Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Г. Будённовск гимназия №9



Скачать 0.64 Mb.
НазваниеГ. Будённовск гимназия №9
страница2/3
Дата19.02.2016
Размер0.64 Mb.
ТипКонспект
1   2   3

7 ШАГ


Найди в задаче пары чисел, связанных между собой по смыслу.

Подумай, что можно узнать по этим данным.

Составь из них выражения с пояснениями.




Работая с заданием 7-го шага, выписываем числа с информациями, связанные между собой по смыслу; их информация подписывается сокращённо под ними.

( запись на доске и в тетрадях)

45 кг + 4 кг = 49 (кг ) – отправил петрушки.

ук. п. п.

45 кг + 19 кг = 64 ( кг ) – отправил укропа и сельдерея.

ук. с. ук. + с.

45 кг + 49 кг = 94 ( кг ) – отправил укропа и петрушки.

ук. п. ук. + п.

19 кг + 49 кг = 68 ( кг ) – отправил сельдерея и петрушки.

с. п. с. + п.

45 кг +49 кг + 19 кг = 113 ( кг ) – отправил всего овощей.

ук. п. с. ук. + п. + с.

45 кг 19 кг = 26 кг – на столько больше укропа , чем сельдерея;

ук. с. ук. на столько меньше сельдерея, чем укропа.

с.

49 кг 45 кг = 4 кг – на столько больше петрушки, чем укропа;

п. ук. ук. на столько меньше укропа, чем петрушки.

п.

  • В третьем классе ученикам была предложена такая задача:

« В ларёк привезли 10 ящиков яблок, по 9 кг в каждом, и 8 одинаковых ящиков слив. Всего привезли 170 кг этих фруктов. Найди массу ящика слив».

Задача в три действия, поэтому проводить разбор от вопроса задачи трудно, так как нужно удерживать в памяти достаточно длинную цепь рассуждений. Расположение данных в тексте задачи таково, что их нельзя использовать подряд, последовательно переходя от одного к другому, поэтому разбор от данных к вопросу также может быть затруднён. Обратимся к нашей памятке: читаем текст задачи 3 раза, задаём вопросы к тексту, подчёркиваем главные слова простым карандашом в тексте, составляем схему:
Яб. 9кг 10 ящ.

?кг 170 кг

Сл. 8 ящ.


Далее мы продолжаем « шагать» по памятке:
7 шаг , 8 шаг , 9 шаг , 10 шаг , 11 шаг

( записи делаем в черновиках )

  • Выписываем информацию каждого числа:

10 ящ. 9 кг 8 ящ. 170 кг

ябл. в 1 ящ. сл. фруктов

ябл.

Выяснив значение каждого числа в задаче, ученик рассуждает примерно так:

  • « Числа 10 и 9 связаны, так как по ним можем узнать массу всех яблок. Для этого надо 9 умножить на 10».

Запись: 9 кг 10 ящ. = 90 кг - масса всех яблок.

в 1 ящ. ябл. ябл.

ябл.

  • «Числа 10 и 9 связаны, так как по ним можем узнать количество всех ящиков с фруктами».

Запись: 10 ящ. + 8 ящ. = 18 ящ. - всего ящиков яблок и слив.

ябл. сл. всего

  • « Числа 9 и 8 не связаны, так как по ним в ничего узнать нельзя».

9 кг 8 ящ. = ?

в 1 ящ. сл.

  • « С числом 170 числа 10, 9, 8 также не связаны, так как из пар 170 и 10, 170 и 9, 170 и 8 в задаче ничего узнать нельзя».

Запись: 170 кг 10 ящ. = ?

фрукт. ябл.

170 кг 8 ящ. = ?

фрукт. слив




  • « Выражение 9 • 10 ( масса всех яблок) связано с числом 170, так как можем узнать массу всех слив».

Запись: 170 кг 9кг • 10ящ. = 80 кг - масса всех слив.

фрукт. в 1 ящ. ябл. слив

ябл.

  • « Выражение 10 + 8 ( количество всех ящиков фруктов ) с числом 170 связать нельзя, так как масса ящика слив и масса ящика яблок в задаче разные, значит, выражение 10 + 8 для решения не нужно».

  • « С количеством ящиков слив (8) можно связать массу всех слив: (170─9•10 ), так как по этому выражению и числу 8 можем найти массу одного ящика слив действием деления».

Так как по ходу рассуждения полученные выражения последовательно записываются, то можно составить и последнее:

Запись: ( 170 кг9кг 10 ящ. ) : 8 ящ. = 10 кг - масса 1 ящика

фрукт. в 1 ящ. ябл. слив слив

ябл.

Появление в ходе поиска решения лишних действий – недостаток кажущийся, так как процесс поиска в том и состоит, что, перебирая возможные связи между объектами задачи, отбираются только те, которые приводят к нахождению искомого. Для решения они записывают их в рабочую тетрадь,

выполняя задания следующих пунктов памятки.

Далее ученики выполняют задание 8 шага : отбирают те выражения, которые нужны. Такое тщательное изучение связей между данными задачи полезно само по себе, так как позволяет полнее выявить скрытые в тексте задачи математические зависимости, проанализировать их и перевести на математический язык, т.е. записывать в виде последовательности арифметических действий, приводящих к нахождению искомого.

Вместе с тем в результате установления связей между одними и теми же данными ученик может получить разные способы решения задачи. Такая работа над решением задачи принесёт победу в поединке с ней и станет для любого ученика почётной и значимой.

Какие же другие задания к задачам можно выполнять с учащимися ? Приведу описание возможных видов.

  • Игра « Карусель».

После разбора и решения задачи, учитель вывешивает большой рисунок с изображением карусели. На сиденьях сделаны прорези, в которые вставляются карточки с фамилиями и именами детей. На доске написаны выражения из задачи. Учитель показывает указкой выражение, называет фамилию ученика, который объясняет смысл выражения. Если ученик ответит правильно, то «садится» на карусель. Если не ответит, то выбывает из игры (учитель убирает карточку с фамилией ученика из рисунка карусели).

Например: « В магазине 4 ящика вафлей и 2 ящика сливочного масла. Масса одного ящика вафлей 5 кг, а одного ящика масла – 20 кг. Что показывает каждое из следующих выражений?»

( на доске )
4 + 2 5 • 4 4 ─ 2 5 • 4 + 20 • 2

20 : 5 20 ─ 5 4 • 2 20 • 2 ─ 5 • 4

5 + 4 4 : 2 20 • 2 ( 20 • 2) : ( 5 • 4 )

Дети во время игры бывают очень внимательны и сосредоточены, никому не хочется « слезть» с карусели. Эта игра проходит в быстром темпе.

  • Конкурсы равенств и их смыслов:

  1. на составление наибольшего количества имеющих смысл в ситуации задачи равенств;

  2. самое смешное пояснение;

  3. самое точное пояснение;

  4. самое оригинальное (необычное) решение;

  5. самое грамотное пояснение;

  6. наибольшее количество « выуженных» из равенств разных способов решения;

  7. решения, которые удивили и др.

Выполнение названных заданий можно организовать по – разному : в коллективной деятельности с выслушиванием всех мнений учащихся, обсуждением вариантов; в самостоятельной работе с последующим обсуждением или с последующей проверкой; в групповой или парной работе с последующим представлением результатов перед всем классом.
5. Результативность опыта.
Для того, чтобы проверить эффективность работы предлагаемых методи- ческих приёмов по обучению решению задач, я провела эксперимент в своём классе.


  1. Констатирующий эксперимент.


Задача: Выявление общего умения решать задачи.

Содержание: учащимся было предложено решить две текстовые задачи. Решение первой задачи предполагало знание отношения целого и частей: «В книге 64 страницы. В первый день Саша прочитал 6 страниц, во второй – 8 страниц. Сколько страниц осталось прочитать Саше?» Решение второй – знание отношения «больше (меньше) на...»: «Одна швея сшила 9 наволочек, а другая на 5 больше. Сколько всего наволочек сшили обе швеи?»
Диаграмма результатов исследовательской работы:


Уч-ся


Результаты: соотнесение результатов исследовательской работы показало, что из 23 учеников в классе с первой задачей справились 20 человек, со второй – 18 человек, частично не справились с 1 или со 2 задачей 8 человек.

Качество знаний составляет 65,2 %.

Вывод: необходимо формировать у учащихся общие умения решать задачи.



  1. Обучающий эксперимент.


Задачи: формирование обобщённых умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними, осознанно использовать математические понятия для ответа на вопрос задачи;

формировать первичные навыки моделирования; обучение приёмам поиска решения текстовых задач и составлению выражений из чисел, данных в задаче, умению объяснять их смысл.

Содержание: При изучении темы была проведена система упражнений, описанная в пунктах 4.2, 4.3, 4.4 данных глав.


  1. Контрольный эксперимент.

Задачи: Проверить характер знаний учащихся по интересующему вопросу.

Содержание: Написание двух контрольных работ по темам: «Использование моделирования в процессе решения текстовых задач» и «Решение составных

задач».

С помощью первой контрольной работы выявлялся уровень овладения моделированием с помощью отрезков, т. е. умение строить, анализировать, преобразовывать схематические чертежи отношений между величинами: «больше ( меньше) на…» и « целого и частей». С этой целью школьникам второго класса были предложены задачи:

1. Какой схемой будешь пользоваться, решая задачу:

« В первой корзине 27 яблок, это на 19 яблок больше, чем во второй. Сколько яблок во второй корзине?»
а) 27 19 б) 27

19

?

?

в) 27 г) 27 19
19

?

?

2. Придумай по схеме задачу и реши её:

28 ? 18

90

3. К какой задаче подходит схема?

а) Фермер отправил в магазин 19 кг укропа, петрушки на 4 кг больше и 37 кг лука. Сколько килограммов зелени отправил фермер в магазин?

б) Фермер отправил в магазин 19 кг укропа, 10 кг салата, 4 кг петрушки и 37кг лука. Сколько килограммов зелени отправил фермер в магазин?

Впиши в схему данные.

Результаты контрольной работы № 1 отражены в таблице:





задание № 1

задание № 2

задание № 3

Всего писало (чел.)

21

21

21

Справилось (чел.)

20

19

20

Не справилось (чел.)

1

2

1

Качество знаний

81 %


С помощью второй контрольной работы выявлялось умение учащихся решать составные задачи. С этой целью школьникам были предложены следующие задачи:

1. Утром продали 8 пакетов кефира, а молока в 3 раза больше. На сколько больше продали пакетов молока, чем кефира?

2. На одной клумбе распустилось 9 тюльпанов, а на другой в 2 раза больше. Сколько всего распустилось тюльпанов на двух клумбах?

3. С трёх грядок собрали 32 кг огурцов. С первой грядки собрали 12 кг, со второй на 5 кг больше, чем с первой. Сколько килограммов огурцов собрали с третьей грядки?

В результате проведения контрольной работы № 2 были получены следующие результаты:




задание № 1

задание № 2

задание № 3

Всего писало (чел.)

20

20

20

Справилось (чел.)

19

19

18

Не справилось (чел.)

1

1

2

Качество знаний (%)

80 %


Сравнив результаты констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что после проведения обучающих уроков качество знаний повысилось на 15,8 %. А это значит, что разработанная методика способствует заметному укреплению навыков решения задач у учащихся, соответствует уменьшению числа ошибок при решении задач.
Заключение.

Опыт моей работы показывает, что использование алгоритмов при решении задач обеспечивает более качественный анализ задачи, помогает осознать и обосновать выбор действий, необходимых для её решения.

За период экспериментального обучения произошли заметные изменения в мыслительной деятельности учащихся. Ребята стали более самостоятельными в способах оформления работы, нахождение и использование вспомогательных средств и умений. В целом, подход к решению задач стал более гибким. Особенно развился навык учащихся по решению задач, имеющих несколько вариантов решения, задач на комбинированные действия. Дети научились переводить пространственные, временные, функциональные, количественные отношения в графические модели. Их рассуждения стали более последователь-

ными, доказательными, логичными.

Постепенно стали видны результаты работы. Учащиеся меньше ошибок допускают в решении задач. Это произошло, потому, что изменилась методика работы над задачей. Главным стало умение разобраться в ситуации, которая отражена в задаче, и записать её математическим языком.

Исследовательская работа помогает разнообразить деятельность детей на уроке, поддерживает интерес к математике и, главное, помогает им овладеть умением решать задачи.

Такая система обучения решению текстовых задач, где отсутствует готовый для запоминания материал, нет типизации задач, где новые знания открываются ребёнком самостоятельно или в совместном поиске с учителем,

обеспечивает активную познавательную деятельность и прочное усвоение знаний. В процессе обучения происходит становление широкого круга познавательных способностей. В частности, интенсивно развивается ряд способностей, лежащих в основе продуктивной мыслительной деятельности, наиболее важным из которых является логическое мышление.

Собственно, на умении устанавливать связи между известным и новым, умении обобщать, сравнивать основан весь процесс познания. И чем раньше мы позаботимся об этой сфере мышления, тем более динамично будет происходить процесс обучения.

В заключении отмечу, что необходимость рассмотрения материала по обучению технологии алгоритмизации при решении задач продиктована практикой обучения и теми трудностями, которые возникают у учителя и учащихся в процессе их совместной деятельности. Более полную информацию можно получить в указанной ниже литературе, которая широко используется в последние годы в практической деятельности учителей.
Библиографический список.


  1. Белошистая А.В. Обучение решению задач по математике. М., 2003.

  2. Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. М., 2002.

  3. Белкин Е.Л. Управление познавательной деятельностью: дидактический аспект. Ярославль, 1979.

  4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

  5. Далингер В.А., Загородных К.А. Методика организации и проведения

самостоятельных работ учащихся в процессе обучения их решению

текстовых задач. Омск, 1996.

  1. Стойлова Л.П. Математика: Учебное пособие, М., 1997.

  2. Касярум Е.И., Позднякова И.И., Поздняков И.И. Эффективнее

использовать решение задач для развития учащихся. «Начальная

школа», 1986, №11.

  1. Соснина Г.М. Один из способов проверки решения задач. «Начальная

школа», 1983, №1.

  1. Истомина Н.Б. Подготовка студентов к обучению школьников

решению задач. «Начальная школа»,1989, №4.

10. Менцис Я.Я. Один из приёмов поиска решения задач. «Математика

в школе», 1973, № 2.

11. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников.

М., 1984.

12. Давыдов В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлек –

сии // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987.

13. Роттенберг В.С., Аршавский В.В.Поисковая активность и адаптация.

М.,1984.

14. Царёва С.Е., Шикова Р.Н. Текстовые задачи и их решение //

Стойлова В.П., Пышкало А.М. Основы начального курса математики:

учеб. пос. для учащихся пед. училищ. М., 1988.

15. Белкин Е.Д. Управление познавательной деятельностью: Дидакти –

ческий аспект. Ярославль, 1979.

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

  2. Кедров Б.М. Характер изменения объёма и содержания развиваю –

щихся понятий. М., 1999.

18. Зак А.З. Путешествие в Сообразилию. М., 1992. ( 7 книг ).


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Перфокарты : «Проверь себя!»


= + ?

Проверь себя!


п

р

о

р

е

з

ь



  1. Сколько всего?..

  2. Сколько осталось?..

  3. На сколько больше?..

  4. Убежали…

  5. на ….больше

  6. На сколько меньше?..

7. Разбила…

8. на … меньше

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2


+ ─ = ?
Игра : «Поставь знаки» + ─ = ?


б ы ло вошли с т а л о
сидели улетели осталось
стояло приехало стало



купила съела осталось
мальчиков девочек всего



играли убежали осталось
было сварила осталось

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
ПАМЯТКА « ШАГАЕМ ПО ЗАДАЧЕ»
1 шаг Внимательно прочитай текст задачи ( не менее трёх раз).

2 шаг Найди условие и вопрос задачи.

3 шаг Задай вопросы к тексту задачи. Попробуй на них ответить.

4 шаг Подчеркни в тексте задачи главные слова ( информации)

5 шаг Выпиши все числа с информациями.

6 шаг Выполни модель, которая поможет тебе решить задачу:

а) краткую запись;

б) чертёж;

в) рисунок;

г) схему;

д) таблицу;

е) график;

7 шаг Найди в задаче пары чисел, связанных между собой по смыслу.

Подумай, что можно узнать по этим данным.

Составь из них выражения с пояснениями.

8 шаг Составь план решения задачи и отбери те выражения, которые

нужны для решения задачи.

9 шаг Запиши решение:

а) по действиям с пояснениями;

б) по действиям с вопросами;

в) выражением;

г) уравнением;

10 шаг Проверь решение задачи.

11 шаг Запиши ответ полностью.

12 шаг Найди другие способы решения задач.

13 шаг Составь и реши обратные задачи.

14 шаг Составь похожую задачу.

15 шаг Составь другие числовые выражения по данной задаче.

Объясни и запиши их смысл с пояснением.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Знакомство с задачей.

Цель: 1) Познакомить с понятием «задача», со структурой задачи;

  1. учить отличать задачу от сюжетного рассказа; уточнить правиль –

ное понимание особенностей задачи;

  1. формирование вычислительных навыков, повторение состава

однозначных чисел в процессе моделирования задачных ситуаций;

  1. организация зрительного внимания, тренировка наблюдательнос –

ти, развитие навыков анализа.

Оборудование: учебник «Математика» 2 класс. Н.Б.Истомина; карточки, на

которых записаны составные части задачи; тетради на

печатной основе к учебнику; памятка «Шагаем по задаче».

ХОД

I. Организация класса.
(хоровое чтение детьми обращения, записанного на 1 стр. в рабочей тетради)
Счёт и вычисления – основа порядка в голове!
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устный счёт. « Круговые примеры».

( на доске)


11- 4

7 +… ..…

15 - …


6 + …


9 + …

14 - ...

٭ Какое выражение показывает начало решения?

ОТВЕТ: 11 – 4.

٭Чем является значение выражения 11 – 4 ?

ОТВЕТ: оно является началом следующего выражения.

٭Вставьте пропущенные числа.
2. Чистописание.

٭Какие числа повторялись два раза в выражениях?

ОТВЕТ: 8, 7, 6.

( на доске)

8 7 6 …

٭ Продолжите ряд чисел. По какому правилу будете продолжать его?

ОТВЕТ: они уменьшаются на 1; в порядке убывания.

٭ Что общего есть у этих чисел?

ОТВЕТ: это однозначные числа.
III. Проблема.

(учитель читает тексты)
• Два берёзовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их …

( лыжи )

٭ Что я прочитала?

ОТВЕТ: вы прочли загадку.

У стола 4 ножки,

По 2 ножки с каждой стороны,

Но сапожки и калошки

Этим ножкам не нужны.

٭ Что я прочла?

ОТВЕТ: вы прочли стишок.

( открыть записи за доской )
Я тучка, тучка, тучка,

Я вовсе не медведь.

Медвежонок увидел 3 большие тучки и 2 маленькие.

Сколько тучек увидел медвежонок?
٭ Прочитайте записи. Чем отличаются записи?

ОТВЕТ: первая запись – это стишок – песенка Винни – Пуха;

во второй записи мы видим числа и вопрос.

* Есть ли что-то общее в записях?

ОТВЕТ: в обоих записях есть герой медведь.

* Кто знает, как можно назвать одним словом вторую запись?

ОТВЕТ: это задача.
IV. Открытие новых знаний. Постановка темы, цели урока.
( если дети не ответят на вопрос, то учитель им сам отвечает на поставленный вопрос)
- Это называется задачей. Тема нашего урока так и звучит:

( на доске)
ЗАДАЧА

* Сегодня мы должны научиться отличать текст задачи от других

текстов.

* Послушайте и определите, будут ли следующие тексты задачей:

  1. За первой партой сидят Миша и Маша. Сколько девочек и мальчи-

ков в классе?

ОТВЕТ: это не задача: надо знать, сколько их.

  1. Мама положила в вазу 9 яблок и 1 грушу. Сколько апель синов мама положила в вазу?

ОТВЕТ: это тоже не задача, т.к. мы не знаем, сколько положили апельсин.

  1. На одном проводе сидели ласточки, а на другом 7 воробьёв. Сколько всего птиц сидело на проводах?

ОТВЕТ: не задача: не знаем, сколько сидело ласточек.

* Назовите, что должно обязательно быть в задаче?

ОТВЕТ: - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

* Чем задача отличается от загадки, стихотворения, рассказа?

ОТВЕТ: в задаче задаётся вопрос; нужно выполнить действие.
V. Формирование новых знаний, умений и навыков.


  1. Работа по учебнику «Математика» 2 класс. Истомина Н.Б.




  • Стр. 49 № 129



Маша нашла 7 лисичек,

А Миша нашёл на 3

лисички больше.




Маша нашла 7 лисичек, а Миша 5.

Сколько лисичек нашли Маша и

Миша?


* Прочитайте тексты слева, справа. Какой текст можно назвать задачей? Почему?

ОТВЕТ: текст слева – не задача, в нём нет вопроса.

текст справа – задача, т.к. в нём есть числа и вопрос.

* Прочитайте вопрос задачи.

ВЫВОД: в задаче должен быть вопрос.

( читаем следующие тексты № 129 )


Сколько всего учеников в

классе?

На сколько больше марок у Пети, чем у

Иры?

* Прочитайте следующие тексты. Есть ли тут вопрос?

ОТВЕТ: да, есть .

* Значит, это тоже задачи?

ОТВЕТ: нет

* Почему так решили?

ОТВЕТ: в этих текстах только вопросы, в задаче не может быть такого.

- Любая задача состоит из частей:

( на доске)
СЮЖЕТ – действия, производимые с предметами.
УСЛОВИЕ – сообщает, что произошло и числовые данные.
ВОПРОС – спрашивает «Сколько?...» и что надо узнать. Это требование

задачи.

РЕШЕНИЕ – математическое действие, записанное математическим выражением.
ОТВЕТ – даёт ответ на вопрос «Сколько?..»
* Прочитайте ещё раз задачу из № 129.

* Прочитайте, что нам известно?

ОТВЕТ: Маша нашла 7 лисичек, а Миша 5. Сколько лисичек нашли Маша

и Миша?

* Это и есть УСЛОВИЕ задачи. Отметим его значком : .

* Прочитайте вопрос задачи.

ОТВЕТ: Сколько лисичек нашли Маша и Миша.

* Это ГЛАВНЫЙ ВОПРОС и это требование задачи. Отметим вопрос значком: .

( на доске показываем конструкцию этой задачи )


2. Активизирующая физминутка.

    • Если надо прибавить, то вы делаете наклон туловища вперёд.

    • Если надо вычесть, то вы приседаете и хлопаете в ладоши.

* Увеличить на 5.

* На сколько 26 больше 6?

* 12 уменьшить на 7.

* На полке 7 красных чашек и 12 зелёных.

Сколько всего чашек?

* Сколько лап у двух собак?

3. Обучение алгоритму решения задач по памятке «Шагаем по задаче».


  • Прочитайте первый шаг памятки.

ОТВЕТ: Внимательно прочитай текст задачи ( не менее 3 раз ).

Читаем по « цепочке »,

Каждому до точки!

  • Прочитайте второй шаг памятки.

ОТВЕТ: Найди условие и вопрос.

  • Прочитайте условие, вопрос задачи.

  • Что говорится в третьем шаге памятки?

ОТВЕТ: Задай вопросы к задаче. Попробуй на них ответить.

  • Выполняем задание четвёртого шага:

( прикрепляю на доску )


Подчеркни в тексте задачи главные слова ( информации ).




  • Прочитайте шестой шаг памятки.

ОТВЕТ: Выполни модель, которая поможет тебе решить задачу.

  • Какую модель выберите для решения задачи?

ОТВЕТ: под буквой - г -.

( составляем схему к задаче )

7 л. 5 л.

?

(вызванный ученик показывает на доске нужный отрезок)


  • Покажите на схеме, сколько лисичек нашла Маша?

  • Это часть или целая величина?

  • Покажите на схеме, сколько лисичек нашёл Миша?

  • Это часть или целая величина?

  • Покажите на схеме, сколько всего лисичек нашли дети?

  • Это часть или целая величина?

  • Выполним задание 9 шага под буквой –в-:

( вывешиваю на доску)

Запиши решение:

а) по действиям с пояснением;

б) по действиям с вопросами;

в) выражением;

г) уравнением;


(вызванный ученик пишет на доске)

Решение.

5 + 7 = 12 (л)

  • Прочитайте задание 11 шага.

ОТВЕТ: Запиши ответ полностью.

(вызванный ученик пишет на доске)

Ответ:12 лисичек нашли Маша и Миша.
VI. Формирование практических умений.

1. Работа по учебнику.

  • стр. 49 № 129

  • Будут ли эти тексты задачами?


На одной тарелке 3 огурца, а на другой 4.

Сколько помидоров на двух тарелках?

ОТВЕТ: нет

  • Но ведь здесь есть и условие и вопрос!..

ОТВЕТ: в условии говорится об огурцах, а в вопросе спрашивается о помидорах.

  • Можно ли назвать текст справа?

ОТВЕТ: нет, т.к. мы знаем, сколько тюльпанов росло и их искать не надо.


На клумбе росло 5 тюльпанов и 3 розы.

Сколько тюльпанов росло на клумбе?



  • Какой вывод надо сделать? Давайте прочитаем его в учебнике:


Оказывается, условие и вопрос задачи связаны между собой.

Поэтому очень важно научиться текст задачи.




  1. Обучающая самостоятельная работа.

( за доской написан текст задачи № 130 )

У школы посадили 30 деревьев. Из них 20 клёнов, остальные – липы.

Сколько посадили лип ?

Выполни по памятке: шаг № 1, 2, 3, 4, 6, 9, 11.

    • Откройте памятку «Шагаем по задаче». Выполните задания указанных шагов памятки.

    • Проверьте решение задачи по учебнику – стр. 51 № 130.

    • Кто испытывал трудности при решении?

  1. Рефлексия.

( за доской )

    • Закончите предложение:

Я понял(а), что при решении задачи надо …

VIII. Итог.

    • Что вы узнали о задаче?


IX. Задание на дом: Учебник – стр.160 № 456, 457 ( решить задачи )

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Тема: Задача, её структура.

Цель : 1. Продолжить формировать умение внимательно читать текст

задачи, записывать решение и ответ.

2. Учить устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом;

ставить вопросы к данному условию, выбирать нужное арифме -

тическое действие для решения задачи по опорным словам.

3. Формировать представление о числах и действиях с ними как о

системе знаков для передачи информации.

Оборудование: учебник «Математика» 2 класс, Н.Б. Истомина; карточки

с опорными словами задач; тетрадь к учебнику на

печатной основе; шапочки со словами: «условие». «вопрос»,

«главные слова», «решение», «ответ»; памятка «Шагаем по

задаче».

Ход

I. Организация класса.

    • Проверьте готовность к уроку:

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?
II. Актуализация опорных знаний.

1. Чистописание с заданием.

(на доске задание номера из учебника – стр. 53 № 133 )

  1. Сколько лап у двух собак?

  2. Сколько колёс у трёх машин?

  3. Сколько хвостов у пяти собак?

  4. Сколько ног у трёх кур?

    • Можно ли назвать эти тексты задачами и записать их решения?

ОТВЕТ: да, в них есть условие и вопрос.

  • Запишите ответы.

( ученики пишут ответы на доске)

8 12 5 6

  • Запишите ответы в порядке возрастания.

ОТВЕТ: 5 6 8 12

2. Устный счёт.

(на доске)

- 4 - 50 - 6 -3 + 1
900


28



26

6

98

38
+50 -70 -6 +5 +1

-70 - 5 + 7 + 1

III. Проблема.

- Ребята, для вас я сегодня приготовила очень интересное задание. Я уверена, что вы ни за что не догадаетесь…

( открываю запись за доской )

- Ой, что это такое? Здесь кто-то написал вам послание! Давайте его прочитаем.

Хоть ты смейся,

Хоть ты плачь,

Не могу решать задач!

Может быть плохой учебник?

Может быть таланта нет?..

Но нашёл я способ верный –

Сразу посмотреть в ответ.

Занимайтесь на здоровье,

Если вам не жалко сил.

Ну зачем читать условие?

Раз – умножил, два – сложил.

Я и вычел, и делил…

Ну всё, как полагается,

Только правильный ответ

Никак не получается…
Помогите мне, ребята,

Всё расставить по местам.

Научусь решать задачи –

Буду благодарен вам!

  • Кто же написал это послание?..

Кто бы его ни написал, нам надо помочь этому ученику. Значит, ЧТО?

будет в центре нашего внимания на уроке?

ОТВЕТ: в центре нашего внимания будет задача.

  • Как вы думаете, почему не решается задача у этого ученика?

ОТВЕТ: он не читает внимательно условие задачи.

  • Какой «верный» способ он нашёл?

ОТВЕТ: сразу посмотреть в ответ.


  1. Открытие новых знаний. Постановка темы и цели урока.

1. Обучение аргументации выбора математического действия.

    • Чтобы этого не случилось с другими учениками, давайте поработаем над задачами, поучимся находить в условии подсказки, которые очень помогают при решении задач.

* Было несколько цыплят.

( выставляю карточку со словом было )

* К ним подбежали ещё цыплята.

( выставляю карточку со словом подбежали )

* Сколько всего стало цыплят?

( выставляю карточку со словом стало )

( в результате на доске выставлены 3 карточки )
было подбежали стало

* Как вы думаете, это задача?

ОТВЕТ: да – есть условие и вопрос.

* Что отсутствует в задаче?

ОТВЕТ: данные.

* О чём спрашивается в задаче?

ОТВЕТ: сколько всего стало цыплят.

( ставлю около слова стало знак вопроса) :
было подбежали стало ?

* Можно ли по этим подсказкам вспомнить всю задачу и выбрать нужное действие?

ОТВЕТ: да, можно.

* Эти подсказки называются главными словами задачи. В тексте задачи мы будем их подчёркивать простым карандашом, а потом выписывать.

* Какое математическое действие выполним? Выберите нужный знак.

( прикрепляю на доску математические знаки )
+ - =
( вызванный ученик прикрепляет знаки и доказывает )

Ученик: раз подбежали, значит, стало больше, поэтому ставлю знак + :

было + подбежали = стало

* Какое слово в задаче заменяет самое большое число?

ОТВЕТ: стало

* Какое слово в задаче заменяет самое маленькое число?

ОТВЕТ: было, подбежали.

( заменяю слово «подбежали» словом «убежали» )
было + убежали = стало ?

* Какой знак надо заменить и почему?

ОТВЕТ: знак „+” на знак „―”.

* Ребята, в этом случае говорят не «стало», а «осталось».

( заменяю карточки)
было - убежали = осталось

  1. Игра: «Поставь знаки».

( за доской )
+ - = ?
было … купила … осталось
сидели … улетели … осталось
было … на _ больше … стало
было … порвала … стало
яблок … груш … всего

* Как называются в задаче такие слова?

ОТВЕТ: главные слова.

* Помогут они вам правильно выбрать арифметическое действие при решении задач?

ОТВЕТ: да, помогут.
V. Формирование практических умений.

1. Работа по учебнику.

    • Стр. 52 № 131

* Прочитайте тексты задач.


На одном проводе сидели ласточки, а на другом 7 воробьёв. Сколько всего птиц

сидело на проводах?

На одном проводе сидело 9 ласто –

чек, а на другом 7 воробьёв. Сколько всего птиц сидело на проводах?


* Чем похожи тексты?

* Чем отличаются?

* Какую задачу можете решить, а какую – нет? Почему?

* Выполним задания памятки:

    • шаг № 1: Внимательно прочитай текст задачи ( не менее 3 раз ).

    • шаг № 2: Найди условие и вопрос задачи.

( одеваю нескольким ученикам шапочки со словами «условие», «вопрос», «решение», «главные слова», «ответ»)

* К доске выйдут те ученики, кому я надела шапочки со словами.

Каждому ученику надо выполнить только то задание, которое я назову.

Прочитай:

а) условие задачи;

б) вопрос задачи;

в) прочитай и подчеркни главные слова – информации.

  • шаг № 3: Задай вопросы к задаче. Попробуй на них ответить.

  • шаг № 6: Выполни модель, которая тебе поможет решить задачу.

  • шаг № 9: Запиши решение.

  • шаг № 11: Запиши ответ полностью.

2. Изучение связей между числовыми данными задачи.

( пишу на доске )

9 – 7

* Прочитайте выражение .

* Что можно узнать этим выражением?

ОТВЕТ: 1. На сколько больше ласточек, чем воробьёв?

2. На сколько меньше воробьёв, чем ласточек?

3. Сколько птиц осталось на проводах?

( пишу новое выражение)

7 – 9

* Что можно узнать этим действием?

ОТВЕТ: ничего, это «глупое» действие.

3. Активизирующая физминутка.

* Я читаю вам слова – подсказки. Если надо прибавить, вы поднимите руки вверх, если надо отнять – присесть и хлопнуть в ладоши.

  • Съела… • Отдал другу… • Разбила…

  • Пришила… • Приклеил… • Прицепили…

  • Вошли ещё… • Купила… • Долили…

  1. Обучающая самостоятельная работа.

  • Учебник – стр. 52 № 132

* Прочитайте тексты.


Возле дома росло 7 яблонь и 3

вишни. Сколько фруктовых

деревьев росло возле дома?

Возле дома росло 7 яблонь, 3 вишни и 2 берёзы. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома?



* Выберите текст, который будет являться задачей и решите его.

* Запишите выражения к тем вопросам, на которые можно ответить.

* Проверьте своё решение, которое записано за доской.

( решившие задачу ученики, подходят к доске и проверяют своё решение )

VI. Рефлексия. ( на доске )

п. - понял(а) * Отметьте на «Оценочной линейке», на сколько вы

с. – старался × продвинулись к цели.

т. – трудно × Например, ученик говорит: на уроке мне было всё

понятно ( ставит знак ×), потому что я старался

× (ставит знак ×) и было не трудно (ставит ×).

п. с. т.

VII. Итог.

  • Что нового вы узнали на уроке?

VIII. Задание на дом: Учебник – стр.53 № 134 ( записать решения задач)

Компас решения текстовых задач 3 КЛАСС
ТЕМА: Многозначные числа. Систематизация текстовых задач и пути

их решения.
ЦЕЛЬ: Образовательная:

  1. Тренировать способность учащихся читать и записывать многозначные числа.

  2. Систематизировать простые задачи и обозначить пути решения текстовых составных задач разного вида.

  3. Учить читать информацию чисел в задачах и отбирать числа, связанные по смыслу для решения, доказывать их связь.

  4. Использовать исследовательский метод в обучения для повышения мотивации учащихся.

Развивающая:

  1. Развивать мыслительные операции, классификацию, анализ, синтез, сравнение.

  2. Способствовать развитию интереса к исследовательской работе.

Воспитательная:

  1. Воспитывать ответственность за качество своих знаний.


ТЕХНОЛОГИИ:

  1. Коллективная система обучения.

  2. Проблемно – поисковая.


ТИП УРОКА: Усвоение навыков и умений.
ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Учебник «Математика». 3 класс. Н.Б.Истомина

  2. Учебное пособие «2500 задач по математике» О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова.

  3. Применение ИКТ: стихотворение, пословица, схемы, муз. заставки.

  4. Карточки с простыми задачами для устного счёта.

  5. Памятка: «Шагаем по задаче».



1
ХОД УРОКА.
I . Организация класса.


  • Проверим готовность урока:

Хозяин на уроке – учебник, его помощники – тетрадь, ручка, линейка, карандаш и стёрка.

  • У всех всё готово к уроку?

II. Самоопределение к деятельности. ( Применение ИКТ)


  • Готовясь к встрече с вами и сегодняшнему уроку математики, я натолкнулась на такие стихи:


( показ 1 слайда )
Хоть ты смейся, хоть ты плачь,

Не люблю решать задач,

Потому что нет удачи на проклятые задачи.

Может быть, учебник скверный,

Может быть таланта нет?

Не могу открыть секрет:

Как задаче дать ответ…

  • Конечно же, вы поняли, что это шуточное стихотворение, но всё же, какая проблема у героя этих строк?

ОТВЕТ: Герой этого стихотворения не умеет решать задачи.

  • А вы любите решать задачи?

ОТВЕТ:-----------------------------

  • Что нужно для того, чтобы уметь и любить решать задачи?

ОТВЕТ: внимательно читать текст задачи, думать, рассуждать…..

  • Для того, чтобы решить любую задачу, надо быть ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ. Какие операции должен уметь производить исследователь?

ОТВЕТ:----------------------------

( показ 2 слайда )
ОПЕРАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • Наблюдение

  • Предположение

  • Рассуждение

  • Выводы

  • Опыт

2
ДЕВИЗ УРОКА:

«Была бы охота – будет ладиться работа!»
III. Систематизация имеющихся знаний.


  • Какую задачу решить проще: в одно действие или в несколько?

ОТВЕТ: Проще решить задачу в одно действие.

  • Как называются задачи в одно действие?

ОТВЕТ: Задачи в одно действие называются простыми.

  • Какие виды простых задач существуют?

ОТВЕТ:-----------------------------------------------
( показ 3 слайда )

1 тип

а в

с

Сложение и вычитание

целого и части

2 тип
а в с
Взаимосвязь величин

( по формулам )



3 тип

а на…>

в…раз >
в

На увеличение числа

4 тип

а на…<

в…раз <
в

На уменьшение числа



ПРОСТЫЕ
ЗАДАЧИ




5 тип

а

На сколько >,
в

На разностное сравнение

6 тип

а

Во сколько раз >,

в

На кратное сравнение



Работа по типам задач:

  • 1 тип: Как найти неизвестную часть целого? 3

  • 2 тип: Как найти величину - С? В ? А ?

  • 5 тип: «На сколько больше ( меньше )…?» Что будете делать?

  • 6 тип: «Во сколько раз больше ( меньше ) ?» Что будете делать?

  • 3 тип, 4 тип: О чём говорят вам эти слова?


I V. Фронтальное закрепление на практике полученных выводов.
(при ответе дети пользуются показом 3 слайда

на партах у учеников карточки с текстами простых задач )

  1. Устный счёт

  • Определите тип задачи, решите её и запишите ответ только числом в свою тетрадь:

    1. В первый день машина проходит 30 км, во второй - 10 км.

Сколько километров проехала машина?

ОТВЕТ:40 км; 1 тип задачи – ( сложение частей целого ).

    1. Во дворе стоят 32 автомашины. Сколько легковых машин, если грузовых 28?

ОТВЕТ: 4 машины;1 тип з0адачи – ( вычитание целого и части ).

    1. У собаки 42 зуба, у кошки 30 зубов. На сколько больше зубов у собаки, чем у кошки?

ОТВЕТ: на 12 зубов; 5 тип задачи – ( на разностное сравнение ).

    1. Длина прямоугольника 8 см, ширина 7 см. Найдите площадь прямоугольника.

ОТВЕТ: 56 см²; 2 тип задач – ( взаимосвязь величин ).

    1. Мама купила 3 кг муки по цене 15 руб. за один килограмм.

Сколько денег мама потратила?

ОТВЕТ: 45 кг; 3 тип задачи – ( взаимосвязь величин).

    1. Ученик решил 20 примеров за 4 минуты. Сколько примеров

решал ученик за одну минуту?

ОТВЕТ: 5 примеров; 3 тип задачи – ( взаимосвязь величин ).

    1. Отцу 32 года, а сыну 4 года. Во сколько раз отец старше сына?

ОТВЕТ: в 8 раз; 6 тип задачи – ( на кратное сравнение ).

    1. У рака 10 ног, а у пчёлки на 4 меньше. Сколько ног у пчёлки?

ОТВЕТ:6 ног; 4 тип задачи – ( на уменьшение числа ).

    1. У взрослого человека 6 литров крови, а у ребёнка в 2 раза меньше. Сколько литров крови у ребёнка?

ОТВЕТ:3 литра; 5 тип задачи – ( на увеличение числа).

  1. Работа с многозначными числами.

( ученики пишут ответы на доске )
40 4 12 56 45 5 8 6 3

  • На какие группы можно разбить записанные числа?

Ответ: 1 группа – однозначные числа;2 группа – двузначные числа. 4

  • Выпишите на новую строку в порядке возрастания однозначные числа; двузначные числа.

( на доске )

34568 12404556

  • Какие числа получились? Прочитайте.

( работа уч- ся на доске )
34.568 12.404.556
1   2   3