Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Гиа – 2014. Обществознание (право). (Открытый банк заданий. Фипи) Текст №1. Извлечения из Семейного кодекса РФ


Скачать 3.59 Mb.
НазваниеГиа – 2014. Обществознание (право). (Открытый банк заданий. Фипи) Текст №1. Извлечения из Семейного кодекса РФ
страница4/15
Дата28.02.2016
Размер3.59 Mb.
ТипСтатья
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Текст №10.

Юридические нормы, как мы уже знаем, – «кирпичики», исходные элементы всего здания права данной страны. Отрасли – наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания. Таковы уголовное право, трудовое право, административное право, гражданское право и т.д. В своей совокупности эти отрасли и составляют право в целом – систему права данной страны. Отрасль права – это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений.

При указании на отрасль права можно отметить целый ряд её признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет», т.е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных общественных отношений: конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «своё законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом; гражданскому праву – гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом.

И всё же главная особенность каждой отрасли – наличие особого юридического режима («метода регулирования»), который характеризует то, как, каким способом – через дозволения, запрещения, обязывания – осуществляется юридическое регулирование. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям – уголовное; к обязываниям – административное. Квалифицированный юрист-практик знает, что обозначение юридических дел в качестве уголовных, трудовых, семейных свидетельствует о том, что в данном случае действует особый юридический порядок. Например, гражданин заключил с организацией соглашение о производстве работы, а потом возник конфликт, и юридическому органу нужно рассматривать «дело». Какое дело? Ответ на этот вопрос зависит от того, какое было заключено соглашение. Трудовой договор? Просто соглашение на выполнение подрядных работ? В первом случае (трудовой договор) вступает в действие трудовое право. Если же заключено подрядное соглашение, то тут уже другой юридический режим, устанавливаемый и поддерживаемый не трудовым, а гражданским правом.

(По С.С. Алексееву)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Ответ:

1) Из чего складывается система права.

2) Признаки отрасли права.

3) Особый юридический режим как главная особенность отраслей права.
2. Какое определение отрасли права дано в тексте? Объясните связь терминов «норма права», «законодательный акт», «отрасль права».

Ответ:

1) определение: отрасль права – это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки

однородных общественных отношений;

2) объяснение связи указанных терминов: отрасль права объединяет нормы права, регулирующие однородные общественные отношения, каждая отрасль имеет своё законодательство (кодексы или законодательные акты).
3. Какие три метода регулирования, по мнению автора, действуют в различных отраслях права? На примере любой отрасли права поясните, почему она тяготеет к тому или иному методу регулирования.

Ответ:

1) три метода регулирования: дозволение, запрещение, обвязывание;

2) предположение для одной любой отрасли, допустим: уголовное право тяготеет к запрещениям, поскольку его применение является реакцией на совершение субъектами неприемлемых в обществе противоправных деяний.
4. Какие три признака отрасли права рассмотрены автором?

Ответ:

У каждой из отраслей есть:

1) «свой предмет»;

2) «своё законодательство»;

3) наличие особого юридического режима («метода регулирования»).
5. С какой целью правовые нормы объединяются в кодексы? Какие два примера кодексов приведены в тексте? Используя обществоведческие знания, приведите ещё один пример кодекса.

Ответ:

1) ответ на первый вопрос, допустим: в кодексе сведены однопорядковые правовые нормы, регулирующие соответствующие общественные отношения (для удобства регулирования однородных правоотношений);

2) примеры кодексов по тексту: Уголовный кодекс, Гражданский кодекс;

3) дополнительный пример кодекса, допустим: Трудовой кодекс.
6. В тексте приведены примеры некоторых отраслей права. Назовите любые три отрасли и, опираясь на знание обществоведческого курса, определите для каждой её предмет.

Ответ:

1) гражданское право (имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения);

2) трудовое право (трудовые отношения работников и работодателей, а также тесно связанные с ними иные отношения);

3) уголовное право (общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера).

Текст №11.

Слово «ответственность» используется в нашей речи широко. Например, мы говорим о «моральной ответственности», об «ответственности гражданина перед Отечеством».

Юридическая ответственность – это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершённое правонарушение. Правонарушитель «держит ответ» – претерпевает меры государственного принуждения за свою вину и поэтому несёт известные лишения, урон.

Правонарушение как основание юридической ответственности характеризуется четырьмя элементами (сторонами), образующими состав правонарушения. Это: объект – нарушенное материальное или нематериальное благо, защищаемое правом; субъект – дееспособное лицо, совершившее правонарушение; объективная сторона – само противоправное деяние, наступивший вредоносный результат и причинная связь между деянием и результатом; субъективная сторона – вина, т.е. отношение правонарушителя к деянию и его результату в форме умысла или неосторожности.

Юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь при установлении всех элементов (сторон) состава правонарушения. Это требование является обязательным, безусловным при возложении уголовной и административной ответственности.

При применении к лицу мер государственного принуждения карательного характера (в уголовном и административном праве) действует презумпция невиновности, т.е. предположение, в соответствии с которым даже при наличии фактов, свидетельствующих о доказанности объективной стороны, лицо считается невиновным, пока в предусмотренном порядке не будет доказана и установлена судом его вина. Это важная конституционная гарантия прав личности.

Многие юристы-практики (судьи, следователи, прокуроры, адвокаты и др.) занимаются сложной и многообразной деятельностью, связанной с юридической ответственностью. Эта работа имеет отношение к доказательствам и доказыванию.

(По С.С. Алексееву)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Ответ:

1) Различные значения слова «ответственность».

2) Понятие юридической ответственности.

3) Состав правонарушения.

4) Обязательное требование при возложении уголовной или административной ответственности.

5) Презумпция невиновности.

6) Деятельность юристов-практиков.
2.Что автор называет юридической ответственностью? Какие четыре элемента правонарушения он выделяет?

Ответ:

1) ответ на первый вопрос: юридическая ответственность – это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершённое правонарушение;

2) четыре элемента правонарушения: объект; субъект; объективная сторона; субъективная сторона.
3. Что такое презумпция невиновности? Как реализация этого принципа защищает права личности? (Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два объяснения.)

Ответ:

1) ответ на первый вопрос: презумпция невиновности – это предположение, в соответствии с которым лицо считается невиновным, пока в предусмотренном законом порядке не будет доказана и установлена судом его вина;

2) два объяснения, допустим:

- человек не должен оправдываться, что не совершал того, в чём его обвиняют; задача следствия – доказать виновность и представить все доказательства в суде;

- факт привлечения лица к участию в деле в качестве подозреваемого, обвиняемого, подсудимого; его задержание, арест или избрание к нему иной меры пресечения не ущемляют его конституционных прав.
4. В современном обществе обсуждается проблема меры юридической ответственности. Сможет ли, по Вашему мнению, ужесточение юридической ответственности снизить количество правонарушений? Дайте два обоснования (аргумента) своего мнения.

Ответ:

1) мнение учащегося: согласие / несогласие / частичное согласие;

2) обоснования (аргументы)

в случае согласия, допустим:

- ужесточение наказания может остановить человека, собирающегося совершить правонарушение;

- наказание должно быть соразмерно тяжести содеянного, поэтому наказание за особо тяжкие преступления должно быть максимально суровым;

в случае несогласия, допустим:

- не столько ужесточение наказания, сколько уверенность в его неотвратимости может заставить человека отказаться от совершения правонарушения;

- определённая доля правонарушителей не боится никакого наказания, поэтому ужесточение наказания не возымеет на них никакого действия.
5. Автор перечисляет некоторые профессии юристов-практиков. Укажите особенную сферу деятельности (специализацию) любых двух из них. (Сначала укажите профессию, а затем – специализацию.)

Ответ:

профессии и специализация юристов-практиков:

1) прокурор (должностное лицо, в задачи которого входит координация деятельности по борьбе с преступностью и участие в рассмотрении дел судами, в том числе поддержание

государственного обвинения в уголовном процессе);

2) адвокат (независимый профессиональный консультант по юридическим вопросам, представляет сторону защиты в суде).
6. Какие два вида юридической ответственности названы автором? Укажите любой, не названный в тексте вид юридической ответственности.

Ответ:

три вида ответственности:

1) два по тексту: уголовная и административная ответственность;

2) один, не названный в тексте, например: гражданско-правовая
Текст №12.

При рассмотрении вопросов о защите прав потребителей закон считает, что потребитель – гражданин (т.е. физическое лицо), имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Законодательство защищает Ваши права потребителей и определяет механизмы реализации этой защиты. Знание своих основных прав поможет Вам правильно вести себя в ситуациях нарушений этих прав.

Ваше право на качество означает, что продавец должен передать Вам качественный товар, а исполнитель – качественно выполнить работу (оказать услугу).

Как потребитель Вы имеете право на то, чтобы товары (работы, услуги) были безопасны для Вашей жизни, здоровья, имущества, а также для окружающей среды.

Потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продаётся, кто продаёт и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации Вы должны получить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с соответствующими требованиями и о товарах (работах, услугах) для правильного их выбора.

На товары (работы) может быть установлен срок службы (или срок годности) и гарантийный срок – сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) Вы можете предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков. Есть перечни товаров (работ), на которые срок службы (срок годности) должен устанавливаться в обязательном порядке.

Если на товар (работу) не установлен срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени вы можете предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками. Если условия договора ущемляют ваши права, они недействительны.

(По материалам интернет-сайта Общества защиты прав потребителей)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты

текста и озаглавьте каждый из них.

Ответ:

1) Кто такой потребитель?

2) Почему важно знать свои права?

3) Права потребителя:

а) право на качественный товар;

б) право на безопасность товара (услуги);

в) право на необходимую и достоверную информацию о товаре.

4) Срок службы (срок годности) и гарантийный срок товара (работы).

5) Товар (работа) с неустановленным сроком службы (годности).
2. Закон даёт потребителям право в течение 14 дней вернуть в магазин некоторые качественные товары, которые не были в употреблении и упаковка которых сохранена. Выскажите два предположения о том, как эта норма защищает потребителя.

Ответ:

1) эта норма защищает потребителя от ненужных покупок, совершённых под воздействием рекламы, какого-то эмоционально- психологического состояния;

2) эта норма защищает потребителя в ситуации, когда его жизненные обстоятельства резко изменились и ему срочно потребовались деньги.
3. Владелец фирмы приобрёл в магазине канцелярские товары для своего офиса. Вскоре обнаружилось, что некоторые из приобретённых товаров бракованные. Может ли владелец фирмы воспользоваться нормами Закона «О правах потребителей»? Объясните свой ответ.

Ответ:

1) отрицательный ответ: нет, не может;

2) объяснение, допустим: действие Закона «О правах потребителей» не распространяется на тех, кто заказывает, приобретает или использует товары (работы, услуги) для нужд, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
4. Опираясь на факты общественной жизни и личный социальный опыт, объясните, в чём состоит различие между сроком годности и гарантийным сроком. Приведите пример товара, при покупке и потреблении которого жизненно важно следить за сроком годности, и кратко поясните своё мнение. Приведите пример товара, на который устанавливается гарантийный срок.

Ответ:

1) различие: срок годности – период, в течение которого товар сохраняет свои потребительские свойства и, в принципе, может использоваться; гарантийный срок – период времени, в течение которого изготовитель товара или его продавец гарантируют его бесперебойную службу;

2) пример товара и соответствующее пояснение: жизненно важно следить за сроком годности продуктов питания и лекарств (употребление просроченного товара может причинить вред здоровью и создать угрозу жизни человека);

3) пример товара, на который устанавливается гарантийный срок, например: компьютер, холодильник, телевизор.
5. Какие три права потребителя указаны в тексте?

Ответ:

1) право на качественный товар;

2) право на безопасность товара;

3) право на необходимую и достоверную информацию о товаре
6. Кого закон считает потребителем? Почему потребителям важно знать свои права?

Ответ:

1) ответ на первый вопрос: потребитель – гражданин (т.е. физическое лицо), имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

2) ответ на второй вопрос: знание своих основных прав поможет потребителям приобрести качественный товар (услуги), правильно вести себя в условиях недобросовестности производителя или продавца.
Текст №13. По С.С. Алексееву

Правоотношение – это связь между субъектами, которые имеют субъективные права и юридические обязанности. Правоотношение – сложная, общественная связь, характеризующаяся рядом элементов.

Эти элементы: 1) субъективные права и юридические обязанности – содержание правоотношения; 2) субъекты: один – носитель права (управомоченный); другой – носитель обязанности (правообязанный); 3) объекты права (блага, по поводу которых сложилось правоотношение). Кроме того, особо выделяются в связи с правоотношениями юридические факты – обстоятельства, с которыми связана жизнь правоотношений, их движение: возникновение, изменение, прекращение.

Субъективное юридическое право и нераздельно связанная с ним юридическая обязанность образуют содержание правоотношения. Субъективное право – принадлежащая субъекту мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством. Характерные особенности субъективных прав заключаются в том, что они дают субъекту известный «юридический плюс» (возможность что-то требовать от других лиц; возможность совершать известные действия, имеющие юридическое значение, и др.), включают в себя момент усмотрения, выбора вариантов имеющихся у лица возможностей. Основным средством обеспечения государством субъективного права является возложение на другое лицо или другие лица юридической обязанности.

Юридическая обязанность – предписанная субъекту мера должного, необходимого поведения. Характерные особенности юридических обязанностей – это их однозначность по содержанию, непререкаемость, обеспеченность юридическими механизмами, наличие у другого лица или лиц права требования исполнения обязанности.

В обоих приведённых определениях следует обратить внимание на слово «мера». И субъективное право, и юридическая обязанность характеризуются тем, что возможности и свобода лиц (субъективное право) и должное, необходимое поведение (юридическая обязанность) не безграничны, не бескрайни, а существуют в известных строгих рамках: это всегда «мера» поведения, имеющего свои границы, пределы.

(С.С. Алексеев)

1. Объясните, как осуществление правоотношений связано с юридической и моральной ответственностью (приведите объяснение по каждому виду ответственности).

Ответ:

Юридическая ответственность — правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им правонарушение. Юридическая ответственность возникает вследствие правонарушения и представляет собой особое правоотношение.

При рассмотрении вопроса о противоправности поведения часто возникают вопросы, связанные с моральной оценкой поведения правонарушителя. Это обусловлено тем, что субъекты правоотношений должны не только соблюдать законы, но и уважать моральные принципы общества.
2. Что автор называет юридическими фактами? Автор называет три этапа движения правоотношений. Приведите по примеру юридических фактов, иллюстрирующих каждый этап движения семейных правоотношений (сначала укажите этап, а затем приведите соответствующий пример).

Ответ:

1) Юридические факты – обстоятельства, с которыми связана жизнь правоотношений, их движение: возникновение, изменение, прекращение.

2) Возникновение – государственная регистрация заключения брака влечет возникновение супружеского правоотношения; изменение – нотариально удостоверенное соглашение об изменении брачного договора влечет изменение имущественных прав и обязанностей супругов; прекращение – достижение ребенком возраста 18 лет влечет прекращение родительских правоотношений
3. Что отличает юридические обязанности от моральных? Какой «юридический плюс» дают субъекту субъективные права?

Ответ:

1) Юридическая обязанность — предусмотренная законом или соглашением сторон мера должного поведения субъекта правоотношения. Юридическая обязанность характеризуется категоричностью. Она является властно предписанным (необходимым) поведением субъекта правоотношения. Моральные обязанности - это обязанности, связанные с выполнением моральных устоев, принятых в том или ином обществе.

2) Субъективное право - принадлежащая субъекту мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством. Характерные особенности субъективных прав заключаются в том, что они дают субъекту известный "юридический плюс" (возможность что - то требовать от других лиц, возможность совершать известные действия, имеющие юридическое значение и др.), включают момент усмотрения, выбора вариантов имеющихся у лица возможностей.
4. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Ответ:

1) Что такое правоотношения.

2) Структура правоотношений

3) Субъективное юридическое право как элемент содержания правоотношений.

4) Юридическая обязанность как элемент содержания правоотношений

5. Что такое правоотношение? Что автор называет содержанием правоотношения?

Ответ:

1) Правоотношение – это связь между субъектами, которые имеют субъективные права и юридические обязанности.

2)Субъективные права и юридические обязанности – содержание правоотношения (или «Субъективное юридическое право и нераздельно связанная с ним юридическая обязанность образуют содержание правоотношения»).

6. Гражданин А. заключил договор со школой иностранных языков о прохождении четырёхмесячного курса делового английского языка. Покажите в данном примере все приведённые в тексте элементы правоотношения.

Ответ:

1) содержание правоотношения – договор на оказание услуги (гражданин имеет право на получение качественной услуги и обязан заплатить за курсы, а школа должна предоставить данную услугу и имеет право получить оплату за оказанную услугу); 2) субъекты - гражданин А. и школа иностранных языков; 3) объект права - оказание услуги
Текст №14. По материалам энциклопедии для школьников

Для стабильности общества необходимо, чтобы люди уважительно относились к праву, понимали смысл и назначение правовых норм. Порой правонарушения совершаются людьми по незнанию. Во всех государствах мира действует принцип: «Незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение». Вместе с тем одно лишь владение этими знаниями не гарантирует, что человек будет соблюдать законы. Уважение к законам не менее важно, чем их знание.

Таким образом, к проявлениям правовой культуры относятся знание действующего законодательства (наиболее важных его положений), широкое распространение правовой информации в обществе, уважительное отношение к праву (уважение чужих прав, добросовестное исполнение своих обязанностей, соблюдение законности) и стремление гражданина строить свое поведение в соответствии с предписаниями юридических норм.

Особое значение имеет уровень правовой культуры должностных лиц, работников государственного аппарата, которые в силу своих служебных обязанностей призваны заниматься правоприменительной и правоохранительной деятельностью. Ведь они должны быть юридически компетентными в своей области деятельности, уважать права и свободы граждан.

Государство заинтересовано в высоком уровне правовой культуры населения. Всегда опасно, если в обществе распространено неуважительное отношение к праву, пренебрежение правовыми нормами. Подобное отношение определяется в науке понятием «правовой нигилизм». Он развивается, когда и представители власти, и представители закона сами не торопятся неукоснительно исполнять нормы права.

(По материалам энциклопедии для школьников.)

1. Почему, по мнению автора, правовая культура должностных лиц имеет особое значение? Выскажите предположение о том, как уровень правовой культуры должностных лиц связан с «правовым нигилизмом» граждан.

Ответ:

Должностные лица в силу своих служебных обязанностей призваны заниматься правоприменительной и правоохранительной деятельностью. И они должны быть юридически компетентными в своей области деятельности, уважать права и свободы граждан.

Предположение:

- если допустить, что люди, призванные разрабатывать, исполнять и охранять законы, станут ими пренебрегать, будет нанесен существенный урон правопорядку, устои государства пошатнутся;

- доверие простых граждан к праву, законам будет подорвано, если они увидят, что законодатели и блюстители закона ставят себя выше него, пренебрегают правом.
2. Приведите два аргумента, подтверждающие мнение автора о том, что для стабильности общества необходимо уважение к нормам права и их неукоснительное соблюдение.

Ответ:

- уважительное отношение к праву будет способствовать тому, что гражданине будут строить свое поведение в соответствии с предписанием юридических норм;

- снижение уровня преступности;

- умение отстаивать свои права в соответствии с законодательством;

- уважительно относится к правам других
3. Используя обществоведческие знания, назовите три способа, при помощи которых общество и государство могут формировать у людей высокий уровень правовой культуры.

Ответ:

- введение в школе специальных курсов изучения основ права, правовых знаний;

- проведение в обществе широкой кампании просветительского характера с объяснением правовых норм, демонстрации важности правомерного поведения, соблюдения правопорядка;

- широкое информирование в средствах массовой информации о принятии новых законов и особенности их действия и т.д.
4. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Ответ:

1) важность знания и соблюдения правовых норм;

2) понятие о правовой культуре;

3) проявления правовой культуры;

4) правовая культура должностных лиц;

5) опасность правового нигилизма для государственных устоев.
5. Какие четыре проявления правовой культуры названы в тексте?

Ответ:

- знание действующего законодательства;

- широкое распространение правовой информации в обществе;

- уважительное отношение к праву;

- стремление гражданина строить свое поведение в соответствии с предписанием юридических норм

6. Михаил сорвал цветы с клумбы в городском парке и был оштрафован сотрудником полиции. Михаил стал доказывать, что не знал о том, что запрещено рвать цветы в парке, и что он не собирался их продавать, а лишь хотел порадовать свою девушку красивым букетом. Объясните, в чём не прав Михаил. Какая фраза текста может помочь Вам в объяснении?

Ответ:

Миша не прав. Цветы рвать с законов нельзя. Незнание законов не освобождается от ответственности.

«Незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение».

Текст №15. Адаптировано по тексту С.С. Алексеева

Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные из них проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регулятором поведения людей. Право и мораль служат общей цели.

Мораль регулирует более широкую область отношений, чем право. Так, правовому регулированию не подлежат взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье.

Содержание норм права характеризуется большой конкретностью, в них выражается воля государства. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают большой простор для толкования и применения. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно, в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убеждённости, привычек человека.

Право, закон имеют в качестве особой гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения.<…> Моральные нормы не предусматривают заранее конкретные меры и формы воздействия. В случае же правонарушения соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом.

(Адаптировано по тексту С.С. Алексеева.)

1. Какие четыре общие черты права и морали указаны в тексте?

Ответ:

1) входят в содержание культуры

2) являются ценностными формами сознания

3) имеют нормативное содержание

4) служат регулятором поведения людей
2. Автор отмечает, что право и мораль служат общей цели. Приведите три аргумента (объяснения), подтверждающих это суждение.

Ответ:

Право и мораль служат общей цели; т. к.:

1) Обеспечивают порядок стабильность в обществе

2)Являются регуляторами поведения людей в обществе

3) Формируют общую культуру человека

4) Формируют ценности и идеалы людей
3. Чем различаются, по мнению автора, требования морали и права? Что обеспечивает исполнение требований морали?

Ответ:

Требования морали, по мнению автора, отличаются:

1) более широким содержанием;

2) дают большой простор для толкования и применения;

3) требования права более конкретны;

4) в них выражается воля государства;

5) исполнение требований морали обеспечивается личной убежденностью, привычками человека, его воспитанием.
4. Что, по мнению автора, обеспечивает исполнение норм права? Проиллюстрируйте тремя примерами это «обеспечение».

Ответ:

Исполнение норм права обеспечивает авторитет и сила государственной власти, а при необходимости и меры государственного принуждения.

Примеры:

1) За нарушение правил общественного порядка, нецензурную брань подросток был задержан работниками милиции.

2)После принятия новых правил дорожного движения, водители более дисциплинированно ведут себя на дороге, вследствие чего количество аварий сократилось.

3) Гражданин Н. совершил кражу из магазина крупной суммы денег, за что был осужден на 8 лет.
5. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Ответ:

1) Право и мораль: общие черты

2) Область регулирования морали и права

3) Отличительные признаки права


6. Гражданин А., защищая свою жену от оскорблений компании нетрезвых подростков, нанёс одному из них телесные повреждения. Соседи и знакомые признали правоту гражданина А., поскольку он защищал близкого человека от неправомерных действий подростков, но он был осуждён. Объясните ситуацию с точки зрения различия моральных и правовых оценок. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.

Ответ:

Моральная оценка такова: гражданин поступил правильно, т. к. защищал свою жену от оскорблений. Правовая оценка: мужчина нарушил закон, за нанесение телесных повреждений он понесет либо административную, либо уголовную ответственность.

Фрагмент текста:

«Моральные нормы не предусматривают заранее конкретные меры и формы воздействия. В случае же правонарушения правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом…»

Текст №16. Извлечения из Уголовного кодекса РФ

Статья 19.

Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.

Статья 21.

1. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить

ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

Статья 24.

1. Виновным в преступлении признаётся лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

2. Деяние, совершённое только по неосторожности, признаётся преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьёй Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 25.

1. Преступлением, совершённым умышленно, признаётся деяние, совершённое с прямым или косвенным умыслом.

2. Преступление признаётся совершённым с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

3. Преступление признаётся совершённым с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Статья 26.

1. Преступлением, совершённым по неосторожности, признаётся деяние, совершённое по легкомыслию или небрежности.

2. Преступление признаётся совершённым по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

3. Преступление признаётся совершённым по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

(Извлечения из Уголовного кодекса РФ)
1. В обществе бытует мнение, что ужесточение уголовной ответственности несовершеннолетних за все виды преступлений – одно из важнейших средств обеспечения их правомерного поведения. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите по одному аргументу сторонников и противников этого мнения.

Ответ:

Аргументы «за»

- Количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, растёт.

- Ужесточение уголовной ответственности остановит многих подростков от совершения преступлений.

Аргументы «против»

- в силу возрастных особенностей у несовершеннолетнего, совершившего преступление, решающим мог оказаться такой мотив, как ложное чувство товарищества, сыграть роль склонность к подражанию, а не антиобщественная направленность личности и стремление извлечь из совершенного преступления собственную выгоду

- одним из аргументов против ужесточения уголовной ответственности несовершеннолетних может быть признано совершение подростком преступления в результате физического или психического принуждения со стороны взрослого лица
2. Сформулируйте название каждой из приведённых статей Уголовного кодекса РФ.

Ответ:

Статья 19. Общие условия уголовной ответственности

Статья 21. Невменяемость

Статья 24. Формы вины

Статья 25. Преступление, совершенное умышленно

Статья 26. Преступление, совершенное по неосторожности
3. Согласно ст. 21 Уголовного кодекса РФ «не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости». Как вы понимаете смысл следующих характеристик: лицо а) «не могло осознавать фактический характер своих действий (бездействия)»; б)лицо «не могло осознавать общественную опасность своих действий (бездействия)»?

Ответ:

а) не способные осознавать характер совершаемых ими действий, руководить своими действиями;

б) не способные осознавать последствия своих действий ( бездействия ), нанесения существенного ущерба
4. Согласно Уголовному кодексу РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Но за некоторые преступления уголовной ответственности подлежат лица, достигшие возраста 14 лет. Привлекая обществоведческие знания, назовите три таких преступления и объясните, почему ответственность за них наступает так рано.

Ответ:

Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за

1) убийство (тяжкое преступление, умышленное причинение смерти другому человеку, преступление против личности);

2) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (тяжкое преступление, преступление против личности);

3) насильственные действия сексуального характера (тяжкое преступление, преступление против личности)
5. Назовите три общих условия наступления уголовной ответственности, установленные Уголовным кодексом РФ.

Ответ:

Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.
6. Управлявший автомобилем в состоянии сильного алкогольного опьянения гражданин Р. стал виновником ДТП, в результате которого погибли два человека. Определите форму вины гражданина Р. Свой ответ объясните. Дайте ссылку на соответствующую статью Уголовного кодекса РФ и соответствующий пункт этой статьи.

Ответ:

Форма вины – преступление совершено по неосторожности, по легкомыслию, т. к. водитель предвидел возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий (ст. 26 ч. 2 УК РФ).
Текст №17. По статье В. О. Мушинского

Главное действующее лицо Закона о защите прав потребителей — это потребитель. Согласно Закону потребителем считается: непосредственный потребитель купленного или заказанного товара, услуги, работы; член семьи покупателя, заказчика или лицо, которому покупатель (заказчик) подарил вещь (услугу). Кроме того, действие Закона о защите прав потребителя распространяется и на тех людей, которые только намереваются купить вещь, заказать услугу или работу. То есть с момента обращения человека к продавцу за информацией о товаре или с момента начала выбора товара он уже является потребителем.

Второй стороной отношений, регулируемых Законом, являются продавец, изготовитель, исполнитель. Продавец — это предприятие, организация, частный предприниматель, продающие товары по договору купли-продажи. Изготовитель — это организация или частный предприниматель, которые изготовили товар для продажи. Исполнитель — это организация или частный предприниматель, который по заказу потребителя оказывает ему услуги или исполняет для него работу.

Заметим, что под частным предпринимателем Закон о защите прав потребителя имеет в виду только тех граждан, которые зарегистрированы государством как предприниматели. Предметом отношений между потребителем и продавцом, изготовителем, исполнителем являются товар, услуга и работа.

(По статье В. О. Мушинского)

1. Предположите, с какой целью в Законе специально оговаривается понятие «частный предприниматель». С опорой на текст и знания обществоведческого курса выскажите два предположения.

Ответ:

Автор хочет обратить внимание на то:

1) что только те граждане являются предпринимателями, которые зарегистрированы государством как предприниматели.

2) закон будет защищать только тех потребителей, которые приобретают товар и услугу у зарегистрированных предпринимателей.
2. Кого Закон относит к потребителям? (Назовите по тексту три группы этих лиц.)

Ответ:

1) непосредственный потребитель купленного или заказанного товара, услуги, работы;

2) член семьи покупателя, заказчика;

3) лицо, которому покупатель (заказчик) подарил вещь (услугу)

4) лицо, которое намеревается купить вещь, заказать услугу или работу
3. Объясните, почему закон не защищает тех, кто приобретает товар и услугу у незарегистрированных предпринимателей. Приведите два аргумента (объяснения), подтверждающие это мнение.

Ответ:

Для того, что применить к правоотношениям сторон Закон «О защите прав потребителей» необходимо наличие следующих признаков:
- одной стороной отношений должен быть гражданин, второй стороной - организация (индивидуальный предприниматель);

- взаимоотношения сторон должны строиться на возмездной основе (по договору купли-продажи, подряда, оказания услуг). Следовательно, оказание безвозмездных услуг гражданину не может регулироваться нормами настоящего Закона.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков приводит к невозможности использовать положения Закона РФ «О защите прав потребителей» при урегулировании споров, возникших между сторонами.
4. Используя содержание текста, назовите два различия между изготовителем и исполнителем. Приведите по одному примеру исполнителя и изготовителя.

Ответ:

Изготовитель, согласно Закону, должен производить товары для реализации

потребителю. Изготовитель не работает напрямую с конкретным потребителем.

Исполнителем, согласно Закону, является организация, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Работает напрямую с потребителем.

Изготовитель - производственно-коммерческое предприятие «Поиск-К» (Производит холодильники «Саратов КШ-160»).

Исполнитель - ТОО «Универмаг “Юбилейный”» реализует холодильники «Саратов КШ-160», полученные от производственно-коммерческого предприятия «Поиск-К».
5. Гражданин А. купил ботинки у продавца, торговавшего на лотке около рынка. Через месяц купленные ботинки развалились. Опираясь на содержание текста, укажите условие, при котором потребитель сможет возместить убытки за развалившиеся ботинки. Какое действие должен предпринять потребитель, чтобы быть уверенным, что в случае покупки недоброкачественного товара его права будут защищены?

Ответ:

1) Согласно Закону потребителем считается непосредственный потребитель купленного товара. Предметом отношений между потребителем и продавцом является товар – ботинки.

2) Основным условием для удовлетворения требований потребителя является предъявление им товарного или кассового чека, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки, - технического паспорта или иного заменяющего его документа.

Проверить, является ли продавец зарегистрированным государством как предприниматель.
6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Ответ:

1) Потребитель - главное действующее лицо Закона о защите прав потребителей.

2) Контрагенты потребителя.

3) Понятие частного предпринимателя.

Текст №18. А.Ю. Демидов

Под юридической ответственностью понимают ответственность за совершённые деяния, нарушающие требования норм права и влекущие за собой государственное принуждение.

Юридическая ответственность наступает только за совершённое правонарушение. Правонарушение выступает в качестве основания юридической ответственности. Субъектом юридической ответственности может стать только субъект, виновный в нарушении правовых предписаний.

Юридическая ответственность неразрывно связана с государственным принуждением, то есть она устанавливается государством и применяется в ответ на виновные противоправные деяния правонарушителя через деятельность специальных органов государства.

Юридическая ответственность характеризуется определёнными лишениями, которые виновный обязан претерпеть. Данные лишения могут быть личного характера и имущественного характера. Они выступают в качестве средств, при помощи которых осуществляются задачи перевоспитания правонарушителей и предупреждения правонарушений.

Юридическая ответственность осуществляется в строгом соответствии с нормами права. Юридическая ответственность не только возникает вследствие нарушения норм права, но и реализуется исключительно в соответствии с ними. Возложение юридической ответственности на правонарушителя возможно лишь при условии соблюдения определенного процессуального порядка, установленного нормами права.

В соответствии с отраслью права различают уголовно-правовую, административно-правовую, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.

(А.Ю. Демидов)
1. Гражданин К. собирался подделать запись о месте работы в своей трудовой книжке, но отказался от этой идеи, так как не смог найти печать соответствующей организации. Подлежит ли гражданин К. юридической ответственности? Почему? Приведите фрагмент текста, помогающий в объяснении.

Ответ:
2. Какие четыре вида ответственности называет автор?

Ответ:

уголовно-правовая, административно-правовая, гражданско-правовая и дисциплинарная
3. Назовите два вида лишений, с которыми связана юридическая ответственность, и каждый из них проиллюстрируйте двумя примерами.

Ответ:

Лишения могут быть личного характера (лишение свободы, исправительные работы, обязанность принести публичные извинения, выговор, принуждение, общественное порицание) и имущественного характера (конфискация, штраф, неустойка, материальная ответственность).
4. Какие четыре признака юридической ответственности приведены в тексте?

Ответ:

1)Юридическая ответственность наступает только за совершённое правонарушение.

2)Юридическая ответственность неразрывно связана с государственным принуждением.

3) Юридическая ответственность характеризуется определёнными лишениями.

4) Юридическая ответственность осуществляется в строгом соответствии с нормами права.

5. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Ответ:

1) Понятие юридической ответственности.

2) Основание юридической ответственности – правонарушение.

3) Неразрывная связь юридической ответственности с государственным принуждением

4) Лишения, с которыми связана юридическая ответственность.

5) Законность – один из признаков юридической ответственности.

6) Виды юридической ответственности.
6. В обществе бытует мнение, что юридическая ответственность – одно из важнейших средств обеспечения правомерного поведения граждан. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в подтверждение этого мнения.

Ответ:

1) Угроза юридической ответственности, соответствующие неблагоприятные последствия

2) При наличии факта правонарушения государство обязывает лицо (или организацию) претерпевать определенные неблагоприятные последствия.
Текст №19. Извлечения из Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП)

Статья 2.1

1. Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. <…>

Статья 2.2

1. Административное правонарушение признаётся совершённым умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2. Административное правонарушение признаётся совершённым по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

<…>

Статья 2.7

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причинённый вред является менее значительным, чем предотвращённый вред.

Статья 2.9

При малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

1. Используя приведённые извлечения из КоАП РФ, сформулируйте четыре признака административного правонарушения.

Ответ:

1) деяние (действие или бездействие);

2) противоправное деяние;

3) виновное деяние;

4) наказуемое деяние.

2. Что закон понимает под состоянием крайней необходимости? Предположите, почему причинение вреда в состоянии крайней необходимости не является административным правонарушением.

Ответ:

1) Действия, предпринятые для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причинённый вред является менее значительным, чем предотвращённый вред.

2) Опасность, которая угрожает личности, ее правам, интересам общества и государства в данный момент не может быть устранена другими средствами. Причиненный вред меньше, чем предотвращенный вред.
3. Сформулируйте название каждой из приведённых статей КоАП РФ.

Ответ:

Статья 2.1. Административное правонарушение

Статья 2.2. Формы вины

Статья 2.7. Крайняя необходимость

Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения
4. Привлекая знания обществоведческого курса, приведите два примера административных правонарушений и в каждом примере дайте краткое объяснение, в чём состоит вред совершённых действий.

Ответ:

1) Нарушение требований пожарной безопасности (в случае пожарной опасности возможно большое количество пострадавших людей)

2) Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (угроза жизни других людей при ДДП)
5. В обществе высказывается мнение, что ст. 2.9 КоАП РФ следует отменить.

Предположите, какие аргументы могут быть у сторонников и противников этого мнения. (Приведите по одному возможному аргументу.)

Ответ:

Аргументы сторонников – любое административное деяние общественно опасное и наказание должно быть строгим, понятия малозначительного правонарушения в законодательстве не существует.

Аргумент противников - при малозначительности совершённого административного правонарушения наказание должно быть мягче в силу отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
6. Начинающий водитель К. припарковывал свой автомобиль, но не справился с этой задачей и повредил цветочную клумбу. Какова форма вины гражданина К.? Свой ответ поясните с опорой на соответствующую статью КоАП РФ.

Ответ:

Форма вины - административное правонарушение признают совершённым по неосторожности, т. к. водитель не предвидел возможности наступления таких последствий (Статья 2.2 ч. 2)

Текст №20. По материалам свободной Интернет - энциклопедии

Европейским экономическим сообществом (ЕЭС) накоплен большой опыт по защите прав потребителей. Первой организацией потребителей был Потребительский Совет Норвегии – всеобщая организация потребителей Норвегии, которая занимается решением юридических и экономических вопросов, проводит работу, ориентированную на продукты и услуги.

Основная задача Нидерландского союза потребителей – обеспечение обратной связи с производителями товаров путём изучения спроса и пожеланий потребителей.

Договор о создании ЕЭС (1957 г.) практически не содержал положений, которые прямо касались бы защиты прав потребителей. Потребовалось значительное время, чтобы под воздействием организаций потребителей стран-участников ЕЭС, а также в связи с осознанием важности защиты потребителей как наиболее слабой стороны в отношениях с предпринимателями появились сначала общие программные документы органов ЕЭС в сфере защиты прав потребителей, а затем и нормативные акты. В 1973 г. был создан специальный орган – Консультативный комитет по защите прав потребителей. Официально политика защиты прав потребителей в рамках ЕЭС начала проводиться с момента принятия в 1975 г. первой программы действий по защите прав потребителей.

Общемировое признание права потребителей получили в резолюции Генеральной ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г., которая закрепила 8 прав потребителей: право на безопасность товара; право на информацию; право на выбор товара; право на выражение своих интересов; право на удовлетворение основных потребностей; право на возмещение ущерба; право на потребительское образование; право на здоровую окружающую среду.

(По материалам свободной Интернет-энциклопедии)
1. Гражданка А. решила приобрести холодильник и обратилась за консультацией к продавцу крупного магазина. Продавец рассказал ей о характеристиках холодильников различных фирм, а в Интернете она прочла отзывы потребителей о заинтересовавших её моделях. Наконец, холодильник был приобретён. Назовите любые два права потребителей, которые реализовала гражданка А. Кратко поясните свой выбор.

Ответ:

  1. право на информацию (гражданка получила консультацию продавца, нашла необходимые материалы в Интернете);

  2. право на выбор товара (в магазине была представлена продукция разных фирм);

  3. право на удовлетворение основных потребностей (гражданке был необходим холодильник — он был приобретен).


2. Предположите, почему помимо национальных организаций потребителей необходима единая европейская политика защиты прав потребителей. (Выскажите три предположения.)

Ответ:

  1. в условиях единой Европы на потребительских рынках разных стран представлена продукция одних и тех же производителей;

  2. потребители всех стран Европы сталкиваются со схожими проблемами;

  3. производителям, поставляющим свои товары в разные страны Европы, легче ориентироваться на единые требования к качеству, чем на различающиеся требования отдельных государств.


3. Назовите первые две европейские организации потребителей и укажите, какую задачу решала каждая организация.

Ответ:

  1. Потребительский Совет Норвегии — решение юридических и экономических вопросов, работа, ориентированная на продукты и услуги;

  2. Нидерландский союз потребителей — обеспечение обратной связи с производителями товаров путем изучения спроса и пожеланий потребителей.


4. Одним из признанных Генеральной Ассамблеей ООН прав потребителей является право на потребительское образование. Нужны ли, на Ваш взгляд, специальные обучающие программы для потребителей? Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения.

Ответ:

  1. мнение учащегося: согласие или несогласие с необходимостью специальных курсов потребителей;

  2. два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения, например:

в случае согласия с необходимостью специальных обучающих программ для потребителей может быть указано, что:

  • принятие решения о приобретении многих современных товаров и услуг требует дополнительных специальных знаний;

  • потребители должны узнать свои права и научиться грамотно их реализовывать;

-для защиты своих прав потребителю необходимы специальные знания;

в случае несогласия с необходимостью специальных обучающих программ для потребителей может быть указано, что: -все необходимые знания потребитель может приобрести в повседневной практике без специального обучения;

- потребители, которым необходимо защитить свои права в споре с
производителем, могут обратиться к специалистам-юристам.
5. Почему потребитель является «наиболее слабой стороной в отношениях с предпринимателями»? Дайте два собственных объяснения.

Ответ:

  1. посредством рекламы производитель оказывает на потребителя постоянное воздействие, принуждая его к приобретению конкретных товаров, услуг;

  2. потребитель не может напрямую воздействовать на производство и установление цены необходимых ему товаров и услуг.


6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Ответ:

  1. первые европейские организации потребителей;

  2. становление системы защиты прав потребителей в ЕЭС;

  3. основные права потребителей.



Текст №21. По материалам статьи С. С. Алексеева

Одна из древнеримских юридических формул гласит «Законы писаны для бодрствующих». В этой формуле заложен глубокий смысл. Законы издаются для людей. От них требуется сознательное следование этим законам, законопослушание. Но этого недостаточно. Люди не должны сидеть, сложа руки, в надежде на то, что в области законности все сложится само собой, они должны быть настроены на активную борьбу за законность.

И это относится не только к юристам — работникам полиции, судьям, прокурорам и т.д., но и ко всем людям. Ко всем нам! В противном случае, если все мы будем проходить мимо и тем более сами оставаться «юридически равнодушными», безразличными к праву и закону, никакая правозаконность не состоится, и общество будет скатываться к анархии и хаосу. Что здесь самое важное?

Есть тут два «ключика», которые делают человека юридически «бодрствующим». Первый из них: утвердиться в том, что каждый из нас обладает неотъемлемыми прирождёнными правами, с которыми обязаны считаться все окружающие, государство, любая власть. А в центре, в самой основе прав и свобод человека — его высокое человеческое достоинство. И второй «ключик»: это такое изменение нашего отношения к суду, в соответствии с которым именно правосудие должно рассматриваться в качестве оплота и надежной защиты каждого человека, его прирождённых прав и свобод.

Для того чтобы в государстве состоялась правозаконность, необходимо также изменение роли суда, который из казённого учреждения, где «судят» и «дают» срок, должен превратиться в помощника и спасителя, который и рассудит, и поддержит, и каждому воздаст должное.

(По материалам статьи С. С. Алексеева)
1. Автор, утверждает, что суд станет надёжным защитником прав и свобод человека, если будет не только судить, но и «превратится в помощника и спасителя, который и рассудит, и поддержит, и каждому воздаст должное». С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) подтверждающие это мнение.

Ответ:

1) Судебная власть восстанавливает нарушенное право, обеспечивает возмещение причиненного вреда, ограждает права и свободы от их необоснованного ограничения или нарушения

2) Суд становится надежным гарантом прав и свобод личности в конфликтных отношениях, возникающих между гражданином и государством.

3) Отсутствие реального права на судебную защиту ограничивает степень свободы личности, низводит ее конституционные права

4) В ряде случаев судебная защита является единственным средством правовой защиты человека, например, реабилитация незаконно осужденного или привлеченного к уголовной ответственности лица, установление отцовства, признание без вести пропавшим или объявление умершим.
2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Ответ:

1) Требования предъявляемые к «юридически бодрствующему» человеку.

2) Характеристика сознания «юридически бодрствующего» гражданина

3) Условия правозаконности.
3. Назовите два условия, без которых, по мнению автора, не может состояться правозаконность? Проиллюстрируйте конкретным примером одно любое из них.

Ответ:

1) изменение роли суда (своевременно принимать меры к устранению всяких нарушений законов, соблюдения процессуальных форм, способствующих осуществлению охраны прав граждан и в максимальной степени обеспечивающих соответствие судебного решения объективной истине)

2) активная борьба за законность
4. Чем, по мнению автора, характеризуется сознание «юридически бодрствующего» гражданина? (Опираясь на содержание текста, приведите две характеристики).

Ответ:

1. Утвердиться в том, что каждый обладает неотъемлемыми прирождёнными правами, с которыми обязаны считаться все окружающие, государство, любая власть.

2. Изменение отношения к суду, в соответствии с которым именно правосудие должно рассматриваться в качестве оплота и надежной защиты каждого человека, его прирождённых прав и свобод.
5. Представьте, что Ваш друг рассказал Вам, что, выглянув в окно рано утром, он увидел, как два незнакомца собирались угнать машину его соседа. Какие действия должен был предпринять ваш друг, чтобы его можно было назвать «юридически бодрствующим» человеком? (Назовите любые два возможных действия.)

Ответ:

1. Сообщить в органы правопорядка.

2. Сообщить соседу.

6. Автор приводит формулу древнеримских юристов: «Законы писаны для бодрствующих». Какие требования предъявляются, по мнению автора, к «юридически бодрствующему» человеку?

Ответ:

1) Сознательное следование законам, законопослушание

2) Должны быть настроены на активную борьбу за законность.
1. Гражданин А. не явился на работу без уважительной причины. Это повлечёт привлечение его к ответственности

1) административной

2) дисциплинарной

3) уголовной

4) гражданско-правовой

Ответ: 2

Комментарий: Виды ответственности и меры наказания зависят от характера правонарушения. Различают ответственность:

  • уголовную - наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания — лишение свободы, смертная казнь и т.д.;

  • административную - наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Мерой ответственности служат административные взыскания, среди которых — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест до 15 суток;

  • гражданскую — наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Главная мера ответственности — возмещение убытков;

  • дисциплинарную — наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Меры воздействия на правонарушителя — замечание, выговор, увольнение, исключение из учебного заведения.


2. Бизнесмен решил подарить школе, в которой учился, микроавтобус. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника в отношении принадлежащего ему имущества

1) потреблять

2) владеть

3) распоряжаться

4) пользоваться

Ответ: 3

Комментарий: Собственник имеет в отношении своего имущества следующие три права (правомочия):

  • владения;

  • пользования;

  • распоряжения.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15