Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«Царства растений» |
 Скачать 129.09 Kb. |
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №212
Фрунзенского района г.Санкт-Петербург
Игра по станциям по теме «Царство растений»
для 3 класса («Планета Знаний»)
Подготовили учителя нач.классов
Иванова С.И.
Ильина Н.А.
Тема: «Царства растений» Цель предметная: обобщить и закрепить знания учащихся о разнообразии и строении растений, процессах питания и дыхания, способах размножения и развитии растений, о значении растений в жизни человека и их охране. Задачи по формированию УУД:
Личностные:
формировать положительную мотивацию и познавательный интерес к учению;
учить ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
формировать бережное отношение к природе
Регулятивные:
формировать умение определять цель учебной деятельности, соотносить свои действия с поставленной целью; корректировать выполнение заданий в соответствии с планом и условиями выполнения;
формировать умение составлять план выполнения заданий;
формировать умение определять способы и приемы действий при решении учебных задач:
Познавательные:
формировать умение извлекать информацию, представленную в виде таблиц, схем; формировать умение переводить словесную информацию в условные модели;
формировать умение выполнять логические операции, выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий;
участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия
Коммуникативные:
формировать навык соблюдения в повседневной жизни норм речевого этикета и правил устного общения;
формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
формировать умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
Материалы и инструменты:
карточки с названиями групп растений и «лишними» названиями;
таблица «Строение растений»;
карточки с изображениями растений разных групп;
статьи по каждой станции;
письма «читателей»;
схемы дыхания и питания растений;
карточки с названиями веществ, участвующих в дыхании и питании растений;
текст для корректировки;
карточки для восстановления схемы развития растений из семени;
«Красная» книга;
листы для изображения знаков;
листы для оформления газеты, клей, ножницы, цветные карандаши и фломастеры.
На подготовительном этапе учащиеся делятся на команды.
Перед началом игры команды собираются на инструктаж о правилах игры (передвижение по маршрутному листу, на каждую станцию отводится 5 минут, начало и окончание работы по звонку). Идея игры: учащиеся являются редакцией газеты, рассказывающей читателям о растениях. Каждая станция — это отдел газеты. Впервые попав на станцию, ведущий знакомит учащихся с тем, чем данный отдел занимается. После выполнения заданий на станции, команда получает статью для своей будущей газеты. В ходе игры учащиеся посещают 5 станций-отделов: 1. Информационный отдел
Тема: «Разнообразие растение. Строение растений» «Вы находитесь в информационном отделе. Работа данного отдела направленна на поиск информации. Сотрудники информационного отдела из множества информации отбирают самую главную и понятным языком доносит ее до своих читателей». «Сегодня информационный отдел получил от главного редактора газеты задание: рассказать читателям о разнообразии растений. Вы помните, что все растения можно разделить на группы. Основание для деления — условия жизни растений и их строение. Из предложенных карточек выберите названия групп».
Учащимся предлагаются карточки с названиями групп растений (по условиям жизни и строению) и карточки-обманки:
водоросли
папортоники
мхи
хвойные
цветковые
овощи
фрукты
дикорастущие и культурные
«Давайте расскажем вашим читателям об отличиях между растениями этих групп. Прочитайте по какому основанию будете выполнять сравнение. Заполните таблицу, расставляя знаки «+», если растение имеет данный орган, и «-», если не имеет его.»
Учащимся предлагается таблица.
Сперва в таблице записываются названия органов растений и вспоминаются их назначения.
Затем в таблице размещаются карточки с названиями групп
и выполняется сравнение.
| Основание
| для сравне
| ния: части
| растений
|
|
|
| ...
| ...
| ...
| ...
| ...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
“Читателям всегда интересно не только читать познавательные статьи, но и рассматривать иллюстрации. Подберите к каждой группе растений иллюстрацию из предложенных».
Учащимся предлагаются карточки с изображениями растений.
Они определяют к какой группе они относятся. “Вы отлично потрудились в информационном отделе. У вас готова первая статья для вашей будущей газеты.»
После выполнения заданий, ребята получают карточку со статьей по теме станции.
Царство растений разнообразно. Растения различаются и размером, и окраской. В зависимости от условий жизни и строения, все растения можно разделить на 5 групп — водоросли, папоротники, мхи, хвойные и цветковые.
Водоросли живут в воде, образуя подчас целые заросли. Тело водорослей не имеет корня, стебля, листьев, цветов, плодов с семенами.
Мхи предпочитают сильно увлажненные места. Из всех органов у них есть только стебель и листья.
Папоротники «любят» влажные и тенистые леса. Имея корень, стебель и листья, папоротники лишены цветов и плодов с семенами.
Хвойные растения имеют корни, стебель и видоизмененные листья — хвою. А вот цветов и плодов нет. Зато у хвойных растений есть шишки. В них-то и созревают семена.
К цветковым относят растения, которые за свою жизнь цветут хотя бы раз. У таких растений есть все органы. А плод с семенами появляется на месте цветков.
|
2. Отдел писем
Тема: «Дыхание и питание растений» «Вы находитесь в отделе писем. В редакцию ежедневно приходят десятки писем с вопросами от читателей. Сотрудники этого отдела отбирают самые интересные и дают ответы на них. Сегодня к вам в редакцию пришли такие письма...»
Ребятам предлагаются четыре письма. Они их читают и отвечают на вопрос:
о каких двух процессах в жизни растений просят рассказать их авторы писем? «Дорогая редакция. Меня зовут Аня. Мне 7 лет. В сентябре я пошла в первый класс. Мой любимый предмет в школе — окружающий мир. Я очень люблю наблюдать за растениями. Мама часто говорит, что растениям, как и нам, нужно питание. Неужели растения тоже едят?А мне кажется, что растениям достаточно полива. Не могли бы вы рассказать об этом?» «Уважаемая редакция, помогите! Нас зовут Андрей и Оля. Мы поспорили о том, как растения питаются. Андрей говорит, что растения питаются водой и солями, которые в ней растворены. А я считаю, что этого им мало, и наверняка они еще что-то едят. Помогите разобраться в этом вопросе». «Здравствуйте! Пишет вам Нина Васильевна. Недавно я стала цветоводом-любителем. Теперь у меня в спальне много красивых растений. Но я стала замечать, что сплю я теперь плохо, а по утрам чувствую себя уставшей, иногда болит голова. Может это из-за цветов в моей спальне?» «Добрый день! Пишем вам семья Петровых. Мы живем в городе, но любим выезжать на природу в лес. Мы замечаем, что за городом намного легче дышать, чем в городе. С чем это связано?» «Давайте ответим нашим читателям на их вопросы. Перед вами лист с изображением растения. К какой группе растений его можно отнести? Какие органы этого растения на рисунке изображены? Составьте схему дыхания растения.
Перед учащимися лист с изображением дерева и карточки: «углекислый газ»,
«кислород», «вода», «соль», «сахар», «крахмал», «свет».
Учащиеся восстанавливают схему дыхания растений. «Как вы ответите читателям на их вопросы?
Учащиеся делают вывод о том, что плохое самочувствие Нины Васильевны
связано с тем, что растения в темноте перестают выделять кислород,
а только поглощают его. А семье за городом так легко дышится благодаря свойству
растений выделять кислород и очищать воздух. «Теперь восстановите схему питания растений.»
В ходе составления схемы питания растений, ребята вспоминают, что
растения часть сахара и крахмала используют для роста,
а другая часть накапливается у некоторых растений в корнях, у других в плодах,
а у картофеля в клубнях.
В ходе опыта (слабый раствор йода помещают на срез картофельного клубня)
учащиеся доказывают наличие крахмала в клубне. “Вы отлично потрудились над ответами на вопросы читателей. У вас готова вторая статья для газеты»
Поскольку растения — живые организмы, они нуждаются в дыхании и питании.
Процесс дыхания растений похож на этот же процесс у человека. Дышат растения постоянно. При этом растения поглощают из воздуха кислород и выделяют углекислый газ.
Процесс питания растений достаточно сложен. Корнями растения впитывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. Зелёные листья растений поглощают из воздуха углекислый газ. При солнечном свете из воды и углекислого газа в листьях образуется сахар. Он в последствии превращается в крахмал. Сахар и крахмал и являются главными питательными веществами для растений. Из листьев они доставляются ко всем органам растений.
|
3. Отдел корректировки
Тема: «Размножение и развитие растений» “Вы находитесь в отделе корректировки. Главная задача этого отдела — выявление ошибок.
К вам в отдел поступила статья. Вам необходимо проверить ее на наличие ошибок. Если ошибки есть, их необходимо зачеркнуть и сверху подписать правильный вариант.» Единственный способ размножения растений — при помощи насекомых, переносящих
нектар. Такой процесс переноса пыльцы с одного цветка на другой называется распространением.
Цветки некоторых растений, таких как дуб, береза, насекомых не привлекают, так как у них
невкусный нектар. Такие растения опыляет человек.
Расселению семян помогают и птицы. Их привлекают бледно окрашенные плоды рябины, брусники. Съев плоды, вместе с пометом птицы выбрасывают семена растений в самых разных местах.
Плоды, имеющие зонтики, разносятся ветром. Плоды, имеющие замочки, цепляются за одежду человека или шерсть животных и распространяются. “Также к вам на корректировку поступила схема развития растения. Исправьте ошибки». Работа со схемой. “Вы профессионально справились со своей задачей. Все ошибки исправлены и для вашей газеты готова еще одна статья и схема.
Один из способов размножения растений — при помощи насекомых, переносящих
пыльцу. Такой процесс переноса пыльцы с одного цветка на другой называется
опылением.
Цветки некоторых растений, таких как дуб, береза, насекомых не привлекают, так как у них нет нектара. Такие растения опыляет ветер.
Расселению семян помогают и птицы. Их привлекают ярко окрашенные плоды рябины, брусники. Съев плоды, вместе с пометом птицы выбрасывают семена растений в самых разных местах.
Плоды, имеющие крылышки, разносятся ветром. Плоды, имеющие крючки, цепляются за одежду человека или шерсть животных и распространяются.
|
В этом отделе учащиеся помимо статьи получают еще и схему развития растения
4. Художественный отдел.
Тема: «Охрана растений» «Вы находитесь в художественном отделе. Сотрудники этого отдела занимаются художественным оформлением. Сегодня вам предстоит оформлять колонку газеты, посвященную охране растений. Перед вами книга. Как она называется? Что в ней? Почему туда занесены некоторые виды растений? Вспомните, какие меры предпринимает человек для сохранения редких и исчезающих видов растений? Вашу газету волнует охрана редких видов растений. Вы стараетесь свое отношение передать и читателям. Придумайте и нарисуйте для читателей несколько знаков, показывающих как нельзя поступать с растениями.» Ребятам предлагаются заготовки для рисунков.
«У вас получились отличные знаки. Их вы и получаете для оформления своей газеты».
5. Отдел верстки и дизайна. «Вы находитесь в последнем, но не менее важном отделе — отделе верстки и дизайна. В этом отделе продумывается внешний вид газеты, ее оформление, размещение материала, а также производится ее печать. Перед вами чистый лист вашей будущей газеты, готовые статьи, знаки, иллюстрации, а также название газеты и заголовки. Вам необходимо продумать расположение материала на листе газеты и ее оформление. После этого можно готовый материал приклеивать в газете» Готовые газеты размещаются на доске, а команды выстраиваются для подведения итогов.
Оценивание работ:
В ходе оценки работ команд учитывается правильность выполнения заданий на станциях-отделах, а также конечный продукт — газета. Обращается внимание на правильно подобранное название для газеты, расположение материала, художественное оформление и эстетичность. |
|
|