Главная страница

Дипломная работа Научный Герасимова Н. Г, К. п н. доцент Работа допущена к защите 2014г


НазваниеДипломная работа Научный Герасимова Н. Г, К. п н. доцент Работа допущена к защите 2014г
страница4/6
Дата04.03.2016
Размер0.98 Mb.
ТипДиплом
1   2   3   4   5   6

Выводы по второй главе

Изучение уровня сформированности логических универсальных учебных действий у учащихся первого класса на констатирующем этапе показало, что познавательные универсальные учебные действия сформированы у первоклассников недостаточно: учащиеся затрудняются в самостоятельном выделении и формулировке познавательной цели, поиске необходимой информации, не владеют умением применять различные методы поиска информации, допускают ошибки при выполнении логического действия, в процессе моделирования, сформированность операций анализа, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей преимущественно на среднем и низком уровне.

Экспериментальная работа осуществлялась в период на протяжение трех месяцев, с февраля по апрель 2014-го года. В экспериментальном обучении приняли участие учащиеся 1-го «Б» класса. Организация экспериментальной работы осуществлялась поэтапно и таких этапов мы условно выделили три: подготовительный, основной и заключительный.

На контрольном этапе эксперимента отмечается положительная динамика в формировании логических универсальных учебных действий, что проявилось не только в количественных показателях, но и качественных характеристиках и свидетельствует об эффективности проведенной работы.

Заключение

Целью исследования являлось изучение условий применения игры как средства формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.

Для достижения поставленной цели мы решили ряд задач. В ходе анализ научной литературы по проблеме исследования, мы установили, что под универсальными учебными действиями понимается способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного освоения нового социального опыта. Логические учебные действия являются одним из видов универсальных учебных действий.

Группа познавательных универсальных учебных действий включает в себя: самостоятельное выделение и формулировку познавательной цели, поиск необходимой информации, умение применять различные методы поиска информации, действия моделирования и преобразования моделей, операции анализа, сравнения, классификации, подведения под понятие, выведения соответствия, установления причинно-следственных связей, построения логической цепочки рассуждения, выдвижения гипотез и их обоснования.

В младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования логических универсальных учебных действий, так как основу познавательных действий составляют психические процессы, которые активно формируются в этот возрастной период. Кроме того, у младших школьников формируются способы самостоятельного управления всеми познавательными процессами, в интеллектуальном развитии активно формируется аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, которые являются важными предпосылками формирования логических х универсальных учебных действий.

Анализ по проблеме исследования показал, что игра выступает как одно из средств развития познавательных учебных действий. Дидактические игры обладают более широкими возможностями развития познавательных учебных действий, особенно, если в процессе обучения реализуются следующие условия: подобран комплекс дидактических игр и систематическое их проведение на уроках; отобрано содержание игр и осуществляется четкое следование этапам проведения игры; используются в обучении игры, направленные на развитие логических учебных действий учащихся.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что, что логических универсальные учебные действия сформированы у первоклассников недостаточно: учащиеся затрудняются в самостоятельном выделении и формулировке познавательной цели, поиске необходимой информации, не владеют умением применять различные методы поиска информации, допускают ошибки при выполнении логического действия, в процессе моделирования, сформированность операций анализа, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей преимущественно на среднем и низком уровне.

Экспериментальная работа осуществлялась в период на протяжение трех месяцев, с февраля по апрель 2014-го года. В экспериментальном обучении приняли участие учащиеся 1-го «Б» класса. Организация экспериментальной работы осуществлялась поэтапно и таких этапов мы условно выделили три: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе работы нами были подобраны и систематизированы дидактические игры, способствующие развитию познавательных универсальных учебных действий.

На основном этапе нами проводились данные игры, с целью формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

На заключительном этапе мы осуществляли закрепление сформированных познавательных универсальных учебных действий младших школьников с помощью игры.

На контрольном этапе эксперимента отмечается положительная динамика в формировании логических универсальных учебных действий, что проявилось не только в количественных показателях, но и качественных характеристиках и свидетельствует об эффективности проведенной работы. Первоклассники стали более успешно осуществлять выделение и постановку познавательной задачи, стали более сформированными мыслительные операции, логические действия.

Таким образом, цель исследования была достигнута.

Литература

  1. Андреева, Э.В. Воспитание мотива самообучения у младших школьников [Текст]: автореферат дисс. канд. пед. наук / Э.В. Андреева. - Пермь, 2010. - 21 c.

  2. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой [Текст] / Н.Б. Аникеева. - М., 2011. - 387 с.

  3. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.

  4. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

  5. Боженкова, Л.И. Универсальные учебные действия и цели обучения математике [Текст] / Л.И. Боженкова, С.П. Беребердина // Стандарты и мониторинг в образовании: науч.-метод. и информ. журн. - 2012. - № 1(82). - C. 46-51.

  6. Болотина, Л.Р. Развитие мышления учащихся [Текст] / Л.Р. Болотина // Начальная школа. – 2013. - № 11. - С. 8-13.

  7. Виноградова, Н.Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования [Текст] / Н.Ф. Виноградова // Иностр. яз. в шк.: науч.-метод. журн. - 2010. - № 4. - С. 11-15.

  8. Волков, Б.С. Психология младшего школьника [Текст] / Б.С. Волков. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 128 с.

  9. Ворновская, Н.И. Формирование познавательных интересов младших школьников. На материале историко-культурного краеведения [Текст]: автореферат дисс. канд. пед. наук / Н.И. Ворновская. - Калининград, 2003. - 18 с.

  10. Воровщиков, С.Г. Классификация общеучебных умений младших школьников // Управление начальной школой: качественное образование с первой ступени: журнал [Текст] / С. Г. Воровщиков // МЦФЭР. - 2012. - № 5. - С. 33-40.

  11. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эскимо, 2010. - 209 с.

  12. Горленко, Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование: рос. обществ.-пед. журн. / М-во образования и науки РФ; РАО [Текст] / Н.М. Горленко // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 153-160.

  13. Губанов, Е.В. Новый стандарт начального общего образования: оцениваем результаты, инновации, риски // Педагогическая диагностика: науч.-практ. журн. [Текст] / Е.В. Губанов, С.А. Веревко // Школьные технологии. - 2011. - № 2. - С. 52-62.

  14. Дмитриева, И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению [Текст]: автореферат дис. канд. психол. наук / И.М. Дмитриева. - Н.Новгород: НГПУ, 2003. - 17 с.

  15. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие [Текст] / В.Н. Дружинин. - М.: ПЕРСЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2011. - 224 с.

  16. Елисеева, Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. [Текст] / Д.С. Елисеева. - Уфа: Лето, 2013. - С. 91-94.

  17. Ермакова, Е.С. Психологические закономерности формирования гибкости продуктивного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореферат дисс. докт. псих. наук [Текст] / Санкт-Петербург, 2011. - 23 с.

  18. Журова, Л.Е. Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников // Начальное образование: науч.-метод. журн. [Текст] / Л.Е. Журова // Русский журнал. - 2010. - № 1. - С. 9-14.

  19. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников [Текст] / А.З. Зак. - М., 2011. - 238 с.

  20. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2010. - 285 с.

  21. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны? [Текст] / O.A. Карабанова. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. - № 2. – С. 11-12.

  22. Конопкин, О.Л. Психологические механизмы регуляции деятельности [Текст] / О.Л. Конопкин. - М., 2001. - 312 с.

  23. Кравцова, Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] / Е.Е. Кравцова. - М.: Первое сентября, 2010. - 154 с.

  24. Крайг, Г., Бокум, Д. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.

  25. Крутецкий, В.А. Психологические особенности младшего школьника / Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 2: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. О.В. Кузьменковой [Текст] / В.А. Крутецкий. - Оренбург: изд-во ОГПУ, 2010. - 240 с.

  26. Кузьменкова, О.В. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии / Под ред. О.В. Кузьменковой [Текст] / О.В. Кузьменкова, М.М. Елфимова, М.Н. Олекс. - Оренбург: изд-во ОГПУ, 2010. - 288 с.

  27. Лайло, В.В. Повышение грамотности и развитие мышления [Текст] / В.В. Лайло. - М., 2010. - 302 с.

  28. Ларина, Э.В. Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения: автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / Э.В. Ларина. - М., 2002. - 22 с.

  29. Лебединцев, В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся // Управление начальной школой: качественное образование с первой ступени: журнал [Текст] / В.Б. Лебединцев // МЦФЭР. - 2012. - № 4. - С. 33-47.

  30. Минскин, В.И. От игры к знаниям [Текст] / В.И. Минскин. - М., 2012. - 185 с.

  31. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. - М.: изд. центр «Академия», 2010. - 608 с.

  32. Найн, М.В. Формирование познавательных интересов младших школьников в совместной учебной деятельности: автореф. дисс. канд. пед. наук [Текст] / М.В. Найн. - Магнитогорск, 2004. - 25 с.

  33. Осмоловская, И.М., Петрова, Л.Н. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст] / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6-12.

  34. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности [Текст] / А.К. Осницкий. - М., 2012. - 287 с.

  35. Пастушкова, М.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук [Текст] / М.А. Пастушкова. - М., 2009. - 17 с.

  36. Психическое развитие младших школьников [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 2001. - 317 с.

  37. Раицкая, Г.В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в условиях вариативности учебно-методических комплексов: методические рекомендации [Текст] / Г.В. Раицкая. - М., 2011. - 80 с.

  38. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.

  39. Савостьянов, А.И. Игры и упражнения как средство развития сотрудничества между школьниками [Текст] / А.И. Савостьянов // Начальное образование. - 2012. - № 1. - С. 22-26.

  40. Савченко, А.Я. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников [Текст] / А.Я. Савченко. - Киев: рад. шк., 2001. - 176 с.

  41. Слепович, Е.С. Игровая деятельность младших школьников [Текст] / Е.С. Слепович. - М.: Педагогика, 2010. - 206 с.

  42. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры [Текст] / А.А. Смоленцева. - М., Просвещение, 2012. - 105 с.

  43. Степанова, О.А., Рыдзе, О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе [Текст] / О.А. Степанова, О.А. Рыдзе. - М.: Просвещение, 2011. - 177 с.

  44. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования [Текст] / М., 2001. - 170 с.

  45. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2011. - 259 с.

  46. Усова, A.B. Формирование у учащихся учебных умений [Текст] / A.B. Усова, A.A. Бобров. - М.: Знание, 2012. - 80 с.

  47. Усова, A.B. Учись самостоятельно учиться [Текст] / A.B. Усова, В.А. Беликов. - М.: Просвещение, 2010. - 126 с.

  48. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Текст] / М.: Просвещение, 2011. - 31 с.

  49. Фридман, Л.М. Формирование у учащихся общеучебных умений [Текст] / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - М.: ИПК образования, 2009. - 32 с.

  50. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться [Текст] / Г.А. Цукерман. - М., Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2010. - 224 с.

  51. Щебланова, Е.И. Динамика когнитивных и некогнитивных личностных показателей младших школьников [Текст] / Е.И. Щебланова // Вопросы психологии. - 2011. - № 4. - С. 109-111.


Приложение 1

Игры, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий первоклассников

Математика

«Что на свете одно»

      Попросите детей перечислить, что в мире есть только одно, например, солнце, луна, небо, Родина, Земля, Марс и т.д. Все перечисленное учитель записывает на доске. Дети по очереди выбирают одно слово из записанных на доске и говорят о нем два – три коротких предложения, не называя его. Например: Оно круглое. Оно дает нам жизнь. Оно горячее. (Солнце). Остальные угадывают, о чем идет речь. Это задание можно провести с разными понятиями, например: что у человека только одно, что в вашем доме только одно и т. д.

«Разложи по размерам»

      На столе лежат карточки с рисунками разных животных (рыб, птиц, насекомых, зверей). Каждый по очереди подходит к столу, выбирает три карточки и раскладывает их так, чтобы на первом месте был кто – то самый крупный, на втором – средних размеров, на третьем – самый маленький. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех разложит карточки.

«Четыре строчки»

       Поделите детей на четверки и попросите их придумать стишок. Первая строчка: «Раз, два, три, четыре» - задана, нужно придумать остальные три, например,

  1. Раз, два, три, четыре

Мы опять в своей квартире,

Собираемся играть,

Но пора ложиться спать.

       Все стихотворения детей записываются в альбом: «Стихи о цифре четыре».

«Белоснежка и семь гномов»

      Один из детей – Белоснежка. Она задает всем вопросы:

  1. Какие семь деревьев в лесу самые красивые, и какую пользу они приносят?

  2. Какие семь зверей в лесу самые трудолюбивые?

  3. Какие семь грибов (ягод) самые вкусные? и т. д.

Тот, чей ответ понравился Белоснежке, становится гномом. Когда набирается семь гномов, каждый из них должен сказать комплимент Белоснежке.

«Составляем римские цифры»

       Поделите детей на группы. Один человек из каждой группы должен вытащить из мешка столько палочек, сколько может захватить его рука. Нужно составить из палочек как можно больше римских цифр, а затем сложить их. Побеждает группа, получившая самую большую сумму.

«Задача с нолем»

     Поделите детей на группы и попросите их придумать задачу, в результате решения которой получается ноль. Например: «Мама попросила меня сделать четыре дела: сходить в магазин, помыть посуду, вынести мусор и подмести пол. Я выполнил все ее просьбы. Сколько просьб осталось не выполнено?

Решение: 4 – 4 = 0»

«Пропавшие часы»

     Напишите, сколько часов и минут вам необходимо в сутки: на сон, еду, учебу и все остальные дела. Сколько времени в сумме занимают все ваши дела? Посчитайте, сколько часов получится, если из двадцати четырех часов, которым равны сутки, вычесть полученное вами время. Проанализируйте, куда уходят оставшиеся часы. Сколько таких часов у вас получается в месяц и в год?

Творческое задание «Смешные имена месяцев»

       Поделите детей на пары и раздайте им карточки с названиями разных месяцев. Дети должны придумать смешное объяснение названия того или иного месяца.

«Назови дни недели.»

  -дать понятие о последовательности дней недели.  

Дети стоят в кругу. Учитель называет день недели и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит мяч, называет следующий день и бросает мяч товарищу. Можно договориться называть дни недели

в обратном порядке.

«Мой дом»

-выучить домашний адрес, описывать свой дом.

Один из детей «почтальон». Он разносит письма. Тот, к кому он «постучится», должен назвать домашний адрес и рассказать о своем доме: описать его внешний вид, особенности архитектуры. Кто справился с заданием, получает конверт (письмо). Дети достают из конверта белые листочки бумаги и рисуют свой дом. (можно на листочке «написать» письмо своим близким).

«Водители»

-учить правилам дорожного движения.  Представьте, что вы не просто участники             игры,

а водители автомобиля, в руках у вас руль перед вами дорога, а на пути – светофор.

Красный свет – хода нет.                         «Желтый»,- правую руку вверх «ш –ш –ш»

Желтый свет – предупрежденье              Зеленый – «р – р – р» двигаетесь.

Свет зеленый – путь открыт                    Красный – остановитесь и поднимаете         руки вверх.

Продолжай движение.

«Составим поезда»

-сравнивать группы предметов.

Учитель  предлагает составить два поезда из вагонов (учеников) и сравнить, где    больше вагонов.

С этой целью вызывают 7 учеников. Они составляют поезд из 7 вагонов. Затем вызываю 5 учеников, они составляют поезд из 5 вагонов «Какой поезд длиннее?»- спрашивает педагог.- Какой короче? Где вагонов больше? Где меньше? Как уравнять поезда по числу вагонов. Игра повторяется 2-3 раза.

«Построим домик»

-закрепление нумерации чисел первого десятка.

Детям дается задание построить домик из 6, 8, 10 палочек. Один ученик строит дом на магнитной доске из цветных полосок бумаги, все другие у себя на партах из палочек. Аналогично, дети выкладывают снежинку, рыбку, елочку, парусную лодку, звездочку, машинку и считают число использованных палочек.

«Составь круговые примеры.»

-составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.

Учитель пишет на доске примеры, у которых задан первый компонент. Учащиеся составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера.

7-5=2      2+6=8     8+2=10                            10-8=2     2+5=7

Учащиеся составляют цепочку примеров по данному образцу.

Числа – перебежчики.

-закрепление знаний о переместительном свойстве сложения.

Вызываются 6 учеников, им раздают карточки с цифрами и знаками. По

Например:    2+8=10     7+1=8     5+4=9

Ведущий предлагает числам перебежать так, чтобы получились другие примеры с таким же ответом.

8+2=10       1+7=8        4+5=9

«Звездное небо»

На плакате изображено « звездное небо». Учитель предлагает посчитать звезды на небе, закрывает их тучкой, затем тучку отодвигает и спрашивает: «А сколько теперь звезд?» Дети считают. Учитель останавливает счет и просит детей заглянуть за тучку, чтобы они убедились, что там именно столько звезд, сколько было сказано.

«Полет в космос»

Винтик и Шпунтик изобрели новую ракету и пригласили вас совершить увлекательное путешествие. Да вот беда. Ракета не может вместить всех желающих. Давайте разделим класс на две команды и выберем от каждой по 5 представителей и по одному капитану. Дается сигнал, и капитаны начинают соревнование. Решив пример, капитаны передают мел следующему игроку команды

Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок решит примеры. Она и отправляется в космический полет.

«Веселый счет»

Детям показывает учитель карточки с примерами, а они числом движений дают ответ: « Столько раз ногою топнем (8-4), столько раз руками хлопнем (5+4), мы присядем столько раз (7-4), мы наклонимся сейчас (6-4), мы подпрыгнем ровно столько (10-4). Ай да счет! Игра и только».

«Белка и грибы»

 -усвоение состава чисел.

   Учитель рассказывает детям о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит свои запасы, а раскладывает их в 2-3 дупла. «Белочка (учитель показывает изображение белочки) каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в 2 дупла. Поскольку грибов может положить белочка в каждое дупло?

Вопросы. Кто хочет быть белочкой и разложить грибы в дупла? Как белочка могла бы разложить грибы в первый день? Во второй день? В третий день?
1   2   3   4   5   6