Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Занятие Сущность брака и семьи. Исторический взгляд на семью и брак


Скачать 96.69 Kb.
НазваниеЗанятие Сущность брака и семьи. Исторический взгляд на семью и брак
Дата22.02.2016
Размер96.69 Kb.
ТипДокументы

Занятие 2.

Сущность брака и семьи.

Исторический взгляд на семью и брак.
Цель занятия: формирование позитивной мотивации к занятиям; расширение представлений об институте семьи и брака; развитие рефлексии собственного отношения к семье; формирование ценностей толерантной личности.
Оборудование: карточки с заданиями, ватман, фломастеры, скотч, ножницы.

Содержание занятия.
1. Приветствие.

2. Упражнение «Незаконченные предложения».

Каждый учащийся должен продолжить предложение. После того, как все напишут, окончания предложения все по-очереди читают вслух свои высказывания.

«Настоящий мужчина – это…»

«Все женщины обычно…»

«Семья – это…»

«Моя семья похожа…»

«В будущем я…»

3. Упражнение «Что такое семья?»

Разделить аудиторию на 3 подгруппы и дать задание следующего характера: ниже приведены определения семьи, которые можно встретить в научной и научно-популярной литературе. Выберите три определения, которые, на ваш взгляд, наиболее полно отражают содержание понятия «семья». Предложите свое определение семьи. Аргументируйте вашу позицию.

  • Семья – ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущим общее хозяйство (Н. Я. Соловьев).

  • Семья – группа, состоящая из взрослых людей обоего пола, двое из которых (супруги) живут под одной крышей и состоят в сексуальных отношениях, одобряемых обществом (В. Сатир).

  • Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью… (Советский Энциклопедический Словарь).

  • Семья – это кристалл общества (В. Гюго).

  • Семья, как целое, представляется чем-то наподобие колониального живого организма – существа, состоящего из различных жизненных форм, каждая из которых занята своим делом, но при этом все они образуют составной организм, сам по себе являющейся жизненной формой (С. Минухин, Ч. Фишман).

  • Семья – сложная система, представляющая собой среду необходимую для реализации личной жизни ее членов и их полноценного развития (В. Г. Гребень).

  • Семья – это неотъемлемая ячейка общества, важнейший источник социального и экономического развития общества. (Гребенников).

  • Семья – группа, в которой взаимодействие осуществляется «лицом к лицу», ее члены объединены эмоциональной близостью. Принадлежность к семье сама по себе является ценностью для ее членов и не преследует никаких других целей («Психология» под ред. Крылова).

  • Семья – самодостаточное сообщество людей, связанных гармоническими узами взаимоотношения и симпатии (А. Гуггенбюль).

  • Семья – первая неформальная группа, в которую входит человек, где проходит развитие, воспитание и жизнь личности и всего общества.

  • Семья – место, где можно восстановить свои душевные и физические силы, найти психологическую поддержку, почувствовать заботу о себе (Боброва, Симонова).

  • Семья – образ жизни, позволяющий оптимально удовлетворять базовые витальные и экзистенциальные потребности человека. (защита себя, общение и любовь).

  • Ваш вариант.

Семья – малая группа, все члены которой связаны общим бытом, отношением родства или браком и взаимной ответственностью.

Брак – социально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной,

устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.

4. Рассказ ведущего.

Сегодня, мы с вами узнаем, для чего же люди вступали в брак, зачем создавали семью и как менялись представления о семье в прошлом.

В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:

  1. групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе);

  2. полигиния – один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам)

  3. полиандрия – один женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);

  4. моногамия – один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов). Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая развод, или легко разводимая. Неполная семья (один родитель с детьми) встречались крайне редко.

Согласно обычаю заключения браков они делятся на эндогамные и экзогамные. При эндогамии выбирается только из той группы, к которой относится сам вступающий в брак. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера в чужой группе.

Одним из критериев типологии семьи выступает неравенство супругов. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Так называемый статусный брак предполагает преимущества выбора брачных партнеров для занимающих высшие ступеньки в социальной иерархии. Отсюда возникает понятие “неравный брак”. В кастовом, сословном и отчасти классовом обществах неравные браки запрещались в тех случаях, когда они угрожали стабильности социальной иерархии. По существу, это возвращение к принципу эндогамного брака, разрешающего заключать союзы только в пределах своей группы – рода, племени, сословия, касты.

Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака возник на заре истории одновременно и внутри группового брака, когда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы обменивались “подарками”, которым могла служить женщина. Родственники женщины “дарили” родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались вторые первым. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной.

Практика покупного брака повлекла за собой оживление таких обычаев, как похищение невест, нередко чисто символическое, на белом скакуне, с гиканьем и свистом.

Особой разновидностью платного брака считается священный брак. Так, индейцы Перу выдавали 14-летнюю девушку замуж за камень, по форме напоминающий человека и почитавшийся в качестве бога. В брачной церемонии, длившейся три дня, принимало участие все племя. Девушка должна была хранить свою девственность и приносить богу-мужу жертвы от имени соплеменников, которые оказывали ей величайшее почтение.

Священный брак являлся столь распространенным, что его сюжет вошел в народные сказки практически всех народов Земли. Это разнообразные сказки о том, как некий город или поселение находилось во власти многоголового змея или дракона, и его жители вынуждены были отдавать ему в жены молодых девушек, пока не появлялся герой, не освобождал девицу и город. Цель священного бракосочетания – откупиться от богов (добрых и злых), вызвать плодородие виноградных лоз, призвать на землю дождь, получить помощь в охоте или спасти племя от какой-либо беды.

В отличие от древних форм покупного брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись в форме неравного дарообмена. Господствующий пол, т. е. мужчина, преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от нее, - соответственно своему привилегированному положению, размеру богатства и политической власти. Неравенство, собственно говоря, и делает покупной брак в точном смысле покупным. Брак превращается в объект купли – продажи. Утверждение частной собственности превратило брак в коммерческую сделку. Размеры прав мужа на обладание женой делаются прямо пропорциональными величине выкупа, уплаченного за нее. У нубийских арабов число дней в неделе, в течение которых жена сохраняла верность мужу, зависела от числа голов скота, уплаченного за нее.

С тех пор можно говорить о новой форме покупного брака – выкупном браке. Церемония бракосочетания намного усложнилась, она стала формализованной. Устной договоренности молодых людей или их родителей было уже недостаточно. В формализованном браке требовались свидетели, а церемония бракосочетания проходила публично.

Сначала в эпоху племенных объединений во главе с вождем, а затем в период раннеклассовых государств принципы неравного дарообмена, на которых базировался выкупной брак, приобретали институциональную окраску. Структуры власти (вождь, клан, отец) осуществляли действия, составляющие процедуру бракосочетания: 1. принятие решения о необходимости либо желательности вступления в брак, 2. выбор брачного партнера, заключение брачного контракта, исполнение брачного обряда и ритуальной трапезы.

Покупной брак перестал быть делом только брачующихся, превратившись в часть родоплеменных мероприятий. На мусульманском Востоке возникла новая форма покупного брака – калымный брак. Калым – выкуп за невесту, первоначально выплачивался роду, а позднее – родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Махр – брачный подарок жениха, который принадлежит только невесте. В отличие от него калым делится на две части: большая часть остается у родителей как их собственность, а меньшая передается невесте как “плата за девственность”. Стороне жениха вручался особый список, в котором сторона невесты указывает, что именно и в каком количестве она хотела бы получить в качестве калыма.

Размер калыма – величина непостоянная. Так, например, чем выше образование невесты, тем ниже калым. Это объясняется тем, что мужчина покупает не только красоту, нежность, добронравие или ученость, но его интересует возраст и работоспособность будущей невесты.

Согласно традиции, калым считается знаком уважения к невесте и ее родне. Но он воспринимается и как составная часть рыночной экономики и таким образом формирует новое явление – брачный рынок. Закономерности брачного рынка таковы: цены на самом маленьком рынке (внутриплеменном) – самые высокие, а цены на самом большом (конфессиональном) – самые низкие; чем выше степень эндогамии (запрещение инонациональных браков), тем больше размер калыма.

Одним из предшественников брачного рынка надо считать существовавший в древнем Вавилоне обычай, именуемый на современном языке брачным аукционом. В отличие от калыма здесь имело место перераспределение денег, полученных за красавиц, в пользу девиц, обделенных привлекательностью. Таким образам все они оказывались замужними.

Брак по расчету зародился еще на заре человечества, когда люди заключали браки, чтобы обеспечить союзы между племенами или с другими полезными целями. В дальнейшем правители древних стран отдавали своих дочерей и родственниц в жены правителям других стран, чтобы получить, политические или дипломатические выгоды, укрепить межгосударственный союз, повысить свой статус и т. д. Со временем мотивы брака менялись, но его сущность оставалась прежней. В нем отсутствовала эмоциональная составляющая, чувство взаимной любви. Брак по расчету – противоположность браку по любви.

В дореволюционной России высокий уровень брачности среди основной части населения, крестьянства во многом объяснялся экономическим образом. Крестьянский парень до женитьбы в деревне всерьез не воспринимался; он не имел голоса в семье, на крестьянском сходе; деревню ему не разрешали покинуть даже на короткий срок. Только после свадьбы он становился полноправным членом семьи и “мира” – сельской общины, обладателем прав и обязанностей полноценного члена крестьянской общества. Аналогичным было положение незамужних крестьянских девушек. Таким образом, невозможность холостой жизни земледельца объясняется материальной необходимостью. Экономическая и морально-этическая необходимость заставляла крестьян жениться при первой же возможности, делая безбрачие практически невозможным. Именно это заставило многих исследователей крестьянской жизни сделать вывод, что такой брак – хозяйственная сделка, а не взаимная склонность.

5. Работа по группам.

Задание для 1 группы.

Заполните таблицу «Система ценностей различных поколений», попробуйте проанализировать, каким образом социально-политические, экономические, культурные условия в стране влияют на систему семейных ценностей. Приведите примеры.

Таблица

Система ценностей различных поколений

Ценности моих родителей

Мои ценности







Задание для 2 группы.

Заполните таблицу «Распределение обязанностей в семье в традиционном и современном обществе», попробуйте проанализировать, каким образом социально-политические, экономические, культурные условия в стране влияют на структуру семейных прав и обязанностей. Приведите примеры.

Таблица

Распределение обязанностей в семье в традиционном

и современном обществе


Примерные обязанности

жена

муж

вместе

Мытьё посуды










Домашний ремонт










Уборка










Ремонт одежды










Покупка продуктов










Приготовление еды










Заработок










Принятие решений о крупных покупках










Воспитание детей










Уход за больным ребёнком










Планирование и организация отпуска










Ведение домашней бухгалтерии











Задание для 3 группы:

Заполните таблицу «Образ идеального супруга / супруги», попробуйте проанализировать, каким образом социально-политические, экономические, культурные условия в стране влияют на представления об идеальном партнере. Приведите примеры.

Таблица

Образ идеального супруга / супруги

Средневековье

Середина 20 века

Наше время











Примерный список качеств: женственность; эмоциональность; впечатлительность; слабость; таинственность; болтливость; аккуратность; интуитивность; хозяйственность; пугливость; мягкость; чувственность; жалостливость; суетливость; ответственность; кокетство; легкомыслие, мужественность; сила; ответственность; решительность; смелость; логичность; устремленность в будущее; агрессивность; активность; чувство ответственности; хозяин в доме; любовь к женщинам, злость, обидчивость, общительность, скупость щедрость, скромность, активность, хитрость, доброта, смелость, юмор, честность и др.

6. Обратная связь. Шеринг. Подведение итогов.

Что ж, наш урок подходит к концу, и мы предлагаем вам подвести небольшой итог сегодняшнего занятия.

Семья – это…? Что вы узнали на уроке? Как менялись представления людей о семье? Какие представления о семье существуют сейчас?