№
п/п
| Дата
| Тема урока
| Тип урока
| Основные виды учебной деятельности
| Планируемые предметные
результаты освоения
материала
| Универсальные учебные
действия
|
Раздел «Истоки родного искусства» (8 часов)
|
1
|
| Пейзаж родной земли. Рисование по памяти и представлению
| Урок введения в новую тему
| Характеризовать красоту природы родной земли.
Характеризовать особенности красоты природы различных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы
Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.
Изображать российскую природу (пейзаж).
| Давать эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Учиться видеть разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы.
Учиться видеть красоту природы в разное время года и в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании красоты природы.
Представлять изменчивость природы в разное время года и в течение дня.
Овладевать живописными навыками работы с гуашью.
| Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
|
2
|
| Пейзаж родной земли.
Художествен
ные работы в технике бум. пластики
| Комбинированный урок
|
3
|
| Деревня – деревянный мир.
Моделирова-
ние.
| Урок формирования умений и навыков
| Рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуре народа.
Объяснять конструкцию избы, назначение ее частей, декор и украшение.
Изображать избу или моделировать ее из бумаги.
| Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.
Учиться видеть традиционный образ деревни и понимать связь человека с окружающим миром природы.
Называть различные виды изб и сельских построек.
Объяснять особенности конструкции русской избы, ее частей, сельских деревянных, построек.
Овладевать навыками конструирования и работы в коллективе.
| Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
Проектировать изделие.
Овладевать навыками коллективной работы.
Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
|
4
|
| Деревня – деревянный мир.
Создание коллективного панно.
| Комбинированный урок
| Рассказывать о деревянной храмовой архитектуре.
Создавать образ традиционной деревни.
Коллективное панно или объемная пространственная постройка.
|
5
|
| Красота человека.
Изображение женского и мужского образа в народном костюме.
| Урок-дискуссия
| Объяснять представления народа о красоте человека.
Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма, праздничного женского и мужского костюма.
Характеризовать и эстетически оценивать образы человека-труженика в произведениях художников(А.Венецианов, И.Аргунов, В.Суриков, В.Васнецов, В.Тропинин, З.Серебрякова, Б.Кустодиев)
| Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты.
Понимать и анализировать конструкцию народного костюма.
Овладевать навыками изображения фигуры человека.
Учиться изображать сцены труда из крестьянской жизни.
| Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
|
6
|
| Красота человека.
Изображение сцены труда из крестьянской жизни.
| Комбинированный урок
|
7
|
| Народные праздники. Создание коллективного панно.
| Комбинированный урок
| Понимать роль традиционных народных праздников в жизни людей.
Изображать календарные праздники (коллективная работа).
Воспринимать и характеризовать образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б.Кустодиев, К.Юон, Ф.Малявин и др.)
| Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.
Создавать индивидуальные композиции и коллективные панно на тему народного праздника.
Осваивать алгоритм выполнения коллективного панно
Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников.
| Проектировать изделие.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
|
8
|
| Народные праздники. Обобщение темы. Изображение календарного праздника.
| Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-выставка.
|
Раздел «Древние города нашей земли» (7 часов)
|
9
|
| Родной угол.
Создание макета древнерусско-
го города.
| Урок введения в новую тему.
| Характеризовать образ древнего города и особенность выбора места для постройки города.
Объяснить роль пропорций в формировании конструктивного образа города.
Создавать макет древнерусского города-крепости.
| Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры.
Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.
Анализировать роль пропорций в архитектуре.
Создавать макет древнерусского города.
| Составлять план работы.
Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
|
10
|
| Древние соборы.
Создание макета древнерусско-
го собора.
| Комбинированный урок.
| Составлять рассказ о соборах как о святыне города, воплощении красоты, могущества и силы государства, как об архитектурном и смысловом центре города.
Раскрывать особенности конструкции и символики древнерусского каменного храма.
Создавать макет здания древнерусского храма.
| Получать представление о конструкции здания древнерусского храма.
Понимать роль пропорции и ритма в архитектуре древних соборов.
Моделировать здание храма.
| Проектировать изделие.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
|
11
|
| Города Русской земли. Изображение древнерусско-
го города.
| Комбинированный урок.
| Называть основные структурные части города.
Рассказывать о монастырях как о произведении архитектуры и их роли в жизни древних городов.
Рассказывать о жителях древнерусских городов и монастырей.
Изображать древнерусский город.
| Называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции и назначение.
Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры.
Интересоваться историей своей страны.
| Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ по реализации несложных проектов.
Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Формулировать собственное мнение и позицию.
|
12
|
| Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусских воинов.
| Комбинированный урок.
| Рассказать об образе жизни людей в древнерусском городе, о князе и его дружине.
Характеризовать одежду и оружие древнерусского воина.
Определять значение цвета в одежде и значение орнамента.
Развивать навыки изображения человека.
| Овладевать навыками изображения фигуры человека.
Изображать древнерусских воинов.
| Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
|
13
|
| Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Живописное изображение древнерусско-
го города.
| Урок-путешест
вие
| Определить общий характер и архитектурное своеобразие разных городов.
Рассказывать о старинном архитектурном образе данных городов.
Знакомить с исторической архитектурой данных городов.
Характеризовать особый облик города, сформированный историей и характером деятельности людей.
Изображать древнерусский город.
| Анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.
Объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.
Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
Создавать образ древнерусского города.
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
|
14
|
| Узорочье теремов.
Изображение интерьера теремных палат.
| Урок-сказка
| Рассказывать о торговых и ремесленных центрах городов.
Иметь представление об убранстве городских построек, теремов, княжеских палат, боярских палат, городских усадеб.
Объяснять в росписи преобладание растительных мотивов.
Изображать интерьер теремных палат.
| Видеть развитие декора городских архитектурных построек и декоративного украшения интерьера теремных палат.
Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема.
| Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту.
Проектировать изделие.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
|
15
|
| Пир в теремных палатах. Обобщение темы. Изображение праздника в теремных палатах.
| Урок-фантазия
| Объяснять роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.
Изображать праздник в интерьере княжеских палат.
Изображать посуду на праздничных столах.
| Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города.
Создавать изображение на тему праздничного пира в теремных палатах.
Создавать многофигурные композиции в коллективных панно.
| Сотрудничать в процессе создания общей композиции.
Овладевать навыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.
Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
|
Раздел «Каждый народ – художник» (11 часов)
|
16
|
| Страна восходящего солнца. Образ художествен-
ной культуры Японии.
Изображение природы.
| Урок введения в новую тему
| Рассказывать о художественной культуре Японии, о традиционных постройках.
Называть характерные особенности японского искусства.
Называть традиционные праздники.
Уметь видеть красоту в деталях.
Изображать природу через характерные детали.
Характеризовать образ женской красоты. Передавать характерные черты лица.
Объяснять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
Создавать изображения цветущей сакуры, японки в кимоно, коллективного панно.
| Привить интерес к изучению иной и необычной художественной культуре.
Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы, понимания женской красоты.
Иметь представление о традиционных японских постройках, предметов интерьера, украшениях.
Приобретать новые навыки в изображении природы, человека, новых форм архитектуры.
Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
Сотрудничать в процессе создания общей композиции.
Овладевать навыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.
Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
|
17
|
| Страна восходящего солнца. Образ художествен-
ной культуры Японии.
Изображение японок в кимоно.
| Комбинированный урок
|
18
|
| Страна восходящего солнца. Образ художествен-
ной культуры Японии.
Создание коллективного панно.
| Урок-проект
|
19
|
| Народы гор и степей.
Изображение красоты гор.
| Комбинированный урок
| Рассказывать о разнообразии природы нашей планеты.
Объяснять связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа.
Называть природные мотивы орнамента.
Изображать красоты гор и жизнь в степи.
| Принимать и объяснять разнообразие и красоту различных регионов нашей страны.
Изображать сцены жизни людей в различных природных условиях.
Передавать красоту природы гор и степей.
Овладевать живописными навыками.
| Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их.
|
20
|
| Народы гор и степей.
Изображение жизни в степи.
| Комбинированный урок
|
21
|
| Города в пустыне.
Создание образа древнего среднеазиатс-
кого города.
| Урок-фантазия
| Рассказать о городах в пустыне.
Видеть орнаментальный характер культуры.
Создавать образ древнего среднеазиатского города.
| Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии.
Объяснять связь архитектуры с особенностями природы и природных материалов.
Создавать образ древнего среднеазиатского города.
Овладевать навыками орнаментальной графики.
| Проектировать изделие.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
|
22
|
| Древняя Эллада.
Изображение греческого храма.
| Комбинированный урок
| Рассказать об особом значении искусства Древней Греции для культуры Европы и России.
Определять особенности изображения , украшения, постройки в искусстве древних греков.
Видеть красоту построения человеческого тела.
Называть праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней.
Изображать древнегреческий храм и приобретать навыки создания коллективного панно.
| Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.
Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорции постройки.
Изображать олимпийских спортсменов.
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
|
23
|
| Древняя Эллада.
Создание коллективного панно «Древнегреческий праздник»
| Урок-фантазия
|
24
|
| Европейские города средневековья.
Изображение костюма и предметов быта.
| Урок-беседа
| Знакомство с образом готических городов средневековья, с архитектурой средневековья,
готическим храмом, витражами, костюмом.
Видеть единство форм костюма и архитектуры.
Овладевать навыками составления коллективного панно.
| Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении.
Развивать навыки изображения человека.
Создавать коллективное панно.
| Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
|
25
|
| Европейские города средневековья.
Создание панно «Площадь средневеково-
го города».
| Урок-проект
|
26
|
| Многообразие художествен
ных культур в мире. Обобщение темы.
Участие в выставке работ.
| Комбинированный урок
| Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.
Понимать разности творческой работы в разных культурах.
| Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений.
Узнавать по предъявленным произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках.
| Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
|
Раздел «Искусство объединяет народы» (8 часов)
|
27
|
| Материнство. Изображение образа матери.
| Урок введения в новую тему
| Развивать навыки творческого восприятия произведений искусства и композиционного изображения.
Изображать по представлению образ матери и дитя, их единства.
| Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства.
Изображать образ материнства, опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.
| Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных рисунков и учебника, выделять этапы работы.
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.
|
28
|
| Материнство.
Изображение образа матери и дитя.
| Урок-проект
|
29
|
| Мудрость старости.
Создавать образ любимого пожилого человека.
| Комбинированный урок
| Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.
Видеть выражение мудрости старости в произведениях искусства.
Создавать изображение любимого пожилого человека.
| Развивать навыки восприятия произведений искусства.
Создавать в процессе творческой работы выразительный образ пожилого человека.
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
|
30
|
| Сопережива-
ние.
Создание рисунка с драматическим сюжетом.
| Комбинированный урок
| Рассуждать о сострадании, сочувствии, сопереживании.
Учиться видеть изображение печали и сострадания в искусстве.
Создавать рисунок с драматическим сюжетом.
| Эмоционально откликаться на образы сострадания.
Уметь объяснить, как выразить печальное и трагическое содержание.
Выражать свое отношение при изображении печального события.
| Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
|
31
|
| Герои-защитники.
Лепка эскиза памятника герою.
| Комбинированный урок
| Рассуждать о том, что все народы имеют своих героев-защитников.
Выполнять лепку эскиза памятника герою.
| Приобретать творческий композиционный опыт.
Приводить примеры памятников героям Отечества.
Овладевать навыками изображения в объеме.
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
|
32
|
| Юность и надежды.
Изображение радости детства.
| Урок-проект
| Рассуждать о том, что в искусстве всех народов присутствуют мечта, радость молодости, любовь к своим детям.
Выполнять изображение радости детства.
| Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства.
Развивать композиционные навыки.
| Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
|
33
|
| Искусство народов мира. Обобщение темы.
Выставка работ учащихся.
| Урок-выставка
| Рассказать об особенностях художественной культуры разных народов, об особенностях понимания ими красоты.
Обсуждать и анализировать свои работы и работы своих одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки.
| Объяснять и оценивать свои впечатления.
| Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
|
34
|
| Искусство народов мира. Обобщение темы.
Выставка коллективных работ учащихся.
| Урок-выставка
|