Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Г. Таганрог, 2011г взаимодействие учителя – логопеда и воспитателя при подготовке детей с речевыми нарушениями (с ффнр) к обучению в школе
|
 Скачать 55.49 Kb. |
Е.М. Бякова ,воспитатель
МДОУ д/с 102
г. Таганрог, 2011г
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (с ФФНР) К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально-волевой, речевой.
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Особыми критериями готовности к школьному обучению являются следующее показатели:
Сформированность звуковой стороны речи.
Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы родного языка.
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
Умение пользоваться разными способами словообразования.
Сформированность грамматического строя.
Наличие у первоклассников даже небольших отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б.Филичева, М.Ф.Фомичева, Г.В.Чиркина, С.Н. Шаховская и др.), коррекционная работа эффективна только при условии закрепления умений, полученных детьми на логопедических занятиях всеми участниками коррекционного процесса: воспитателями, педагогом-психологом, специалистами ДОУ.
По-прежнему ощущается недостаточная практическая разработанность исследований в области организационно-методических аспектов комплексного подхода к устранению у дошкольников речевых нарушений. Особенно актуальны вопросы поиска путей повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы с детьми ФФНР. Одним из таких путей может быть система комплексной работы педагогов дошкольных учреждений в тесной преемственности с программой и планированием работы учителя-логопеда.
Таким образом, цель нашего исследования – создание системы совместной работы учителя-логопеда и воспитателя, необходимой для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми ФФНР при подготовке дошкольников к обучению в школе.
Сделав теоретический анализ литературы по проблеме исследования, проведя беседы с педагогами ДОУ, изучив результаты деятельности педагогов по подготовке детей с ФФНР к обучению в школе, мы предлагаем следующую схемы взаимодействия специалистов (см. приложение).
Исследование речевой готовности детей к школьному обучению проводилось по методике Е.Ф. Архиповой на базе неспециализированного детского сада №102 г. Таганрога. В процессе исследования изучалась совместная работа воспитателя и учителя-логопеда по подготовке детей к обучению в школе. А также обследованы дети подготовительной группы с ФФНР в количестве 10 человек для выявления уровня речевой готовности к обучению в школе, используя методику Е.Ф. Архиповой.
Как показало данное исследование, что при совместном взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя уровень речевого развития детей готовности к обучению в школе повысился по сравнению с уровнем речевого развития детей на начало учебного года: у 80% детей хорошо развит фонематический слух (могут дифференцировать слоги и фонемы, различают слова, близкие по звуковому составу, имеют элементарные навыки звукового анализа), умеют пользоваться разными способами словообразования, имеют хороший уровень связной речи. У 20% детей средний уровень речевого развития: допускают незначительные ошибки в дифференциации слогов, затрудняются в определении последних гласных в слове. К концу учебного года не осталось детей с низким уровнем фонематического восприятия.
Поэтому очень важно выявить (даже самые незначительные) отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте. К началу школьного обучения у дошкольника должны быть сформированы: правильность произношения звуков, навыки элементарного звукового анализа и синтеза, достаточный уровень словарного запаса, сформированность грамматического строя речи и владеть достаточным уровнем связной речи.
Таким образом, своевременное выявление детей с ФФНР и проведение с ними коррекционной работы в условиях сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя способствует преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.
Приложение
Схема№1
Описание взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя поэтапно над лексико-грамматической темой «Насекомые»
Таблица №1
Работа над темой «Насекомые»
| Логопед
| Воспитатель
| I. Знакомство с понятиями, с названиями предметов, действий, признаков.
Экскурсии, практическая деятельность.
| Знакомство с понятием «Насекомые», словарь предметов: бабочка, стрекоза, брюшко, хобот, голова. Словарь действий: летать, порхать, поедать, ползать. Словарь признаков: красивые, нарядные, прозрачные, полезные, опасные.
| Обогащение словаря названиями насекомых.
Наблюдения за насекомыми.
| II. Подробное рассматривание предметов, выделение их основных частей, признаков, действий, упражнения для словоизменения, словообразования, описание предметов, сравнения, беседы.
| Подробное рассматривание насекомых, выделение их основных частей, признаков, действий, сравнение бабочки и муравья. Знакомство с повадками насекомых.
Д/Игра: «Подбери действие», «Назови ласково», «Образуй признаки».
| Рассматривание картинок – иллюстраций по теме «Насекомые».
Д/и «Летает - не летает», беседа «Бабочки и муравьи».
Игра «Посчитай насекомых с признаками от 1 до 10.
| III. Работа над предложением, закрепление отдельных моделей словоизменения.
| Д/и «Закончи предложение». Упражнять в образовании существительного от глагола: ходить - ходьба, бегать - бег. Преобразование предложений по сложенным картинкам.
| Упражнять в составлении предложений. Опиши бабочку по плану (название, строение, окраска, как передвигается, где живет, какие звуки издает).
| IV. Работа над связной речью: пересказ, составление рассказов, заучивание стихов, поговорок, текстов по теме.
| Составление короткого рассказа о насекомом. Пересказ короткого рассказа «Бабочка».
| Заучивание стихотворения «Мотылек». Чтение сказки В. Бианки «Приключение Муравьишки». Чтение энциклопедии о насекомых. Составление рассказов из личного опыта про насекомых.
| |
|
|