Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Экология растений (6 класс, 35 часов). Пояснительная записка Содержательной основой курса является курс «Бактерии. Грибы. Растения» |
 Скачать 140.22 Kb. |
Экология растений (6 класс, 35 часов).
Пояснительная записка
Содержательной основой курса является курс «Бактерии. Грибы. Растения», изучаемый в 6 классе. В связи с тем, что на изучение данного курса в программе отводится всего 35 часов, произошло сокращение экологического содержания, экологическим вопросам отводится недостаточно времени.
Данная программа направлена на экологизацию курса ботаники, в её основе лежит системно – структурный подход, необходимый для развивающего обучения.
Данный курс показывает единство жизни растений с живой и неживой природой, демонстрирует экологическое разнообразие, возрастные и сезонные изменения, даёт основные понятия о строении, изменчивости, устойчивости и сменах растительных сообществ. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира. Цель курса: расширить экологическое содержание школьного курса биологии в 6 классе.
Задачи курса:
1. показать единство жизни растений с живой и неживой природой;
показать приоритет экологических ценностей;
3. удовлетворить интерес учащихся к многообразию растений, условиям их
обитания;
4. научить использовать знания в повседневной жизни Содержание программы курса. Введение – 1 час
Что изучает «Экология растений». Среда обитания растений. Условия существования растений. Взаимное влияние и взаимные связи. Растительные сообщества. Особенности взаимодействия растений и животных со средой: способ питания и обмен веществ. Степень подвижности, длительность роста, количество органов и способы их образования. Реакция на внешние воздействия, способы защиты. Свет в жизни растений – 3 часа.
Необходимость света для растений. Свет и питание растений. Влияние света на рост растений. Свет и цветение растений. Разнообразие условий освещения на Земле. Прямой и рассеянный свет. Солнечный спектр. Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые растения. Теневыносливые и тенелюбивые растения. Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. Регуляция условий освещения растений. Тепло в жизни растений – 3 часа.
Тепло – необходимое условие жизни. Температурные условия и прорастание семян. Значение тепла для цветения растений. Тепло и созревание плодов. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. Температура тела растений. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. Приспособления растений к высоким и низким температурам. Высокие температуры и состояние покоя. Особенности строения растений, уменьшающие нагревание. Группы растений по отношению к теплу и холоду. Улучшение температурных условий для растений. Вода в жизни растений – 3 часа.
Необходимость воды для растений. Поступление воды для растений. Поступление воды в растение. Приспособления для удержания воды. Расход воды растениями. Экологические группы растений по отношению к воде. Водные растения. Плавающие растения, растения, полностью погруженные в воду. Водные растения с плавающими листьями. Приспособления водных растений к недостатку кислорода. Земноводные растения. Влаголюбивые растения разных сообществ. Общие приспособления влаголюбивых растений. Растения, требующие умеренного увлажнения: луговые и лесные растения, эфемеры и эфемероиды. Засухоустойчивые растения. Приспособления к увеличению поглощения воды, сокращению расхода воды, запасанию воды. Обеспечение растений водой. Воздух в жизни растений – 2 часа.
Газовый состав воздуха в жизни растений. Значение азота, кислорода, углекислого газа, некоторых примесей в воздухе. Ветер в жизни растений. Отрицательное воздействие ветра на растения. Положительное влияние ветра: опыление ветром, разнос спор ветром, распространение и плодов и семян. Перекати – поле. Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха. Почва в жизни растений – 2 часа.
Состав почвы: минеральные вещества, вода, воздух, органические вещества. почвенные организмы. Почва – субстрат для закрепления растений. Почва – источник минерального питания и воды. Почва – помощник в переживании неблагоприятных условий. Запас семян в почве. Экологические группы растений пот отношению к разным свойствам почвы: растения бедных и богатых почв, растения засолённых почв. Солевыносливые растения. Растения – соленакопители. Солевыводящие растения. Улучшение почв человеком: зелёные удобрения, рыхление, рассоление. Охрана почв. Практические работы:
Влияние состава почвы на рост и развитие растений. Растения и животные – 3 часа.
Приспособления растений к привлечению опылителей. Животные – опылители. Похитители нектара. Практическое значение нектара. Роль животных в распространении плодов и семян. Распространение сочных плодов. Распространение сухих плодов. Распространение семян муравьями. Распространение цепких и клейких плодов и семян. Сверх дальнее расселение растений. Разнообразие растительноядных животных. Выпас и его роль в жизни растений. Результаты выпаса. Растения – хищники. Влияние растений друг на друга – 2 часа.
Формы влияния растений друг на друга. Прямые влияния. Лианы. Эпифиты. Растения – полупаразиты. Растения – паразиты. Влияния растений друг на друга через изменения среды. Фитоклимат. Конкуренция. Выделение веществ, угнетающих рост. Практические работы:
Угнетение растениями друг друга ( на примере сирени и нарциссов). Грибы и бактерии в жизни растений – 1 час.
Способы питания грибов и растений. Круговорот веществ. Непрерывность жизни. Сожительство растений с грибами и бактериями. Микориза, её роль в жизни растений. клубеньковые бактерии. Бактериальные и грибковые болезни растений. Сезонные изменения растений – 2 часа.
Осень и зима в жизни растений. Подготовка растений к зиме. Листопад и его роль в жизни растения. Подготовка к зиме вечнозелёных хвойных деревьев. Озимые однолетние. Весна и лето в жизни растений. Предвесеннее, ранняя весна, поздняя весна. Весна в жизни вечнозелёных хвойных деревьев. Яровые однолетники. Лиственные леса. Фенологические фазы. Особенности фенологических фаз у разных растений. Влияние климата и погоды на фенологические фазы. Экскурсия: Растения зимой. Изменения растений в течение жизни – 2 часа.
Продолжительность жизни растений: деревьев, кустарников и кустарничков, трав. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение для растений разных периодов жизни и возрастных состояний: зародышевый период, период молодости, период зрелости. Практическая работа:
Определение возраста ветки растения по годичным кольцам.
Определение возраста сосны по веткам.
Разнообразие условий существования и их влияние на растения – 2 часа.
Условия существования растений. Различия растений в зависимости от условий существования. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния. Жизненные формы растений – 2 часа.
Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев: деревья лесной зоны, деревья пустынь, деревья саванн, деревья вечнозелёных тропических лесов. Деревья – удушители и деревья – рощи. Растительные сообщества – 4 часа.
Естественные растительные сообщества. Искусственные растительные сообщества. Устойчивость естественных растительных сообществ. Результаты взаимных влияний растений в сообществе. Видовой состав естественных и искусственных растительных сообществ. Постоянство видового состава. Количественные отношения видов в растительном сообществе. Разнообразие растений одного вида в природном сообществе. Строение растительных сообществ. Наземные ярусы. Размещение подземных органов. Значение ярусов и слоёв. Горизонтальная расчленённость растительного сообщества. Изменения растительных сообществ: суточные, сезонные, годовые. Обратимые и необратимые изменения. Зарастание озёр. Воздействие человека на растительность. Экскурсия: Сообщество водоёма. Охрана растительного мира – 3 часа.
Редкие и охраняемые растения. Красная книга. Охраняемые территории и их значение.
Календарно – тематическое планирование на 2013-2014 учебный год
№
Заня-тия
| Дата
проведения
| Тема занятия
| Форма занятия
|
| 1.
|
| Введение.
|
|
| Свет в жизни растений – 3 часа.
|
| 2.
|
| Свет в жизни растений. Разнообразие условий освещения на Земле
|
|
| 3
|
| Экологические группы растений по отношению к свету.
|
|
| 4
|
| Приспособления растений к меняющимся условиям освещения
|
|
| Тепло в жизни растений – 3 часа.
|
| 5
|
| Тепло в жизни растений. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле.
|
|
| 6
|
| Температура тела растений. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.
|
|
| 7
|
| Приспособления растений к высоким и низким температурам.
|
|
| Вода в жизни растений – 3 часа.
|
| 8
|
| Вода в жизни растений. Поступление и удерживание, расход воды в растении.
|
|
| 9
|
| Экологические группы растений по отношению к воде.
|
|
| 10
|
| Обеспечение растений водой.
|
|
| Воздух в жизни растений – 2 часа.
|
| 11
|
| Газовый состав воздуха в жизни растений
|
|
| 12
|
| Приспособления растений к опылению ветром и распространению ветром. Регулирование человеком воздушных потоков.
|
|
| Почва в жизни растений – 2 часа.
|
| 13
|
| Почва в жизни растений. Состав почвы. Улучшение почвы человеком.
|
|
| 14
|
| Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы.
|
|
| Растения и животные – 3 часа.
|
| 15
|
| Животные – опылители, распространители плодов и семян
|
|
| 16
|
| Растения и растительноядные животные.
|
|
| 17
|
| Растения – хищники
|
|
| Влияние растений друг на друга – 2 часа.
|
| 18
|
| Прямые влияния растений друг на друга.
|
|
| 19
|
| Влияние растений друг на друга через изменения среды
|
|
| Грибы и бактерии в жизни растений – 1 час.
|
| 20
|
| Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений.
|
|
| Сезонные изменения растений – 2 часа.
|
| 21
|
| Осень и зима в жизни растений
|
| 22
|
| Весна и лето в жизни растений. Фенологические фазы.
|
| Изменение растений в течение жизни – 2 часа.
|
| 23
|
| Продолжительность жизни растений
|
|
| 24
|
| Периоды жизни растений и возрастные состояния растений.
|
|
| Разнообразие условий существования и их влияние на растения – 2 часа.
|
| 26
|
| Где и как обитают растения
|
|
| 27
|
| Жизненное состояние растений. Изменение размеров растений.
|
|
| Жизненные формы растений – 2 часа.
|
| 28
|
| Разнообразие жизненных форм растений.
|
|
| 29
|
| Разнообразие деревьев.
|
|
| Растительные сообщества – 4 часа.
|
| 30
|
| Состав растительных сообществ
|
|
| 31
|
| Количественные соотношения видов в растительном сообществе.
|
|
| 32
|
| Строение растительных сообществ
|
|
| 33
|
| Изменения растительных сообществ, воздействие человека на сообщество.
|
|
| Охрана растительного мира – 2 часа.
|
| 34
|
| Редкие и охраняемые растения. Красная книга.
|
|
| 35
|
| Охраняемые территории и их значение
|
|
|
Учебно – методическое обеспечение курса:
Список литературы для учителя:
Былова А.М., Шорина М.И. Экология растений.– Вентана – Граф. 2003.
И.В. Измайлов, В.Е.Михлин, Э.В.Шашков и др. Биологические экскурсии. –
М.:Просвещение, 1983.
Генкель П.А. Физиология растений. – М.: Просвещение, 1984.
Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и её охрана: Пособие для учителей. – М.:
Просвещение, 1985.
Жизнь растений: 6 том – М.: Просвещение, 1982.
Культиасов И. М. Экология растений. – М.: Изд – во МГУ,1982.
Набор открыток «Удивительные растения».
Папорков М.А., Клинковская Н.И., Милованова Е.С. Учебно – опытные работы
на пришкольном участке – М.: Просвещение, 1980 Познавательная энциклопедия. Экология. – Кристина и К, 1994.
Семёнова – Тян – Шанская А.М. Мир растений и люди. – Л.: Наука,1986 Сохраним наш мир. Учебное пособие по экологии. – Ростов, Гермес, 1995
Тетюрев В.А. Методика эксперимента по физиологии растений: Пособие для
учителей. – М.: Просвещение,1980
Хрипкова А.Г. и др. Естествознание. – М., Просвещение 1995.
Что было до нашей эры. Серия «Экология цивилизации». М., Педагогика- Пресс, 1994 .Экологическое образование школьников/ под ред. И.Д. Зверева и И.Т Суравегиной.
– М.: Педагогика,1983.
Список литературы для учащихся:
Акимушкин И. Занимательная биология. – М., 1972
Алексеев Б.Д. Гиганты и пигмеи растительного мира. – М., 1978
Головкин Б.Н. Рассказы о растениях – переселенцах. – М., 1984
Книга для чтения по ботанике/ Сост.Д.И. Трайтак. – М.: Просвещение,1986
Петров В.В. Из жизни зелёного мира. – М., 1982
Энциклопедия для детей. Биология. – М., Аванта +, 1996.
Энциклопедия для детей. Экология. – М., Аванта +, 2003.
Иллюстративный материал:
рисунки, картины с изображением растений разных видов;
гербарные экземпляры;
презентации |
|
|