Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Сценарий классного часа «Казачьему роду нет переводу» |
 Скачать 67.59 Kb. |
Слайд 1.
Сценарий классного часа
«Казачьему роду нет переводу» Слайд 2 - 3. Звучит песня о Кубани: «Ты, Кубань, ты наша Родина» Вводное слово учителя: Бывают края, что недвижны веками,
Зарывшись во мглу и мох.
Но есть и такие, где каждый камень
Гудит голосами эпох!
Кубань по праву можно назвать горной дорогой истории, обетованным краем и великим перекрёстком, где сходились пути многих племён и народов.
Это отложило отпечатки на современный период истории нашего края. Зная прошлое, мы создаём свою сопричастность с историей.
Краеведение неотъемлемая часть общей культуры человека. Чтобы не быть «Иванами, не помнящими родства», чтобы сохранить добрые обычаи, весёлые праздники, чтобы лучше использовать природу, чтобы и через 300лет пели птицы, цвели цветы, текли реки, чтобы с бабушками петь старинные песни – нужно знать свой край.
Вы будете изучать наш край по географии и истории, литературе, биологии. И будете узнавать всё больше и больше…
А сегодня я приглашаю вас в путешествие! 1 ученик: Горных рек перекаты,
Пламя алых закатов,
Серебро полей
На Кубани моей
2 ученик: Заиграли зарницы,
В небе синие птицы,
Караван журавлей
Над Кубанью моей
3 ученик: Море спелого хлеба,
Бирюзового неба,
Шум степных кораблей
На Кубани моей
4 ученик: Эту песню свою
Об отчизне пою,
О раздолье полей,
О Кубани моей. Помощник ведущего:
Когда казаки высадились на территории нашего края, их встретила бескрайная степь, да высокие горы. Ни каких тебе дорог, жилищ, городов.
Вот этим казакам и предстояло поставить крепости, распахать поля – освоить этот край. И для того чтобы справиться с этой задачей они должны были обладать недюжинной силой, смекалкой, иметь знания о природе. А как у вас с этим?!
Слово «курень» имеет несколько значений. Одно из них – единица войска. Так вот здесь мы видим 4 куреня, которые и будут осваивать наш край. Курень жил самостоятельно, независимо от условий. Сами лечились, питались, ткали, шили, веселились.
И так в путь. Слайд 4. Звучит песня: «Ой, да вспомним, братцы, мы кубанцы» Слайд 5. I. Конкурс «Кухня казака» Учитель: Перед дорогой надо как следует подкрепиться.
Условие: за 3 минуты составить меню из растений, которые широко представлены на Кубани. В растениях можно использовать листья, стебли, корни, семена, ягоды, цветы.
Капитаны команд выбирают карточки.
4 карточки:
1
| 2
| 3
| 4
| крапива
| одуванчик
| каштан
| папоротник
| ревень
| тополь
| рогоз
| цикорий
|
Предполагаемые ответы:
1
| 2
| 3
| 4
| суп (борщ),
биточки,
салат
| салат,
компот
| жарить или варить, мука (лепёшки),
суп
| стебли варить,
корни жарить, головки мариновать
| стебли отварить, как овощи,
варенье
| мука (лепёшки)
| стебли молоть, варить, корни (очистить от кожуры, натереть, и есть или варить, можно получить сахар), жёлтая цветочная пыльца – пропирать хлеб и пропарить!
| кофе
|
Слайд 6. II. Конкурс «Зелёная аптека». Учитель: После боя (или такого обеда) нам понадобиться «Зелёная аптека».
Условие: Отгадать какое лекарственное растение показано на открытке. Нужно назвать, как оно применяется (от чего) и как готовить. Что-нибудь об этом растении рассказать. Капитаны команд выбирают карточки.
Предполагаемые ответы:
1
| 2
| 3
| 4
| Ромашка
| Шалфей
| Мята перечная
| Чабрец
| Противовоспалительное,
спазмолитическое,
противоаллергическое,
потогонное
| Полоскание полости рта, наружно при ранах, ожогах, обморожении
| спазмолитическое,
желчегонное,
при тошноте
| Болеутоляющее, отхаркивающее,
Наружно при кожных заболеваниях
|
Слайд 7. III. Конкурс «Кубанские праздники». Учитель: А теперь проверим, знаете ли вы кубанские праздники, которые очень любили в старину, да и сейчас справляют. Команда должна отгадать о каком празднике идёт речь в тексте. 1) Зимний вечер. На улицах страницы темно. Детей начинают собирать к их крёстным родителям. Мать поставить в узелок тарелку с кашей, украсив её сухофруктами и карамельками, по краям положит пирожков. Всю «вечерю» увяжет в чистый белый платок.
Во время праздничного застолья раздаётся стук в окошко. В тусклом вечернем свете можно рассмотреть пять или шесть маленьких фигур.
«Заходите в хату», приглашает хозяйка. Мальчик 5-7 лет смущённо проталкиваются в дверь.
Я маленький холопчик,
Влез на столбчик,
Христа забавляю
А хозяина с хозяйкой
С праздником поздравляю!
Ответ: Это ночь под Рождество 2) В домах готовили много вареников с творогом, пекли горы блинов и оладий. Рано утром в хаты холостяков или засидевшихся невест заходили замужние женщины и с нравоучением привязывали молодым « колодки » - сучок, украшенный цветком. « Колодка » говорила об обузе для всей общины. Парни должны были откупиться щедрым угощением. Обычай этот, способствовал заключению браков, и к началу полевых работ молодых семей заметно прибавлялось.
Последний день этого праздника в народе называли Прощеный день. В этот день принято приходить в гости к родителям, родственникам, соседям и просить прощения за все обиды, причиненные в прошлом году.
Ответ: Масленица 3) Этот праздник всеобщего богослужения, после которого люди шли на кладбище помянуть умерших родственников. Здесь же обедали и возвращались домой, одаривали нищих, которые считались людьми угодными богу. На каждом краю станицы устраивали качели, на них парни катали девушек. А на центральной площади располагалась круговая карусель « коника » - любимое развлечение ребятишек. Расплачивались за карусели крашеными яйцами. Девушки водили хоровод и пели песни.
Ответ: Пасха 4) Готовились к празднику заранее, по полям собирали душистые травы: чабрец, мяту, мобисток, рубили, ветки клёна, ясени. Полы домов устилали травами, а на воротах, у порога ставили зелёные ветки. Считалось. Что зелёная растительность должна предохранить подворье от злых духов. Кроме того, обычай посыпать пол травами имел и рациональный смысл, так в доме выводились вредные насекомые.
Гулянья проходили в лесу (на природе) до позднего вечера, но с одним условием: на них запрещалось употреблять спиртные напитки. Чаще всего пили «узвар» - компот из сухофруктов.
Ответ: Троица Слайд 8. IV. Конкурс атаманов. Учитель: Пришло время проверить наших атаманов на сообразительность
Условие: придумать как можно больше слов от слова «Казачество». Слайд 9. V. Конкурс инсценированной кубанской песни. Учитель: Казаки умели и любили отдыхать. Я предлагаю конкурс инсценированной кубанской песни.
Курени показывают домашнее задание.
Примеры песен для инсценировки, которые знакомы учащимся:
« По Дону гуляет »
« Ой, цветёт калина »
« Как хотела меня мать »
« Зелёный дубочек »
Слайд 10. VI Конкурс «Легенды и сказки». Учитель: Раньше не было телевизоров, и казаки развлекали себя сами. На привале, около костра неспешно лилась простая речь, прерываемая взрывами смеха или многозначительным цоканьем. А какие легенды, сказки, байки знаете вы? Можно самим придумать рассказ о жизни казаков.
Примеры легенд, которые знакомы учащимся:
« Клад Суворова »
« Лаго – Наки »
« Хитрый казак »
« Курень »
Примеры игр:
Игры тренируют память, развивают кругозор. Если останется время или между конкурсами можно провести следующие игры:
1)Я знаю пять названий: - городов
- рек
- животных
- станиц
- рыб 2) Кто больше назовёт: - улиц нашего города
- одежды казаков
- праздников
- домашней утвари 3) « Раз, два, три…» улицы назови:
лекарственные растения
птиц
имена атаманов Слайд 11. Заключительное слово учителя
Знакомство ребят и гостей с оформлением праздника.
Подведение итогов. Кубань – мой край
Журчит родник по горным склонам
Блестит водою ключевой
Кубань – река берёт начало,
Орошая всё своёй водой.
И я над берегом стою.
Ветер шумит пронзительно
В кубанском я опять краю
Где славно всё и удивительно. |
|
|