Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть»
Цели: 1. Познакомить детей с творчеством А.П. Гайдара
и его произведением «Совесть».
2.Формировать навыки правильного и выразительного чтения, умение давать аргументированные ответы на вопросы, отстаивать свою точку зрения, уметь прогнозировать содержание произведения с помощью ключевых слов.
3. Обогащать словарный запас слов, воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Задачи:
Развивающие задачи
1.Развитие познавательной мотивации (личностные УУД – смыслообразование) на основе эмоциональной (при подготовке к восприятию, через содержание произведения, отклик на прочитанное), социальной (мотивации сотрудничества при работе в группах), через создание проблемной ситуации и постановку учебной задачи.
2.Развитие воссоздающего и творческого воображения при организации смыслового прогнозирования (регулятивные УУД), на основе анализа художественного образа девочки (познавательные УУД).
3.Развитие полноценного (осмысленного, целостного, творческого) восприятия текста (познавательные УУД – смысловое чтение).
4.Развитие словесно-логического мышления (действия анализа, синтеза, сравнения) при подготовке к восприятию произведения; образного мышления при языковом анализе текста; ассоциативного мышления при анализе смысла заглавия (в ходе подготовки к восприятию и в процессе вторичного синтеза) – познавательные УУД; самостоятельности мышления при организации групповой работы (коммуникативные УУД).
5.Развитие пошагового самоконтроля при выполнении самостоятельной дифференцированной работы с карандашом в руке (регулятивные УУД) и на основе взаимоконтроля при сотрудничестве в парах (коммуникативные УУД).
6.Развитие планирующего самоконтроля путём предугадывания содержания текста при подготовке к восприятию и первичном восприятии (регулятивные УУД).
Дидактические задачи
1.Развитие навыка осознанного и правильного чтения вслух, выработка основного способа чтения – чтение целыми словами на основе многократного обращения к тексту (познавательные УУД – смысловое чтение).
2.Обучение приёмам чтения про себя при первичной ориентировке в тексте и в процессе анализа содержания произведения (познавательные УУД – смысловое чтение).
3.Побуждение учащихся к свободному обмену мнениями: учиться слушать, не перебивая друг друга, развивать связно, последовательно, полно свою мысль и мысль, высказанную другими детьми (коммуникативные УУД).
4.Развитие умения словесного рисования (познавательные УУД – анализ и синтез).
Воспититывающие задачи
1.Осуществление нравственно-этического воспитания через восприятие и понимание содержания текста: не путём выводов, как надо поступать, а путём размышлений над поступками и переживаниями девочки (личностные УУД – нравственно-этическая ориентация).
2.Воспитание интереса к чтению на основе познавательной мотивации (личностные УУД - смыслообразование).
3.Воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении (личностные УУД – нравственно-этическая ориентация). Оборудование: Сигнальные карточки, фото А. П. Гайдара, экран, мультимедийный проектор, карточки со словами , кластер, солнечные зайчики. Ход урока. I. Мобилизующее начало урока. -Ну, а вам не надоело,
Не наскучило читать?
Тем, кто занят делом дети
Просто некогда скучать!
Девиз нашего урока: Некогда скучать!
Как нужно трудиться, чтобы наш урок был удачным, полезным?
Спасибо! Хорошего, плодотворного вам урока!
II. Актуализация знаний.
Обратите внимание на доску.
Что вы видите на ней ?( слова)
СПАСИБО, ПОЖАЛУЙСТА, ДО СВИДАНИЯ, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ.
- Что это за слова? (Вежливые, волшебные).
- Для чего они нужны? (Для обращения к человеку).
- Как надо произносить волшебные слова? (Тихо, глядя прямо в глаза).
Попробуйте произнести эти слова, глядя друг на друга.
-Предлагаю игру « Доскажи словечко», где вы потренируетесь говорить такие слова. 1. Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, ….. (здравствуйте). 2. Когда нас бранят за шалости,
Говорим,……… (прости, пожалуйста). 3. Если кушать мы не в силах,
Скажем маме мы, ……. (спасибо).
И в России, и в Дании
Говорят, прощаясь, ……. (до свидания). - Молодцы!
- Как можно назвать людей, которые в своей речи употребляют волшебные слова? (Воспитанные, вежливые). III. Постановка учебной задачи.
- Представьте, что мы с вами находимся в театре и смотрим небольшое представление , которое для нас приготовили ребята по сказке Г. Юдина «Свинья в гостях».
Как нужно вести себя в театре?
- А вы подумайте, можно ли назвать главного героя этой сказки воспитанным?
Свинья в гостях.
Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане, даже свечи в подсвечниках.
Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свёкла в сахаре, и смородина в стакане, сок сливовый. А себе – сосисок нажарила с салом.
Пришла свинья, даже «здравствуй» не сказала, влезла в сапогах на стол, всё съела, ничего собаке не оставила, даже свечку солью посыпала и съела её вместе с сиренью.
Потом улеглась на скатерть и говорит:
- Скучно у тебя, Собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь…
- Совести у тебя нет, - рассердилась собака. – Свинья ты и есть свинья!
Сейчас же убирайся отсюда!
С тех пор собака на свинью сердита. а) Анализ прочитанного по вопросам.
- Итак, каким гостем оказалась свинья? Можно ли ее назвать воспитанной? (Нет). Почему? Докажите. (Не умеет вести себя в гостях).
- Скажите, что она сделала не так?
- Что ей на это сказала собака?
- А что такое совесть? (???).
- Вижу вам трудно ответить на этот вопрос. ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ?
Я хочу услышать ваше мнение.
Проверим наши предположения.
Где их можно проверить? ( в словаре)
В каком словаре?( толковом) Работа со словарями (ГРУППАМИ)
“Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.»
Были ли вы правы в своих предположениях?
Чьё высказывание было более точное?
В народе очень много говорят об этом.
- Ребята, и вам, наверное, приходилось слышать такие выражения:
совсем совесть потерял;
люди с чистой совестью (работа в парах)
- О ком так говорят?
-Давайте предположим, о чём же мы будем говорить на нашем уроке?
-Какие задачи поставим перед собой?
-Предлагаю открыть учебники и посмотреть название произведения .
Пробегитесь глазками по тексту.
Как вы думаете о чём оно?
Это наши предположения.
Чтобы знать точно, что нужно сделать? (ПРОЧИТАТЬ)
IV Подготовка к восприятию.
1. Беседа об авторе и его творчестве:
Кто является автором этого произведения? А.П. Гайдар
ВЫСТАВКА КНИГ -Посмотрите сколько разных книг написал этот автор.
-Кто из вас читал книги Гайдара? Какие? – Будущий писатель Гайдар родился 22 января 1904 г. в семье учителя. Первый рассказ для детей написал, когда ему было 22 года. В дальнейшем мы будем знакомиться с такими произведениями: “Р В С”, “Школа”, “Дальние страны”, “Чук и Гек”, “Тимур и его команда”.
Предлагаю вам самим найти интересные факты из биографии этого автора.
2. РАБОТА В МИНИ-ГРУППАХ (чтение четвёрками)
1 Гайдар- это псевдоним, а настоящая фамилия Голиков. Говорят, что когда-то гайдаром монгольские конники называли всадника, высланного вперёд, в дозор. Он скакал впереди всех и за всем наблюдал. Всегда готовый предупредить свой отряд об опасности. Таким вперед смотрящим был Аркадий Гайдар. (1слайд)
2 Аркадий Петрович родился в городе Льгове в семье учителя. А детство провёл в Арзамасе Нижегородской области. Там он учился в реальном училище.
3 Когда ему было 9 лет, началась первая мировая война. Через месяц сбежал к отцу на фронт. Правда, на другой день его разыскали.
4 Потом была Гражданская война в 16 лет уже командовал полком Красной Армии. Аркадий Гайдар на войне был тяжело ранен и в 20 лет из-за болезни уволен из армии.
(2 слайд)
5 Когда началась ВОВ, Гайдар отправился на фронт корреспондентом. 26 октября 1941 г. он погиб в бою с фашистами. (3слайд)
6 – Сын Гайдара – Тимур Аркадьевич Гайдар – стал, как и отец, военным журналистом. А внук писателя, Егор Тимурович Гайдар, был известным экономистом.
Итак каким вы запомнили А.П. Гайдара? – О чем может быть произведение с таким названием? (Дети говорят свои предположения)
– Можно ли по названию определить, будет ли он юмористический, серьёзный, поучительный?
V. Первичное восприятие с элементами антиципации.
1.Чтение рассказа учителем вслух с продолжением сильными учащимися..
-Подтвердился наш прогноз ?
-Какие мысли и чувства вызвало у вас это произведение? К какому жанру относится это произведение?
Докажите своё предположение.
Словарная работа (физминутка по Базарнову)
Посмотрите по сторонам что интересного вы заметили?
Что это за слова?
Для чего они нам нужны?
Попробуем их объяснить.
АЛГЕБРА – раздел математики (показ учебника).
УКРАДКОЙ – скрытно, тайком от других.
РОЩА – небольшой, лиственный лес (показ картинки). ФИЗМИНУТКА
СМЕКНУЛА – сообразила, догадываться о чём-нибудь.
НАХМУРИЛАСЬ – угрюмо, задумчиво морщить лоб и брови.
Предлагаю показать такого человека БЕСПОЩАДНАЯ СОВЕСТЬ – жёстокая, безжалостная. ГРЫЗЛА СОВЕСТЬ – чувство стыда и раскаяния.
ФИЗМИНУТКА( при слове РОЩА)
Правила поведения в природе.
Если согласны прошу присесть, а если нет, машем руками над головой.
- разжигать костёр только в присутствии взрослых;
-рвать цветы, ловить бабочек;
-убирать за собой мусор;
-слушать громкую музыку;
-пугать птиц;
-слушать пение птиц.
Обратимся опять к тексту.
VI.Анализ текста с включением заданий синтетического характера.
1.Работа над началом рассказа:
самостоятельное чтение в паре (1-2абзац)
Обратимся к началу произведения. С чего начинается рассказ?
Прочитайте первый и второй абзац, обсудите в паре ответ на вопрос. (Нина не пошла в школу.)
вычитывание предложений и языковой анализ текста
Как произошло, что Нина не пошла в школу? (Чтение.)
Где она оказалась вместо школы? (В роще.)
Почему именно в рощу пошла Нина? (Она думала, что её там никто не увидит.)
Что случайно могли увидеть её знакомые? (Чтение.)
Попробуйте объяснить выражение «болтается с книгами по городу»? (Ходит без дела.)
И поэтому она прошла в рощу как? (Украдкой.)
Я прочитаю это предложение по-особому (приём аллитерации). Закройте глазки и послушайте.
Какие звуки услышали? ([ч’], [ш], [щ’], [с])
Что они помогают представить? (Нина украдкой, скрытно, тайком от других прошла в рощу.)
Чувствовала ли она свою вину? (Сигнал светофора – средство обратной связи.)
2.Работа над дальнейшим развитием событий:
художественный образ девочки (3 абзац)
Проследим за поведением Нины дальше. (Чтение третьего абзаца.)
Прочитайте, как себя девочка чувствовала в роще сначала? (Ей радостно, весело, она обо всё забыла.)
Пока? (Не наткнулась на малыша.)
Представьте себе «наткнулась на малыша». Объясните выражение. (Бежала и столкнулась с малышом.)
самостоятельная дифференцированная работа (дифференциация по степени трудности задания, критерий деления на группы: обучаемость)
О встрече Нины с малышом (с. 94 до конца) вы будете читать самостоятельно с карандашом в руке. Читайте и отмечайте предложения о Нине.
I группа
| II группа
| III группа
| Выполняйте задание.
| В этих предложениях выделите слова, указывающие на действия Нины.
| Представьте себе состояние Нины в этот момент.
| вычитывание предложений и анализ художественного образа девочки
Чтение предложений о Нине (I группа), выделение слов-действий Нины (II группа), обсуждение состояния девочки (III группа).
Почему она решила подшутить над малышом? (Она думала, что он тоже прогуливает школу.)
Как она его назвала? (Чтение.)
Как она это сказала? (Строго.)
Изобразите строгость и прочитайте слова Нины.
Как девочка повела себя в этот момент по отношению к малышу? (Немного издевается над малышом, подсмеивается.)
Какова реакция малыша на это? (Он очень удивился.)
Прочитайте это хором, передав удивление.
Почему он удивился? (Он и не думал прогуливать школу.)
Каким вы представили малыша? (Он смешной, добродушный. У него добрые, доверчивые глаза.)
Прочитайте слова мальчика.
Попробуем прочитать этот отрывок по ролям.
Сколько ролей будет?
-Нина
-автор
-малыш
работа в парах при обсуждении проблемного вопроса
Что произошло в этот момент с Ниной? (Чтение.)
Почему Нина нахмурилась? Обсудите это в парах.
А может мальчик заставил её о чём-то задуматься?
Прочитайте, что она сделала дальше.
Что чувствовала девочка в этот момент? Прочитайте следующее предложение про себя и попробуйте ответить. (Ей было стыдно.)
Из-за чего же ей было стыдно? (Сравнила себя и этого малыша, стыдно за своё поведение.)
3. Работа над концом рассказа. ( Чтение по цепочке)
Прочитайте рассказ до конца и представьте, что происходило с девочкой.
Что же происходило с девочкой, когда она осталась в роще одна? (Чтение.)
Почему она заплакала? (Она чувствовала свою вину, ей было стыдно за себя, её мучила совесть.)
4.Личностное отношение к герою.
Анализ героев. Составление кластера.
Перед вами таблички с характерными чертами героев
Попробуйте составить кластер к каждому из них.
- Что можете сказать о мальчике?
( составление описания по опорным словам) добрый
малыш доверчивый
смешной
добродушный -Что можете сказать о девочке Нине?
(не приготовила уроки - не пошла в школу - отругала мальчика – проводила через рощу – расплакалась от стыда )
-Какие из слов – помощников можно отнести к Нине?
ленивая
злая
Нина добрая
хитрая
совестливая
-Какие слова у нас остались без внимания?
Почему?. - Кого из героев мучила совесть?
- Как вы думаете, повторит ли Нина свой поступок? Почему?
-Сделаем вывод по обсуждению героев: В каждом человеке должна быть совесть.
Найдите основную мысль этого рассказа в тексте и зачитайте её.
И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть. VII. Работа над пословицами: (если будет время) Нечистая совесть спать не даёт.
Совесть без зубов грызёт.
Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
Без совести и при большом уме не проживёшь. – Что нужно делать для того, чтобы твоя совесть была спокойна?
Высказывание детей. (Быть добрым, делиться с теми, кто нуждается, помогать в беде, любить свою семью, уважать старших).
Наши добрые дела
– Давайте вспомним, какие добрые дела мы делаем с вами. Эти фотографии я взяла из нашего классного альбома.
Поясните их.
VIII. Рефлексия.
Какие задачи урока мы решили? Докажите!
- О ком рассказ? - О чем рассказ?
- Что хотел сказать нам автор? (совесть помогает стать человеку лучше)
- Так что же такое СОВЕСТЬ?
- А у кого из вас есть совесть?
- А как вы об этом узнали?
Попрошу вас показать того солнечного зайчика, который подходит к вашему характеру.
Жёлтые «зайчики» – я всегда поступаю по совести.
Розовые «зайчики» – после сегодняшнего урока я постараюсь поступать по совести.
Серые «зайчики» – мне трудно быть всегда правдивым и прислушиваться к зову совести.
ИХ. Домашнее задание
С.94-95, пересказ
Составить продолжение рассказа
Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.
Оценки за урок ( за что…)
Чечко Марина Борисовна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №3" муниципального образования "город Бугуруслан"
|