Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Факультативный интегрированный курс «Родничок» ( история, культура, природа Русского Севера) Пояснительная записка


Скачать 188.03 Kb.
НазваниеФакультативный интегрированный курс «Родничок» ( история, культура, природа Русского Севера) Пояснительная записка
Тихомирова И.А
Дата16.02.2016
Размер188.03 Kb.
ТипДокументы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

Факультативный интегрированный курс «Родничок»


Авторы: Тихомирова И.А., учитель начальных классов
Карабут И.Н., учитель музыки

г.Северодвинск
Факультативный интегрированный курс «Родничок»

( история, культура, природа Русского Севера)
Пояснительная записка

В народе правильно говорят, что нет дерева без корней, дома - без фундамента. Трудно построить будущее, не познав исторических корней.

К сожалению, приходится признать, что обычаи старины забыты, и только бабушки еще чтят и помнят престольные праздники, постятся, знают, как выгнать скот на пастбище по старинному обычаю, как зайти в дом. Отрадно, что вновь начинает «оживать» эта старина, народ пытается возродить былые традиции, обряды, праздники. Сейчас всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа.

Факультативный интегрированный курс «Родничок» представляет собой межпредметную интеграцию дисциплин: краеведения, знакомства с окружающим миром, музыки, литературного чтения, ИЗО, трудового обучения и физического воспитания.

Цель курса не в том, чтобы научить детей исполнять или мастерить конкретные произведения народного творчества, а в том, чтобы, опираясь на конкретный материал, научить понимать народные мировоззрение и психологию; взаимосвязь дисциплин должна способствовать целостному восприятию народной культуры как выработанному веками устойчивому и развивающемуся во времени способу миропонимания. Отобранный материал отражает исторические этапы жизни народа нашего края, их своеобразие и требует показать учащемуся самобытность и неповторимость северной русской народной культуры; научить понимать художественный язык, с помощью которого в обряде, хороводе, костюме, утвари, архитектуре воплощен смысл народного творчества.

Из курса дети в доступной форме узнают, как представления народа о мире, явлениях природы проявляются через систему загадок, сказок, пословиц, поговорок, закличек, прибауток, хороводных и обрядовых песен; в ходе изучения календарно - обрядового цикла познакомятся с важнейшими годовыми христианскими праздниками, с их духовным смыслом; познакомятся с историей возникновения (и названия) географических мест нашего края, историко-архитектурными памятниками Русского Севера; узнают роль нашего края в истории развития страны. На занятиях предполагается чтение произведений писателей и поэтов Севера как дополнительный источник к изучаемому материалу, а также с целью расширения кругозора учащегося о мире художественной литературы.

Все темы курса сориентированы на региональную основу, учитывают местные особенности народного творчества. Это особенно важно для формирования уважительного отношения и любви к родному краю, его истории и культуре.

Задачи курса:

- формирование исторической памяти через знакомство учащегося с историей развития своего края, города;

- формирование экологической памяти на основе знаний о природной среде региона, на основе бережного отношения к окружающей природе;

- формирование культурной, нравственно-эстетической памяти на основе знакомства с произведениями писателей и поэтов Севера, особенностью северной речи, изучения народных ремесел, традиций, обычаев, обрядов;

- воспитание черт русского национального характера, привитие любви, уважения к народным ценностям своего региона.

Программа рассчитана на 3 года для изучения во 2, 3 и 4 классах. На занятия отводится один час в неделю.

Основными формами и приемами организации занятий являются рассказы учителя, чтение художественных и научно-познавательных текстов, беседы, экскурсии, подвижные игры, практические и исследовательские работы, разучивание музыкальных произведений, создание проектов. Итоговые занятия по темам проводятся в форме творческих работ, уроков - викторин, праздников, организуются выставки работ учащихся.

Введение в систему школьных дисциплин курса как самостоятельного предмета необходимо потому, что особенности родного края, его культура должны предстать перед детьми в своей целостности, а не в качестве разрозненных знаний на отдельных предметах.

В первый год обучения (2 класс) включен фольклорный материал малых жанров: считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки, а также детские хороводные и обрядовые песни. В этом разделе вводится понятие «фольклор», учащиеся знакомятся с историей возникновения закличек и приговорок, с особенностями чтения и пения скороговорок, со считалками как частью игры и их значением в жизни народа, обучаются сочинению считалок, инсценированию и выразительному исполнению прибауток. В разделе «Осенины» учащиеся знакомятся с традициями и обычаями северного народа во время уборки урожая, с народным праздником «Осенины». В следующем разделе происходит знакомство учащихся с зимними народными приметами, разучиваются заклички, стихи о зиме, инсценируются зимние пейзажи, дети изготавливают маски колядовщиков, обрядовое печенье козули. Так идет подготовка к знакомству с праздниками «Зимних святок», обрядом колядования. В разделе «В гостях у сказки» происходит не только знакомство с содержанием северных народных сказок, но и с их особенностями, языком, дети учатся сравнивать, анализировать, работать над характерами героев, идеей сказок, инсценировкой сказок с музыкальным оформлением. В разделе «Встреча весны» изучаются обряды встречи весны.

Заключительным разделом первого года обучения, в котором закрепляются знания о малых фольклорных жанрах, связанных с трудом и отдыхом русского народа, является большая тема «Делу время - потехе час». На итоговом в данной теме празднике «Посиделки» учащиеся покажут знания по фольклору, приобретенные в течение всего года.

Содержание программы второго года обучения ( 3 класс) раскрывается в двух больших разделах: «Природа нашего края» и «Календарно-обрядовая культура как форма взаимоотношения человека и природы». Второй раздел разбит на 4 темы: «Осень в гости просим», «Путешествие в северный дом. Наша старина», «Старинные русские обычаи. Взаимоотношения людей», «Весна пришла».

При изучении этих тем учащиеся познакомятся с климатическими особенностями нашего края, географическим положением на карте Родины, природными ресурсами Архангельской области, флорой и фауной Севера. Изучая второй раздел курса, дети познакомятся с бытом поморов, традициями и обычаями их повседневной жизни, углубят знания о календарно-обрядовых праздниках, декоративно-прикладном творчестве северного народа.

Задача курса третьего года обучения ( 4 класс) состоит в том, чтобы углубить знания учащихся о животном и растительном мире, природных явлениях, традициях и обычаях жителей Архангельской области. Также учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью людей, прославившими наш край; с историко-архитектурными памятниками Севера; продолжат работу над особенностями диалектной речи.

Таким образом, построение материала интегрированного курса «Родничок» обеспечивает усвоение комплекса знаний в определенной последовательности и взаимосвязи и формирование на этой основе практических умений.

Учебный план факультативного интегрированного курса «Родничок»

2 класс (34 часа, из расчета 1 час в неделю)

№№ п/п

Разделы программы

Количество часов

по программе

1.

Фольклор - народная мудрость.

5 ч.

2.

Осенины.

4 ч.

3.

Зимние Святки.

6 ч.

4.

В гостях у сказки.

6 ч.

5.

Встреча весны.

6 ч.

6.

Делу - время, потехе - час.

7 ч.

Итого:

34 ч.


Содержание программы

2 класс

1. Тема: « Фольклор – народная мудрость ».

Знакомство с произведениями устного народного творчества: закличками «Дождик, дождик, пуще», «Дождик, дождик, лей, лей, лей», «Радуга-дуга», «Солнышко»; приговорками «Бабка- коробочка», «Божья коровка», «Улитка - улитка», «Мышка - мышка», «Петушок»; скороговорками «Шли три попа», «На горе у пригорка», «Сшит колпак не по-колпаковски», «Веники», «Андрей - воробей», «Четыре черненьких чертенка», «Бык тупогуб», «Мышонку шепчет мышь»; считалками «Я скакала», «Начинается считалка», «Заяц белый», «Чики-брики, где была?», «Заяц белый», «Шла коза по мостику», «Вот лягушка по дорожке»; играми «Бабка - Ёжка», «У медведя во бору», «Колокольцы - бубенцы», «Каравай», «Пахарь и жнецы», «Огородник»; прибаутками «Как у нашего Данилы», «Стучит, бренчит по улице», «Как у наших у ворот», «Чики - чикалочки», «Скок - поскок».

2. Тема: «Осенины».

Знакомство с народными приметами осени, со стихотворениями северных поэтов В.Шелыгина «Рябина», Г.Аушева «Брусничное море»; с малыми фольклорными жанрами - осенними закличками «Осень, осень», «Восёнушка-осень»; считалками «Зайчишка-трусишка», «Яблочко катится», «На зеленом на лугу»; песнями, хороводами «Калина», «Урожай собирай», «Осень», «Листопад», «Падают листья», «Осенние листья».

3. Тема: «Зимние святки».

Знакомство с обрядами Зимних Святок, колядованием, значением слов «коляда», «колядка»; с малыми фольклорными жанрами колядками «Пришла коляда накануне Рождества», «Коляда ты, коляда», «Сею, вею, посеваю», «Таусень», «Овсень», «Винограды», «Северная колядка»; играми «Баба - Яга», «Цыган и медведь»; с народными приметами о зиме.

4. Тема: «В гостях у сказки».

Знакомство с произведениями устного народного творчества: северными народными сказками «Репка», «Лиса и волк», «Старик и волк», сказками народов России «Лисичка - сестричка и волк», «Старик со старухой и волк», современной авторской сказкой «Репка», с музыкальными партиями к сказкам.

5. Тема : «Встреча весны».

Знакомство с народными приметами весны; с малыми фольклорными жанрами - весенними закличками «Солнышко», «Нам весну гукать», «Весна красна», «Ой кулики - жаворонушки», «Жаворонки, прилетите»; подвижной игрой «Родничок»; песнями «Перед весной», «Веснянка», «Благослови мати», «Блины»; сказкой «Как Машенька весну искала»; с содержанием рассказа Беднова «Снеговик».

6. Тема: «Делу – время, потехе - час».

Обобщение знаний об изученных произведениях устного народного творчества; знакомство с пословицами о труде «Рукам работа - душе праздник», «Труд - дело чести, будь всегда на первом месте»; прибаутками «Уля, иди за дровами», «Что делаешь?», «Пойдем в поле пахать», «Федул», «Заказчик и мастер», «Здравствуй, кум», «Где ты бы?», «Иванушка», «Кисонька мурлысенька», «Скок - поскок», «Патока с имбирём», «Чики-чикалочки»; с прибаутками - перевертышами «Сказка - помазка», «Как у нашего Данилы», «Аи чу-чу, я горошек молочу»; играми, считалками «В медведя», «Плетень», «За стеклянными дверями», частушками; русской народной сказкой «Колосок»; знакомство со сказками северных писателей С.Писахова «Как поп работницу нанимал», Чуркина «Зайка - зазнайка»; разучивание на музыкальных инструментах произведений «Ах, вы, сени», «Скок - поскок», «Во поле береза стояла», «Чики-чикалочки»; знакомство с северной одеждой, её изготовлением в старые времена.

К концу первого года изучения интегрированного курса «Родничок» у учащихся будут сформированы понятия и представление:

- что такое фольклор, его малые жанры: заклички, приговорки, считалки, прибаутки и их особенности;

- о традициях и обычаях северного народа в Зимние Святки, Сороки;

- об особенностях северных русских народных сказок;

- о народных приметах различных времен года: осени, зимы, весны.

Обучающийся получит возможность научиться:

- исполнять малые жанры с музыкальным сопровождением и инсценированием;

- исполнять песни, хороводы в народном стиле, инсценировать изученные обряды;

- инсценировать русские народные сказки с музыкальным сопровождением;

-уметь пользоваться изученным материалом в повседневной жизни.

Учебный план факультативного интегрированного курса «Родничок»

3 класс (34 часа, из расчета 1 час в неделю)

№ п/п

Разделы программы

Количество часов по программе

1.

Край, в котором мы живем.

Природа нашего края.

5 ч.

2.

Календарно – обрядовая культура как форма взаимоотношения человека и природы.

29 ч.




Тема 1. Осень в гости просим.

4 ч.




Тема 2. Путешествие в северный дом.

Наша старина.

13 ч.




Тема 3. Старинные русские обычаи.

Взаимоотношения людей.

6 ч.




Тема 4. Весна пришла.

6 ч.




Итого:

34 ч.

Содержание программы

3 класс

1. «Край, в котором мы живем. Природа нашего края».

Географическое расположение Архангельской области, водоемы, реки, озера, моря (омывающие область), климатические условия. Растительный мир края. Животный мир края.

Город Северодвинск. Его место на карте области, история возникновения города. Роль города в развитии страны.

Что дает наш край стране?

Экскурсия в городской краеведческий музей на выставку «Растительный и животный мир Архангельской области» является обобщающим уроком темы.

2. «Календарно-обрядовая культура как форма взаимоотношения человека и природы».

Тема 1. «Осень в гости просим».

Старинные народные приметы, поверья, предсказания погоды. Как люди в старину судили о природе, окружающем мире.

Старинный праздник «Капустки». Суть праздника, обычаи, традиции. Подбор загадок, поговорок о капусте. Лечебные свойства капусты.

Главный христианский праздник октября - Покров день. Суть праздника, приметы, связанные с Покровом.

Творческая работа – сочинение и инсценирование сказки «Разговор двух кочанов капусты».

«Праздник с огорода» - обобщающий урок темы.

Тема 2. «Путешествие в северный дом. Наша старина».

Северный деревянный дом, особенности его возведения. Материал для строительства дома. Место расположения дома. Украшение резьбой. Внутреннее убранство дома - мебель, домашняя утварь. Расположение в доме - изба, Красный угол, закуток, полати.

Хозяйственные постройки. Двор. Сени. Хлев Поветь. Мост. Взвоз. Баня. Амбар.

Музей деревянного зодчества в Малых Карелах.

Северная прялка. Ее устройство, предназначение; материал, из которого делали. Традиции и обычаи, связанные с прялкой. Северная роспись на прялке. Приспособление для прядения - веретено, кудель, лучина. Посиделки.

Старинная русская одежда. Северный костюм. Северная вышивка как украшение и как символ взаимоотношений с природой. Значение пояса как оберега от нечистой силы.

Варежки. Северный орнамент. Символы - обереги в орнаменте. Как в старину использовали растительный краситель для шерсти.

Народные промыслы Севера - плетение из бересты, резьба по кости, резьба по дереву, вышивка, глиняная игрушка, щепная птица, лоскутное шитье.

Каргопольская игрушка. История возникновения игрушки. Символы, цвет в каргопольской росписи.

Практические занятия: рисование орнамента для одежды; создание своего орнамента для варежки; лепка и роспись каргопольской игрушки; коллективная работа - проект «Модель северной деревни».

Экскурсия в городской краеведческий музей на выставку «Северный дом. Наша старина» проводится как обобщающий урок по разделу.

Экскурсия в ДЮЦ (детско-юношеский центр) на тему «Народные промыслы Севера» проводится с целью наглядного показа изделий народного творчества.

Тема 3. «Старинные русские обычаи. Взаимоотношения людей».

Как в старину на севере величали членов семьи, родственников. Северные частушки. Колыбельные песни.

Северный диалект (оканье, особое название предметов).

Старинные русские обычаи - чаевничание, гостеприимство, встреча хлебом-солью, добрые дела, помочи.

Великий Пост. Северная кухня. Особенности питания на севере во время Поста.

Масленица. Суть праздника. Символы, традиции, обряды, развлечения, посещение родственников в масленичную неделю.

Практическая работа: изготовление соломенной куклы «Маслены».

Исследовательская работа по выбору.

Тема 4. «Весна пришла».

Вербное воскресенье. Пасха. Символ Пасхи - верба, яйцо (символ жизни). Благовещенье, приметы этого дня, по которым судили о будущем урожае.

«Егорьев день» - праздник первого выгона скота на пастбище. Содержание животных. Значение коровы в жизни крестьянина.

Народные музыкальные инструменты - жалейка, рожок, дудочка, шаркунок.

Троица. Символ Троицы - русская березка, ее практическое применение человеком. Проект: создание книжки-малышки с загадками, стихами, песнями о березе.

Практическая работа: изготовление пасхальной открытки, роспись пасхального яйца.

Обобщающий урок по теме проводится в форме викторины.

Праздник «Как на Севере у нас...» проводится как итоговое занятие по всему курсу с применением теоретических знаний на практике, выставкой детских работ.

К концу второго года изучения интегрированного курса «Родничок» у учащихся будут сформированы понятия и представление:

- о географических названиях: Архангельская область, г. Северодвинск, р. Северная Двина, Белое море, г. Каргополь;

- о растениях, произрастающих в Архангельской обл.: ели, сосне, березе, морошке, голубике, чернике, клюкве, бруснике;

- о животных, обитающих в Архан­гельской области: волке, лосе, зайце, лисе, белке, медведе, северном олене, тюлене;

-о северных росписях – Мезенской росписи, Борецкой росписи, Пермогорской росписи;

- о названиях частей северного дома - дворе, сенях, хлеве, повети, избе, Красном угле;

-об элементах северного костюма - сарафане, рубахе, поясе, кокошнике; предназначении пояса на рубахе, сарафане;

- о народных промыслах Севера – резьбе по кости, резьбе по дереву, плетению из бересты, каргопольской глиняной игрушке.

-о старинных традициях и обычаях народа - чаевничании, гостеприимстве, встрече хлебом - солью, помочах.

Обучающийся получит возможность научиться:

-находить данные названия на карте Архангельской области;

-различать и рисовать элементы названных росписей;

-отличать северный русский костюм от костюмов других народов;

-отличать каргопольскую игрушку от других глиняных игрушек;

-применять игры на практике в свободное время.

Учебный план интегрированного курса «Родничок»

4 класс ( 34 часа, из расчета 1 час в неделю)

№ п/п

Разделы программы

Количество часов по программе

1.

Двинская земля.

7 ч.

2.

Природа Природа и люди Поморья.

7 ч.

3.

«Не любо – не слушай».

(Творчество С. Писахова).

4 ч.

4.

Слово о великом поморе.

(Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова).

3 ч.

5.

Живое слово Б.Шергина.

6 ч.

6.

Земли моей живые родники.

7 ч.




Итого:

34 ч.

Содержание программы

4 класс

1. Тема: «Двинская земля».

Водоемы Архангельской области (озёра, Белое море, Северная Двина). Природные явления - северное сияние, белые ночи.

Растительный и животный мир северного края.

Лес - главное богатство края. Что дает наш край стране.

Река Онега. Добыча жемчуга на Севере.

Творческая работа - мини-сочинение «Письмо далекому другу» с целью выявления знаний учащегося о нашем крае.

2.Тема: «Природа и люди Поморья».

Соловецкий монастырь. История возникновения. Историко-архитектурный памятник. Роль монастыря в истории развития страны.

История развития русского флота от истоков (поморский коч), освоение земель поморами.

Развитие солеварения в северном крае. Обычаи, традиции, быт поморов

Отличительные качества поморского человека - трудолюбие, выносливость, ум, смекалка, доброта, патриотизм.

3. Тема: «Не любо - не слушай».

Биография и творчество С.Г. Писахова.

Особенности диалектной речи, устаревшие слова.

Особенности сказок С.Г.Писахова - гипербола (преувеличение).

Творческая работа - сочинение сказки о природе нашего края. Цель - развитие мышления, воображения, фантазии, связной речи.

4. Тема: «Слово о великом поморе».

Биография М.В. Ломоносова. Основные этапы жизни. Великие открытия ученого. Поэтическое творчество М.В.Ломоносова. Стихи. Оды.

Резьба по кости - народный промысел поморов на родине М.В.Ломоносова (с. Ломоносове).

5. Тема: « Живое слово Бориса Шергина».

Биография и творчество Б. Шергина. Сказки. Очерки. Рассказы по пословицам.

Творческая работа - сочинение по пословице. Цель - развитие воображения, мышления, связной речи, умения применять пословицу на практике.

6. Тема: « Земли моей живые родники».

Село Нёнокса. Географическое расположение на карте Архангельской области. Историко-архитектурный памятник села. Роль Нёноксы в истории, в развитии страны.

Урочище Куртяево. Целебные свойства родника. История возникновения. Традиции, обряды в ур. Куртяево.

История г. Северодвинска. Строительство города. Роль Северодвинска в годы Великой Отечественной войны.

Стихи северных поэтов, посвященных с. Нёнокса, ур. Куртяево, г. Северодвинску.

Урок - викторина «Люби и знай свой край» является итоговым и обобщающим занятием по всем темам третьего года обучения по курсу «Родничок». Использование вопросов, ребусов, кроссвордов. Цель - выявление знаний учащихся по изученному материалу.

К концу третьего года изучения интегрированного курса «Родничок» у учащихся будут сформированы понятия и представление:

- о географических названиях: р. Онега , Белое море, с.Холмогоры, с. Нёнокса;

- об основных этапах жизни М.В. Ломоносова, его великих научных открытиях;

- о биографии и творчестве писателей и поэтов Севера: С. Писахова, Б.Шергина, М.Крюковой, А.Трапезникова, В. Шелыгина, М.Попова.

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить изученные географические названия на карте Архангельской области;

- называть фамилии и произведения писателей и поэтов Севера;

- рассказывать связным текстом о нашем крае, его природе, достопримечатель­ностях, знаменитых людях.

Литература

Работа по факультативному интегрированному курсу «Родничок» обеспечивается учебно-методическим комплексом:

1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. (Репринтное издание 1866—1869). — М., 1994

2. Белсвинский Л. В. История русской материальной культу­ры. - М., 1995

3. Богуславская И.Я. Северные сокровища.- г.Архангельск, 1980

4. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. — М., 1991

5. Дидактические материалы по экологии (региональный компонент). Учебное пособие для учителей начальных классов. Авторы-составители: Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П., -Архангельск, 1997

5. Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. — М., 1991

6. Круглый год: Русский земледельческий календарь / Сост. А. Ф. Некрылова. — М., 1991

7. Латышева Д.И. Живая Русь/книга 1,2/.- Москва, 1995

8. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М., 1987

9 . Младшим школьникам о М.В. Ломоносове. Методический материал для учителя. /науч.ред. Николаева Э.И., сост. Полякова И.Ф./- Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2001

10. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч.ред. Николаева Э.И.; сост., отв.ред. Полякова И.Ф./ 4-е изд., переработанное – Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2011.

11. Национально-региональный компонент содержания образования в начальной школе. Программа «Морянка». Методический материал для учителя.Часть1. Часть 2./науч.ред. Николаева Э.И., сост. Полякова И.Ф./- Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 1999.

12. Науменко Г. М. Этнография детства. — М., 1998.

13. Пармон Ф. М. Русский народный костюм. - М., 1994.

14. Поморская энциклопедия. Том 1. История Архангельского Севера.- Архангельск, ПГУ им. М.В.Ломоносова, 2001

15. Потешки. Считалки. Небылицы / Сост. А. Н. Мартынова. — М., 1997.

16. Русские народные пословицы и поговорки / Сост. Ю. Круглов. - М., 1990

17. Степанов В.К. Народные праздники на Святой Руси.- Москва,1992

18. Танкеев И. От крестин и до поминок /обычаи, обряды, предания русского народа/.- Москва,1997

Репертуарные сборники:

1. Гилярова Н. Н. Хрестоматия по русскому народному твор­честву. — М., 1996

2. Детство: Репертуарно-методический сборник / Сост. И. А. Силаева, А. И. Яковлева./ - М., 1994

3. Куприянова Л. Л. Русский фольклор. Уроки в 1 классе: По­собие для учителя музыки общеобразовательной школы. — М., 1998

4. Науменко Г. М. Дождик, дождик, перестань!: Русское на­родное детское музыкальное творчество. — М., 1988

5. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе, -М., 2000

6. Хоровод - круглый год: Народные праздники и обряды / Сост. Г. М. Науменко/ - М., 1999

7. Фольклор в школе. Вып. Г—3 / Сост. Л. Куприянова. — М., 1991-1993