Главная страница

«центр детского творчества «южный» методическая разработа



Скачать 146.65 Kb.
Название «центр детского творчества «южный» методическая разработа
Н.В. Гуськова
Дата 06.05.2016
Размер 146.65 Kb.
Тип Реферат


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЮЖНЫЙ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТА

«Развитие элементарных математических знаний

у детей дошкольного возраста

с помощью наглядного материала»
АВТОР МАТЕРИАЛА:

педагог дополнительного

образования

Н.В. Гуськова


2012

АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка подготовлена в рамках работы по самообразованию, в ней я попыталась раскрыть сущность принципа наглядности, как инструмента повышающего эффективность развития элементарных математических способностей у дошкольников. Данная разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования, а некоторые приёмы могут быть использованы в рамках развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Аннотация……………………………………………………………2

  2. Содержание ………………………………………………………….3

  3. Введение …………………………………………… ……………….4

  4. Основная часть …………………………………………………….6

5. Заключение ………………………………………………………….16

6. Список использованных источников ………..……………….17

ВВЕДЕНИЕ
«Математика изучает не сами предметы

и явления окружающей жизни,

а пространственные формы и количественные

отношения действительного мира» (Ф. Энгельс)

Математика – наука весьма сложная для дошкольников, поэтому нельзя упускать ни одного подхода, делающего её более доступной; подхода, позволяющего связать излагаемый материал с имеющимися у ребёнка знаниями и образами.

Эффективность преподавания математики, как и любого другого предмета для детей дошкольного возраста, зависит от многих фактов, одним из которых является наглядность. Правильное использование наглядности на развивающих занятиях по математике способствует формированию чётких пространственных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

В современных школах программы довольно насыщены, существуют экспериментальные классы. Кроме того, все стремительнее входят в наши дома новые технологии: во многих семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Требование знаний основ математики предъявляет нам сама жизнь. Все это обусловливает необходимость знакомства ребенка с основами математики уже в дошкольный период.

При обучении детей основам математики важно, чтобы к началу обучения в школе они имели следующие знания:

- счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;

- предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

- узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);
- доли, умение разделить предмет на 2-4 равные части;

- основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

- сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше - ниже;

Обучение детей дошкольного возраста математике должно быть построено на игре, соревновании, конструировании и направлены на формирование логического мышления и познавательных способностей.

Актуальность данной методической разработки заключается, в том что принцип наглядности позволяет сделать изучаемый материал интереснее, доступнее детям. С помощью наглядного материала занятие становится ярче, результативнее. Использование наглядного материала позволяет проверить качество усвоенного материала, способствует развитию активности обучающихся, творческому развитию, стимулирует мышление ребёнка, воспитывает интерес к предмету.

Цель - научить детей дошкольного возраста элементарным математическим умениям и навыкам.

Задачи: - Развить логическое мышление дошкольников и способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

- Формировать способности к умениям сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.

- Обучить делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.

Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по этому предмету. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике, как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки дошкольника к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение дошкольников к этому предмету в условиях развивающих занятий в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса. Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей дошкольного возраста основам математики является наглядность, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т. п. Для формирования у дошкольников элементарных математических представлений нужно использовать разнообразные наглядные материалы и развивающие дидактические игры. Это учит ребенка быстрее усваивать некоторые сложные математические понятия, формировать представления о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивает умение ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.


Виды наглядных пособий
В математике используются различные виды наглядных пособий.

Демонстрационные изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, прежде всего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок. К демонстрационным изобразительным пособиям относятся также модели измерительных приборов и инструментов (часовой циферблат, весы), модели мер (метра, литра). Модели используются при изучении мер и обучении измерениям. Наконец, к демонстрационным изобразительным пособия относятся изображения и модели различных геометрических фигур.

Таблицы. Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определённом порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы изготавливаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон. по своему значению таблицы могут быть разделены на группы: - познавательные; - инструктивные; - тренировочные; - справочные.

Это деление в какой-то мере условно. К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся. Примером познавательных таблиц может служить нумерационная таблица, показывающая разряды и классы счётных единиц, изготовляемая в соединении с наборным полотном. В таком виде она используется и как тренировочная. Справочные таблицы содержат материал, который часто нужен обучающимся, как при решении примеров и задач, так при выполнении практических работ.

Измерительные инструменты. Измерительные инструменты в учебном процессе играют двоякую роль. Во – первых, они могут быть использованы по прямому назначению для измерений при выполнении различных работ или для получения данных к задачам практического содержания. Во – вторых, они могут служить в качестве вспомогательных средств, при изучении мер и единичных отношений между мерами. Применяются инструменты для измерений длины и для построения и выполнения основных измерительных задач. К этим инструментам относятся: - линейка чертёжная, угольники, линейка метровая, циркуль. Уже на первых занятиях по математики с обучающимся говорится о том, что на каждом занятии у всех должны быть линейка и карандаш.

Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещённые в учебнике рисунки и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно показывают предметы, о которых идёт речь, выполняемые действия или разъясняется содержание задач.

При работе с детьми дошкольного возраста необходимо применять различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной для детей дошкольного возраста форме. Наглядный материал открывает простор для фантазии детей на развивающих занятиях, что позволяет заинтересовать и сконцентрировать их внимание на важных моментах. Наглядность – важный принцип обучения ребенка. Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, даёт возможность экономить время. Тот факт, что математике присуща большая абстрактность, определяет и характер средства наглядности, и особенности применения их. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.


В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить дошкольника счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы. Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится малышу. Поэтому вы можете обучать дошкольника счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы.



Попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире. Если у ребенка возникают трудности при счете, покажите ему, считая вслух, два синих кружочка, четыре красных, три зеленых. Попросите вашего дошкольника самого считать предметы вслух. Как можно чаще считайте разные предметы (книжки, мячи, игрушки и т.д.), время от времени спрашивайте у ребенка: «Сколько чашек стоит на столе?», «Сколько лежит журналов?», «Сколько детей гуляет на площадке?» и т.п. Приобретению навыков устного счета способствует обучение дошкольника понимать назначение некоторых предметов бытового обихода, на которых написаны цифры. Таким предметом являются, например, часы. При работе с часами дошкольники не только изучают цифры, но и учатся определять время. Важно учесть, чтобы цифры на циферблате были арабские, т.е. привычные для глаз ребенка. Очень важно научить ребенка различать расположение предметов в пространстве: впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху. Для этого можно использовать разные игрушки. Расставьте игрушки в разном порядке и спросите, что стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д. Рассмотрите с ребенком убранство его комнаты, спросите, что находится сверху, что снизу, что справа, слева и т.д. Дошкольник также должен усвоить такие понятия математики, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Во время прогулки или дома просите ребенка назвать предметы, которых много, мало, один предмет. Например, стульев много, стол один; книг много, тетрадей мало. Положите перед ребенком кубики разного цвета. Пусть зеленых кубиков будет семь, а красных - пять. Спросите, каких кубиков больше, каких меньше. Добавьте еще два красных кубика. Что теперь можно сказать о красных кубиках? Читая дошкольнику книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого — меньше, кого — одинаковое количество. Сравнивайте игрушки по величине: кто больше — зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста. Дайте возможность дошкольникам самим придумывать сказки с числительными. Пусть дети сами расскажут, сколько в них героев, какие они (кто больше-меньше, выше-ниже), попросите их во время повествования откладывать счетные палочки.


А затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить словесные портреты и сравнить их. Очень полезно для развития математических способностей у ребенка сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличное. Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов. Спросите дошкольника, чем отличаются рисунки. Просите ребенка самого рисовать разное количество предметов, вещей, животных и т.д. Чтобы научить ребенка как сложению и вычитанию, нужно развивать такие навыки, как разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка. В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа. Спросите у дошкольника, например, какое число больше пяти, но меньше семи, меньше трех, но больше единицы и т.д. Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное. Задумайте, например, число в пределах десяти и попросите дошкольника называть разные числа. Вы говорите, больше названное число задуманного вами или меньше. Затем поменяйтесь с ребенком ролями. Для разбора числа можно использовать счетные палочки.


Попросите ребенка выложить на стол две палочки. Спросите, сколько палочек на столе. Затем разложите палочки по двум сторонам. Спросите, сколько палочек слева, сколько справа. Потом возьмите три палочки и также разложите на две стороны. Возьмите четыре палочки, и пусть ребенок разделит их. Спросите его, как еще можно разложить четыре палочки. Пусть он поменяет расположение счетных палочек таким образом, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой — три. Точно так же последовательно разберите все числа в пределах десятка. Чем больше число, тем, соответственно, больше вариантов разбора. Очень важно привить ребенку навыки, необходимые для написания цифр, для этого ребёнка нужно научит ориентироваться на листе и познакомить с клетками. Для начала проведите с ним большую подготовительную работу, направленную на уяснение разлиновки тетради. Возьмите тетрадь в клетку. Покажите клетку, ее стороны и углы. Попросите ребенка поставить точку, например, в нижнем левом углу клетки, в правом верхнем углу и т. п. Покажите середину клетки и середины сторон клетки. Покажите ребенку, как рисовать простейшие узоры с помощью клеток. Для этого напишите отдельные элементы, соединяя, например, верхний правый и нижний левый углы клетки; правый и левый верхние углы; две точки, расположенные посередине соседних клеток. Нарисуйте простые "бордюрчики" в тетради в клетку. Здесь важно, чтобы ребенок сам хотел заниматься. Поэтому не заставляйте его, пусть он рисует не более двух узоров за один урок. Подобные упражнения не только знакомят ребенка с основами письма цифр, но также и прививают навыки тонкой моторики, что в дальнейшем будет очень помогать ребенку при обучении написанию букв.


Необходимо познакомить дошкольника с основными геометрическими фигурами. Покажите ему прямоугольник, круг, треугольник. Объясните, каким может быть прямоугольник (квадрат, ромб). Объясните, что такое сторона, что такое угол. Почему треугольник называется треугольником (три угла). Объясните вашему дошкольнику, что есть и другие геометрические фигуры, отличающиеся количеством углов. Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек. Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите дошкольнику, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки. Составляйте также фигуры разного размера и фигуры с разным количеством палочек. Попросите ребенка сравнить фигуры. Другим вариантом будут комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими. Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника; или из десяти палочек сделать два квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого).

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Занимательные математические задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.



Логические задачки по математике могут быть следующими:

  • Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной — на клене вишни не растут.)

  • Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (Ответ: 4 кг.)

  • У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3.)

Если ребенок не справляется с решением математической задачи, то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие. Вполне вероятно, что, читая или слушая второе условие, дошкольник забывает предыдущее. В этом случае вы можете помочь ему сделать определенные выводы уже из условия математической задачи. Прочитав первое предложение, спросите дошкольника, что он узнал, что понял из него. Затем прочитайте второе предложение и задайте ребенку тот же вопрос. И так далее. Вполне возможно, что к концу условия ребенок уже догадается, какой здесь должен быть ответ. Решите сами вслух какую-нибудь задачу по математике. Делайте определенные выводы после каждого предложения. Пусть дошкольник следит за ходом ваших мыслей. Пусть он сам поймет, как решаются математические задачи подобного типа. Поняв принцип решения логических задач, ребенок убедится в том, что решать такие задачи по математике просто и даже интересно.

Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:

  • Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы).

  • Висит груша, нельзя скушать (лампочка).

  • Зимой и летом одним цветом (елка).

  • Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает (лук). Все описанные приемы активно используются на занятиях по формированию элементарных математических представлений в нашем центре. Но они настолько просты, что у родителей есть возможность использовать их и при домашнем закреплении полученного материала. Не стоит забывать, что это не только математическая тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к изучению основ математики важно не переусердствовать. Самое главное — это привить дошкольнику интерес к познанию. Для этого занятия по математике должны проходить в увлекательной игровой форме и не занимать мало времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Качество усвоения материала в большинстве случаев значительно повышается с использованием наглядного материала, так как в работу включается различные анализаторы (зрительные, двигательные, речевые, слуховые). При этом дети овладевают не только математическими знаниями. Но и приобретают умения самостоятельно использовать наглядные пособия. Нужно всячески поощрять детей к использованию наглядных средств, к самостоятельной работе. На этапе закрепления знаний и умений необходимо широко использовать для разнообразных упражнений справочные таблицы, таблицы для устного счёта, рисунки, схемы, чертежи для составления задач детьми. Наглядные пособия иногда используют для проверки знаний и умений учащихся. Используя раздаточный дидактический материал, педагог проверяет умения обучающихся, выявляет уровень усвоения знаний, выделяет пробели в тех или иных темах Важным условием эффективности использования наглядных пособий и материалов является применение на занятии достаточного и необходимого количества наглядного материала. Если наглядные средства применять там, где этого совсем не требуется, то они играют отрицательную роль, уводя детей в сторону от поставленной задачи.

Список используемых источников
1. Артемов А. К. Обучение математике. Пенза, 2012.

2. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроке математики М.: Форум Конспект 2011

3. Истомина Н.Б. Практикум по методике преподавания математике М.: Калининград 2012, - 197 с.

4.Скаткин Л. Н. Методика обучение математики М.: Томск 2012, с 122.

5.Маклакова Е.С. Математика для дошкольников. Планирование и конспекты. Волгоград 2011, - 88 с

6.Новикова В.П. Математика для дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2010 -184 с.

7.Алябьева Е.А. Игры для развития логического мышления- М.: ТЦ Сфера,2011

8.Прудникова Е.В. наглядные пособия для детей дошкольного возраста. М.: Мозаика Синтез, 2010-141 с.

9. www.авс.grammar.com

10. www.enhome.ru

11.www.mfntvf.ru