Главная страница

Современные образовательные технологии в процессе обучения Чиннова Татьяна Викторовна


Скачать 56.49 Kb.
НазваниеСовременные образовательные технологии в процессе обучения Чиннова Татьяна Викторовна
Дата26.04.2016
Размер56.49 Kb.
ТипДокументы




Современные образовательные технологии в процессе обучения

Чиннова Татьяна Викторовна

(с. Сергиевск, ГБПОУ Сергиевский губернский техникум)
Необходимость использования современных образовательных технологий в профессиональном образовании диктуется несколькими обстоятельствами. Приоритетное развитие призваны получить информационные технологии, играющие важную роль в развитии общества. В современных условиях традиционные формы и методы профессионального обучения недостаточно эффективны. Использование современных образовательных технологий в процессе обучения позволяет решать новые дидактические задачи, обеспечивает повышение качества и эффективности обучения.

Современные образовательные технологии при организации учебно-воспитательной работы позволяют по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, а это повышает интерес к творчеству, стимулирует познавательную активность студентов.

Использование информационных технологий позволяет реализовывать следующие процессы обучения: повышение качества знаний и интереса к дисциплине; усиление прикладной направленности обучения; формирование информационной культуры студентов, возможность осуществления дифференцированного подхода к обучению студентов с учетом их индивидуальных особенностей, формирование значимых ключевых профессиональных компетенций.

Профессиональные знания, полученные студентами при использовании современных образовательных технологий, дадут возможность применять их в профессиональной деятельности, следствием чего служит наиболее полная реализация возможностей каждого студента, его конкурентоспособность на рынке труда.

В своей работе я особое внимание уделяю современным образовательным технологиям. Использование мною данных технологий в учебном процессе позволили повысить качество и эффективность подготовки будущих специалистов, дало возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению. Мною были проведены открытые уроки по спец. дисциплинам с применением современных образовательных технологий, на которых наглядно прослеживалось усиление интереса студентов к изучаемому материалу, а следовательно, и повышение мотивации обучения, развитие творческих способностей студентов, формирование ключевых профессиональных компетенций (готовность к самообразованию, коммуникативной, информационной, технологической).

На данный момент современными образовательными технологиями мною охвачено более 50% учебных занятий по различным спец. дисциплинам. В перспективе я планирую повысить охват до 70-80%. В то же время я столкнулась с несколькими проблемами, препятствующими активному внедрению современных образовательных технологий в учебный процесс: недостаточное количество компьютерной техники в техникуме (2 мультимедийных проектора на учебное заведение), недостаточное количество обучающих и тестирующих компьютерных программ, недостаточный уровень компьютерной грамотности студента.

При внедрении современных образовательных технологий в учебный процесс я:

  1. Определяю тему дисциплины, по которой можно провести занятие;

  2. Формулирую задание и методические указания по его выполнению;

  3. Разрабатываю критерии оценки знаний и умений.

Формы организации учебных занятий: лекция, урок усвоения новых знаний, комбинированный урок, урок контроля, урок обобщения и систематизации, практическое занятие, проекты, деловые игры, творческие занятия, курсовое проектирование и др.

На занятиях специальных дисциплин мною используются следующие элементы информационных технологий:

- представление в мультимедийной форме информационных материалов (презентации, видеофрагменты и др.);

Цель мультимедийной презентации - донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Мультимедийные презентации повышают интерес к занятию, позволяют его сделать более интересным и увлекательным, помогают за короткий срок донести послание до аудитории, наглядно показать объекты. Мультимедийные презентации позволяют представлять материал максимально детально и подробно, дробя его на порции. Слайды могут состоять из тезисов, схем, таблиц, рисунков. Студентам намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших плакатов. Помимо этого мультимедийные средства позволяют использовать возможности, недоступные обычным плакатам – анимация отдельных элементов, использование видеовставок. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех видах занятий. В настоящее время я имею опыт создания мультимедийных презентаций и с успехом применяю при изложении и закреплении нового материала, а так же при создании творческих проектов студентов.

-электронные учебники;

Использование мною электронного учебника на теоретических и практических занятиях профессионального модуля ПМ 02. «Организация деятельности коллектива исполнителей» расширило мои возможности лекционного эксперимента, позволяя изучать различные моменты натуральной демонстрации, которая в практических условиях сложна, либо просто невозможна. Разнообразный теоретический и практический иллюстративный материал, видео и интерактивные модули поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Использование данного электронного учебника, позволяет провести тестовый контроль знаний студентов.

- компьютерные программы;

Использование компьютерных программ на практических занятиях, а так же при написании курсовых работ, повышает уровень подготовки специалистов и ориентирована на развитие основных ключевых профессиональных компетенций будущего специалиста, а именно умению анализировать, сопоставлять, развивать наблюдательность, успешно применять знания в профессиональной деятельности.

- электронные книги.

Использование электронных книг по спец. дисциплинам подразумевает самостоятельную и поисковую деятельность студентов. Данные книги могут использоваться студентами для написания рефератов, подготовки тезисов, докладов и т.д.

-ресурсы мировой сети Интернет.

Позитивная возможность современных Internet–технологий - возможность использовать уникальные информационные ресурсы, производить пересылку данных и многое другое. Из-за отсутствия литературы и электронных материалов я использую на занятиях дистанционные материалы (пособия, учебники и др.), которые предназначены для самостоятельного изучения теоретического материала курса и построены на гипертекстовой основе. Учебный материал, предоставляемый студенту в виде последовательности интерактивных кадров, содержащих не только текст, но и мультимедийные приложения, тесты. Данные материалы доступны в сети Интернет, студенту только необходимо найти нужный сайт, определить нужный темп работы и способ изложения материала.

-контроль знаний студентов с помощью ПК

Тестовые программы обеспечивают, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, с другой - принимают на себя рутинную часть текущего или итогового контроля, оперативность выставления оценки и ее объективность. Локальное тестирование с применением тестовых программ используется мною при уплотненном опросе студентов на комбинированных уроках и в ходе итогового контроля при изучении раздела или модуля.

- кейс – технологии

Внедрение учебных кейсов в практику образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Использование кейс-метода в изучении учебных дисциплин экономического и управленческого цикла является особенно значимым, так как применение импровизаций в учебном процессе требует максимального приближения учащихся к реальным ситуациям и принятию адекватных решений.

Кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

Применение современных образовательных технологий на различных занятиях в течение длительного времени дает положительные результаты.

Сравнительная характеристика качества знаний и среднего балла



Из диаграмм видно, что при использовании современных образовательные технологий в учебном процессе, качество знаний повысилось на 12 %.