Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Протокол №24 от 28. 06. 2014 «утверждаю» Директор моу сош №1 п. Пангоды Е. Р. Тимяшева Программа |
 Скачать 0.72 Mb. |
1 2 3 4 5 6 Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №1 п.Пангоды»
Принята на заседании
Педагогического совета школы
Протокол № 24 от 28.06.2014
| «УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СОШ №1 п.Пангоды
Е.Р. Тимяшева
|
Программа
летнего отдыха учащихся
«Пангодинская волшебная страна»
(для детей 7 – 11 лет) Разработчик программы:
Курищева Ирина Михайловна,
заместитель директора по воспитательной работе
п.Пангоды - 2014
Информационная карта
Полное название программы
| «Пангодинская волшебная страна»
| Цель
| Цель для подростка – осознать себя и свою значимость в коллективе, проверить себя и свои возможности через игру, приобрести жизненный опыт, содержательно общаться в разновозрастном коллективе, развивать творческие способности, весело и хорошо отдохнуть летом.
Цель для педагога – воспитать в детях милосердие, чувство сопереживания, терпимость, создать ситуацию Успеха, изучить ценностные ориентации, способности, потребности, мотивы к творческой деятельности.
| Пришкольная оздоровительная площадка
| С дневным пребыванием
| Направления деятельности
| Социально-педагогическая
| Краткое содержание
| Программа построена на основе сюжетно-ролевой игры по сказочной повести А. Волкова «Семь подземных королей». Участниками игры становятся все дети и взрослые лагеря, им присваивается звание «рудокопов», которым предстоит раскопать «Священный источник» и открыть себе путь в Волшебную страну, для этого дети должны «перекопать» уголки своей души, своих знаний и умений и найти свое место в деле общего успеха. Отряды «рудокопов» имеют карту, на которой в ходе игры появляются знаки, указывающие на то, что очередной этап пройден успешно (знаками являются «волшебные алмазы» - талисманы против усыпительной воды). Во время игры (основной период) «Лабиринты бриллиантовой пещеры» команды должны преодолеть все тупики, перевалы и развилки. Каждое утро «Правители стран» ведут «раскопки» и отряд выполняет столько заданий игры, сколько «алмазов» будет найдено. В течение дня отряд выполняет различные задания-конкурсы, чем меньше «алмазов» найдено, тем сложнее задание. Итогом периода является право выхода команды из подземелья в «Волшебную страну», первой будет та команда, которая быстрее всех «усыпит» короля и получит Чудесный свисток Королевы мышей Рамины.
| Ожидаемые результаты
| Общее оздоровление детей, укрепление их здоровья.
Развитие стремления у детей и педагогов к самореализации.
Формирование коллектива единомышленников - детей и педагогов, взаимодействующих в психологически комфортном климате лагеря на принципах содружества, сотрудничества и сотворчества.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, соуправления, социальной активности.
Мотивация на дальнейшее творчество и познавательную деятельность по окончании летней смены.
Личностный рост участников смены.
Освоение, усвоение и присвоение детьми и подростками традиций лагеря: Добра и Справедливости, Дружеской Помощи и Поддержки, Патриотизма и Гражданственности, Игры и Романтики и др.
| Авторы программы
| Курищева Ирина Михайловна,
заместитель директора по воспитательной работе
| Адрес организации
| Улица Ленина, д.43
| География участников
| п. Пангоды, учащиеся СОШ №1
| Количество детей, участников программы
| 40 человек
| Сроки проведения
| 02.06 - 27.06
| Количество смен
| 1
| Предполагаемый социальный эффект программы
| Поддержка социально-незащищённых семей;
развитие у детей интереса к социальной жизни, готовности участвовать в решении круга социальных проблем;
гуманизация деловых отношений в коллективе, проявление заботы и взаимной ответственности;
расширение зоны развития ребёнка;
показатели оздоровления детей.
| Пояснительная записка
Лагерь – это место, где каждый ребенок
может состояться как уникальная личность… Лагерь – это большая, умная Игра,
которая помогает детям радоваться жизни,
праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А.Шмаков Государственная политика в интересах поддержки каникулярного отдыха детей осуществляется в процессе создания в России благоприятных правовых, социальных, экологических условий, обеспечивающих детям отдых и оздоровление, необходимых для гармоничного физического и духовного развития.
На базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» ежегодно работает пришкольная оздоровительная площадка «Солнышко». Данная программа «Пангодинская волшебная страна» рассчитана на 21 день.
Участники – дети 7-11 лет.
В основе программы лежит педагогика деятельности и педагогика отношений. Основная предпосылка педагогики деятельности: личность развивается в процессе деятельности, поэтому воспитание должно осуществляться при «включении» ребёнка в осмысленную деятельность. Воспитывающая деятельность более эффективна, если она имеет коллективный характер. Идея педагогики отношения – подлинное существование человека возможно, только в точке соприкосновения с другими, т.е. в сфере межличностных отношений. Педагогика отношений развивает личностно-ориентированный подход. Забота о развитии ребёнка, наиболее удачно, выражается во внимании к той системе отношений, в которых он живет и развивается. Поэтому основная задача педагогов – учить детей пониманию отношений. В последнее время наблюдается резкий спад в желании детей участвовать в коллективных делах. Дети почти не знают игр, не умеют организовывать свой досуг. Их внутренний мир состоит из сплошных комплексов, затрудняющих общение. Многие не могут выражать свои эмоции, чувства, принять участие в беседе, убеждать и слушать. Учитывая все это, в программе подобраны игры, конкурсы, развлечения, направленные на раскрепощение ребёнка, на развитие его гуманистических, этических и волевых качеств.
Программа построена на основе сюжетно-ролевой игры по сказочной повести А. Волкова «Семь подземных королей». В ходе смены организуются
3 тематических периода:
I «Я все смогу»;
II «Если с другом вышел в путь»;
III «Я, ты, он, она – вместе целая страна».
Деятельность в каждый тематический период направлена на решение общих задач программы и логически продолжает сюжетно-ролевую игру «Лабиринты подземной страны». Участниками игры становятся все дети и взрослые, им присваивается звание «рудокопов» которым предстоит раскопать «Священный источник» и открыть себе путь в Волшебную страну, для этого дети должны «перекопать» уголки своей души, своих знаний и умений и найти свое место в деле общего успеха. Игра имеет свои законы, принципы построения, но, несмотря на это, наблюдается ее многовариативность, используются некоторые психологические приёмы и методы:
- эмпатия (способность к самопереживанию);
- рефлексия (процесс анализа и самоанализа);
- методика выбора.
Программа «Пангодинская волшебная страна»:
По уровню разработки – программа пришкольной оздоровительной площадки дневного пребывания.
По направленности – комплексная, так как объединяет различные направления отдыха, оздоровления, воспитания и дополнительного образования детей и другой деятельности детского временного коллектива.
По продолжительности – краткосрочная, так как реализуется только 21 день.
По форме составления – модифицированная, так как в основе её использованы Интернет-источники.
По целевой направленности – социально-педагогическая, так как предусматривается работа не только по организации отдыха и оздоровления, но и дополнительного образования детей.
Школа имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:
1. Деятельность по развитию интеллектуальных и художественно-творческих способностей и взаимоотношений.
2. Деятельность по совершенствованию коммуникативных качеств и культуры общения.
3. Деятельность, помогающая приобрести опыт организатора, лидера.
4. Деятельность, расширяющая опыт бережного отношения друг к другу, к младшим.
5. Деятельность по формированию потребности создавать вокруг себя мажорную эмоционально-психологическую атмосферу.
6. Деятельность по развитию умений преодолевать трудности и собственные слабости.
7. Деятельность, формирующая трудовые навыки, навыки самообслуживания, обустройства быта.
8. Деятельность по развитию патриотических чувств, устремленности познавать мир.
Игра предполагает 2 уровня целеполагания.
Цель для подростка – осознать себя и свою значимость в коллективе, проверить себя и свои возможности через игру, весело и хорошо отдохнуть летом.
Цель для педагога – воспитать в детях милосердие, чувство сопереживания, терпимость, создать ситуацию Успеха, изучить ценностные ориентации, способности, потребности, мотивы к творческой деятельности.
Задачи программы
Осуществить подбор квалифицированных педагогических кадров и провести обучение.
Создать условия развивающей среды, предоставляющей ребёнку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Предоставить участникам программы для индивидуального выбора максимальное количество направлений деятельности дополнительного образования детей.
Обеспечить непрерывность процесса обучения и воспитания школьников в период летнего отдыха через организацию интересного, полезного и полноценного летнего отдыха для детей и подростков.
Развивать социальную активность, лидерские качества, формировать компетенции, связанные с самоорганизацией и организации других (организовать деятельность детей и взрослых на основе соуправления).
Способствовать уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям, и увеличению процента охвата учащихся «группы риска» организационными формами занятости.
Развивать и укреплять связи школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования и культуры в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.
Концепция программы
Концептуальные основы деятельности.
Детская пришкольная площадка дневного пребывания – это необходимость организации занятости учащихся в каникулярное время с учётом особенностей социокультурной среды посёлка Крайнего Севера; это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по созданию развивающей образовательной среды ребёнка через включение его в разнообразные виды деятельности с целью его успешной самореализации.
Другим важнейшим фактором актуальности проблемы организации летнего отдыха и оздоровления детей является то, что с каждым годом в связи с прогрессирующим ухудшением окружающей среды уменьшается количество здоровых детей. Вызывает тревогу ежегодный прирост процента детей с хронической патологией. После напряженного учебного года все дети нуждаются в оздоровлении в летнее время, а дети «группы риска» и имеющие хроническую патологию в дополнительном специализированном оздоровлении. Таким образом, следует выделить следующие проблемы в организации летнего труда, отдыха и оздоровления детей и подростков: недостаточная занятость детей и подростков различными видами деятельности в летний период времени; проблемы профилактики детской безнадзорности и бродяжничества; недостаточная организация работы в летнее время с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Главным направлением в работе воспитателей и вожатых является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребёнка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются.
Создание комфортной психологической среды для каждого ребёнка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства предоставляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.
Методическое проектирование программы «Пангодинская волшебная страна» опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.
При создании концепции программы преследовались следующие идеи:
- Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
- Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
- Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
- Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский)
- Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
Физическое благополучие – сохранение и укрепление ребёнком своего здоровья.
Психологическое благополучие – комфортное пребывание ребёнка в лагере, снятие стрессовых и конфликтных ситуаций. Создание в коллективе благоприятной атмосферы.
Интеллектуальное благополучие - реализация интеллектуального потенциала, расширение кругозора, приобретение новых знаний умений и навыков;
Социальное благополучие – формирование активной жизненной позиции, возможность самореализации, многообразие социальных проб. Социальный статус в коллективе. Возможность самоопределения и совершения выбора.
Принципы программы
Программа опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику пришкольной площадки почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летней оздоровительной площадки предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Особенности воспитательного процесса:
- общность взрослых и детей;
- создание в коллективном творчестве новых традиций;
- передача опыта старших детей младшим;
- 3 основных методических блока: I - деловые игры
II - игровые ситуации
III - тренинги
Показатели развития личности ребенка:
- углубление и расширение знаний о себе (о своих интересах, способностях и возможностях);
- развитие у детей интереса к социальной жизни, готовности участвовать в решении круга социальных проблем;
- гуманизация деловых отношений в коллективе, проявление заботы и взаимной ответственности;
- расширение зоны интеллектуального развития ребенка;
- показатели оздоровления детей. Самоуправление
Организационно управленческая структура опирается на принципы:
поддержки и признания детской инициативы;
индивидуального подхода;
самостоятельности и ответственности;
свободного выбора и самоопределения;
единства цели;
разновозрастного подхода;
взаимоподдержки и взаимопомощи;
самоуправления.
Самоуправление – не управление без взрослых.
На детской пришкольной площадке дневного пребывания создан Большой совет, в него входят министры по различным направлениям, Хранители времени. Совет отвечает на вопрос: «Что делаем сейчас? Что будем делать после?». Координация деятельности происходит при «анализе дневных событий», где анализируются все дела, проблемы, ситуации. На Большом совете можно согласовать действия по выполнению какого-либо мероприятия, проекта, найти точку соприкосновения, если нужно объединиться для решения какой-либо проблемы. Каждый день заканчивается Малым советом, где все рассказывают о проделанной работе, намечают планы на следующий день, поднимают любые темы, важные для лагеря, просто общаются, мечтают. Заседание Большого совета проводится 1 раз в неделю. На заседании Большого совета приглашаются Властелины Подземелий (командиры отрядов) для отчёта о жизнедеятельности «Страны».
Обязанности членов Большого совета
Хранители Времени (2 чел.) – отвечают за организацию жизнедеятельности всех «стран» (занятия в мастерских, хобби-классах, руководство самоуправлением, проведение Малого Совета).
Министр информации – выбирается, информирует «страны» о важных событиях, организует работу Летописцев.
Министр врачевания – организует утренние зарядки, следит за соблюдением правил гигиены, взаимодействует с начальником отдела питания, помогает организовывать спортивные игры, контролирует соблюдение режима дня, организует дежурство в столовой.
Министр по внешним связям – поддерживает отношения между «странами», участвует в подготовке и проведении экскурсий по достопримечательным местам города.
Министр культуры – организует участие в лагерных мероприятиях, участвует в подготовке и проведении «ключевых» дел.
Министр труда – организует трудовые десанты.
Министр образования – контролирует посещаемость занятий в мастер-классе, хобби-классе, оказывает помощь в реализации проектов.
Властелины подземелий (10 чел.) – отвечают за организацию жизнедеятельности в своей «Стране», создают условия для достижения ситуации Успеха ребёнком.
Малый совет собирается в конце дня, для подведения итогов, корректировки плана на следующий день, его проводят Хранители Времени.
Сменное лидерство
Каждый ребёнок имеет право выбирать и быть избранным лидером дня – капитаном. Условия выбора властелина подземелья: на отрядном огоньке, анализируя прожитый в лагере день, ребята выбирают голосованием достойного возглавить отряд, приводят аргументы в пользу своего кандидата. Властелин подземелья – надежный помощник вожатого. Ему дается право сдачи рапорта, участия в жеребьевке, высказывание мнения отряда на Общем сборе. Властелин подземелья имеет свои отличительные лидерские знаки (повязку на голову).
Функции властелина подземелья:
координирует деятельность отряда в течение дня;
информирует отряд о планах работы на день;
оказывает помощь вожатым в решении организационных задач;
участвует в работе Малого и Большого совета.
|
1 2 3 4 5 6 |
|