Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«Азбука общения» |
 Скачать 0.57 Mb. |
1 2 3 4 Наминация : Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа
Программа по формированию коммуникативных навыков младших школьников с ОВЗ
«Азбука общения»
Автор:
Мусина Людмила Петровна, педагог-психолог МБОУ СОШ №3 г. Моршанска
Пояснительная записка
Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Возрастная категория детей выбрана неслучайно. Следующий этап в жизни ребенка – подростковый возраст, когда одним из доминирующих факторов являются навыки общения. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал. Особенно это важно для детей с ОВЗ. Так как дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Им необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Необходимо преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия со сверстниками.
Таким образом, актуальность данной темы определяется следующими фактами:
- необходимостью дальнейшей работы по совершенствованию коммуникативных навыков младших школьников с ОВЗ , что связано с общими задачами демократизации и гуманизации образования;
- с требованиями, предъявляемыми в настоящее время к ученику Государственными Федеральными Образовательными Стандартами нового поколения, с учетом которых современный школьник должен владеть рядом коммуникативных компетенций, а именно – владеть способами совместной деятельности в группе, умениями корректно вести учебный диалог, искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в социуме и т.д.
Участники программы
Обучающиеся 1- 4 классов с ОВЗ (с задержкой психического здоровья, речевыми нарушениями).
Родители обучающихся с ОВЗ.
Педагоги.
Цель программы : развитие коммуникативной сферы учащихся начального звена.
Задачи программы:
Обогащение поведенческого репертуара учащихся социально приемлемыми навыками взаимодействия в конфликтной ситуации, игровой ситуации, ситуации повседневного общения.
Развитие средств невербального общения.
Формирование умений сотрудничать, работать в группе.
Развитие рефлексии (умения анализировать собственное поведение, поступки, качества личности, эмоции и чувства).
Обучение приемлемым способам выражения негативных эмоций (гнева, обиды, раздражения).
Психолого-педагогическое сопровождение и просвещение родителей, педагогов в формировании коммуникативной сферы детей.
Научные, методологические и методические основания программы Общую методологическую основу программы составляют психолого-педагогические концепции о формировании личности в активной деятельности и общении, о целостности обучения и воспитания, о наличии потребности детей в самореализации личностных потенциалов, активном личностном росте и саморазвитии.
Теоретическую основу программы составляют труды психологов, рассматривающих основные принципы построения системной коррекционной работы психолога с детьми с отклоняющимся развитием (И.В. Дубровиной, Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, И.И. Мамайчук, М.М. Семаго); роль общения в развитии личности ребенка (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, А.Н. Леонтьев, М.С. Каган); значение невербальных средств в процессе общения подчеркивали (М.Р. Битянова, А.Н. Леонтьев, В.А. Лабунская, Н.И. Шевандрин, В.Д. Ширшов ) и утверждали, что знание средств невербального общения и правильная интерпретация невербального поведения партнеров помогут избежать конфликтов, споров между людьми и даже проявления агрессии. В программе использовались материалы следующих авторских программ: программ «Первый раз – в первый класс», «Середина пути» «Мы-выпускники» Ю.В. Груздевой, Н.А. Богачкиной; программа коррекции агрессии младших школьников Долговой А.Г.; Силиной О.;
\ Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанной цели и решения поставленных задач. Существенным аспектом, определяющим эффективность обучения ребенка в школе, является формирование сферы межличностных отношений. Во-первых, у ребенка должна быть сформирована готовность к участию в новой форме общения со взрослым, требующей высокой степени произвольности. На первый план выдвигается усвоение правил взаимоотношений с другими детьми. Усложнение деятельности детей приводит к тому, что часто возникает необходимость учесть точку зрения товарища, его права и интересы.
В связи с этим, возникает необходимость в применении программ по формированию у детей навыков общения .
Работа по развитию навыков общения в рамках данной программы направлена, прежде всего, на развития умения сотрудничать, прислушиваться к мнению другого, уступать. Кроме этого, в систему работы включено обучение детей приемлемым способам избавления от гнева и других негативных эмоций. Важным в коррекционно- развивающей работе с детьми является развитие способности анализировать свое поведение, чувства, качества личности, а также формирование чувства эмпатии.
Общение является показателем особенностей самооценки ребенка, его личностных черт, характера, нравственного облика.
Поэтому эта программа призвана не только помочь развитию коммуникативных навыков младших школьников с ОВЗ, но она также поможет педагогу провести диагностику и профилактику агрессивности детей. Занятия имеют также диагностическое значение, благодаря которому можно вовремя скорректировать и провести профилактику как агрессии, так и дезадаптивного поведения детей.
Программа содержит упражнения, которые требуют общения, самовыражения или участие в коллективном деле. В рамках программы у каждого ребёнка есть возможность проявить свои лучшие личностные качества и быть успешным участником программы, так как предложенный спектр занятий даёт возможность каждому показать свои сильные стороны. Важным элементом работы является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения ребёнка в значимых, в том числе оценочных ситуациях.
В рамках комплексной психолого-педагогической работы по формированию навыков общения, в программу включается направление по психологическому сопровождению родителей и классных руководителей. Главной задачей, которых является развитию у детей конструктивных форм поведения. Для этого в программе разработан специальный информационный блок для родителей и классных руководителей, включающий тематические семинары, упражнения и рекомендации.
На семинарах с родителями и педагогами разбирались основные принципы формирования навыков общения, им выдавались специальные задания, которым они должны были следовать дома и на занятиях. Перечень и описание программных мероприятий
№
| Название этапа
| Цели и задачи этапа
| Участники
| Направление работы
| Методы и методики работы
| 1.
| Диагностический
| -Выявление психологических особенностей детей (выявление межличностных отношений, выявление социальной адаптации в классном коллективе; исследование отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении).
-составление индивидуальных рекомендаций по работе с детьми (для родителей и педагогов)
| Родители,
педагоги
| Диагностическая работа
| Анкета для родителей и педагогов
беседа
| Дети
| Диагностическая работа
| Диагностика межличностных отношений методика Сишора в адаптации А.А. Реана диагностика привлекательности детского коллектива
- Социометрическая проба «День рождения» М.А. Панфилова
| 2.
| Основной
| Обогащение поведенческого репертуара учащихся социально приемлемыми навыками взаимодействия в конфликтной ситуации, игровой ситуации, ситуации повседневного общения.
Развитие средств невербального общения.
Формирование умений сотрудничать, работать в мини-группе. Развитие рефлексии (умения анализировать собственное поведение, поступки, качества личности, эмоции и чувства). Обучение приемлемым способам выражения негативных эмоций (гнева, обиды, раздражения). Психолого-педагогическое сопровождение и просвещение родителей, педагогов в формировании коммуникативной сферы детей.
| Дети
| Коррекционно-развивающая работа
| -Методы игротерапии и арттерапии: изотерапия, музыкотерапия, театрализованные игры, психогимнастика.
| Родители
| Психологическое просвещение и психопрофилактика
| -Семинар «Значение эмоций в жизни ребёнка»
-Индивидуальные консультации
-Домашние задания и упражнения
-Рекомендации
| Педагоги
| Психологическое просвещение и психопрофилактика
| Семинар «Общение и взаимодействие ребенка с окружающими» Эффективные стратегии поведения»
-Индивидуальные консультации
-Упражнения
-Рекомендации
| 3.
| Заключительный
| Выявление психологических особенностей детей (выявление межличностных отношений, выявление социальной адаптации в классном коллективе; исследование отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении).
-составление индивидуальных рекомендаций по работе с детьми (для родителей и педагогов)
| Дети
| Диагностическая работа (контрольная)
| Диагностика межличностных отношений методика Сишора в адаптации А.А. Реанадиагностика привлекательности детского коллектива
- Социометрическая проба «День рождения» М.А. Панфилова
| Родители
| Диагностическая работа (контрольная)
| -опрос
| Педагоги
| Диагностическая работа (контрольная)
| -опрос
|
|
Тематическое планирование
№ п/п
| Тема
| Часы
| 1
| «Знакомство»
| 1
| 2
| «Общаемся играя»
| 1
| 3
| «Учимся общаться»
| 1
| 4
| «Страна эмоций»
| 1
| 5
| «Почему люди ссорятся»
| 1
| 6
| «Что такое дружба »
| 1
| 7
| «Учимся дружить»
| 1
| 8
| «Хорошо ли мы знаем друг друга»
| 1
| 9
| « Взаимопомощь и сотрудничество»
| 1
| 10
| «Планета сотрудничества»
| 1
| 11
| «Объединяемся играя»
| 1
| 12
| «Мы- единая команда»
| 1
| Всего: 12 часов
Развернутые конспекты занятий – см. приложение 1. Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы:
психические заболевания
грубые психические и интеллектуальные нарушения
несогласие родителей на проведение психологических мероприятий
возраст до 5 лет.
Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы:
Гарантия прав участников программы обеспечиваются и определяются Конвенцией о правах ребенка, конституцией Российской Федерации, а также Уставом школы. Способы обеспечения гарантии прав участников программы:
Участники программы (педагоги, родители) должны быть извещены о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации.
Работа с детьми начинается только после того, как родители (законные представители) дали письменное согласие на участие в ней.
Психолог информирует родителей (или законных представителей детей) о результатах реализации программы, а также доводит до их сведения любую интересующую их информацию, выявленную в ходе занятий и касающуюся их ребенка.
Перед проведением занятий, участники знакомятся с основными правилами работы в группе, основанными на принципах: взаимоуважения, добровольности, конфиденциальности и др.
Ведущий руководствуется "Этическим кодексом психолога" и исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.
Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (психолога, детей, родителей, педагогов)
Основные права и обязанности психолога:
Психолог обязан избегать причинения вреда участникам программы, нести ответственность за все свои действия.
Если психолог осознает, что его действия не приведут к улучшению психологического состояния участника программы или представляют риск для него, он должен немедленно прекратить вмешательство.
Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не представляют потенциальной опасности для здоровья и психического состояния участника программы.
Психолог имеет право на свободу выбора методик и способов работы, соответствующих целям, задачам и логике программы
Участники программы (дети, родители, педагоги) имеют право на:
Добровольное участие в программе педагогов, родителей, а также детей, которые имеют право отказаться от выполнения того или иного упражнения программы;
Уважительное отношение к себе;
Отказ от участия в программе.
Участники программы обязаны:
не совершать действий, наносящих психологическую или физическую травму другим участникам программы;
соблюдать режим посещения занятий.
Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы
Требования к специалистам, реализующим программу:
Высшее психолого-педагогическое образование, интегрированное медико-психолого-педагогическое образование.
Методические материалы и литература, необходимые для реализации программы:
Груздева Ю.В. Богачкина Н.А. Классные часы с психологом .М: Издательство «Глобус» 2009.
Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. -Ярославль: Академия Холдинг, 2004
Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.
Реана А.А. Психология детства: практикум М: «Олма-пресс» 2004
Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. М.: Эксмо, 2010.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006.
Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. М.:ТЦ Сфера, 2008.
Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы:
Свободное и просторное помещение для проведения занятий: помещение группы, музыкальны зал, игровая комната.
Материалы и инструментарий для занятий:
Ватман (3 листа), бумага для рисования
Акварельные краски, тряпочки и кисточки
Цветная бумага, ватные палочки, клей.
Мелки или цветные карандаши
Устройство для прослушивания музыки (аудиомагнитофон, компьютер и т.д.).
Диски (или другой носитель) с музыкой: Моцарта, П.И.Чайковского запись музыки леса, любые сборники детской музыки.
Пиктограммы с эмоциями (радости, грусти, страха, удивления и гнева (нарисованные схематично лица с различными эмоциями)
Компьютер, проектор.
Сроки и этапы реализации программы
Сроки программы:
Программа рассчитана на 5 месяцев работы. Из них 3 месяца посвящается проведению психологических корекционно-развивающих занятий с детьми. Частота проведения – 1 раз в неделю. Кроме этих занятий, под сопровождением педагога-психолога, с детьми регулярно проводят дополнительную психолого-педагогическую работу педагоги и родители. Этапы реализации программы:
1 этап – диагностический (примерный срок – от 2 недель, в зависимости от количества участников программы)
Согласно принципу программы о единстве диагностики и коррекции, коррекционно-развивающей работе предшествует диагностическое исследование. Для диагностики рекомендуется следующий комплекс методик :
-диагностика межличностных отношений методика Сишора в адаптации А.А. Реана
- социометрическая проба «День рождения» М.А. Панфилова
2 этап – основной этап. Срок этапа -3 месяца (12 недель). На этом этапе проводится коррекционно-развивающая работа с детьми, а также практическая работа с родителями и педагогами (семинары, тренинги и консультации). С помощью структурированного наблюдения, осуществляется контроль за динамикой коррекционо-развивающей работы.
3 этап – заключительный (примерный срок – от 2 недель, в зависимости от количества участников программы). На заключительном этапе предполагается проведение контрольной диагностики с целью выявления изменений в межличностном взаимодействии и коммуникативной сфере детей. Описание используемых методик, технологий, инструментария со с ссылкой на источники:
Методика, технология, инструментарий
| Источник
| Социометрическая проба «День рождения»
| Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. 160 с.
| Диагностика межличностных отношений методика Сишора в адаптации А.А. Реана диагностика привлекательности детского коллектива
| Реана А.А. Психология детства: практикум М: «Олма-пресс» 2004 .
| Упражнения «Мой идеальный друг»,
упражнение на отработку интонационной выразительности речи, «Мы похожи — мы отличаемся», «Подари улыбку», «Здравствуй», «Комплименты», «Мы тебя любим», «Свет мой, зеркальце, скажи...» Игры «Толкалки без слов», «Да и нет», «Ласковое имя», «Разожми кулак» , «Паутина»
«У меня зазвонил телефон», «Знакомство», «Детская радиопередача», «Достань мяч», «Я знаю, что ты...», «Дракон кусает свой хвост»
| Груздева Ю.В. Богачкина Н.А. Классные часы с психологом .М: Издательство «Глобус» 2009.
| Игры «Жизнь в лесу».
| Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. М.: Эксмо, 2010. 240 с.
| Игры «Доброе животное», «Слепой и поводырь»
| Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006. 541 с.
| Список литературы:
Гиппенрейтер Ю.Б.Общаться с ребенком. Как? –М.:АСТ: Астрель, 2009.
Груздева Ю.В. Богачкина Н.А. Классные часы с психологом .М: Издательство «Глобус» 2009.
Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. -Ярославль: Академия Холдинг, 2004
Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.
Реана А.А. Психология детства: практикум М: «Олма-пресс» 2004
Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. М.: Эксмо, 2010.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006.
Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. М.:ТЦ Сфера, 2008.
Ожидаемые результаты реализации программы Промежуточные:
Повышение активности, инициативности и мотивации детей на занятиях;
Повышение социальной компетенции (конструктивное общение и взаимодействие в группе)
Изменение и стабилизация эмоционального фона с преобладанием положительных эмоций
Повышение уровня доверия и эмоциональной открытости детей
Итоговые:
Повышения уровня конструктивности поведения
Снижение уровня негативных эмоциональных реакций (тревожности, агрессивности,
Гармонизация психологического климата в группе
Усиление межличностного взаимодействия в группе
Перенос социальных навыков в реальную жизнь
Система организации внутреннего контроля реализации программы
Система организации контроля реализации программы предполагает отслеживание основных показателей эмоционального состояния и поведения детей через наблюдение и осуществление диагностических процедур по методикам:
-Диагностика межличностных отношений методика Сишора в адаптации А.А. Реана
- Социометрическая проба «День рождения» М.А. Панфилова Критерии оценки достижения планируемых результатов:
|
1 2 3 4 |
|