Билет №1
|
Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, киевские князья и их деятельность.
Внешняя политика СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг.: доктрины и практика.
Дайте характеристику личности и деятельности одного из российских императоров XIX в. (по выбору).
|
|
Билет №2
|
Политическая раздробленность Руси в XII – XIII вв.: причины, главные княжества и земли, отличия в государственном устройстве.
Революция 1905 – 1907 гг.: причины, этапы, основные события, значение.
Назовите наиболее выдающихся деятелей науки в России начала XX в. и их научные достижения, открытия и изобретения.
|
Билет №3
|
Древнерусская культура X – начала XIII в.
Формирование новой российской государственности в 90-е гг. XX в.: этапы и особенности политического процесса.
Перечислите события Северной войны в их хронологической последовательности. Какое важное для государственного статуса России решение принял Сенат по ее окончании?
|
Билет №4
|
XIII в. в истории Руси: борьба с внешней опасностью, нашествия и вторжения с Востока и Запада.
Новая экономическая политика: причины проведения, мероприятия, итоги.
Дайте характеристику одному из представителей общественного движения в России XIX в. (по выбору).
|
Билет №5
|
Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского: государства в XIV – XV вв.
Реформы П.А. Столыпина. Направления, итоги и значение аграрной реформы.
Назовите наиболее выдающихся деятелей науки и культуры России первой половины XIX в. и их самые известные достижения.
|
Билет №6
|
Московское государство в эпоху Ивана Грозного: основные направления и результаты внутренней политики. Опричнина.
Образование СССР: предпосылки, причины, принципы создания Союза.
Назовите наиболее выдающихся деятелей науки и культуры России второй половины XIX в. и их самые известные достижения.
|
Билет №7
|
Основные направления внешней политики и расширение территории Российского государства в XV – XVI вв.
Особенности развития художественной культуры России в начале XX в. и ее вклад в мировую культуру.
Назовите понятия, относящиеся к периоду перестройки (1985 – 1991 гг.). Раскройте их содержание.
|
Билет №8
|
Культура и духовная жизнь Руси в XIV – XVI вв.
Участие России в Первой мировой войне: причины, роль Восточного фронта, последствия.
Дайте общие определения для следующих понятий и назовите время, к которому они относятся: А) Сенат, коллегии, магистраты. Б) Боярская дума, Земский собор.
|
Билет №9
|
Россия в конце. XVI – начале XVII в. Смутное время и его последствия.
Основные направления внешней политики СССР в 1920-1930-е гг.
Назовите общее определение для следующих понятий: А) Товарищество передвижных художественных выставок, Могучая кучка, «Мир искусства». Б) Западники, славянофилы, народники, марксисты.
|
Билет №10
|
Россия в XVII в.: новое в социально-экономическом, и политическом развитии.
Великая Отечественная война: начало, основные события 1941 – 1942 гг., их значение.
Дайте характеристику одному из руководителей восстания декабристов (по выбору).
|
Билет №11
|
Народные движения XVII в. Церковный раскол.
Коллективизация в СССР: причины, методы проведения, итоги и последствия.
Дайте сравнительную характеристику личностей и деятельности, двух московских князей – Ивана Калиты и Дмитрия Донского.
|
Билет №12
|
Преобразования в России в первой четверти XVIII в.: содержание, итоги, последствия.
Революционный процесс в России 1917 г.: февраль – октябрь.
Назовите общее определение для следующих понятий: А) Дворяне, духовенство, крестьяне. Б) Поместье, вотчина.
|
Билет №13
|
Дворцовые перевороты в России в XVIII в.
Социально-экономические реформы и социально-экономические процессы в России в 90-е гг. XX – начала XXI в.: основные направления, результаты, и проблемы.
Дайте краткую характеристику одному из российских реформаторов XIX – начала XX в. (по выбору).
|
Билет №14
|
Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм.
Гражданская война в России: причины, этапы, участники, итоги.
Дайте характеристику одному из московских князей XIV – начала XVI в. (по выбору).
|
Билет №15
|
Внешняя политика Российской империи в XVIII в.: задачи, основные направления, итоги.
Политика индустриализации в СССР: методы, результаты, цена проведения.
Составьте план-перечисление реформ 1860 – 1870-х гг. Дайте характеристику одной из реформ (по выбору).
|
Билет №16
|
Культура и общественная мысль России в XVIII в.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: основные сражения, роль тыла, значение.
Составьте план-перечисление важнейших событий истории Древней Руси IX – начала XIII в. С кем из князей связано развитие древнерусского законодательства?
|
Билет №17
|
Основные направления и итоги внутренней политики Александра I.
СССР в первые послевоенные годы (1945 – 1953 гг.).
Дайте характеристику одному из киевских князей IX – XII вв. (по выбору).
|
Билет №18
|
Отечественная война 1812 г. Заграничный поход.
Период «оттепели» в СССР: проблемы общественно-политического и социально-экономического развития.
Составьте план рассказа о Куликовской битве.
|
Билет №19
|
Декабристы: идейные предпосылки «декабризма», система взглядов, тактика действий.
Завершающие этапы Великой Отечественной войны и Второй мировой войны: основные сражения, поражение и капитуляция гитлеровской Германии и Японии, причины и значение победы стран антигитлеровской коалиции.
Назовите, используя карту, народы Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, которые проживали на территориях, присоединенных к России в XVI в.
|
Билет №20
|
Основные направления и итоги внутренней и внешней политики Николая I.
СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.: характерные черты общественно-политического и экономического развития.
Назовите основные вехи процесса закрепощения крестьян в России.
|
Билет №21
|
Общественные движения в России в 1830 – 1850-е гг.
Россия в системе современных международных отношений: место, роль, основные направления внешней политики.
Расположите в хронологической последовательности следующие военные события XVIII в.: штурм Измаила, битва под Полтавой, битва под Нарвой, сражение при Лесной, сражение на реке Рымник.
|
Билет №22
|
Реформы 1860 – 1870-х гг.: содержание, итоги, последствия.
Духовная и культурная жизнь в СССР в 1950 – 1980-е гг.: тенденции развития; основные явления и события, деятели культуры.
Назовите и расположите в хронологической последовательности первых царей из династии Романовых (до Петра I). С кем из них связаны такие события, как церковный раскол, восстание под руководством Степана Разина, принятие Соборного уложения?
|
Билет №23
|
Социально-экономическое развитие России в пореформенные годы.
Внешняя политика СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.: доктрины и практика.
Назовите и покажите на карте наиболее значительные города Древней Руси. Какие из них стали главными политическими центрами в период удельной Руси?
|
Билет №24
|
Внешняя политика России во второй половине XIX в.: основные направления и события.
Распад СССР: причины, ход и последствия. Начало становления новой российской государственности.
Назовите восточнославянские племена, покажите на карте занимаемые ими территории.
|
Билет №25
|
Художественная культура и духовная жизнь России во второй половине XIX в.
Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и общественно-политической системы, итоги.
Из перечисленных территорий назовите те, которые вошли в состав России в XVII в.: Левобережная Украина, Казанское ханство, Камчатка, Смоленские и Черниговские земли, Азов.
|