Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Занятие Сущность брака и семьи. Исторический взгляд на семью и брак |
 Скачать 96.69 Kb. |
Занятие 2.
Сущность брака и семьи.
Исторический взгляд на семью и брак. Цель занятия: формирование позитивной мотивации к занятиям; расширение представлений об институте семьи и брака; развитие рефлексии собственного отношения к семье; формирование ценностей толерантной личности. Оборудование: карточки с заданиями, ватман, фломастеры, скотч, ножницы.
Содержание занятия. 1. Приветствие.
2. Упражнение «Незаконченные предложения».
Каждый учащийся должен продолжить предложение. После того, как все напишут, окончания предложения все по-очереди читают вслух свои высказывания.
«Настоящий мужчина – это…»
«Все женщины обычно…»
«Семья – это…»
«Моя семья похожа…»
«В будущем я…»
3. Упражнение «Что такое семья?»
Разделить аудиторию на 3 подгруппы и дать задание следующего характера: ниже приведены определения семьи, которые можно встретить в научной и научно-популярной литературе. Выберите три определения, которые, на ваш взгляд, наиболее полно отражают содержание понятия «семья». Предложите свое определение семьи. Аргументируйте вашу позицию.
Семья – ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущим общее хозяйство (Н. Я. Соловьев).
Семья – группа, состоящая из взрослых людей обоего пола, двое из которых (супруги) живут под одной крышей и состоят в сексуальных отношениях, одобряемых обществом (В. Сатир).
Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью… (Советский Энциклопедический Словарь).
Семья – это кристалл общества (В. Гюго).
Семья, как целое, представляется чем-то наподобие колониального живого организма – существа, состоящего из различных жизненных форм, каждая из которых занята своим делом, но при этом все они образуют составной организм, сам по себе являющейся жизненной формой (С. Минухин, Ч. Фишман).
Семья – сложная система, представляющая собой среду необходимую для реализации личной жизни ее членов и их полноценного развития (В. Г. Гребень).
Семья – это неотъемлемая ячейка общества, важнейший источник социального и экономического развития общества. (Гребенников).
Семья – группа, в которой взаимодействие осуществляется «лицом к лицу», ее члены объединены эмоциональной близостью. Принадлежность к семье сама по себе является ценностью для ее членов и не преследует никаких других целей («Психология» под ред. Крылова).
Семья – самодостаточное сообщество людей, связанных гармоническими узами взаимоотношения и симпатии (А. Гуггенбюль).
Семья – первая неформальная группа, в которую входит человек, где проходит развитие, воспитание и жизнь личности и всего общества.
Семья – место, где можно восстановить свои душевные и физические силы, найти психологическую поддержку, почувствовать заботу о себе (Боброва, Симонова).
Семья – образ жизни, позволяющий оптимально удовлетворять базовые витальные и экзистенциальные потребности человека. (защита себя, общение и любовь).
Ваш вариант.
Семья – малая группа, все члены которой связаны общим бытом, отношением родства или браком и взаимной ответственностью.
Брак – социально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной,
устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.
4. Рассказ ведущего.
Сегодня, мы с вами узнаем, для чего же люди вступали в брак, зачем создавали семью и как менялись представления о семье в прошлом.
В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:
групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе);
полигиния – один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам)
полиандрия – один женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);
моногамия – один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов). Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая развод, или легко разводимая. Неполная семья (один родитель с детьми) встречались крайне редко.
Согласно обычаю заключения браков они делятся на эндогамные и экзогамные. При эндогамии выбирается только из той группы, к которой относится сам вступающий в брак. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера в чужой группе.
Одним из критериев типологии семьи выступает неравенство супругов. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Так называемый статусный брак предполагает преимущества выбора брачных партнеров для занимающих высшие ступеньки в социальной иерархии. Отсюда возникает понятие “неравный брак”. В кастовом, сословном и отчасти классовом обществах неравные браки запрещались в тех случаях, когда они угрожали стабильности социальной иерархии. По существу, это возвращение к принципу эндогамного брака, разрешающего заключать союзы только в пределах своей группы – рода, племени, сословия, касты.
Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака возник на заре истории одновременно и внутри группового брака, когда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы обменивались “подарками”, которым могла служить женщина. Родственники женщины “дарили” родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались вторые первым. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной.
Практика покупного брака повлекла за собой оживление таких обычаев, как похищение невест, нередко чисто символическое, на белом скакуне, с гиканьем и свистом.
Особой разновидностью платного брака считается священный брак. Так, индейцы Перу выдавали 14-летнюю девушку замуж за камень, по форме напоминающий человека и почитавшийся в качестве бога. В брачной церемонии, длившейся три дня, принимало участие все племя. Девушка должна была хранить свою девственность и приносить богу-мужу жертвы от имени соплеменников, которые оказывали ей величайшее почтение.
Священный брак являлся столь распространенным, что его сюжет вошел в народные сказки практически всех народов Земли. Это разнообразные сказки о том, как некий город или поселение находилось во власти многоголового змея или дракона, и его жители вынуждены были отдавать ему в жены молодых девушек, пока не появлялся герой, не освобождал девицу и город. Цель священного бракосочетания – откупиться от богов (добрых и злых), вызвать плодородие виноградных лоз, призвать на землю дождь, получить помощь в охоте или спасти племя от какой-либо беды.
В отличие от древних форм покупного брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись в форме неравного дарообмена. Господствующий пол, т. е. мужчина, преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от нее, - соответственно своему привилегированному положению, размеру богатства и политической власти. Неравенство, собственно говоря, и делает покупной брак в точном смысле покупным. Брак превращается в объект купли – продажи. Утверждение частной собственности превратило брак в коммерческую сделку. Размеры прав мужа на обладание женой делаются прямо пропорциональными величине выкупа, уплаченного за нее. У нубийских арабов число дней в неделе, в течение которых жена сохраняла верность мужу, зависела от числа голов скота, уплаченного за нее.
С тех пор можно говорить о новой форме покупного брака – выкупном браке. Церемония бракосочетания намного усложнилась, она стала формализованной. Устной договоренности молодых людей или их родителей было уже недостаточно. В формализованном браке требовались свидетели, а церемония бракосочетания проходила публично.
Сначала в эпоху племенных объединений во главе с вождем, а затем в период раннеклассовых государств принципы неравного дарообмена, на которых базировался выкупной брак, приобретали институциональную окраску. Структуры власти (вождь, клан, отец) осуществляли действия, составляющие процедуру бракосочетания: 1. принятие решения о необходимости либо желательности вступления в брак, 2. выбор брачного партнера, заключение брачного контракта, исполнение брачного обряда и ритуальной трапезы.
Покупной брак перестал быть делом только брачующихся, превратившись в часть родоплеменных мероприятий. На мусульманском Востоке возникла новая форма покупного брака – калымный брак. Калым – выкуп за невесту, первоначально выплачивался роду, а позднее – родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Махр – брачный подарок жениха, который принадлежит только невесте. В отличие от него калым делится на две части: большая часть остается у родителей как их собственность, а меньшая передается невесте как “плата за девственность”. Стороне жениха вручался особый список, в котором сторона невесты указывает, что именно и в каком количестве она хотела бы получить в качестве калыма.
Размер калыма – величина непостоянная. Так, например, чем выше образование невесты, тем ниже калым. Это объясняется тем, что мужчина покупает не только красоту, нежность, добронравие или ученость, но его интересует возраст и работоспособность будущей невесты.
Согласно традиции, калым считается знаком уважения к невесте и ее родне. Но он воспринимается и как составная часть рыночной экономики и таким образом формирует новое явление – брачный рынок. Закономерности брачного рынка таковы: цены на самом маленьком рынке (внутриплеменном) – самые высокие, а цены на самом большом (конфессиональном) – самые низкие; чем выше степень эндогамии (запрещение инонациональных браков), тем больше размер калыма.
Одним из предшественников брачного рынка надо считать существовавший в древнем Вавилоне обычай, именуемый на современном языке брачным аукционом. В отличие от калыма здесь имело место перераспределение денег, полученных за красавиц, в пользу девиц, обделенных привлекательностью. Таким образам все они оказывались замужними.
Брак по расчету зародился еще на заре человечества, когда люди заключали браки, чтобы обеспечить союзы между племенами или с другими полезными целями. В дальнейшем правители древних стран отдавали своих дочерей и родственниц в жены правителям других стран, чтобы получить, политические или дипломатические выгоды, укрепить межгосударственный союз, повысить свой статус и т. д. Со временем мотивы брака менялись, но его сущность оставалась прежней. В нем отсутствовала эмоциональная составляющая, чувство взаимной любви. Брак по расчету – противоположность браку по любви.
В дореволюционной России высокий уровень брачности среди основной части населения, крестьянства во многом объяснялся экономическим образом. Крестьянский парень до женитьбы в деревне всерьез не воспринимался; он не имел голоса в семье, на крестьянском сходе; деревню ему не разрешали покинуть даже на короткий срок. Только после свадьбы он становился полноправным членом семьи и “мира” – сельской общины, обладателем прав и обязанностей полноценного члена крестьянской общества. Аналогичным было положение незамужних крестьянских девушек. Таким образом, невозможность холостой жизни земледельца объясняется материальной необходимостью. Экономическая и морально-этическая необходимость заставляла крестьян жениться при первой же возможности, делая безбрачие практически невозможным. Именно это заставило многих исследователей крестьянской жизни сделать вывод, что такой брак – хозяйственная сделка, а не взаимная склонность.
5. Работа по группам.
Задание для 1 группы.
Заполните таблицу «Система ценностей различных поколений», попробуйте проанализировать, каким образом социально-политические, экономические, культурные условия в стране влияют на систему семейных ценностей. Приведите примеры.
Таблица
Система ценностей различных поколений
Ценности моих родителей
| Мои ценности
|
|
|
Задание для 2 группы.
Заполните таблицу «Распределение обязанностей в семье в традиционном и современном обществе», попробуйте проанализировать, каким образом социально-политические, экономические, культурные условия в стране влияют на структуру семейных прав и обязанностей. Приведите примеры.
Таблица
Распределение обязанностей в семье в традиционном
и современном обществе
Примерные обязанности
| жена
| муж
| вместе
| Мытьё посуды
|
|
|
| Домашний ремонт
|
|
|
| Уборка
|
|
|
| Ремонт одежды
|
|
|
| Покупка продуктов
|
|
|
| Приготовление еды
|
|
|
| Заработок
|
|
|
| Принятие решений о крупных покупках
|
|
|
| Воспитание детей
|
|
|
| Уход за больным ребёнком
|
|
|
| Планирование и организация отпуска
|
|
|
| Ведение домашней бухгалтерии
|
|
|
|
Задание для 3 группы:
Заполните таблицу «Образ идеального супруга / супруги», попробуйте проанализировать, каким образом социально-политические, экономические, культурные условия в стране влияют на представления об идеальном партнере. Приведите примеры.
Таблица
Образ идеального супруга / супруги
Средневековье
| Середина 20 века
| Наше время
|
|
|
|
Примерный список качеств: женственность; эмоциональность; впечатлительность; слабость; таинственность; болтливость; аккуратность; интуитивность; хозяйственность; пугливость; мягкость; чувственность; жалостливость; суетливость; ответственность; кокетство; легкомыслие, мужественность; сила; ответственность; решительность; смелость; логичность; устремленность в будущее; агрессивность; активность; чувство ответственности; хозяин в доме; любовь к женщинам, злость, обидчивость, общительность, скупость щедрость, скромность, активность, хитрость, доброта, смелость, юмор, честность и др.
6. Обратная связь. Шеринг. Подведение итогов.
Что ж, наш урок подходит к концу, и мы предлагаем вам подвести небольшой итог сегодняшнего занятия.
Семья – это…? Что вы узнали на уроке? Как менялись представления людей о семье? Какие представления о семье существуют сейчас? |
|
|