Главная страница

Баунтовский эвенкийский район мадоу детский сад «теремок»


Скачать 150.19 Kb.
Название Баунтовский эвенкийский район мадоу детский сад «теремок»
Дата 12.02.2016
Размер 150.19 Kb.
Тип Рабочая программа

БУРЯТИЯ

БАУНТОВСКИЙ ЭВЕНКИЙСКИЙ РАЙОН

МАДОУ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

УТВЕРЖДАЮ

Зав. д./с. _______________

«____»__________200__г


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ



«Эстетическое восприятие образов родной природы

как технология развития творческих способностей,

воспитания любви к малой родине

детей старшего дошкольного возраста».


Составила: Каштанова Т. Г.


Рабочая программа обсуждена_______________

Одобрена методическим советом_____________

2014 г.
Пояснительная записка.
Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является формирование его духовного мира путем приобщения к различным видам искусства и пробуждения эмоционально-творческого начала. Другой, не менее важной задачей является привитие детям любви к малой родине.

Педагогическая технология «Эстетическое восприятие образов родной природы как фактор развития творческих способностей, воспитания любви к малой родине детей старшего дошкольного возраста» составлена в соответствии с ООП МАДОУ детский сад «Теремок», в соответствии с введением ФГОС ДО, предусматривает творческое развитие ребёнка, формирует нравственные принципы, расширяет кругозор.

Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают лишь те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности вовремя. Создавая условия побуждающие ребенка к занятиям искусством, я обратилась к образам родной природы.

Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность; побуждает к игре, труду, художественной деятельности. Он является источником радостных эмоций, эстетических переживаний, чувства бережного заботливого отношения к растениям и животным, стремления заботиться о них.

Неоценимо, в этом смысле, так же влияние на ребенка произведений искусства, в частности картин выдающихся русских пейзажистов И.И. Левитана, К.Ф. Юона, Д.К. Саврасова и др.

Их творения помогают прививать детям любовь к природе, прекрасному, учат добру.

Педагогу лишь необходимо помочь детям понять всю ценность произведений искусства. Чем раньше мы обратим внимание ребенка на цвет травы, неба, цветов, удивимся с ним сочетанию красок, восхитимся красотой окружающей природы, тем скорее возникнет у него потребность в самовыражении, тем глубже он проникнется любовью к родной земле. Чем больше красочных, образных впечатлений получит ребенок от соприкосновения с искусством, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого нет творчества.

В процессе творчества осуществляется развитие эстетического вкуса и художественных способностей, овладение изобразительными умениями и навыками в работе с различными материалами.

Как утверждает доктор педагогических наук, искусствовед Н. П. Сакулина «Дети, конечно, не делаются художниками, оттого, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретаю опыт настоящего творчества, который в дальнейшем прилагается к любой области труда».

Неважно, кем станет ребенок, главное, что занятие различными видами изобразительной деятельности всесторонне развивают ребенка, формируют творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Для реализации поставленных задач предусмотрено 52 НОД. Из них 9 – знакомство с произведениями художников – пейзажистов, 24 – прогулки в природу, 19 – рисование.

Цель:

Развитие творческих способностей детей, воспитание любви к родному краю через эстетическое восприятие красоты и богатства родной природы.
Задачи:

Образовательные:

Наблюдать с детьми явления природы, смену цветовой гаммы, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Расширять и уточнять знания об особенностях растительного и животного мира родного края, о правилах поведения во время общения с природой.

Познакомить детей с жанром живописи – пейзажем. Дать сведения о художниках пейзажистах и их картинах. Учить понимать настроение пейзажа и отношение художника к картине. Учить выделять средства выразительности: колорит, композицию, материал.

Учить видеть в пейзаже перспективу. Дать понятие о линейных планах пейзажа (ближний, средний и дальний планы).

Дать детям знания о цвете: основных цветах синем, красном и желтом, о второстепенных цветах полученных при смешивании основных, о делении цветов на теплые и холодные гаммы.

Речевые:

Учить высказывать своё отношение к изображенному на картине, строить предложения описательного характера, использовать в речи выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры.

Развивать и обогащать речь детей путём поиска эпитетов и сравнений для описания наблюдаемых объектов и явлений природы, активизировать словарь детей эстетическими терминами, обогащать определениями, обозначающими эмоциональные состояния, сенсорные ощущения.
Технические:

Учить изображать природу в разное время года и суток, выражать в рисунке свое отношение к ней. Упражнять в построении многоплановых композиций пейзажа.

Учить самостоятельно выбирать и использовать доступные средства выразительности: акварель, гуашь, цветные мелки, фломастеры, цветные и восковые карандаши и пр. Учить работе с простым карандашом, рисовать, меняя нажим на карандаш.

Учить пользоваться разнообразными методами и приемами рисования: рисованию на мокрой бумаге акварелью, смешиванию красок на рисунке; отмывкой, для создания нужного фона; рисованию в перспективе и методом точек, рисованию пальцем и т.д..

Учить находить нужный тон для рисования путем смешивания красок на палитре или осветления красок водой.
Воспитательные:

Формировать высокие эстетические вкусы, чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Развивать способности к изобразительной деятельности: чувство цвета, формы, композиции, воображение, творчество.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
ГИПОТЕЗА

Для того чтобы осуществить применение педагогической технологии «Эстетическое восприятие образов природы как фактор развития творческих способностей детей» необходимо:

1. Определить психолого—педагогические условия.

2. Создать условия для наблюдений в природе.

  1. Подобрать художественную литературу.

4. Подобрать пособия и художественно—методический материал.

5. Обеспечить наличие разнообразного изобразительного материала.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Для разработки данной технологии использованы:

  1. Пособие «Поэтический образ природы в детском рисунке» 1985г.

Л. В. Компанцевой по развитию творческих способностей дошкольников на основе непосредственного (в природе) и опосредованного (в произведениях изобразительного искусства и в поэзии) восприятия пейзажей.

  1. Разработка Е. Савушкиной по развитию связной и образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться». Журнал «Дошкольное воспитание» №8/97г.

  2. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники» 2004 г.

  3. Учебное пособие «Дошкольная психология» Г.А.Урунтаевой.

  4. «Изобразительная деятельность дошкольников» Г. Г. Григорьевой.

В старшем дошкольном возрасте формируются у детей высшие чувства, в частности, интеллектуальные, эстетические. Для развития интеллектуальных чувств ребёнку необходимы образные впечатления, которые бы вызывали у него яркие положительные эмоции. Развитие эстетических чувств ребёнка связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности и художественного восприятия. Таким образом, создаётся следующая цепочка:

Художественно- творческая деятельность.

наблюдения





эмоции




Эстетические

чувства

Художественное восприятие.

Кроме того, эмоции, порождающие эстетические чувства, дают толчок и к развитию яркой, образной речи. Поэтому именно для этого я и воспользовалась разработкой Е. Савушкиной, в которой она предлагает развивать речь детей при рассматривании картин знаменитых пейзажистов.

В содержание педагогической технологии введены:

-- физкультминутки, способствующие снятию психического перенапряжения, переключению с одного вида деятельности на другой, повышению общей работоспособности;

-- упражнения на развитие мелких мышц руки, для успешного освоения детьми изобразительных умений;

-- элементы психогимнастики, для развития воображения, снятия эмоционального напряжения, выработке уверенности в своих силах и т. д.

-- дидактические паузы, способствующие закреплению знаний , развитию зрительного внимания, переключению внимания детей и др.;

-- музыкальные паузы, для создания необходимого эмоционального фона, для снятия напряжения, усталости.

-- дыхательные гимнастики, способствующие развитию воображения, психофизической релаксации.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Дети познают природу родного края; чутко, бережно относятся к ней, понимают и любят её.

Развивается эстетическое восприятие: дети замечают красоту окружающей природы, её разнообразие и неповторимость; понимают и ценят пейзажную живопись, эмоционально откликаются на настроение пейзажа, его красоту; высказывают эстетические суждения о произведениях пейзажной живописи.

Расширяется кругозор, речь становится яркой и образной. Дети умеют рассказывать о своих впечатлениях, умеют словами выразить свои чувства.

У детей формируются интеллектуальные качества: внимание, память, воображение, образное и ассоциативное мышление, эстетический вкус.

Развивается умение создавать и воплощать замыслы. Дети могут

выразить в рисунке свое настроение, желания, впечатления; изобразить пейзаж по памяти или создать по представлению.

Формируется ручная умелость, развивается мелкая моторика мышц. Дети любят рисовать, отдают этому много времени, используют в работе различные материалы. Рисунки детей отражают цветовое многообразие окружающего мира, они живо откликаются на красоту. Работы детей творческие, фантазийные.

Методические рекомендации

Для выразительного изображения природы необходимо поставить следующие задачи:

  • Развитие эстетического восприятия, формирование образных представлений, воображения.

  • Овладение графическими навыками и умениями позволяющими отразить в рисунке образы представлений и воображения.

Для достижения поставленных задач используются следующие методы и приёмы:

1. Игровая мотивация. Известно, что дети лучше всё воспринимают в игре. Поэтому в технологии используются игры и игровые приёмы: «Мы – художники», «Реставрационная мастерская», путешествие куда – либо, рассматривание окрестностей через «подзорную трубу» и др.

2. Наблюдение в природе. Это прогулки в лес, где воспитатель обязательно должен обращать внимание детей на красоту окружающей природы, на её цвета.

Например, обращать внимание детей на цвет неба и облаков, на солнечные пятна на лужайках, на цвет тени, леса вдали и близко, цвет следов на снегу и т.д. Дети должны называть все цвета и оттенки, какие видят вокруг, измерять на глаз и показывать руками величину предметов далеко и близко, с помощью видоискателя (картонной трубки или картонки без дна ограничивающими пространство) находить красивые по их пониманию природные картинки. Эти упражнения будут развивать в детях наблюдательность, цветовое и пространственное восприятие.

Требования к наблюдению:

  • Целенаправленность.

  • Эмоциональность, неравнодушие восприятия.

  • Осмысленность наблюдения.

  • Активность (эмоциональная, мыслительная, речевая, двигательная)

  • Повторность наблюдения.

  • Дифференцированный подход.

3. Беседа.

В ходе беседы воспитатель задает детям вопросы, помогающие представить содержание рисунка, либо беседа о растительном и животном мире родного края во время прогулок.

Требования к вопросам:

  • вопросы должны стимулировать живой обмен впечатлениями;

  • способствовать пониманию выразительных черт образов природы;

  • способствовать представлению отдельных картин природы, которые можно изобразить, опираясь на сюжет стихотворения, на наблюдаемый объект.

  1. Использование поэзии и художественной литературы

Требования к художественному слову:

  • Высокохудожественность и достоверность.

  • Доступность и понятность.

  • Яркость и образность содержания.

  • Развивающийся, действенный характер образов природы.

Поэзия углубляет и обозначает чувства ребенка, побуждает к восприятию в рисунке впечатлений от стихотворения.


  1. Рассматривание пейзажей через видоискатель. Коробка без дна –

используется для зрительного ограничения пространства и поиска нужного пейзажа во время наблюдения или экскурсии.

  1. Выделение главного в пейзаже

Это приём необходим, так как дети часто не знают с чего начать рисунок, что нужно изобразить в первую очередь. Когда главное займет нужное место на листе бумаги, можно уже добавить в рисунок второстепенные детали.

  1. Выделение ближнего и дальнего плана

  2. Проведение занятия по изобразительной деятельности на следующий день после прогулки в лес, по свежим впечатлениям, а если это возможно, то

и сразу после наблюдения. Если не выполнять этого условия, то рисунки будут недостаточно выразительны, небрежны, нарушаются пространственные отношения, обнаруживаются моменты забывания, потеря интереса к работе.

  1. Использование музыки во время НОД для создания необходимого эмоционального фона.

  2. Предварительное планирование на листе места расположения отдельных изображений.

  3. Показ воспитателем выполнения пейзажа от начала до конца.

Этот приём используется обычно на начальном этапе освоения технологии для того, чтобы заинтересовать детей, показать детям как доводить работу до конца, дать понять, что это не так уж и сложно. Так же этот приём можно использовать, чтобы дети не боялись чистого листа бумаги, смело воплощали свои замыслы.

12. Рассматривание картин художников-пейзажистов. Во время рассматривания картин вместе с детьми выяснять, зачем изобразил художник данный пейзаж, какое у него было настроение во время работы, как оно отразилось в его картине, какие средства использовал художник для передачи радости, грусти, печали и т.д., какие цвета помогли художнику создать впечатление холода, тепла и т.д.

Требования к картинам:

  • Высокохудожественность.

  • Доступность.

  • Разнообразие.

  • Сезонность.

  1. Копирование картин.

Этот прием помогает глубже проникнуть в замысел художника, понять какими средствами он добился его выполнения. Необходимо также, для поддержки интереса к этому виду рисования, вводить его в виде игры: дети – художники, копирующие произведения великого мастера.

14. Дидактические игры. Дидактические игры используются на занятиях рисованием, во время наблюдений и в любое другое время. Они могут быть направлены на развитие восприятия окружающего: формы, цвета, величины; на закрепление новых знаний в игровой форме; на выработку определённых технических навыков.

15. Использование нетрадиционных технологий. Нетрадиционные технологии рисования поддерживают интерес детей к творчеству, открывают новые возможности в рисовании, помогают ярче передать детские впечатления. Для работы используются следующие техники и приёмы: рисование свечой, восковыми мелками и акварелью, граттаж, рисование по мокрому листу, отмывка фона, посыпка солью и др.

16. Анализ детских работ.

При оценке работ нужно исходить из следующих критериев:

  1. передача цветом оттенков окраски образов природы, общего колорита.

  2. выделение главного образа.

  3. разнообразие композиции,

  4. изображение формы, её деталей.

  5. передача пропорций, размеров.

  6. соответствие изображения образцу.

Благодаря анализу работ становится понятнее задуманный образ природы, развивается аналитическое мышление, речь ребенка; дети учатся радоваться успехами друг друга, перенимают друг у друга интересные способы изображения.

17. Отсроченный анализ. Такой анализ необходим для более детального рассматривания детских работ, для того чтобы не оставить без внимания ни одну работу. Оценка детских работ производится с точки зрения доброжелательного внимания, поощрения, утешения при неудовлетворении ребёнка выполненной работой.

Развитие творческих способностей детей необходимо оценивать по следующим критериям:


1. Умение создавать простейшие композиции на плоскости листа в перспективе.
2. Умение изображать в рисунке главное то, что выражает содержание темы.
3. Умение передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве.
4. Умение находить нужный цвет путём смешивания красок или осветления их водой.
5. Умение пользоваться разнообразными выразительными средствами: цветными и восковыми карандашами, мелками, масляной пастелью, свечой, акварелью, гуашью, фломастерами, ручками и т. д.
6. Умение использовать в работе разнообразные технические приёмы: рисование по сырой бумаге, отмывку фона широкой кистью или кусочком поролона, разбрызгивание краски, размыв, пятнографию, присыпку рисунка солью и т.д.
7. Знание художников—пейзажистов и их произведений.
8. Понимание изобразительного искусства и средств выразительности.
9. Умение устанавливать причинно - следственные связи в природе.
10.Знание растительного мира родного края, зимующих и перелётных птиц.
11. Знание правил поведения во время общения с природой.
12. Умение видеть в окружающей природе прекрасное.
13. Умение высказывать своё отношение к увиденному.
14. Умение использовать в речи эпитеты, определения, сравнения, метафоры.
15. Бережно, с любовью относиться к окружающей природе.
Дополнительная литература.


  • Т.Я. Шпикалова «Волшебный мир народного творчества» М., 2001г.;

  • М.Д. Лакути «Как научиться рисовать» М., 2000 г.;

  • М.М. Мацкевич «Прогулки по Третьяковке» Ж. «Дошк. воспитание»

№ 6,8/1997г.;

  • К. Утробина «Примерные конспекты занятий по рисованию гуашью

методом тычка» Ж. «Дошк. воспитание» №11/1999г.;

  • О. Прокопович «Цвет, как средство выразительности детского

рисунка» Ж. «Дошк. воспитание» №6/2001г.;

- В. Рыньков, Т. Юдина «Азбука экологического воспитания дошкольников» Ж. «Дошк. Воспитание» № 4, 5 /1995г./

- О. Мариничева, Н. Ёлкина «Учим детей наблюдать и рссказывать» Ярославль 1997 г.

Пособия и методический материал


Репродукции и картины:


  • И.И. Шишкин «Рожь», «Зима»;

  • Д.К. Саврасов «Грачи прилетели»;

  • И. Левитан «Золотая осень», «Весна – большая вода»;

  • И. Грабарь «Рябинка», «Зимний пейзаж», « Февральская лазурь»;

  • В.М. Васнецов «Алёнушка»


Музыкальный материал:


  • Б. Дварионас « Прелюдия»;

  • П. Чайковский «Зимние грезы», «Сладкая греза», Времена года»: «Октябрь. Осенняя песня», «Апрель. Подснежники». «Баркарола»;

  • Римский-Корсаков - выступление к опере «Снегурочка»;

  • Ибсен – драма Пер-Гюнт, пьеса «Утро»;

  • Свиридов «Тройка», «Метель», «Весна – осень»;

  • А. Вивальди «Времена года. Лето-осень»;

  • Шостакович «Вальс-шутка»;

  • Ц. Кюи «Осень»;

  • М. Дунаевский «Бегут ручьи»;

  • Рахманинов «Весенние воды»;

  • Ж. Массне «Элегия».




Художественные произведения:

  • В. Татаринов «Сказки о двух тучах»;

  • М. Исаковский «Рожь»;

  • А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»;

  • И. Бунин «Листопад», «Бушует полая вода….»;

  • А. Толстой «Осень! Осыпается…», «Вот уж снег последний в поле тает…»;

  • И. Никитин «Встреча зимы»;

  • В. Фетисов «Зимние краски», «Синий вечер»;

  • С. Есенин «Заколдован невидимкой …», «Береза», «Черемуха»;

  • Ф. Тютчев «Чародейкою зимою …», « Весенние воды»;

  • А. Пушкин «Зимнее утро», «Еще дуют холодные ветры…», «Вот, север, тучи нагоняя…», «Гонимы вешними лучами…»;

  • Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист …»;

  • А. Плещеев «Весна»;

- Г. Ладонщиков «Подснежники»;

- К. Бальмонт «Осень» (Поспевает брусника…), «Снежинка»;

- В. Степанов «Разноцветный ветер»;

- Е. Головин «Осень»;

- Е. Трутнева «Первый снег»;

- И. Беляков «Подснежник»;

- С. Маршак «Снег теперь уже не тот…».


Дидактические пособия и оборудование
- «Волшебная картинка» -- рамка – планшет для показа линейных планов пейзажа.

- «Видоискатель» -- коробка без дна, прямоугольная или круглая, для зрительного ограничения пространства и поиска нужного пейзажа во время наблюдения или экскурсии.

- «Магнитные планшеты» -- для упражнения в изображении сложных деталей рисунка.

- Магнитофон;

- Мольберты