Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Формирование и развитие точности и лаконичности связной речи школьников при обучении сжатому изложению |
 Скачать 182.3 Kb. |
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТОЧНОСТИ И ЛАКОНИЧНОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ ОБУЧЕНИИ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ
Бурцева Е.В.
учитель русского языка и литературы МАОУ лицей № 8 г. Томска Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике работы над текстом. При подготовке сжатого изложения значима роль работы по сокращению текста. Традиционно она проводится в форме беседы, в ходе которой учащиеся решают, какая часть текста или предложение особенно важны для выражения главной мысли рассказа, какую часть можно опустить, содержание какой части передать одним предложением, то есть определяют способ компрессии текста. При сокращении текста более эффективны приемы по выделению в каждой микротеме опорных слов для каждого действующего лица. По ним можно легко восстановить основное содержание текста.
При работе над сжатым изложением также большое значение имеет устный пересказ на основе плана, так как в процессе пересказа происходит окончательный отбор материала, который нужно сохранить при сокращении, и конструирование предложений, в которых он может быть выражен.
Итак, главная дидактическая задача сжатого изложения − научить кратко, в обобщенной форме передавать воспринятую информацию с использованием приемов компрессии.
Работа по обучению приемам сокращения текста должна иметь системный характер. На уроках необходимо использовать разные приемы по обучению сжатому изложению.
В первую очередь, знакомя детей с приемами сжатия текста, необходимо довести понимание и применение до автоматизма. Поэтому логично на каждом уроке проводить определенные упражнения, которые и складываются в систему подготовки к ГИА.
1) У каждого учащегося на столе всегда лежит «Памятка»:
1. Не стремиться воспроизвести текст дословно.
2. Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т.д.).
3.Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные.
4.Правильно употреблять личные местоимения.
5.Перечитать готовое изложение и
а) устранить повторы;
б) снять логическое противоречие;
в) исправить неточное употребление слова.
2) При работе над любым текстом уместно использование стандартных вопросов, которые можно применить к любым текстам, подобранным для работы:
О чём идёт речь в тексте?
Какова тема?
Кто автор текста? Читали ли вы произведения (автора) или на эту тему…?
Какова идея произведения? С какой целью автор написал этот рассказ?
Какое название этому тексту дали бы вы?
Автор назвал его… Почему он выбрал такое название?
Запишите свой вариант названия.
К какому стилю принадлежит текст? Докажите.
Какие художественные средства использует автор? Что этим достигает?
Перечислите средства художественной выразительности, приведите примеры (эпитеты:…; метафоры… и т.д.).
Сколько абзацев в тексте? Сформулируйте основную мысль каждого. Выделите ключевые слова.
Выделите основную и второстепенную информацию (от какой информации можно отказаться?)
Как кратко передать содержание прямой речи, диалога (если таковые есть в тексте)?
Какие аргументы приводит автор, чтобы доказать именно эту мысль? Какие высказывания вам кажутся наиболее весомыми?
Работа над любым текстом обязательно должна сопровождаться поиском ключевых слов. Сочетания «ключевые слова», «опорные слова» общеизвестны и широко используются в практике преподавания русского языка и литературы, прежде всего на занятиях по лингвистическому анализу текста.
Именно на это делается основной упор в первой части урока. Можно воспользоваться «Памяткой» при работе с ключевыми словами:
Читая, подчеркните ключевые слова текста.
Ключевые слова следует складывать в смысловые ряды, по которым можно воспроизвести текст.
Из смысловых рядов сформулировать основную мысль текста.
Помни:
Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку: признак предмета, состояние или действие в предложениях. Но не обязательно должно быть ключевое слово в каждом предложении!
Смысловой ряд - это пары слов, которые состоят из комбинации ключевых слов. Смысловой ряд позволяет понять истинное содержание текста.
Понимание текста сводится к тому, чтобы выделить в тексте основные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые передают основное содержание текста. Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формам, отметить в каждом абзаце центральное по смыслу понятие, связать понятия между собой и образовать единую логическую цепь идей - вот сущность понимания текста.
Теперь необходимо прочитать текст в три этапа:
первое прочтение с карандашом в руке, подчеркивая наиболее значимые слова в тексте,
второй раз, читая ключевые слова, следует выписывать на листок смысловые ряды,
на третьем этапе следует переосмыслить смысловые ряды и определить доминанту (основную идею) текста.
Упражнение следует выполнять до тех пор, пока оно не перейдет на уровень подсознания и не будет выполняться автоматически.
Когда учащиеся выделили ключевые слова, то возможно приступать к следующему этапу.
4) Составление плана (выделения микротем).
- О чем говорится в каждом абзаце?
- С какой целью составляем план текста?
- Как нужно составлять план предложенного текста? (читать по абзацам, формулировать основную мысль).
- Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, когда они раскрывают одну микротему).
- Прочитайте 1-й абзац.2-ой… О чём идёт речь? Важен ли этот абзац для раскрытия темы? Его нужно пересказывать сжато или подробно? Какие можно выделить ключевые слова? Как озаглавить?
5) На доске и в тетрадях дети записывают пункты плана и выписывают ключевые слова. Для примера можно привести образец раздаточного материала:
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.
Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину.
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, конкретными мастерами.
«Запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с прогрессирующей скоростью. Всё дело в том, что к патриотизму долго призывали, а его надо воспитывать с детства. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово.
(По В. Пескову)
Сначала выделим в тексте микротемы. Их четыре:
Доставшееся нам историческое и культурное наследие надо оберегать, но в памяти все же возникают горестные картины.
Взорвав чугунный памятник на могиле Багратиона, преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.
Путевой дворец Растрелли, стоявший недалеко от аэродрома Ленинграда, был разрушен во время войны немцами и до сих пор не восстановлен. Утрата любого памятника не восстановима.
«Запас» культурной среды ограничен в мире, так как многие забыли, что любовь к родному краю, к родной культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к окружающим людям.
№
| Исходный текст
| Сжатый текст
| Использованный прием сжатия
| 1
| Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.
| Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают горестные картины.
| • Замена фрагмента текста (доставшееся нам наследство) местоимением (его);
• Исключение фрагментов предложения (жизненный опыт, а порой);
• Исключение синонима (грустные);
• Обобщение (образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений)
| 2
| Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину.
| Довелось мне как–то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Н.И.Ивановым. Мы оба обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми на этом месте благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.
| • Упрощение (замена имени и отчества инициалами, местоимением);
• Исключение предложения, содержащего второстепенные факты (Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!..);
• Замена фрагмента текста синонимичным выражением ( сделавшие это совершили преступление - преступники запятнали);
• Исключение фрагментов предложения и переформулирование мысли своими словами.
|
| Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, конкретными мастерами.
| Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, архитектура которого связана с именами Растрелли, Росси, Захарова. По дороге с аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли, разрушенный войной, но сохранённый нашими бойцами. Отреставрировать его – и какая праздничная увертюра к Ленинграду. Снесли! Теперь на этом месте пусто, пусто и в душе, потому что утрата любого памятника невосстановима.
| • Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, исключение синонимов, упрощение;
• Исключение предложения, содержащего второстепенные факты
| 3
| «Запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с прогрессирующей скоростью. Всё дело в том, что к патриотизму долго призывали, а его надо воспитывать с детства. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово.
| «Запас» культурной среды крайне ограничен в мире. Патриотизм необходимо начинать воспитывать с любви к своей семье, к своему дому, с уважения к чувствам людей, любящих свою Родину.
| Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений.
Исключение фрагментов предложения
|
Иногда можно заменить этот вид работы на уроке, который все-таки предполагает индивидуальный характер деятельности, на групповую форму. В этом случае учащимся предлагается несколько текстов, разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Ведущий тип речи – описание
Книга – одно из величайших созданий человечества.
У современной книги было немало праобразов в древности. Первые книги были рукописные: глиняные, деревянные, папирусные, пергаментные, восковые.
Вот, например, как выглядела восковая книга: несколько табличек – дощечек, аккуратно выструганных в середине, скреплялись шнурками через дырочки, проделанные в двух углах дощечки. Квадратную выемку каждой дощечки заполняли желтым или черным воском. Первая и последняя страницы воском не покрывались.
Позже, когда появилось книгопечатание, появились бумажные книги.
Ведущий тип речи – рассуждение
Попав в библиотеку, я был поражен огромным количеством книг. Нестерпимо захотелось прочитать многие из них. Но как же выбрать интересную мне?
- А знаете ли вы, что выбор книги - дело чрезвычайно важное?- спросила меня Ольга Ивановна.
Она справедливо отметила, что каждому необходимо знать хотя бы элементарные вещи о том, как правильно это сделать.
Когда вы берете в руки книгу, во-первых, запомните имя ее автора. Возможно, в предисловии или в конце книги вы что-то прочитаете о нем. Это не только расширит ваши знания, но и, может быть, это поможет лучше понять произведение, авторскую позицию.
Во-вторых, ознакомьтесь, конечно, с иллюстрациями. Кстати сказать, хорошие иллюстрации привлекают внимание читателя к книге.
Итак, вы выбрали книгу и готовы к чтению. В добрый путь!
Ведущий тип речи – повествование
Мы стояли на берегу моря, которое казалось уснувшим и неподвижным. Небо все ниже и ниже склонялось над ним, словно хотело понять, о чем шепчут неугомонные волны.
- Стас, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищенно улыбаясь, произнес Петька и пожал мне руку.
В это время к нам подошел мой одноклассник – Мишка Козин. Он только недавно пришел к нам в класс, поэтому его мало кто знал. Наружность его была замечательна. Он был огненно, немыслимо ярко рыж и необыкновенно конопат. Мишка был весь усеян веснушками разных видов и мастей. За этой пестрядью не было видно черт его лица.
Увидев Козина, все стали переговариваться, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, весело засмеялись. Он бросил свой старый дерматиновый портфель на мокрый песок и вдруг увидел у меня в руках книгу. Мишка замер и благоговейно, словно святыню, взял у меня ее из рук.
- Стас, дай мне, пожалуйста, книгу. Я так давно мечтал прочитать ее.
К этим текстам, как правило, даются одинаковые вопросы и задания:
Какова тема текста?
Какова основная мысль текста? (Каков стиль текста?)
Какие проблемы поднимает автор в этом тексте?
Какова позиция автора?
Определить количество абзацев и микротем.
Обработать несколько методов сжатия (замену СПП - ПП, однородные члены - обобщающим наименованием, слияние нескольких предложений в одно).
Сделать компрессию одного - двух абзацев.
7) Самостоятельная работа: составление миниатюры.
8) Подведение итогов работы в группах,
9) Чтение получившихся текстов и комментирование учащимися использованных приемов компрессии.
Поиск в тексте ключевых слов – это традиционно трудный вид работы. Чтобы научить школьников выделять эти слова, необходимо показать их функцию. Предлагаем некоторые виды работы.
Ключевые слова, в разной степени отражая процесс компрессии в тексте, обеспечивают связь между его глубинными и поверхностными структурами.
Состав, сохранность и иерархия ключевых слов могут быть выявлены в лингвистическом эксперименте с применением методики перифразирования. Что это такое?
«Обратный отсчет».
Задания «от противного». По данным ключевым словам составить свой текст.
Задания, связанные с применением приемов компрессии:
- по данным микротемам создать свой текст (сжатый/подробный);
- насытить текст «лишней информацией».
Задания «Собери текст». На карточках фрагменты разных текстов. Необходимо собрать логически и по смыслу связный текст (обосновать). (В этом случае работа проходит творчески. Самое интересное, что её ученики выполняют по-разному. В итоге получаются совершенно разные тексты, но подбор фрагментов детьми всегда аргументирован).
Другие варианты заданий:
Составить связный текст по заданному образцу (микротемам).
Найти соответствия: микротема – фрагмент (на одной карточке список микротем по порядку – на другой разбросанные фрагменты текста).
Таким образом, можно подытожить разговор о тех приемах, которые помогут научить детей использовать и приемы компрессии, и научиться видеть в текстах «лишнюю» и главную информацию.
1. На примере готового текста выделение ключевых слов.
2. Создание своего текста с готовыми ключевыми словами.
3. Самостоятельный подбор ключевых слов и последующее создание текста.
4. Отбор «лишней» информации.
5. Создание текста с «лишней» информацией.
После проведенной работы, в качестве контрольного проверочного задания предлагается самостоятельная работа:
Между древней русской литературой и новой существует решительное различие в темпах и типе развития.
Давно уже было обращено внимание на то, что средневековые литературы развиваются медленнее, чем литературы нового времени. Одна из причин состоит в том, что писатели и читатели не стремятся к новому как таковому. Новое для них не является само по себе некоторой ценностью, как это типично для XIX и XX веков. Писатели и читатели нового времени ищут новизны – новизны идей, тем, способов выражения и т.д. Произведение новой литературы воспринимается его читателями во времени. Для читателя нового времени далеко не безразлично, когда создано произведение, в каком веке и в каком году, при каких обстоятельствах. Для читателя современной нам новой литературы ценность произведения возрастает, если оно появилось только что, является «новинкой». Это отношение к «новинкам» поддерживается в новое время критикой, журналами и средствами современной быстрой информации, а также модой.
Если придерживаться распространенного деления эпох на эпохи привычки и эпохи моды, то Древняя Русь, безусловно, принадлежит к эпохам привычки. В самом деле, в Средние века историческое отношение к литературе отсутствует. Для средневекового читателя имеет по преимуществу значение, чему посвящено произведение и кем оно создано: какое положение занимал или занимает автор, в первую очередь насколько он авторитетен в церковном и государственном отношении. Поэтому все произведения располагаются как бы на одной плоскости – старые и новые. «Современная литература» для каждого времени в Средние века – это то, что читается сейчас, старое и новое, переводное и оригинальное. Поэтому отправной точкой движения литературы вперед служат не только что появившиеся, «последние» произведения, а вся сумма литературных произведений, наличествующих в читательском обиходе.
Неподвижность способов изображения соответствует вере в неподвижность и неизменяемость мира. Задача автора состоит в том, чтобы выявить в мире вечное, неизменяемое. Художественный метод нового времени, при котором автор стремится к наглядности, конкретности и индивидуальному, требует обновления художественных средств, их «индивидуализации». Абстрагирующий же метод Средневековья, стремящийся извлечь общее, убрать индивидуальное и конкретное, не требует обновления и довольствуется общим, бывшим «всегда».
Принято говорить, что Средневековая литература традиционна. Под традиционностью подразумевается приверженность к старым формам и старым идеям. Но для Средневековья, как я уже сказал, вообще не существует «старого» и «нового». Здесь ценность в другом: в приверженности средневековой литературы к литературному этикету, к стремлению облекать содержание в приличествующие данному содержанию формы, своеобразная церемониальность литературы.
Вот почему в Средние века движение вперед совершается в недрах каждого жанра летописей, жанры ораторских произведений развиваются и вместе, и отдельно от житий и т.д. Поэтому одни жанры опережают развитие других, имеют в своем развитии индивидуальные отличия от других.
Все это необходимо учитывать при рассмотрении исторического значения тех или иных литературных эпох. Своеобразны не только результаты развития, но и самые «законы развития», они также изменяются и меняются по мере изменения самой действительности. Нет «вечных» правил и законов, по которым развитие совершается.
(Д.С. Лихачев)
| 1.Определите тему текста. Озаглавьте текст. Укажите ключевые слова. Как они соотносятся?
2.Определите тип речи. Какой прием организует композицию текста?
3.Укажите смысловые части, докажите, что это смысловые части.
4.Выделите в них ключевые предложения.
5.Составьте цитатный план. Определите тип речи в каждой смысловой части.
6.Как осуществляется связь между предложениями в смысловых частях и между смысловыми частями? Подчеркните эти языковые элементы и охарактеризуйте их. Сколько их? Как вы объясните их частую употребительность в тексте?
7.Составьте сжатый текст, используя приемы компрессии.
|
|
В итоге получается система упражнений, в которой выделяются четыре группы в соответствии с коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для создания сжатых текстов, которая позволяет добиться определённых результатов:
1) упражнения, направленные на формирование умения сокращать текст разными способами;
2) упражнения, направленные на формирование умения выделять главное (существенное) в информации;
3) упражнения, направленные на формирование умения правильно, логично и лаконично излагать свои мысли;
4) упражнения, направленные на формирование умения найти и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
При подборе текстов, выбираемых для работы над сжатым изложением, необходимо помнить, что тексты должны быть:
1) доступными и интересными детям;
2) познавательными и воспитывающими;
3) понятными и несложными по композиции;
4) безупречными в языковом отношении;
5) повествовательного характера (могут быть элементы описания или рассуждения);
6) включать диалоги (по возможности);
7)содержать второстепенную (несущественную) информацию (пространные описания природы, настроений и чувств героев и т.п.).
От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи − таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка. ЛИТЕРАТУРА
Баринова Е. А. Сжатое и выборочное изложение. // Русский язык в школе. - 1967. - № 2; Изложение как средство перехода к сочинениям. // Русский язык в школе. - 1968. - № 3.
Брудный А. А, Понимание как компонент психологии чтения. // Проблемы социологии и психологии чтения. - М., 1975.-С. 171.
Добротина И. Н. Упражнения по трансформации и моделированию текста. // Русский язык в школе. - 2007. - № 4. - С. 24-27.
Добротина И. Н. Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению.// Русский язык в школе.- 2009. -№ 3.- С. 11-18.
Соловьева Т. Н. На пути к изложению.// Русский язык в школе. -2007.- № 8. С. 23-27.
Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи. - М., 2004. - С. 407.
Марат Ф. С. Сжатое изложение «Субботний вечер в семье Ульяновых» в IV классе. // Русский язык в школе . - 1973. - № 2. - С. 9-13.
Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений 2008 года (в новой форме). Русский язык. - ФИПИ, 2008.
Пленкин Н. А. Обучение школьников правилам построения текста. // Русский язык в школе. -1977. - № 4. - С. 50-58.
Соболева О. В. Понимание текста: зачем, когда и чему учить. // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). - 2007. - № 23. - С. 29-36.
Фигуровский И. А. Изложение с перестановкой материала. // Русский язык в школе. - 1967. -№ 1. - С. 27-31.
|
|
|