Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Экология растений (6 класс, 35 часов). Пояснительная записка Содержательной основой курса является курс «Бактерии. Грибы. Растения»


Скачать 140.22 Kb.
НазваниеЭкология растений (6 класс, 35 часов). Пояснительная записка Содержательной основой курса является курс «Бактерии. Грибы. Растения»
Дата02.03.2016
Размер140.22 Kb.
ТипРеферат

Экология растений (6 класс, 35 часов).

Пояснительная записка

Содержательной основой курса является курс «Бактерии. Грибы. Растения», изучаемый в 6 классе. В связи с тем, что на изучение данного курса в программе отводится всего 35 часов, произошло сокращение экологического содержания, экологическим вопросам отводится недостаточно времени.

Данная программа направлена на экологизацию курса ботаники, в её основе лежит системно – структурный подход, необходимый для развивающего обучения.

Данный курс показывает единство жизни растений с живой и неживой природой, демонстрирует экологическое разнообразие, возрастные и сезонные изменения, даёт основные понятия о строении, изменчивости, устойчивости и сменах растительных сообществ. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира.
Цель курса: расширить экологическое содержание школьного курса биологии в 6 классе.

Задачи курса:

1. показать единство жизни растений с живой и неживой природой;

  1. показать приоритет экологических ценностей;

3. удовлетворить интерес учащихся к многообразию растений, условиям их

обитания;

4. научить использовать знания в повседневной жизни
Содержание программы курса.
Введение – 1 час

Что изучает «Экология растений». Среда обитания растений. Условия существования растений. Взаимное влияние и взаимные связи. Растительные сообщества. Особенности взаимодействия растений и животных со средой: способ питания и обмен веществ. Степень подвижности, длительность роста, количество органов и способы их образования. Реакция на внешние воздействия, способы защиты.
Свет в жизни растений – 3 часа.

Необходимость света для растений. Свет и питание растений. Влияние света на рост растений. Свет и цветение растений. Разнообразие условий освещения на Земле. Прямой и рассеянный свет. Солнечный спектр. Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые растения. Теневыносливые и тенелюбивые растения. Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. Регуляция условий освещения растений.
Тепло в жизни растений – 3 часа.

Тепло – необходимое условие жизни. Температурные условия и прорастание семян. Значение тепла для цветения растений. Тепло и созревание плодов. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. Температура тела растений. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. Приспособления растений к высоким и низким температурам. Высокие температуры и состояние покоя. Особенности строения растений, уменьшающие нагревание. Группы растений по отношению к теплу и холоду. Улучшение температурных условий для растений.
Вода в жизни растений – 3 часа.

Необходимость воды для растений. Поступление воды для растений. Поступление воды в растение. Приспособления для удержания воды. Расход воды растениями. Экологические группы растений по отношению к воде. Водные растения. Плавающие растения, растения, полностью погруженные в воду. Водные растения с плавающими листьями. Приспособления водных растений к недостатку кислорода. Земноводные растения. Влаголюбивые растения разных сообществ. Общие приспособления влаголюбивых растений. Растения, требующие умеренного увлажнения: луговые и лесные растения, эфемеры и эфемероиды. Засухоустойчивые растения. Приспособления к увеличению поглощения воды, сокращению расхода воды, запасанию воды. Обеспечение растений водой.
Воздух в жизни растений – 2 часа.

Газовый состав воздуха в жизни растений. Значение азота, кислорода, углекислого газа, некоторых примесей в воздухе. Ветер в жизни растений. Отрицательное воздействие ветра на растения. Положительное влияние ветра: опыление ветром, разнос спор ветром, распространение и плодов и семян. Перекати – поле. Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха.
Почва в жизни растений – 2 часа.

Состав почвы: минеральные вещества, вода, воздух, органические вещества. почвенные организмы. Почва – субстрат для закрепления растений. Почва – источник минерального питания и воды. Почва – помощник в переживании неблагоприятных условий. Запас семян в почве. Экологические группы растений пот отношению к разным свойствам почвы: растения бедных и богатых почв, растения засолённых почв. Солевыносливые растения. Растения – соленакопители. Солевыводящие растения. Улучшение почв человеком: зелёные удобрения, рыхление, рассоление. Охрана почв.
Практические работы:

Влияние состава почвы на рост и развитие растений.
Растения и животные – 3 часа.

Приспособления растений к привлечению опылителей. Животные – опылители. Похитители нектара. Практическое значение нектара. Роль животных в распространении плодов и семян. Распространение сочных плодов. Распространение сухих плодов. Распространение семян муравьями. Распространение цепких и клейких плодов и семян. Сверх дальнее расселение растений. Разнообразие растительноядных животных. Выпас и его роль в жизни растений. Результаты выпаса. Растения – хищники.
Влияние растений друг на друга – 2 часа.

Формы влияния растений друг на друга. Прямые влияния. Лианы. Эпифиты. Растения – полупаразиты. Растения – паразиты. Влияния растений друг на друга через изменения среды. Фитоклимат. Конкуренция. Выделение веществ, угнетающих рост.
Практические работы:

Угнетение растениями друг друга ( на примере сирени и нарциссов).
Грибы и бактерии в жизни растений – 1 час.

Способы питания грибов и растений. Круговорот веществ. Непрерывность жизни. Сожительство растений с грибами и бактериями. Микориза, её роль в жизни растений. клубеньковые бактерии. Бактериальные и грибковые болезни растений.
Сезонные изменения растений – 2 часа.

Осень и зима в жизни растений. Подготовка растений к зиме. Листопад и его роль в жизни растения. Подготовка к зиме вечнозелёных хвойных деревьев. Озимые однолетние. Весна и лето в жизни растений. Предвесеннее, ранняя весна, поздняя весна. Весна в жизни вечнозелёных хвойных деревьев. Яровые однолетники. Лиственные леса. Фенологические фазы. Особенности фенологических фаз у разных растений. Влияние климата и погоды на фенологические фазы.
Экскурсия: Растения зимой.
Изменения растений в течение жизни – 2 часа.

Продолжительность жизни растений: деревьев, кустарников и кустарничков, трав. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение для растений разных периодов жизни и возрастных состояний: зародышевый период, период молодости, период зрелости.
Практическая работа:

  1. Определение возраста ветки растения по годичным кольцам.

  2. Определение возраста сосны по веткам.


Разнообразие условий существования и их влияние на растения – 2 часа.

Условия существования растений. Различия растений в зависимости от условий существования. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния.
Жизненные формы растений – 2 часа.

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев: деревья лесной зоны, деревья пустынь, деревья саванн, деревья вечнозелёных тропических лесов. Деревья – удушители и деревья – рощи.
Растительные сообщества – 4 часа.

Естественные растительные сообщества. Искусственные растительные сообщества. Устойчивость естественных растительных сообществ. Результаты взаимных влияний растений в сообществе. Видовой состав естественных и искусственных растительных сообществ. Постоянство видового состава. Количественные отношения видов в растительном сообществе. Разнообразие растений одного вида в природном сообществе. Строение растительных сообществ. Наземные ярусы. Размещение подземных органов. Значение ярусов и слоёв. Горизонтальная расчленённость растительного сообщества. Изменения растительных сообществ: суточные, сезонные, годовые. Обратимые и необратимые изменения. Зарастание озёр. Воздействие человека на растительность.
Экскурсия: Сообщество водоёма.
Охрана растительного мира – 3 часа.

Редкие и охраняемые растения. Красная книга. Охраняемые территории и их значение.

Календарно – тематическое планирование на 2013-2014 учебный год



Заня-тия

Дата

проведения

Тема занятия

Форма занятия




1.




Введение.







Свет в жизни растений – 3 часа.




2.




Свет в жизни растений. Разнообразие условий освещения на Земле







3




Экологические группы растений по отношению к свету.







4




Приспособления растений к меняющимся условиям освещения







Тепло в жизни растений – 3 часа.




5




Тепло в жизни растений. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле.







6




Температура тела растений. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.







7




Приспособления растений к высоким и низким температурам.







Вода в жизни растений – 3 часа.




8



Вода в жизни растений. Поступление и удерживание, расход воды в растении.







9




Экологические группы растений по отношению к воде.







10




Обеспечение растений водой.







Воздух в жизни растений – 2 часа.




11




Газовый состав воздуха в жизни растений







12




Приспособления растений к опылению ветром и распространению ветром. Регулирование человеком воздушных потоков.







Почва в жизни растений – 2 часа.




13




Почва в жизни растений. Состав почвы. Улучшение почвы человеком.







14




Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы.







Растения и животные – 3 часа.




15




Животные – опылители, распространители плодов и семян







16




Растения и растительноядные животные.







17




Растения – хищники







Влияние растений друг на друга – 2 часа.




18




Прямые влияния растений друг на друга.







19




Влияние растений друг на друга через изменения среды







Грибы и бактерии в жизни растений – 1 час.




20




Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений.







Сезонные изменения растений – 2 часа.




21




Осень и зима в жизни растений




22




Весна и лето в жизни растений. Фенологические фазы.




Изменение растений в течение жизни – 2 часа.




23




Продолжительность жизни растений







24




Периоды жизни растений и возрастные состояния растений.







Разнообразие условий существования и их влияние на растения – 2 часа.




26




Где и как обитают растения







27




Жизненное состояние растений. Изменение размеров растений.







Жизненные формы растений – 2 часа.




28




Разнообразие жизненных форм растений.







29




Разнообразие деревьев.







Растительные сообщества – 4 часа.




30




Состав растительных сообществ







31




Количественные соотношения видов в растительном сообществе.







32




Строение растительных сообществ







33




Изменения растительных сообществ, воздействие человека на сообщество.







Охрана растительного мира – 2 часа.




34




Редкие и охраняемые растения. Красная книга.







35




Охраняемые территории и их значение








Учебно – методическое обеспечение курса:

Список литературы для учителя:

Былова А.М., Шорина М.И. Экология растений.– Вентана – Граф. 2003.

И.В. Измайлов, В.Е.Михлин, Э.В.Шашков и др. Биологические экскурсии. –

М.:Просвещение, 1983.

Генкель П.А. Физиология растений. – М.: Просвещение, 1984.

Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и её охрана: Пособие для учителей. – М.:

Просвещение, 1985.

Жизнь растений: 6 том – М.: Просвещение, 1982.

Культиасов И. М. Экология растений. – М.: Изд – во МГУ,1982.

Набор открыток «Удивительные растения».

Папорков М.А., Клинковская Н.И., Милованова Е.С. Учебно – опытные работы

на пришкольном участке – М.: Просвещение, 1980 Познавательная энциклопедия. Экология. – Кристина и К, 1994.

Семёнова – Тян – Шанская А.М. Мир растений и люди. – Л.: Наука,1986 Сохраним наш мир. Учебное пособие по экологии. – Ростов, Гермес, 1995

Тетюрев В.А. Методика эксперимента по физиологии растений: Пособие для

учителей. – М.: Просвещение,1980

Хрипкова А.Г. и др. Естествознание. – М., Просвещение 1995.

Что было до нашей эры. Серия «Экология цивилизации». М., Педагогика- Пресс, 1994 .Экологическое образование школьников/ под ред. И.Д. Зверева и И.Т Суравегиной.

– М.: Педагогика,1983.

Список литературы для учащихся:

Акимушкин И. Занимательная биология. – М., 1972

Алексеев Б.Д. Гиганты и пигмеи растительного мира. – М., 1978

Головкин Б.Н. Рассказы о растениях – переселенцах. – М., 1984

Книга для чтения по ботанике/ Сост.Д.И. Трайтак. – М.: Просвещение,1986

Петров В.В. Из жизни зелёного мира. – М., 1982

Энциклопедия для детей. Биология. – М., Аванта +, 1996.

Энциклопедия для детей. Экология. – М., Аванта +, 2003.

Иллюстративный материал:

рисунки, картины с изображением растений разных видов;

гербарные экземпляры;

презентации