Главная страница

«Читайте детям сказки» Консультация для педагогов и родителей


Скачать 38.81 Kb.
Название «Читайте детям сказки» Консультация для педагогов и родителей
Дата 14.02.2016
Размер 38.81 Kb.
Тип Документы


«Читайте детям сказки»

Консультация для педагогов и родителей




Очень рано ребенок начинает знакомиться с произведениями искусства, и как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка. Сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «Воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Сказки учат смелости, доброте, но делают это без скучных наставлений, просто показывают, что может произойти, если человек поступает не по совести. Сказки воспитывают любовь к Родине, приобщают к культуре народа, знакомят с обычаями и укладом жизни, богатством родного края, способствуют развитию мышления, развивают речь, творческую фантазию, художественный вкус.

Зародилась сказка в глубокой древности, когда еще не было письменности. На всех этапах своего развития она содержала в себе народную мудрость, мечты о счастливой жизни, покорении природы, справедливой доле, выражали высокие идеалы народа. Само слово - «сказка», происходит от «сказывать» (говорить, рассказывать). С этим связана и простая разговорная манера ее преподнесения.

Прежде чем познакомить ребенка или детей с новой сказкой, уточните, на какой возраст она рассчитана. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малышей, вызывают желание их повторять. Сказка побуждает детей произносить звукоподражания («му», «мяу», «ква-ква»), короткие, многократно звучащие в тексте фразы («бабка за дедку, дедка за репку»). Животные — герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка-квакушка, мышка-норушка, зайчишка-трусишка, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок.

Сказку лучше рассказывать, преимущество в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий, необычность которых намерен передать («И я там был…», «Жили, были…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»). Теплая, задушевная обстановка при чтении сказки усиливает впечатление от нее, увлекает и захватывает детей. Поэтому постарайтесь, что бы рассказывание (чтение) было живым, естественным, что бы дети активно сопереживали, волновались за судьбу героев, радовались счастливому концу. Рассказывать (читать) следует так, что бы дети с первых фраз поняли, какой главный герой, как к нему надо относиться.




Положительный персонаж требует теплого, доброжелательного отношения читающего – ласковых, одобрительных интонаций. Отрицательному герою будут соответствовать сухие, неприязненные интонации, передающие осуждение, недовольство, возмущение. Так, например, в сказке «Крошечка - Хаврошечка», описание девочки следует прочитать ласково, что бы сразу же вызвать у детей сочувствие, заставить задуматься над ее тяжелой жизнью, заинтересоваться ее судьбой.

Морально-этические проблемы в произведениях народного творчества выходят на передний план. В них безжалостно высмеиваются людские пороки: жадность и глупость, трусость и хвастовство. Сказки пробуждают в ребенке лучшие чувства, стараясь уберечь его от черствости и эгоизма. Эту особенность сказок нужно обязательно учитывать при чтении, например, читая сцену пира из сказки «Царевна лягушка», важно выделить слова, которые передают разумность действий Василисы Премудрой, ее ум, находчивость, превосходство над глупыми и завистливыми женами старших братьев.

Дети внимательно слушают сказки, активно переживают главным героям, быстро усваивают содержание. После рассказывания поговорите с детьми о героях сказки, что больше всего запомнилось из содержания.

Умение рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене способствует формированию связной речи у дошкольников, развивается диалогическая речь. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям детей. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи. Сказкам присущи устойчивые выражения - («слезами умывалась», «как сыр в масле каталась», «деревце за деревцо» и др.), эпитеты («в чистом поле», «молочная река», «наливное яблочко»), («живут-поживают», «затужил-заплакал», «ждал-пождал» - расширяется словарный запас детей.

Было бы неплохо, если бы искусством рассказывания сказки овладел каждый человек, воспитывающий ребенка, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки. В сказке добро неизменно побеждает зло, но путь к этой победе долог, и герой проходит через тяжкие испытания. Слушая сказки, ребенок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно ни казалось. Именно на этих примерах воспитываются такие важные человеческие качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь.