Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Протокол №24 от 28. 06. 2014 «утверждаю» Директор моу сош №1 п. Пангоды Е. Р. Тимяшева Программа


Скачать 0.72 Mb.
НазваниеПротокол №24 от 28. 06. 2014 «утверждаю» Директор моу сош №1 п. Пангоды Е. Р. Тимяшева Программа
страница1/6
Дата29.02.2016
Размер0.72 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4   5   6



Муниципальное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная

школа №1 п.Пангоды»


Принята на заседании

Педагогического совета школы

Протокол № 24 от 28.06.2014

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ СОШ №1 п.Пангоды

Е.Р. Тимяшева



Программа

летнего отдыха учащихся

«Пангодинская волшебная страна»

(для детей 7 – 11 лет)
Разработчик программы:

Курищева Ирина Михайловна,

заместитель директора по воспитательной работе



п.Пангоды - 2014

Информационная карта

  1. Полное название программы

«Пангодинская волшебная страна»

  1. Цель

Цель для подростка – осознать себя и свою значимость в коллективе, проверить себя и свои возможности через игру, приобрести жизненный опыт, содержательно общаться в разновозрастном коллективе, развивать творческие способности, весело и хорошо отдохнуть летом.

Цель для педагога – воспитать в детях милосердие, чувство сопереживания, терпимость, создать ситуацию Успеха, изучить ценностные ориентации, способности, потребности, мотивы к творческой деятельности.

  1. Пришкольная оздоровительная площадка

С дневным пребыванием

  1. Направления деятельности

Социально-педагогическая

  1. Краткое содержание

Программа построена на основе сюжетно-ролевой игры по сказочной повести А. Волкова «Семь подземных королей». Участниками игры становятся все дети и взрослые лагеря, им присваивается звание «рудокопов», которым предстоит раскопать «Священный источник» и открыть себе путь в Волшебную страну, для этого дети должны «перекопать» уголки своей души, своих знаний и умений и найти свое место в деле общего успеха. Отряды «рудокопов» имеют карту, на которой в ходе игры появляются знаки, указывающие на то, что очередной этап пройден успешно (знаками являются «волшебные алмазы» - талисманы против усыпительной воды). Во время игры (основной период) «Лабиринты бриллиантовой пещеры» команды должны преодолеть все тупики, перевалы и развилки. Каждое утро «Правители стран» ведут «раскопки» и отряд выполняет столько заданий игры, сколько «алмазов» будет найдено. В течение дня отряд выполняет различные задания-конкурсы, чем меньше «алмазов» найдено, тем сложнее задание. Итогом периода является право выхода команды из подземелья в «Волшебную страну», первой будет та команда, которая быстрее всех «усыпит» короля и получит Чудесный свисток Королевы мышей Рамины.

  1. Ожидаемые результаты

  • Общее оздоровление детей, укрепление их здоровья.

  • Развитие стремления у детей и педагогов к самореализации.

  • Формирование коллектива единомышленников - детей и педагогов, взаимодействующих в психологически комфортном климате лагеря на принципах содружества, сотрудничества и сотворчества.

  • Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, соуправления, социальной активности.

  • Мотивация на дальнейшее творчество и познавательную деятельность по окончании летней смены.

  • Личностный рост участников смены.

  • Освоение, усвоение и присвоение детьми и подростками традиций лагеря: Добра и Справедливости, Дружеской Помощи и Поддержки, Патриотизма и Гражданственности, Игры и Романтики и др.

  1. Авторы программы

Курищева Ирина Михайловна,

заместитель директора по воспитательной работе

  1. Адрес организации

Улица Ленина, д.43

  1. География участников

п. Пангоды, учащиеся СОШ №1

Количество детей, участников программы

40 человек

Сроки проведения

02.06 - 27.06

Количество смен

1

Предполагаемый социальный эффект программы

  • Поддержка социально-незащищённых семей;

  • развитие у детей интереса к социальной жизни, готовности участвовать в решении круга социальных проблем;

  • гуманизация деловых отношений в коллективе, проявление заботы и взаимной ответственности;

  • расширение зоны развития ребёнка;

показатели оздоровления детей.

Пояснительная записка

Лагерь – это место, где каждый ребенок

может состояться как уникальная личность…
Лагерь – это большая, умная Игра,

которая помогает детям радоваться жизни,

праздновать жизнь практически ежечасно.

С.А.Шмаков
Государственная политика в интересах поддержки каникулярного отдыха детей осуществляется в процессе создания в России благоприятных правовых, социальных, экологических условий, обеспечивающих детям отдых и оздоровление, необходимых для гармоничного физического и духовного развития.

На базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» ежегодно работает пришкольная оздоровительная площадка «Солнышко». Данная программа «Пангодинская волшебная страна» рассчитана на 21 день.

Участники – дети 7-11 лет.

В основе программы лежит педагогика деятельности и педагогика отношений. Основная предпосылка педагогики деятельности: личность развивается в процессе деятельности, поэтому воспитание должно осуществляться при «включении» ребёнка в осмысленную деятельность. Воспитывающая деятельность более эффективна, если она имеет коллективный характер. Идея педагогики отношения – подлинное существование человека возможно, только в точке соприкосновения с другими, т.е. в сфере межличностных отношений. Педагогика отношений развивает личностно-ориентированный подход. Забота о развитии ребёнка, наиболее удачно, выражается во внимании к той системе отношений, в которых он живет и развивается. Поэтому основная задача педагогов – учить детей пониманию отношений. В последнее время наблюдается резкий спад в желании детей участвовать в коллективных делах. Дети почти не знают игр, не умеют организовывать свой досуг. Их внутренний мир состоит из сплошных комплексов, затрудняющих общение. Многие не могут выражать свои эмоции, чувства, принять участие в беседе, убеждать и слушать. Учитывая все это, в программе подобраны игры, конкурсы, развлечения, направленные на раскрепощение ребёнка, на развитие его гуманистических, этических и волевых качеств.

Программа построена на основе сюжетно-ролевой игры по сказочной повести А. Волкова «Семь подземных королей». В ходе смены организуются

3 тематических периода:

I «Я все смогу»;

II «Если с другом вышел в путь»;

III «Я, ты, он, она – вместе целая страна».

Деятельность в каждый тематический период направлена на решение общих задач программы и логически продолжает сюжетно-ролевую игру «Лабиринты подземной страны». Участниками игры становятся все дети и взрослые, им присваивается звание «рудокопов» которым предстоит раскопать «Священный источник» и открыть себе путь в Волшебную страну, для этого дети должны «перекопать» уголки своей души, своих знаний и умений и найти свое место в деле общего успеха. Игра имеет свои законы, принципы построения, но, несмотря на это, наблюдается ее многовариативность, используются некоторые психологические приёмы и методы:

- эмпатия (способность к самопереживанию);

- рефлексия (процесс анализа и самоанализа);

- методика выбора.

Программа «Пангодинская волшебная страна»:

  • По уровню разработки – программа пришкольной оздоровительной площадки дневного пребывания.

  • По направленности – комплексная, так как объединяет различные направления отдыха, оздоровления, воспитания и дополнительного образования детей и другой деятельности детского временного коллектива.

  • По продолжительности – краткосрочная, так как реализуется только 21 день.

  • По форме составления – модифицированная, так как в основе её использованы Интернет-источники.

  • По целевой направленности – социально-педагогическая, так как предусматривается работа не только по организации отдыха и оздоровления, но и дополнительного образования детей.

Школа имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.

Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:

1. Деятельность по развитию интеллектуальных и художественно-творческих способностей и взаимоотношений.

2. Деятельность по совершенствованию коммуникативных качеств и культуры общения.

3. Деятельность, помогающая приобрести опыт организатора, лидера.

4. Деятельность, расширяющая опыт бережного отношения друг к другу, к младшим.

5. Деятельность по формированию потребности создавать вокруг себя мажорную эмоционально-психологическую атмосферу.

6. Деятельность по развитию умений преодолевать трудности и собственные слабости.

7. Деятельность, формирующая трудовые навыки, навыки самообслуживания, обустройства быта.

8. Деятельность по развитию патриотических чувств, устремленности познавать мир.

Игра предполагает 2 уровня целеполагания.

Цель для подростка – осознать себя и свою значимость в коллективе, проверить себя и свои возможности через игру, весело и хорошо отдохнуть летом.

Цель для педагога – воспитать в детях милосердие, чувство сопереживания, терпимость, создать ситуацию Успеха, изучить ценностные ориентации, способности, потребности, мотивы к творческой деятельности.

Задачи программы

  • Осуществить подбор квалифицированных педагогических кадров и провести обучение.

  • Создать условия развивающей среды, предоставляющей ребёнку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

  • Предоставить участникам программы для индивидуального выбора максимальное количество направлений деятельности дополнительного образования детей.

  • Обеспечить непрерывность процесса обучения и воспитания школьников в период летнего отдыха через организацию интересного, полезного и полноценного летнего отдыха для детей и подростков.

  • Развивать социальную активность, лидерские качества, формировать компетенции, связанные с самоорганизацией и организации других (организовать деятельность детей и взрослых на основе соуправления).

  • Способствовать уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям, и увеличению процента охвата учащихся «группы риска» организационными формами занятости.

  • Развивать и укреплять связи школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования и культуры в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.



Концепция программы

Концептуальные основы деятельности.

Детская пришкольная площадка дневного пребывания – это необходимость организации занятости учащихся в каникулярное время с учётом особенностей социокультурной среды посёлка Крайнего Севера; это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по созданию развивающей образовательной среды ребёнка через включение его в разнообразные виды деятельности с целью его успешной самореализации.

Другим важнейшим фактором актуальности проблемы организации летнего отдыха и оздоровления детей является то, что с каждым годом в связи с прогрессирующим ухудшением окружающей среды уменьшается количество здоровых детей. Вызывает тревогу ежегодный прирост процента детей с хронической патологией. После напряженного учебного года все дети нуждаются в оздоровлении в летнее время, а дети «группы риска» и имеющие хроническую патологию в дополнительном специализированном оздоровлении. Таким образом, следует выделить следующие проблемы в организации летнего труда, отдыха и оздоровления детей и подростков: недостаточная занятость детей и подростков различными видами деятельности в летний период времени; проблемы профилактики детской безнадзорности и бродяжничества; недостаточная организация работы в летнее время с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Главным направлением в работе воспитателей и вожатых является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребёнка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются.

Создание комфортной психологической среды для каждого ребёнка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.

Организация творческого пространства предоставляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.

Методическое проектирование программы «Пангодинская волшебная страна» опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.

При создании концепции программы преследовались следующие идеи:

- Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).

- Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).

- Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).

- Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский)

- Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).

  • Физическое благополучие – сохранение и укрепление ребёнком своего здоровья.

  • Психологическое благополучие – комфортное пребывание ребёнка в лагере, снятие стрессовых и конфликтных ситуаций. Создание в коллективе благоприятной атмосферы.

  • Интеллектуальное благополучие - реализация интеллектуального потенциала, расширение кругозора, приобретение новых знаний умений и навыков;

  • Социальное благополучие – формирование активной жизненной позиции, возможность самореализации, многообразие социальных проб. Социальный статус в коллективе. Возможность самоопределения и совершения выбора.

Принципы программы

Программа   опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику пришкольной площадки почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности: участие всех детей  в программе  развития творческих способностей.

4. Принцип  дифференциации  воспитания: дифференциация в рамках летней оздоровительной площадки предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип  творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Особенности воспитательного процесса:

- общность взрослых и детей;

- создание в коллективном творчестве новых традиций;

- передача опыта старших детей младшим;

- 3 основных методических блока: I - деловые игры

II - игровые ситуации

III - тренинги

Показатели развития личности ребенка:

- углубление и расширение знаний о себе (о своих интересах, способностях и возможностях);

- развитие у детей интереса к социальной жизни, готовности участвовать в решении круга социальных проблем;

- гуманизация деловых отношений в коллективе, проявление заботы и взаимной ответственности;

- расширение зоны интеллектуального развития ребенка;

- показатели оздоровления детей.
Самоуправление

Организационно управленческая структура опирается на принципы:

  • поддержки и признания детской инициативы;

  • индивидуального подхода;

  • самостоятельности и ответственности;

  • свободного выбора и самоопределения;

  • единства цели;

  • разновозрастного подхода;

  • взаимоподдержки и взаимопомощи;

  • самоуправления.

Самоуправление не управление без взрослых.

На детской пришкольной площадке дневного пребывания создан Большой совет, в него входят министры по различным направлениям, Хранители времени. Совет отвечает на вопрос: «Что делаем сейчас? Что будем делать после?». Координация деятельности происходит при «анализе дневных событий», где анализируются все дела, проблемы, ситуации. На Большом совете можно согласовать действия по выполнению какого-либо мероприятия, проекта, найти точку соприкосновения, если нужно объединиться для решения какой-либо проблемы. Каждый день заканчивается Малым советом, где все рассказывают о проделанной работе, намечают планы на следующий день, поднимают любые темы, важные для лагеря, просто общаются, мечтают. Заседание Большого совета проводится 1 раз в неделю. На заседании Большого совета приглашаются Властелины Подземелий (командиры отрядов) для отчёта о жизнедеятельности «Страны».

Обязанности членов Большого совета

Хранители Времени (2 чел.) – отвечают за организацию жизнедеятельности всех «стран» (занятия в мастерских, хобби-классах, руководство самоуправлением, проведение Малого Совета).

Министр информации – выбирается, информирует «страны» о важных событиях, организует работу Летописцев.

Министр врачевания – организует утренние зарядки, следит за соблюдением правил гигиены, взаимодействует с начальником отдела питания, помогает организовывать спортивные игры, контролирует соблюдение режима дня, организует дежурство в столовой.

Министр по внешним связям – поддерживает отношения между «странами», участвует в подготовке и проведении экскурсий по достопримечательным местам города.

Министр культуры – организует участие в лагерных мероприятиях, участвует в подготовке и проведении «ключевых» дел.

Министр труда – организует трудовые десанты.

Министр образования – контролирует посещаемость занятий в мастер-классе, хобби-классе, оказывает помощь в реализации проектов.

Властелины подземелий (10 чел.) – отвечают за организацию жизнедеятельности в своей «Стране», создают условия для достижения ситуации Успеха ребёнком.

Малый совет собирается в конце дня, для подведения итогов, корректировки плана на следующий день, его проводят Хранители Времени.

Сменное лидерство

Каждый ребёнок имеет право выбирать и быть избранным лидером дня – капитаном. Условия выбора властелина подземелья: на отрядном огоньке, анализируя прожитый в лагере день, ребята выбирают голосованием достойного возглавить отряд, приводят аргументы в пользу своего кандидата. Властелин подземелья – надежный помощник вожатого. Ему дается право сдачи рапорта, участия в жеребьевке, высказывание мнения отряда на Общем сборе. Властелин подземелья имеет свои отличительные лидерские знаки (повязку на голову).

Функции властелина подземелья:

  • координирует деятельность отряда в течение дня;

  • информирует отряд о планах работы на день;

  • оказывает помощь вожатым в решении организационных задач;

  • участвует в работе Малого и Большого совета.
  1   2   3   4   5   6