Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Диагностика в работе классного руководителя


Скачать 108.05 Kb.
НазваниеДиагностика в работе классного руководителя
Дата02.05.2016
Размер108.05 Kb.
ТипДокументы

Диагностика в работе классного руководителя.

Слайд№1

Диагностика- не панацея, а средство, которое может помочь

сделать проблему беспроблемной

Д.Добсон

Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика. Она может быть использована как в работе с учащимися, так и с коллективом родителей.

Диагностика – оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. СЛАЙД №2

Диагностика позволяет: СЛАЙД №3

  • Хорошо узнать детей

  • Проследить их развитие и становление личности

  • Владеть психологической ситуацией

  • Определить перспективы дальнейшего развития

Диагностика бывает 3 типов: СЛАЙД №4

  • Начальная (планирование и управление классным коллективом)

  • Корректирующая (ориентирует на изменения)

  • Обобщающая (прогнозирование результатов работы)

Диагностика связана СЛАЙД№5

  • Со сбором

  • Хранением

  • Переработкой

  • Использованием информации для управления учебно-воспитательным процессом

Проведение диагностических исследований накладывает определённые обязанности: СЛАЙД №6

  1. Соблюдение строгой конфиденциальности.

  2. Не всегда в ходе диагностики материалы носят объективный характер. Это значит, что материал, вызывающий сомнение, нуждается в дополнительной проверке.

  3. Любой диагностический материал должен быть составлен таким образом, чтобы в нём не было некорректных фраз, которые могли бы задеть достоинство человека.

Методы диагностики: СЛАЙД №7

  • Опрос (позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и решениям)

  • Беседа

  • Наблюдение( даёт возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности)

  • Анкетирование (дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив)

  • Метод незаконченного предложения

  • Метод социометрического выбора

  • Рисуночные тесты

  • Сочинения (позволяют изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития, личностных качеств, отношение к миру)

Что касается сочинений, то это отличная диагностика учащихся в различных направлениях развития личности. Так сочинение «Самое дорогое в моём доме» выявляет уровень ценностей ребёнка: кто- то перечисляет материальные ценности ( золото, мебель, холодильник,варенье-самое главное, чтобы оно не прокисло,игрушки,животные и, наконец, основное- мама, папа, семья.) Сейчас дети намного чаще выбирают семью, что очень радует.

Анкетирование применяется очень часто. Можно перечислить некоторые темы анкет:

«Сфера интересов учащихся»

«Самоанализ личности»

«Направленность личности»

«Проявление учащимися темперамента»

«Наблюдение за поведением ребёнка»

«Признаки импульсивности»

«Шкала привязанности ребёнка к членам своей семьи»

«Критерии выявления гиперактивного ребёнка»

Но для учащихся младших классов(1-2) анкетирование мало подходит, так как дети очень маленькие, не могут справиться с большими текстами.

Единственное, что подходит- это анкетирование родителей, начиная с первого родительского собрания .Результаты позволяют быстрее познакомиться с семьями учеников.

В настоящее время активно развивается личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании детей. Одним из существенных принципов является учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Педагогам необходимо иметь в своём арсенале диагностические «инструменты», позволяющие понять ДУШУ ребёнка, его эмоциональное состояние.

Исследованию эмоциональной сферы детей,в отличие от интеллектуальной, посвящено мало материала.

В своих классах я постоянно использую методы ПСИХОДИАГНОСТИКИ.

Я очень люблю психологию, читаю много книг в этой области, люблю, когда психологи приходят в класс с различными видами исследования детей. Но я считаю, что этого мало, психологи нас посещают редко. Поэтому я сама провожу некоторые виды психодиагностики.

  1. Самый первый тест «Домик»

Проводится в 1 классе, в сентябре. Дети ещё не умеют писать, но печатают буквы. Им предлагается нарисовать домик, окна в нём. В окнах поселить себя, маму, папу, бабушку, дедушку.

Дети на этом не останавливаются и заселяют туда и дядю, и тётю, и собаку, кошку. Расширяют рисунок, добавляя деревья, цветы, забор. Но есть рисунки, в которых нет самого ребёнка, или ребёнок один. Это уже о многом говорит, а именно:

о месте ребёнка в семье, внутрисемейных отношениях.

  1. Тест «Лестница самооценок». СЛАЙД №8

Детям предлагается лист , на котором нарисовано 6 лестниц с пятью ступеньками. Произносится инструкция:

- Представьте себе, что на этих лесенках стоят все дети, которые живут на планете.

1 лесенка- на самую верхнюю ступеньку встали самые добрые дети,

ниже- менее добрые, ещё ниже- ещё менее добрые и т. д., на последней- совсем недобрые. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? (рисуют человечка или ставят крестик)

2 лесенка- на самой верхней ступеньке- самые умные,ниже- менее умные и т.д., на нижней-ещё менее умные.

3 лесенка- на верхней ступеньке- самые здоровые, …..,на нижней-совсем нездоровые.

4 лесенка- самые весёлые, …на нижней- совсем невесёлые.

5 лесенка- самые общительные (легко общаются с незнакомыми),

…,на нижней-замкнутые, любит быть один.

6 лесенка- самые послушные,…,нижняя- непослушные.

Результаты:

Нормальная самооценка- на 4-5 ступенях.

Одна тройка- не страшно.

Раньше дети больше выбирали верхние ступеньки.

Сейчас большинство имеют заниженную самооценку.(10 чел.-норма)

Заниженная самооценка парализует деятельность.

Заниженная самооценка говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям,неврозам, асоциальности у детей. Это связано с холодным отношением к детям в семье,суровым авторитарным воспитанием. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Или постоянно опекают и контролируют. Об этом я сообщаю родителям на собрании или в индивидуальной беседе.

  1. Социометрия.

Проводится в конце 1 класса.

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в классе и положение в них каждого ребёнка; измерение степени разобщённости- сплочённости в классе , выявление лидеров , актива класса, «отвергнутых» по признакам симпатии-антипатии.

Задачи:

Сплотить коллектив;

Создать психоэмоциональный комфорт в коллективе;

Формировать толерантное отношение друг к другу.

Результаты.

Наблюдается смена лидеров. В 1 классе выбрали одних учащихся, во 2 классе в лидеры вышли другие учащиеся. Такие изменения требуют сделать перегруппировку в командах так, чтобы снизить напряжённость в коллективе.

4.Рисуночные тесты. СЛАЙД №9

При диагностике я использую рисуночные тесты, так как из них можно много узнать о внутреннем мире ребёнка, о его душевных переживаниях, о его характере, о семейных отношениях, раскрыть проблемы эмоционального характера, выявить различного рода страхи, трудности в восприятии учебного материала. Вместе с тем дети охотно выполняют задания, так как рисование- это привычный и понятный вид деятельности. Дети очень любят рисовать.

  1. Тест «Кактус» СЛАЙД№10

В последнее время участились случаи детской агрессии в отношении сверстников и взрослых. На становление агрессивного поведения ребёнка оказывают влияние многие факторы: соматические заболевания или заболевания головного мозга, различные социальные факторы, стили воспитания в семье. Подтверждается тот факт, что сцены насилия в кино способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.

Виды агрессии:

-физическая(ребёнок дерётся, кусается, ломает, швыряет предметы и т.д.)

- вербальная ( ребёнок кричит, угрожает, оскорбляет других)

- косвенная (ребёнок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников)

Способы выражения (выплёскивания) гнева: СЛАЙД №11

  • Громко спеть любимую песню.

  • Попрыгать на скакалке

  • Пускать мыльные пузыри

  • Пробежать по коридору школы

  • Быстрыми движениями руки стереть с доски

  • Погоняться за кошкой, собакой

  • Сломать несколько игрушек

  • Стучать карандашом по парте

С помощью теста «Кактус» можно увидеть эмоциональное состояние ребёнка, отметить наличие агрессивности, её интенсивность.

Задание: на листе бумаги нарисовать кактус таким, каким представляешь.

Рисунок в центре- стремление к лидерству;

Мелкий рисунок- неуверенность в себе;

Цветок в горшке- стремление к домашней защите;

Дикорастущий-одиночество;

Сильно торчащие,длинные, близко расположенные иголки- агрессивность.

( есть лысые кактусы, есть с иголками внутри)

  1. Тест «Несуществующее животное» СЛАЙД №12

Является одним из самых информативных рисуночных методик.

Исследует состояние психики, выявляет скрытые эмоции у детей.

Задание: На листе бумаги нарисовать животное, которого никогда не было в природе, дать ему название. По окончании работы ученик говорит, где живёт, чем питается, злой или добрый.

Данный тест выявляет :

- тревожность( много штрихов, увеличен размер)

- уровень воображения ( реально существует-низкое, вымершее- норма, сложное изображение-богатое творческое, из механических частей-нестандартное мышление и подход к жизни)

- самооценка (расположение на листе: вверху- завышенная, внизу- заниженная,в бок-органическое поражение мозга,в углу- депрессия)

-страх(глаза без зрачков)

-агрессия вербальная(зубы, клыки- огрызается, грубит в ответ)

- агрессия защитная (рога, чешуя, панцирь)

-агрессивность( шипы, острые углы,иглы, оружие)

- психическое заболевание (отсутствие головы)

- невротическое состояние (болото, тина, грязь, слизь)

Многие поселили своё животное на далёкую планету, что означает ОДИНОЧЕСТВО.

5.Физиогномика.

Можно проводить диагностику характера человека по внешности и жестам.( чтобы знать, как с ним общаться)

Наблюдая за жестами, движениями глаз, головы, можно научиться быть хорошим собеседником и слушателем.

Но меня волнует проблема лживости у детей и взрослых. Я прочитала книгу «Как распознать лжеца по языку тела» и могу поделиться некоторыми сведениями.

В большинстве случаев ложь – это когда собеседник отводит глаза, когда что –то говорит, испытывает эмоциональное возбуждение, часто сглатывает, часто моргает (норма 6-8-раз в минуту, медленнее- устал).

Легче всего обманывать по телефону,т.к. не видно лица.

Есть люди, которые способны определить ложь интуитивно.Их называют «мастерами истины». Исследуя 20000 человек отобрали только 50 человек с такими способностями.Большое умение распознавать обман проявили не психологи и психиатры, а агенты секретной службы.

Улыбка лжеца ( льстеца) длится более 5 секунд. Улыбка не является искренней. Если эмоция удивления длится более секунды- это подделка.

Если РЕБЁНОК скрывает что-то, он ДЕРЖИТ РУКИ ЗА СПИНОЙ ИЛИ В КАРМАНАХ.

Ложь вызывает зудящее ощущение на лице и шее. Поэтому кто говорит неправду,часто начинает почёсывать лицо( кончик носа),шею, оттягивать воротник.

Если потирает мочку уха- не хочет больше говорить.

Но иногда почёсывание шеи означает неуверенность, сомнение.

Рука к щеке- скучно.

Рука опирается на щёку и указательный палец- интерес.

Рука на щеке, а большой палец поддерживает подбородок- критически настроен.

Детектор лжи для ребёнка.

Ребёнку говорят, что у обманщиков чернеет язык.При просьбе показать язык, ребёнок его отказывается показывать.

Ребёнку говорят, что у обманщиков краснеют глаза. Ребёнок, который лжёт, закроет глаза.

Налить в стакан воды. Попросить ребёнка опустить в воду палец. Если обманывает, то вода покроется рябью. Ребёнок нервничает, дрожит, на воде появляется рябь.

Определение интеллекта.

Уши располагаются выше уровня бровей- высокий интеллект.

Уши на уровне от бровей до глаз- интеллект выше среднего.

Уши ниже уровня бровей- интеллект ниже среднего.

6 Почерк и характер человека.( тоже относится к диагностике)

СЛАЙД №13

Манера писать у человека абсолютно специфическая и никогда не повторяется. НЕТ ОДИНАКОВЫХ ПОЧЕРКОВ, как и отпечатков пальцев.

Бывают сходные почерки но одинаковых не бывает.

Каждый из нас пишет двумя почерками:

1.Друзьям (наше домашнее платье) свобода

2. Парадный ( тщательно застёгнутый костюм на все пуговицы) документы.

Чем больше разница, тем больше раздваивается человек в личной и общественной жизни.

Некоторые необоснованно предъявляют претензии учителям начальных классов по поводу формирования каллиграфического письма у всех учеников.

Гораздо важнее наблюдать за свободным развитием почерков у детей, чем калечить их, добиваясь «чистописания». Посмотрев тетради, можно увидеть ярко выраженную индивидуальность, самостоятельность.

Основные положения современной школы- СКОРОПИСЬ,ПРОСТОТА, СВОБОДА, аккуратность.

По почерку можно определить:

- высокий человек или низкий

- цвет волос

-какие физические недостатки имеет рука

- задатки и способности

- психическое состояние.

Диагностика почерка Достоевского и Гоголя выявила нарушение психического равновесия .

Я предполагаю нарушение психики у 2 учеников, которые учились в начальных классах.Но профессионального подтверждения я не нашла.

ПОЧЕРК ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ ПОЛНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, НО В СКРЫТОМ СОСТОЯНИИ.

Почерк может изменяться в зависимости от обстоятельств и физического развития человека. В почерке раскрывается внутренний мир человека. Как бы ни старались учителя , каждый выбирает удобный для себя способ письма.

К старости почерк характеризуется дрожанием, заменой прямых линий волнистыми. После операции омоложения старческое дрожание почерка исчезает.

НАКЛОН.(разум и чувства)

Чем больше наклон вправо, тем чувствительнее, послушнее.

Чем больше наклон влево, тем холоднее, сдержаннее, непослушен,упрям.

Разнотипность наклона- разум и чувства находятся в конфликте, быстрая смена настроения. Разум желает одно, сердце стремится к другому.

Если это проявляется очень резко- это неврастеническая натура.

Если в семье у одного супруга почерк направо, а у другого- налево, то могут быть трудности в отношениях между ними, родителями и ребёнком.

СТРОКИ.

Прямые- уравновешенность, сдержанность, доводит дело до конца.

Волнистые- гибкое мышление, умение обходить трудности

Поднимаются к концу – оптимисты

Строки падающие – пессимисты.

Меня всегда интересовало, почему дети боятся переносить слова.

Свободное место в конце строки-осторожность, переходящая в трусость, не любит ходить по краю, ЩЕДРОСТЬ.

Не оставляет свободного места-не желает делиться с другими,доверяет только себе,ЖАДНОСТЬ.

Если янаблюдаю резкое изменение почерка, то сообщаю родителям, ищем причины.

Как люди с красивым лицом могут обладать дурным характером,а внешне некрасивые люди-хорошим характером. Так и с почерком.

Не всегда красивый почерк- признак ума. С неразборчивым почерком человек может быть очень умным.

КАРАКУЛИ.

Их очень много. Многие люди оставляют на полях ,в блокнотах,листах во время заседаний, разговора по телефону и т.д.).

1)домики и домашняя мебель-стремление обрести домашнее тепло и уют.

2)цветы и листья- добрая натура,любят помогатьдругим, мягкий характер.

3)красивые профили, головы и лица- человек полный юмора и оптимизма, с удовольствием смеётся над собой, но его ирония может больно ранить других.

4)рожицы устрашающие- расстроен или не доволен чем-то.

5) треугольники, овалы, квадраты – способность к руководящей деятельности, способность планировать и организовывать.

6) изогнутые изящные линии- тактичный человек, способность проявлять интерес к различным вопросам.

7)разукрашенные птички, зверушки,рыбки- признак живого воображения и чувства юмора.Подобные рисунки изображают писатели.

8) звёзды- оптимистическая натура,перед лицом трудностей не опустит руки.

9) круги–духовные цели не связаны с материальной выгодой.

10) крестики-нолики- проявление спортивного духа.

11) непрерывные волнистые линии- склонность к музыке.

12) человечки- живёт в коллективе и для коллектива.

ЕСЛИ ПЕДАГОГИКА ХОЧЕТ ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ, ТО ОНА ДОЛЖНА, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, УЗНАТЬ ЕГО ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ.

К.УШИНСКИЙ СЛАЙД№14