Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Пояснительная записка к программе: «Психопрофилактика и психокоррекция стрессовых состояний педагогического коллектива в условиях профессиональной деятельности» |
 Скачать 74.81 Kb. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Пояснительная записка к программе: «Психопрофилактика и психокоррекция стрессовых состояний педагогического коллектива в условиях профессиональной деятельности» Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки педагогам, испытывающим чрезмерные психоэмоциональные нагрузки. Цели программы:
Способствование сохранению физического, психологического, социального здоровья педагога, формирование позитивного мышления.
Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.
Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы в группах детского сада.
Задачи:
Знакомство с теоретическими и практическими подходами в области здоровьесбережения, стрессоустойчивости.
Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний.
Отработка на практике технологий снятия психоэмоционального напряжения, общее оздоровление организма.
Формирование позитивной «Я»-концепции.
Развитие и совершенствование ресурсов личности.
Стимуляция интереса к самопознанию, самоизменению, самосовершенствованию.
Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний
Объектом психокоррекции являются воспитатели и педагоги ДОУ.
Объем программы рассчитан на 3 месяца, - 10 занятий при частоте встреч 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 20 - 30 минут.
Форма работы – групповая.
Материально-технические ресурсы:
- пространство для проведения занятий (музыкальный зал, спортивный зал, любое помещение, где могли бы свободно разместиться и активно двигаться 7-10 чел.)
- музыкальное сопровождение: музыкальный центр, музыкальные композиции.
- ковер для выполнения упражнений лежа; стулья для выполнения упражнений сидя; столы для рисования.
- различные канцтовары (карандаши цветные, краски, кисти, бумага).
Программа « Психопрофилактики и психокоррекции стрессовых состояний педагогического коллектива в условиях профессиональной деятельности». Цели упражнений: - принятие своей индивидуальности
-осознание внутренних ресурсов
-формирование доверия к себе, своей способности справиться с любой жизненной ситуацией.
-освоение навыков саморегуляции
-повышение способности контролировать свои реакции в стрессовой ситуации.
-психомышечная тренировка
-развивать умение вставать на позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации, формировать позитивное принятие себя
-углублять позитивное эмоциональное состояние и создавать условия для его поддержания вне занятий.
ЗАНЯТИЕ 1
Вводная часть:
Упражнение. «Настроение».
Основная часть:
Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках».
Упражнение «Дыхание на счет 7-11».
Упражнение «Снятие мышечного напряжения».
Упражнение «Достижение состояния покоя».
Визуализация «Поплавок в океане».
Упражнение «Прогулка».
Упражнение «Я в лучах солнца».
Заключительная часть:
Упражнение «Осознание своего дыхания».
ЗАНЯТИЕ 2
Вводная часть:
Рисунок «Воспоминания детства».
Основная часть:
Упражнение «Самомассаж».
Упражнение «Руки».
Упражнение «Самохвальство».
Визуализация «Маяк».
Заключительная часть:
Упражнение «Разговор со своим телом».
ЗАНЯТИЕ 3
Вводная часть:
Рисунок «Счастливые воспоминания».
Основная часть:
Упражнение «Расслабление всего тела».
Упражнение «Простое расслабление мышц».
Упражнение «Голова».
Визуализация «Идеальный пейзаж».
Упражнение «Почувствуйте счастье».
Упражнение «Ловец блага».
Упражнение «Негативные установки».
Заключительная часть:
Упражнение «Свободное дыхание».
ЗАНЯТИЕ 4
Вводная часть:
Рисунок «Мечта».
Основная часть:
Упражнение «Быстрое расслабление».
Упражнение «Думайте нежно».
Упражнение «Уровень счастья».
Заключительная часть:
Упражнение «Передышка».
ЗАНЯТИЕ 5
Вводная часть:
«Индивидуальное рисование».
Основная часть:
Упражнение «Маска релаксации».
«Релаксационный тренинг».
Визуализация «Мешок» и «Шар».
«Расслабление».
Упражнение «Избавление от самокритики».
Заключительная часть:
Упражнение «На релаксацию».
Упражнение «Настроение».
ЗАНЯТИЕ 6
Вводная часть:
Антистрессовая релаксация (рекомендована ВОЗ).
Дыхательная тонопластика по В. Леви «Подыши от души».
Основная часть:
Профилактика усталости глаз.
Визуализация «Мудрец из храма».
Заключительная часть: 5. Медитация «Дом моей души».
ЗАНЯТИЕ 7
Вводная часть:
Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой «Ладошки».
Визуализация «Заброшенный сад».
Основная часть:
«Техника релаксации».
Визуализация «Горная вершина».
Заключительная часть:
Медитация «Я родился».
ЗАНЯТИЕ 8
Вводная часть:
Визуализация «Душ».
Визуализация «Передача энергии».
Основная часть:
Антистрессовая гимнастика.
Упражнение «Вокализация на выдохе».
Упражнение «Тарабарщина».
Мини-лекция.
Заключительная часть:
Аутотренинг на расслабление «не урони вазу», «тормоз», «надуваем мяч», «холодно».
ЗАНЯТИЕ 9
Вводная часть:
Отработка брюшного дыхания.
Упражнение «Говорящие руки».
Антистрессовый массаж спины.
Основная часть:
Визуализация «Путешествие на ковре самолете».
Упражнение «Броуновское движение».
Заключительная часть:
Визуализация «Мир во мне».
Самонастрой. (авторское).
ЗАНЯТИЕ 10
Вводная часть:
«Сочини свой танец».
«Очищение от тревог».
Основная часть:
Визуализация «Радуга».
Медитация «Облака». (авторское).
Медитация «Водопад». (авторское).
Освобождение дыхания.
Заключительная часть:
Упражнение «Комплименты».
Упражнение «Дружба начинается с улыбки».
ЛИТЕРАТУРА 1. Звездина Г.П. Эмоциональное выгорание у воспитатлей ДОУ// Управление ДОУ №4, 2004г (стр. 15-18).
2. Малахова Е.Г., Антоненкова О.В., Бабахова М.Л., Каралашвили Е.А. Тренинг «повышение внутренних ресурсов».// Воспитатель.ДОУ №1, 2007г. (стр. 116-117).
3. Пастюк О.В., Фролова А.Н. Эмоциональный дискомфорт педагогов. Способы устранения.//Управление ДОУ, приложение 2007г (стр. 70, 101).
4. Тимофеева И.В., Мих Е.В. Использование элементов тренинга в методической работе ДОУ.// управление ДОУ№5,2007г (стр. 21-24).
5. ТруновД.Г. «синдром сгорания». Позитивный подход
к проблеме. // Журнал практического психолога.1998г. №5. (стр. 84).
6. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.//№3, 2002.
7. Задачи и функции психолога в ДОУ/ под ред. Венгера Л.А. руководство для практического психолога. НИИ дошкольное воспитание. АПН РСФСР. М: 1991г (стр. 3,7-8).
8. Валынкин П.В. Сборник нормативных документов психолога системы образования. Выпуск 3. Саратов.: ИПКиПРО, 2003.
9. Кряжева Н.А. Мир детских эмоций. 5-7лет. Ярославль, Академия развития, 2001. (стр. 68, 96).
10. Лободин В.Т., Лавренова Г.В. Лободина С.В. Как сохранить здоровье педагога.: метод.пособие.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2005.(стр6-11).
11. Немов.Р.С. Психология. 2,3т. М.: Владос, 2003.
12. Осипова А.А. общая психокоррекция. М.: Сфера, 2002.
13. Прохорова А.О. Регуляция эмоционального состояния, аутогенная тренировка. М.:Айрис Пресс, 2001.
14. Прохорова Г.А. Перспективное планирование работы педагога-психолога ДОУ. М.: Айрис Пресс, 2004.
15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М:. Владос пресс, 2003. (стр. 423,465).
16. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога ДОУ. Феникс. Рн/д 2004г.(стр. 526-530).
17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Рн/д.: Феникс, 2003.
18. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Академия, 2001.
19. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога М.: Феникс Рн/д., 2004г. (стр. 37, 128, 162-173).
20. Шкуринская Е.А. Профилактика эмоциональных нагрузок в педколлективе. Волгоград.: учитель, 2008. |
|
|