Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Гиа – 2014. Обществознание (право). (Открытый банк заданий. Фипи) Текст №1. Извлечения из Семейного кодекса РФ


Скачать 3.59 Mb.
НазваниеГиа – 2014. Обществознание (право). (Открытый банк заданий. Фипи) Текст №1. Извлечения из Семейного кодекса РФ
страница2/15
Дата28.02.2016
Размер3.59 Mb.
ТипСтатья
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

1. Сформулируйте название каждой из приведённых статей Семейного кодекса РФ.

Ответ:

Статья 22. Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака

Статья 23. Расторжение брака в судебном порядке при взаимном согласии супругов на расторжение брака

Статья 24. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака
2. При каких обстоятельствах расторжение брака производится в судебном порядке? (Используя содержание текста, назовите три обстоятельства.)

Ответ:

- если нужно определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода;

- если нужно определить, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на их детей;

- по требованию супругов (одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности;

- по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания
3. Что Семейный кодекс называет «соглашением о детях»? Объясните, в чём польза такого соглашения.

Ответ:

- «Соглашением о детях» - соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов.

- В результате развода, один из родителей утрачивает право проживания совместно с ребенком. И как важно при этом сохранить право на его любовь, на возможность принимать участие в его судьбе, на возможность, при любых обстоятельствах, находиться рядом с тем, кого любишь.
4. Как суд при расторжении брака защищает интересы детей? Почему такая защита необходима? При каком условии эта защита действительно будет осуществляться? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите условие и кратко поясните свое мнение.

Ответ:

- При расторжении брака в судебном порядке супруги представляют на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей. А в случае, если соглашение отсутствует между супругами или будет установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей, суд будет обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода и с кого из родителей и в каких размерах взыскивать алименты на их детей.

- Такая защита необходима, чтобы ребенок не остался без защиты и продолжал свое развитие независимо от сложившихся обстоятельств. данная защита будет осуществляться при условии выполнения супругами вынесенного судом решения относительно детей(все действия родителей должны быть обусловлены законом
5. В обществе есть мнение, что для укрепления семьи и брака следует предельно усложнить процедуру расторжения брака. Используя обществоведческие знания, предположите, каковы «плюсы» и «минусы» такого решения (приведите два «плюса» и два «минуса»).

1) «плюсы», например:

– люди более ответственно подходят к созданию семьи;

– супруги вынуждены находить пути разрешения всех семейных конфликтов и примирения;

2) «минусы», например:

– даже если оба супруга понимают, что сохранение семьи невозможно, они вынуждены жить вместе, не могут создать другие семьи и обрести личное счастье;

– ситуация постоянных конфликтов родителей, которые хотят, но не вправе расстаться, травмирует детей.
6. В законе указано, что в случае, если соглашение о детях нарушает их права, суд принимает меры к защите их интересов. Используя обществоведческие знания, материалы СМИ, приведите два возможных таких нарушения и конкретизируйте их.

- уклонение от материального содержания несовершеннолетних детей (уклонение от уплаты, алиментов заключается в невыполнении вступившего в законную силу решения суда об уплате средств на содержание детей).;

- уклонение от участия в воспитании

Текст №5. Извлечения из Семейного кодекса РФ

Статья 81. 1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов, алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребёнка – одной четверти, на двух детей - одной трети, на трёх и более детей – половины заработка и (или) иного дохода родителей.

2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учётом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Статья 86. 1. При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжёлой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечён судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.

Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твёрдой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

2. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесённых дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем.

Статья 87. 1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов, алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твёрдой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. < … >

5. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей.

Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишённым родительских прав.

(Извлечения из Семейного кодекса РФ)

1. Сформулируйте название каждой из приведённых статей Семейного кодекса РФ.

Ответ:

Статья 81. Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке

Статья 86. Участие родителей в дополнительных расходах на детей

Статья 87. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей
2. Назовите любые три установленных законом обстоятельства, от которых зависит размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых судом при отсутствии соглашения об уплате алиментов.

Ответ:

1) количество детей;

2) материальное положение сторон;

3) семейное положение сторон.
3. Согласно Семейному кодексу РФ, при определённых условиях каждый из родителей может быть привлечён судом к участию в несении дополнительных расходов на содержание детей. (Укажите три таких условия.)

Ответ:

1) тяжелая болезнь ребенка;

2) увечье детей;

3) необходимость оплаты постороннего ухода.
4. Как закон защищает интересы нетрудоспособных родителей? Как принцип справедливости реализован в имущественных отношениях родителей и совершеннолетних детей? Предположите, почему необходимо правовое регулирование этих отношений.

Ответ:

- Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. При отсутствии соглашения об уплате алиментов, алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

- Право на получение алиментов с совершеннолетних трудоспособных детей закон ставит в зависимость от надлежащего исполнения родителями своих родительских обязанностей. Родители, которые уклонялись от выполнения обязанностей по воспитанию, образованию детей, защите их прав и интересов, а также иных обязанностей, могут быть лишены права на получение с них алиментов даже при наличии предусмотренных законом условий получения алиментов - нетрудоспособности и нуждаемости в помощи. Поэтому при доказанности, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей, возможен отказ в иске о взыскании средств на их содержание. Родители не вправе требовать предоставления им содержания от детей, в отношении которых они по решению суда лишены родительских прав.

- Имущественные отношения родителей и детей представляют собой алиментные обязательства, а также отношения между ними по поводу их общего и раздельного имущества. На сегодняшний день данные отношения порождают большое количество нарушений, уклонений от уплаты материальной помощи и т.д. Поэтому нуждаются в правовом регулировании.
5. Объясните, почему меры морального воздействия, наряду с правовыми механизмами, могут стать эффективным средством в борьбе со злостными неплательщиками алиментов. (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два объяснения.)

Ответ:

1) Демонстрируется отношение общества к подобным действиям; это помогает закреплению моральной нормы, требующей поддержки обоими родителями малолетних детей.

2) Такие меры могут воздействовать на совесть гражданина, возможно, ему станет стыдно и он пересмотрит свое отношение к выполнению обязанностей по содержанию несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей.

3) Такие меры могут послужить своего рода предупреждением для других неплательщиков и они, чтобы избежать, негативного общественного мнения, станут выполнять свои обязанности. Могут быть приведены другие объяснения.

Текст №6. Извлечения из Трудового кодекса РФ

Статья 70.

При заключении трудового договора в нём по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.

Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания…

Испытание при приёме на работу не устанавливается для:

лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности… беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;

лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;

лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения;

лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу…

Срок испытания не может превышать трёх месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций – шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом…

В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе.

Статья 71.

При неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суд.

При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учёта мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия.

Если срок испытания истёк, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание, и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.

Если в период испытания работник придёт к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня.

1. Озаглавьте каждую из приведённых статей Трудового кодекса РФ.

Ответ:

Статья 70. Испытание при приеме на работу

Статья 71. Результат испытания при приеме на работу
2. Как при проведении испытания защищаются права работника? (Используя текст, назовите любые две меры и кратко поясните, как каждая из них защищает работника.)

Ответ:

- Законодатель перечисляет круг лиц, которым не может быть установлено испытание при приеме на работу (испытание при приёме на работу не устанавливается для: лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности… беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет; лиц, не достигших возраста восемнадцати лет; лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения; лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу);

- Конкретный срок испытания устанавливают сами стороны трудового договора при приеме на работу. Однако этот срок не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, руководителей филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений организаций – шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом. Для государственных служащих установлен испытательный срок от трех до шести месяцев. Следовательно, предусмотренные законодательством предельные сроки не могут быть увеличены или продлены даже по соглашению сторон.

- По общим правилам условие об испытании оговаривается сторонами при заключении трудового договора в том случае, если работодатель считает необходимым проверить способность работника выполнять обусловленную заключаемым договором трудовую функцию. Если работодатель такой необходимости не усматривает, испытание работнику не устанавливается. Устанавливая испытательный срок работнику, работодатель должен учитывать, что условие об испытании впоследствии не может быть изменено. Например, нельзя при заключении трудового договора установить испытательный срок в один месяц, а затем, после его истечения, продлить этот срок еще на месяц.
2. Используя обществоведческие знания, объясните, почему испытательный срок может быть полезен работнику, который его проходит (приведите два объяснения).

Ответ:

- В период испытания работник может понять, что предложенная ему работа не является для него подходящей.

-В период испытания работник может понять, что он не соответствует тем квалификационным требованиям, которые предъявляются к данной должности. (недовольство коллективом, уровнем профессионализма начальника, политикой поощрений или низкой зарплатой при высоких требованиях к производительности труда)
3. Используя текст, назовите любые три категории работников, для которых не может быть установлено испытание при приёме на работу. В каждом случае кратко поясните, почему закон не допускает проведения испытания.

Ответ:

Испытание при приеме на работу не устанавливается для:

  • лиц, поступающих на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном законом (уже доказал свой профессионализм);

  • беременных женщин (забота о материнстве);

  • лиц, не достигших возраста восемнадцати лет (защита прав несовершеннолетних);

  • лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности;

  • лиц, избранных (выбранных) на выборную должность на оплачиваемую работу;

  • лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями


4. Какова цель испытания работников? Какой срок испытания предусмотрен законом? Объясните, почему сроки испытания рядовых сотрудников и руководителей организаций различаются.

Ответ:

- Целью испытательного срока является проверка соответствия специалиста поручаемой ему деятельности непосредственно в рабочей обстановке.

- Срок испытания не может превышать трёх месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций – шести месяцев.

- Более ответственная работа у руководителей организаций.
5. Ирина Петровна была принята на работу с испытательным сроком в один месяц. Через несколько дней после начала работы она заболела и отсутствовала три недели. После возвращения на работу она была возмущена, узнав, что, несмотря на окончание месяца со дня приёма на работу, испытательный срок будет продолжаться ещё три недели. Правомерно ли возмущение Ирины Петровны? Подтвердите своё мнение положением закона.

Ответ:

- Возмущение Ирины Петровны не правомерно.

- В ст. 70 ТК РФ сказано: «В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе».
Текст №7.

Права человека – данные всем людям, согласно национальным и международным правовым нормам, равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и её полноценное участие в жизни общества. Права человека отражают минимальный набор жизненных благ в гражданско-политической и социально-экономической сферах.

Наиболее общепринятым является перечень прав, зафиксированный во Всеобщей декларации прав человека – главном правозащитном документе ООН. Из гражданско-политических прав (ст. 3 – 21 Декларации) наиболее актуальными в настоящее время считаются право на владение имуществом (ст. 17), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18), право на свободу убеждений и на их свободное выражение (ст. 19). Среди социально-экономических прав (ст. 22 – 27 Декларации) чаще всего обращают внимание на право на социальное обеспечение (ст. 22), а также на право на труд и свободный выбор работы при условии равной оплаты за равный труд, справедливого и удовлетворительного вознаграждения, обеспечивающего достойное человека существование, а также право создавать профессиональные союзы (ст. 23).

Наряду с зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека наиболее общим перечнем таких прав, есть и другие перечни, отражённые в конституционных документах каждого государства. Они перечисляют права, которыми, согласно национальному законодательству, обладают граждане конкретного государства, отражают национальную специфику и могут заметно отличаться от зафиксированных в Декларации. Например, в американском Билле о правах есть право на ношение оружия (вторая поправка к Конституции США), которого нет в большинстве стран мира.

Защита прав человека сталкивается в современном мире с большими проблемами. Главная проблема связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций. В современной западноевропейской культуре общество понимается как совокупность многих социальных групп со своими особыми убеждениями, которым они могут совершенно беспрепятственно следовать, если только это не наносит ущерба окружающим. В других же культурах идеалом считается не общество как «пучок» социальных групп, а общество как монолит, где все разделяют единую идеологию. Базовыми институтами этих цивилизаций являются не индивидуалистические, а коллективистские ценности. Поэтому требования предоставлять всем гражданам этих стран те же права, что и гражданам стран Западной Европы и Северной Америки, часто воспринимаются как вмешательство во внутренние дела.

(По материалам интернет-энциклопедии)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Ответ:

1. Права человека и их назначение.

2. Всеобщая декларация прав человека – главный правозащитный документ ООН.

3. Национальное законодательство по правам человека.

4. Проблема защиты прав человека – неоднозначность понимания прав человека в разных культурах..
2. Какие две группы прав человека названы в тексте? Объясните значимость одного любого права из каждой группы.

Ответ:

- гражданско – политические и социально – экономические права человека

- Гражданско – политические права: право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

- Социально – экономические права: право на социальное обеспечение. Предполагает гарантированное законом предоставление государством средств к жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощи семье в связи с рождением и воспитанием детей. Конституция РФ (ч. 2 ст. 39) устанавливает два массовых вида социального обеспечения: во-первых, пенсии, во-вторых, социальные пособия. Социальное обеспечение предполагает не только денежные выплаты, но и натуральные формы социального обеспечения (помещение в детские дома, интернаты, дома престарелых и др.). Кроме того, элементом социального обеспечения является система социальной защиты населения. Специализированные органы, реализующие функцию социальной защиты, существуют в системе органов местного самоуправления. Наряду с этими формами социального обеспечения Конституция РФ (ч. 3 ст. 39) обязывает государство поощрять добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15