Главная страница

«Азбука общения»


Скачать 0.57 Mb.
Название «Азбука общения»
страница 1/4
Мусина Людмила Петровна
Дата 21.04.2016
Размер 0.57 Mb.
Тип Пояснительная записка
  1   2   3   4

Наминация : Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа

Программа по формированию коммуникативных навыков младших школьников с ОВЗ

«Азбука общения»

Автор:

Мусина Людмила Петровна, педагог-психолог МБОУ СОШ №3 г. Моршанска

Пояснительная записка

Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Возрастная категория детей выбрана неслучайно. Следующий этап в жизни ребенка – подростковый возраст, когда одним из доминирующих факторов являются навыки общения. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал. Особенно это важно для детей с ОВЗ. Так как дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Им необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Необходимо преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия со сверстниками.

Таким образом, актуальность данной темы определяется следующими фактами:

- необходимостью дальнейшей работы по совершенствованию коммуникативных навыков младших школьников с ОВЗ , что связано с общими задачами демократизации и гуманизации образования;

- с требованиями, предъявляемыми в настоящее время к ученику Государственными Федеральными Образовательными Стандартами нового поколения, с учетом которых современный школьник должен владеть рядом коммуникативных компетенций, а именно – владеть способами совместной деятельности в группе, умениями корректно вести учебный диалог, искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в социуме и т.д.

Участники программы

  1. Обучающиеся 1- 4 классов с ОВЗ (с задержкой психического здоровья, речевыми нарушениями).

  2. Родители обучающихся с ОВЗ.

  3. Педагоги.

Цель программы : развитие коммуникативной сферы учащихся начального звена.

  1. Задачи программы:

  1. Обогащение поведенческого репертуара учащихся социально приемлемыми навыками взаимодействия в конфликтной ситуации, игровой ситуации, ситуации повседневного общения.

  2. Развитие средств невербального общения.




  1. Формирование умений сотрудничать, работать в группе.




  1. Развитие рефлексии (умения анализировать собственное поведение, поступки, качества личности, эмоции и чувства).




  1. Обучение приемлемым способам выражения негативных эмоций (гнева, обиды, раздражения).




  1. Психолого-педагогическое сопровождение и просвещение родителей, педагогов в формировании коммуникативной сферы детей.


Научные, методологические и методические основания программы
Общую методологическую основу программы составляют психолого-педагогические концепции о формировании личности в активной деятельности и общении, о целостности обучения и воспитания, о наличии потребности детей в самореализации личностных потенциалов, активном личностном росте и саморазвитии.

Теоретическую основу программы составляют труды психологов, рассматривающих основные принципы построения системной коррекционной работы психолога с детьми с отклоняющимся развитием (И.В. Дубровиной, Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, И.И. Мамайчук, М.М. Семаго); роль общения в развитии личности ребенка (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, А.Н. Леонтьев, М.С. Каган); значение невербальных средств в процессе общения подчеркивали (М.Р. Битянова, А.Н. Леонтьев, В.А. Лабунская, Н.И. Шевандрин, В.Д. Ширшов ) и утверждали, что знание средств невербального общения и правильная интерпретация невербального поведения партнеров помогут избежать конфликтов, споров между людьми и даже проявления агрессии.
В программе использовались материалы следующих авторских программ: программ «Первый раз – в первый класс», «Середина пути» «Мы-выпускники» Ю.В. Груздевой, Н.А. Богачкиной; программа коррекции агрессии младших школьников Долговой А.Г.; Силиной О.;

\
Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанной цели и решения поставленных задач.
Существенным аспектом, определяющим эффективность обу­чения ребенка в школе, является формирование сферы межлично­стных отношений. Во-первых, у ребенка должна быть сформирова­на готовность к участию в новой форме общения со взрослым, тре­бующей высокой степени произвольности. На первый план выдвигается усвоение правил взаимоотноше­ний с другими детьми. Усложнение деятельности детей приводит к тому, что часто возникает необходимость учесть точку зрения това­рища, его права и интересы.

В связи с этим, возникает необходимость в применении программ по формированию у детей навыков общения .

Работа по развитию навыков общения в рамках данной программы направлена, прежде всего, на развития умения сотрудничать, прислушиваться к мнению другого, уступать. Кроме этого, в систему работы включено обучение детей приемлемым способам избавления от гнева и других негативных эмоций. Важным в коррекционно- развивающей работе с детьми является развитие способности анализировать свое поведение, чувства, качества личности, а также формирование чувства эмпатии.

Общение является показателем особенностей само­оценки ребенка, его личностных черт, характера, нравственного об­лика.

Поэтому эта программа призвана не только помочь развитию коммуникативных навыков младших школьников с ОВЗ, но она также поможет педагогу провести диагностику и профилак­тику агрессивности детей. Занятия имеют также диагно­стическое значение, благодаря которому можно вовремя скорректи­ровать и провести профилактику как агрессии, так и дезадаптивного поведения детей.

Программа содержит упражнения, которые требуют общения, самовыражения или участие в коллективном деле. В рамках программы у каждого ребёнка есть возможность проявить свои лучшие личностные качества и быть успешным участником программы, так как предложенный спектр занятий даёт возможность каждому показать свои сильные стороны. Важным элементом работы является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения ребёнка в значимых, в том числе оценочных ситуациях.

В рамках комплексной психолого-педагогической работы по формированию навыков общения, в программу включается направление по психологическому сопровождению родителей и классных руководителей. Главной задачей, которых является развитию у детей конструктивных форм поведения. Для этого в программе разработан специальный информационный блок для родителей и классных руководителей, включающий тематические семинары, упражнения и рекомендации.

На семинарах с родителями и педагогами разбирались основные принципы формирования навыков общения, им выдавались специальные задания, которым они должны были следовать дома и на занятиях.
Перечень и описание программных мероприятий



Название этапа

Цели и задачи этапа

Участники

Направление работы

Методы и методики работы

1.

Диагностический

-Выявление психологических особенностей детей (выявление межличностных отношений, выявление социальной адаптации в классном коллективе; исследование отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении).

-составление индивидуальных рекомендаций по работе с детьми (для родителей и педагогов)


Родители,

педагоги


Диагностическая работа


Анкета для родителей и педагогов

беседа

Дети

Диагностическая работа

Диагностика межличностных отношений методика Сишора в адаптации А.А. Реана диагностика привлекательности детского коллектива

- Социометрическая проба «День рождения» М.А. Панфилова


2.

Основной

Обогащение поведенческого репертуара учащихся социально приемлемыми навыками взаимодействия в конфликтной ситуации, игровой ситуации, ситуации повседневного общения.

Развитие средств невербального общения.

Формирование умений сотрудничать, работать в мини-группе.
Развитие рефлексии (умения анализировать собственное поведение, поступки, качества личности, эмоции и чувства).
Обучение приемлемым способам выражения негативных эмоций (гнева, обиды, раздражения).
Психолого-педагогическое сопровождение и просвещение родителей, педагогов в формировании коммуникативной сферы детей.


Дети


Коррекционно-развивающая работа

-Методы игротерапии и арттерапии: изотерапия, музыкотерапия, театрализованные игры, психогимнастика.


Родители


Психологическое просвещение и психопрофилактика

-Семинар «Значение эмоций в жизни ребёнка»

-Индивидуальные консультации

-Домашние задания и упражнения

-Рекомендации

Педагоги

Психологическое просвещение и психопрофилактика

Семинар «Общение и взаимодействие ребенка с окружающими» Эффективные стратегии поведения»

-Индивидуальные консультации

-Упражнения

-Рекомендации

3.

Заключительный

Выявление психологических особенностей детей (выявление межличностных отношений, выявление социальной адаптации в классном коллективе; исследование отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении).

-составление индивидуальных рекомендаций по работе с детьми (для родителей и педагогов)

Дети


Диагностическая работа (контрольная)

Диагностика межличностных отношений методика Сишора в адаптации А.А. Реанадиагностика привлекательности детского коллектива

- Социометрическая проба «День рождения» М.А. Панфилова

Родители



Диагностическая работа (контрольная)

-опрос


Педагоги


Диагностическая работа (контрольная)

-опрос






Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Часы

1

«Знакомство»

1

2

«Общаемся играя»

1

3

«Учимся общаться»

1

4

«Страна эмоций»

1

5

«Почему люди ссорятся»

1

6

«Что такое дружба »

1

7

«Учимся дружить»

1

8

«Хорошо ли мы знаем друг друга»

1

9

« Взаимопомощь и сотрудничество»

1

10

«Планета сотрудничества»

1

11

«Объединяемся играя»

1

12

«Мы- единая команда»

1

Всего: 12 часов

Развернутые конспекты занятий – см. приложение 1.
Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы:

психические заболевания

  • грубые психические и интеллектуальные нарушения

  • несогласие родителей на проведение психологических мероприятий

  • возраст до 5 лет.


Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы:

Гарантия прав участников программы обеспечиваются и определяются Конвенцией о правах ребенка, конституцией Российской Федерации, а также Уставом школы.
Способы обеспечения гарантии прав участников программы:

  • Участники программы (педагоги, родители) должны быть извещены о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации.

  • Работа с детьми начинается только после того, как родители (законные представители) дали письменное согласие на участие в ней.

  • Психолог информирует родителей (или законных представителей детей) о результатах реализации программы, а также доводит до их сведения любую интересующую их информацию, выявленную в ходе занятий и касающуюся их ребенка.

  • Перед проведением занятий, участники знакомятся с основными правилами работы в группе, основанными на принципах: взаимоуважения, добровольности, конфиденциальности и др.

  • Ведущий руководствуется "Этическим кодексом психолога" и исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.


Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (психолога, детей, родителей, педагогов)

Основные права и обязанности психолога:

  • Психолог обязан избегать причинения вреда участникам программы, нести ответственность за все свои действия.

  • Если психолог осознает, что его действия не приведут к улучшению психологического состояния участника программы или представляют риск для него, он должен немедленно прекратить вмешательство.

  • Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не представляют потенциальной опасности для здоровья и психического состояния участника программы.

  • Психолог имеет право на свободу выбора методик и способов работы, соответствующих целям, задачам и логике программы


Участники программы (дети, родители, педагоги) имеют право на:

  • Добровольное участие в программе педагогов, родителей, а также детей, которые имеют право отказаться от выполнения того или иного упражнения программы;

  • Уважительное отношение к себе;

  • Отказ от участия в программе.


Участники программы обязаны:

  • не совершать действий, наносящих психологическую или физическую травму другим участникам программы;

  • соблюдать режим посещения занятий.



Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы

Требования к специалистам, реализующим программу:

Высшее психолого-педагогическое образование, интегрированное медико-психолого-педагогическое образование.

Методические материалы и литература, необходимые для реализации программы:

  1. Груздева Ю.В. Богачкина Н.А. Классные часы с психологом .М: Издательство «Глобус» 2009.

  2. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. -Ярославль: Академия Холдинг, 2004

  3. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.

  4. Реана А.А. Психология детства: практикум М: «Олма-пресс» 2004

  5. Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. М.: Эксмо, 2010.

  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006.

  7. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. М.:ТЦ Сфера, 2008.


Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы:

Свободное и просторное помещение для проведения занятий: помещение группы, музыкальны зал, игровая комната.

Материалы и инструментарий для занятий:

  1. Ватман (3 листа), бумага для рисования

  2. Акварельные краски, тряпочки и кисточки

  3. Цветная бумага, ватные палочки, клей.

  4. Мелки или цветные карандаши

  5. Устройство для прослушивания музыки (аудиомагнитофон, компьютер и т.д.).

  6. Диски (или другой носитель) с музыкой: Моцарта, П.И.Чайковского запись музыки леса, любые сборники детской музыки.

  7. Пиктограммы с эмоциями (радости, грусти, страха, удивления и гнева (нарисованные схематично лица с различными эмоциями)

  8. Компьютер, проектор.

Сроки и этапы реализации программы

Сроки программы:

Программа рассчитана на 5 месяцев работы. Из них 3 месяца посвящается проведению психологических корекционно-развивающих занятий с детьми. Частота проведения – 1 раз в неделю. Кроме этих занятий, под сопровождением педагога-психолога, с детьми регулярно проводят дополнительную психолого-педагогическую работу педагоги и родители.
Этапы реализации программы:

1 этапдиагностический (примерный срок – от 2 недель, в зависимости от количества участников программы)

Согласно принципу программы о единстве диагностики и коррекции, коррекционно-развивающей работе предшествует диагностическое исследование. Для диагностики рекомендуется следующий комплекс методик :

-диагностика межличностных отношений методика Сишора в адаптации А.А. Реана

- социометрическая проба «День рождения» М.А. Панфилова

2 этапосновной этап. Срок этапа -3 месяца (12 недель). На этом этапе проводится коррекционно-развивающая работа с детьми, а также практическая работа с родителями и педагогами (семинары, тренинги и консультации). С помощью структурированного наблюдения, осуществляется контроль за динамикой коррекционо-развивающей работы.

3 этапзаключительный (примерный срок – от 2 недель, в зависимости от количества участников программы). На заключительном этапе предполагается проведение контрольной диагностики с целью выявления изменений в межличностном взаимодействии и коммуникативной сфере детей.
Описание используемых методик, технологий, инструментария со с ссылкой на источники:

Методика, технология, инструментарий

Источник

Социометрическая проба «День рождения»

Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. 160 с.

Диагностика межличностных отношений методика Сишора в адаптации А.А. Реана диагностика привлекательности детского коллектива


Реана А.А. Психология детства: практикум М: «Олма-пресс» 2004 .

Упражнения «Мой идеальный друг»,

упражнение на отработку интонационной выразительности речи, «Мы похожи — мы отличаемся», «Подари улыбку», «Здравствуй», «Комплименты», «Мы тебя любим», «Свет мой, зеркальце, скажи...»
Игры «Толкалки без слов», «Да и нет», «Ласковое имя», «Разожми кулак» , «Паутина»

«У меня зазвонил телефон», «Знакомство», «Детская радиопередача», «Достань мяч», «Я знаю, что ты...», «Дракон кусает свой хвост»


Груздева Ю.В. Богачкина Н.А. Классные часы с психологом .М: Издательство «Глобус» 2009.


Игры «Жизнь в лесу».

Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. М.: Эксмо, 2010. 240 с.

Игры «Доброе животное», «Слепой и поводырь»

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006. 541 с.

Список литературы:


  1. Гиппенрейтер Ю.Б.Общаться с ребенком. Как? –М.:АСТ: Астрель, 2009.

  2. Груздева Ю.В. Богачкина Н.А. Классные часы с психологом .М: Издательство «Глобус» 2009.

  3. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. -Ярославль: Академия Холдинг, 2004

  4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.

  5. Реана А.А. Психология детства: практикум М: «Олма-пресс» 2004

  6. Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. М.: Эксмо, 2010.

  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006.

  8. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. М.:ТЦ Сфера, 2008.


Ожидаемые результаты реализации программы
Промежуточные:

  1. Повышение активности, инициативности и мотивации детей на занятиях;

  2. Повышение социальной компетенции (конструктивное общение и взаимодействие в группе)

  3. Изменение и стабилизация эмоционального фона с преобладанием положительных эмоций

  4. Повышение уровня доверия и эмоциональной открытости детей


Итоговые:

  1. Повышения уровня конструктивности поведения

  2. Снижение уровня негативных эмоциональных реакций (тревожности, агрессивности,

  3. Гармонизация психологического климата в группе

  4. Усиление межличностного взаимодействия в группе

  5. Перенос социальных навыков в реальную жизнь


Система организации внутреннего контроля реализации программы

Система организации контроля реализации программы предполагает отслеживание основных показателей эмоционального состояния и поведения детей через наблюдение и осуществление диагностических процедур по методикам:

-Диагностика межличностных отношений методика Сишора в адаптации А.А. Реана

- Социометрическая проба «День рождения» М.А. Панфилова
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
  1   2   3   4