Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Эффективность использования икт на уроках математики


Скачать 63.61 Kb.
НазваниеЭффективность использования икт на уроках математики
Дата21.02.2016
Размер63.61 Kb.
ТипДокументы

Эффективность использования ИКТ на уроках математики 

Тема использования ИКТ на уроках математики меня заинтересовала давно. За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Без них уже невозможно представить современного человека. Всё шире используются информационные технологии и в образовательном процессе, что повышает эффективность обучения. В данной работе я попыталась обосновать, почему именно процесс информатизации, так важен для современного учителя. Процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует отнести информатизацию образования. Она является первоосновой глобальной рационализации интеллектуальной деятельности человека за счет использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). 
Если цель знания – не запоминание огромного фактического материала в мельчайших подробностях, а способность легко и быстро ориентироваться в этой области, то можно выделить самое главное: 
• Роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и творческого мышления учащихся не только в области естествознания, но и в самом общем смысле; 
• Знания, твердые основы которых формируются при изучении математики в школе, должны быть максимально приближены к реальной жизни и повседневной практике; 
• Изучение математики должно осуществляться так, чтобы учащиеся видели науку в постоянном историческом развитии и, желая изучать ее, испытывали удовлетворение и радость от процесса познания. 
Изменения, которые происходят сегодня в современном обществе во многом определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно. 
Эти доводы побудили меня к работе, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий. 
Сегодня остается открытым вопрос: «Как же наиболее эффективно использовать потенциальные возможности современных информационных и коммуникационных технологий при обучении школьников, в том числе, при обучении математике?».
Одной из главных задач учителя математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности учащихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, мною на уроках активно используются информационные технологии. Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно – коммуникативные, личностно – ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. 
Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной из насущных проблем для современного общества.

 
Преимущества использования ИКТ.
Педагогическая целесообразность использования ИКТ на уроках математики.

Какие плюсы я вижу? 
Уроки с использованием ИКТ: 
• позволяют представить учебный материал более доступно и понятно, повышают степень наглядности; 
• делает процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным (в частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент); 
• способствуют реализации развивающего обучения, формируют навыки исследовательской деятельности; 
• позволяют учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать, при этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика; 
• позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении; 
• вызывают высокую степень эмоциональности учащихся, оживляют учебный процесс; 
• повышают мотивацию и познавательную активность. 
И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знаний учащихся. Информатизация образовательного процесса - это реальность сегодняшнего дня. ИКТ уверенно завоёвывают себе место в учебном процессе. Работать по- новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования. 
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения: 
• графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения; 
• возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга. 
Вывод: 
Традиционные методы обучения. Традиционные средства и их дидактические возможности. Совершенствование за счет применения программных и технических средств ИТ. 
Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж. Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги). Ведущее средство -живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обощенными научными знаниями. 
Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию. 
Наглядные: 
Демонстрация макета, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация. Натуральные объекты, макеты, модели, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы. Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами. Мультимедийный показ приемов и операции; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях. Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств. 
- Использование компьютера на уроках математики способствует активной творческой деятельности учащихся. 
- Применение возможностей компьютера, строгость в соблюдении “правил игры” с принципиальной познаваемостью этих правил способствует большей осознанности учебного процесса, повышают его интеллектуальный и логический уровень. 
- Компьютер является как помощником школьника, так и контролером. 
Применяя ИКТ-технологии, учитель не только даёт знания, но еще и показывает их границы, обучает школьников приёмам обработки информации, разным видам деятельности; сталкивает ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса, что нацеливает их на поиски нестандартных решений, на самообразование; благодаря такой работе ученик сможет максимально раскрыться, показать все свои возможности и способности, проявить и развить свои таланты. А главное – найти себя, почувствовать свою значимость и осознать, что он – личность, способная мыслить, творить, создавать новое. И, следовательно, учитель выполнил своё предназначение!