 89.38 Kb. |
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ВО 2 КЛАССЕ.
Учителя: Корякина Марина Александровна, Лепёхина Лариса Сергеевна.
ИНТЕГИРРОВАННЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «БЕРЕГИТЕ ЛЕС ».
Цели: обучающая: повторение произведений русских писателей и поэтов; обобщение знаний о пользе, которую приносит лес для человека; предвидеть возможные экстремальные ситуации в лесу; усвоить правила пожарной безопасности в лесу; научить учащихся действовать в случае обнаружения пожара, возникновения угрозы здоровья и жизни; оказывать само и взаимопомощь в случае возникновения пожара.
развивающая: развивать представления об опасностях лесного пожара; формировать общественное сознание и гражданскую позицию подрастающего поколения в области пожарной безопасности; развивать способности, которые дали бы детям возможность правильно оценивать различные ситуации; доносить свои знания до членов своих семей, друзей, знакомых; совершенствовать навыки наблюдательности и бдительности.
воспитательная: воспитывать ответственность за жизнь и здоровье: свое и окружающих, воспитывать ответственность за свои поступки; воспитывать уважение к опасной профессии пожарного.
Оборудование: выставка детских рисунков «Береги лес», детские презентации о лесе, выставка произведений о лесе.
Ход урока: 1.Организационный момент.
2. Мобилизующий этап. Цель урока (Слайд 1)
Учитель.- (Слайд 2) Закройте глаза, сядьте поудобнее, сейчас мы с вами перенесемся в необычное место ( звучит запись пения птиц, шорох листвы…) Что вы себе представили? Можно открыть глаза. 3. Постановка темы и целей. Вы, наверное, поняли, что говорить сегодня на уроке мы будем о лесе: о его пользе, услышим, как поэты описывают красоту леса, о том, какой враг есть у леса и как нужно правильно разводить костер в лесу, чтобы не случилось беды.
4. Актуализация знаний. Учитель.- Ребята, на дом вам было задание: подобрать и выучить отрывки из произведений русских писателей и поэтов о лесе. Проводится конкурс чтецов (звучат отрывки из произведений А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.Тютчева, С. Есенина, М.Пришвина) Итак, мы видим, что в произведениях великих писателей издавна описывалась красота леса, ее величие, влияние на душу человека.
5. Изучение нового материала. Учитель.- О том, что вам нравится лес в любое время года, говорит выставка ваших рисунков (обзор по выставке). Давайте поведем разговор о пользе леса. Как вы думаете, чем еще полезен лес кроме красоты? (Слайд 3-13)
Дети: Свежий воздух, много цветов, ягод, цветов, грибов. Из древесины изготавливают мебель, книги, тетради… Учитель: (Слайд 14)Лес - это легкие нашей планеты; около 60% кислорода поставляет лес в земную атмосферу. Дерево средней величины может восстанавливать за сутки столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех людей. Лес - это самый верный наш помощник в борьбе за урожай: он хранит влагу, поддерживает полноводность наших великих рек, смягчает климат, останавливает жаркие ветры и пески. Лес – это наряд нашей земли. Там, где лес,- там чистый воздух. Леса- это зеленые лаборатории, вырабатывающие кислород, уловители ядовитых газов и пыли. Учитель: А как нужно вести себя в лесу? (Слайд 15)
Древние говорили: « Народ, который не может сохранить свои лесные богатства, не имеет будущего». (Слайд 16)
Учитель: А может ли лес стать опасным? (ответы детей, интервью
Слайды 17-18 ).
Учитель: Но у леса есть страшный враг! Как вы думаете какой? Дети.- Огонь! Учитель.- Все, что создано природой или посажено человеком за долгие годы, может погибнуть от огня в течение нескольких часов. Лесной пожар страшен. Уничтожены деревья, птице негде свить гнездо, прочь уходит зверь. Но так ли уж оно стихийно? (Слайд 19)Оказывается, что из-за ударов молнии и самовозгорания торфа возникает только 10% лесных пожаров, а остальные 90% - по вине человека. (Инсценирование сказки) (Слайд 20) Ведущий: Осерчал вдруг царь лесной,
Дернул грозно головой…
Брови сдвинул круто…
Царь: Почему горит кругом?
Отвечайте! Ну-ка!
Ведущий: Да.. .придворные притихли.
Леший: Виноваты, государь! Коль в ответе мы-
То прямо, не кривя душою, вдарь!
Лесовик: Мы не жгли огнем покосов,
Ни костра не развели.
Мы сажали по откосам
Юных саженцев ряды.
Леший: Мы расчесывали кудри
У березок озорных.
Очищали водоемы,
А потом гляделись в них.
Лесовик: Мы считали, сколь приплода
Даст куница и лиса.
Вместе: Но прости! Не дай-то боже,
Чтобы мы зажгли леса?!
Леший: Мы же здесь живем и дышим,
Слышим пенье соловья,
Здесь и воля, и раздолье,
Наше небо и земля.
Ведущий: Посмотрел тут царь угрюмо,
Вывод сделал, загрустил…
Царь: Виноваты в этом люди!
Я ж поверил им - впустил.
Вот она людская плата
За подарки, посмотри.
Развели костер как будто,
А итог – тайгу сожгли!
( повесив голову, уходят все)
Учитель: Ребята, когда и в каких случаях человек становится виновником лесного пожара?
Дети: оставил не залитый костер; мыл машину и на траву пролил бензин; бросили сигарету, спичку; молния.
(слайд 21)
1-й мальчиш: Чем бы нам с тобой заняться?
2-й мальчиш: Что бы такого сделать плохого?
( Осматривается, поднимает спичечный коробок.)
1-й мальчиш: О! Спички, так-так. Я, кажется, придумал. Давай мы с тобой костерчик разведем!
2-й мальчиш: Вот здорово! Давай!
( Достают спички, пытаются зажечь.)
Ведущий:– Ой, что это вы делаете?
( Мальчиш от неожиданности роняет коробок.)
1-й мальчиш: Что это вы кричите? Пожар что ли?
Учитель.- Не появись я вовремя, пожара не миновать.
2-й мальчиш:- Ой, ой, ой! Из-за какой-то малюсенькой спички?
Ведущий: А вы послушайте стихотворение.
Ребенок: Ростом спичка - невеличка,
Не смотрите, что мала.
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя.
1-й мальчиш:- Ух, ты! А мы не знали, что маленькая спичка может быть большой хулиганкой.
Учитель.- А ведь причиной пожара может стать не только спичка. Оставайтесь с нами и узнаете много полезного и интересного: о причинах пожаров в лесу, о правилах поведения при пожаре, о том, какие меры безопасности необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой огня.
Мальчиши: Ладно, уж, останемся! Вдруг пригодимся.
( Садятся в классе.)
Учитель: Причин лесного пожара много, но давайте рассмотрим, как действует на все живое костер, даже если за ним следят.
Жар от костра распространяется не только вверх, но и в стороны. Стволы деревьев, находящихся неподалеку от огня, сильно нагреваются в нижней части: это приводит к отмиранию живых тканей ствола. От сильного огня погибают также корни деревьев, расположенных близко к поверхности. В се это в конечном итоге вызывает гибель дерева. Такие мертвые деревья – жертвы лесных костров - мы встречаем в лесу. Чтобы стволы деревьев не пострадали от нагревания тепловыми лучами, костер должен быть разведен не ближе 10 метров от деревьев.
Огонь отпугивает всех лесных обитателей. Это – всегда сигнал тревоги для диких зверей и птиц, обычно, увидев его, они спасаются бегством.
Если в лесу горит костер, то в радиусе 100-150 метров покидают гнезда совы, дрозды, другие птицы,- покидают надолго и насиживаемые яйца успевают остыть, а кладка погибает.
…Даже самым правильным способом разведенный, а затем тщательно затушенный костер может вызвать пожар. Если внутри головней или полусгоревших дров останется хотя бы маленькая искорка, она через день - два способна разгореться.
Чтение отрывка из «Лесной Газеты» В. Бианки. (Слайд22) « Беда, если на сухой лес падает молния. Беда, если кто бросит в лесу непотушенную спичку или плохо загасит костер. Тонкой змейкой пробежал с кострища живой огонек и скрылся во мху, в груде старой хвои, листвы. Вдруг выскочил из нее, лизнул куст, побежал к куче валежника…Не теряй ни секунды: Это беглый пожар – ты сам можешь справиться с ним, пока он маленький, слабый. Живей ломай свежих лиственных веток и бей ими, бей огонек, сбивай его, хлещи, что есть силы, - не давай ему расти, перебегать с места на место. И зови на помощь товарищей. Если под руками лопата, или хоть крепкая палка, копай землю, забрасывай огонь землей и кустами дерна. Если огонь успел подняться с земли и пошел перекидываться с дерева на дерево, это уже повальный или верховой пожар. Со всех ног беги к людям, бей тревогу!»
Работа над содержанием.
-Какие бывают виды лесных пожаров?
-Какой опасней, почему?
-Как действовать при пожаре в лесу? ФИЗМИНУТКА: (Слайд23)
Мы туристы, мы в пути,
Веселей шагайте, ноги.
Легче выдох, глубже вдох,
Путь неблизок, недалек.
Впереди течет ручей,
Перепрыгнем поскорей! Учитель: Лесной пожар легче потушить впервые минуты его возникновения! Если время упущено, на тушение пожара требуется много людей, техники, а это приносит большой ущерб.
Добро государства всегда береги.
Огонь не забава, им не шали.
При низовом(беглом) пожаре огонь высотой до 1 метра движется со скоростью 1 км/час с температурой пламени 200-400 градусов С. При верховом ( повальном) пожаре огонь охватывает деревья во всю высоту и движется со скоростью 5-25 км/час с температурой пламени до 1000 градусов С.
Если вы оказались около зоны лесного пожара, необходимо быстро уйти от опасного места. Единственная и очень важная помощь при этом – немедленно сообщить о случившемся в пожарную часть.
Игра « Телефон» - как правильно сообщить о пожаре. (Слайд24)
6. Закрепление. (Слайд25)
Правила пожарной безопасности в лесу.
1.Без надобности не разводи костер в лесу.
2.Правильно выбери место для костра ( вдали от деревьев, лучше на берегу реки)
3. Окопай место вокруг костра или обложи его камнями.
4.Не делай костер очень высоким.
5.Используй, если есть, старое кострище.
6.Обязательно потуши костер водой, забросай песком, землей или просто затопчи.
1-й чтец:
Покачнулся старый лес,
Трудно, бедному, ему,
Задыхается в дыму.
Стонет лес:
Воды! Воды!
Выручайте из беды!
2-й чтец:
Пожарные в небе-
Такая работа:
Стремительно прыгают
Вниз с самолета.
Отважные люди.
Бесстрашные парни.
Рывок!
Парашют раскрывают
Пожарные.
3-й чтец:
Как в море,
Бушует огромное пламя,
И дым горизонт
Застилает клубами.
ВСЕ:
Скорее! Иначе беда разразится!
Скорее! С огнем надо срочно сразиться!
4-й чтец:
Лес гибнет.
А это – большие потери,
О помощи просят
И птицы, и звери.
ВСЕ:
Скорее! Скорее!
5-й чтец:
В дыму задыхаются лоси,
Берлогу медведь
С неохотою бросил.
Но надо сражаться,
Но надо спасаться.
И ветви, как руки, деревья
С мольбой протянули в испуге.
ВСЕ:
Скорее! Скорее!
6-й чтец:
На подмогу
Десантник стремится
И в жаркое пекло
Спешит приземлиться.
7-й чтец:
Геройство и отвага
Нас крепко подружили,
В борьбе с огнем сплотили
О подвиге мечты.
8-й чтец:
Не зря стоят на страже
Пожарные дружины,
Недаром есть
Повсюду дозорные посты! Учитель: Тревожную ситуацию сейчас описали ребята, но мне хочется верить, что в жизни никто из вас не станет причиной лесного пожара.
(Слайд26)Вы будете беречь лес сами и рассказывать своим друзьям, членам своих семей, чтобы всегда соблюдались правила пожарной безопасности в таком красивом и таком необходимом человеку месте – лесу! |
|
|