Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Анализ профессиональной деятельности


Скачать 123.88 Kb.
НазваниеАнализ профессиональной деятельности
Дата22.04.2016
Размер123.88 Kb.
ТипАнализ

Анализ

профессиональной деятельности

Медведевой Надежды Владимировны

социального педагога Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Республики Марий Эл

«Волжская средняя общеобразовательная школа-интернат

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Школа - интернат – учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этим названием определяются основные цели социальной службы в школе - интернате, главная из которых социальная адаптация воспитанников. Задача, стоящая в связи с этим – реализация всех прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые им должны быть предоставлены в соответствии с законодательством. Не секрет что, проживая в детском доме, дети находятся под постоянной опекой и большинство вопросов их жизни решают воспитатели и старшие наставники. Лишившись этой опеки, подростки теряются в жизни. Ребёнок, получив самостоятельность и не имеющий поддержки, не обладающий трудовыми навыками, не обеспеченный правами, не сможет устроить свою жизнь.

В своей работе деятельности я руководствуюсь Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Семейным и Гражданскими кодексами РФ, ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ФЗ РФ «Об опеки и попечительстве», Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", Республиканскими законами, направленными на защиту и охрану прав детства, на развитие семейных форм воспитания, Уставом учреждения.

Целью своей деятельности считаю, охрана прав и законных интересов воспитанников, оказание помощи и поддержки детей-сирот в процессе их социализации.

Основные принципы моей деятельности – это объективность в работе, коммуникативность, независимость в защите прав и интересов ребенка.

Основными направлениями являются:

  • организация социально-правовой защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взаимодействие
    с представителями различных социальных институтов;

  • организация работы по социальной адаптации и реабилитации воспитанников школы-интерната;

  • организация профориентационной работы, оказание помощи в профессиональном самоопределении в соответствии с индивидуальными особенностями, склонностями, способностями воспитанников;

  • реализация модели семейного устройства – приёмная семья.

  • организация работы по постинтернатному сопровождению выпускников школы-интерната.

  • профилактика правонарушений среди подростков.

В соответствии с направления в работе поставлены следующие задачи:

  1. Обеспечение условий для осуществления социальных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  2. Защита и восстановление нарушенных прав воспитанников.

  3. Работа по постинтернатной адаптации выпускников школы-интерната.

  4. Формирование у воспитанников положительно ориентированных жизненных планов, социально-бытовых умений и навыков, способности противостоять асоциальному окружению и следовать принятым в развития детей.

  5. Защита имущественных и жилищных прав воспитанников.

  6. Формирование профессиональных намерений с учётом возможностей и индивидуальных способностей.

  7. Развитие семейных форм устройства детей-сирот, знакомство с семейными традициями, системой родственных связей.

Для выявления уровня социального развития ребенка составляется индивидуальная карта сопровождения. Стараюсь определить направление работы с конкретным ребенком, методы и формы коррекции и воздействия на высветившиеся проблемы его развития. В процессе общения с воспитанником выясняю, каковы отношения ребенка или подростка к происходящему в биологической среде, к родителям, к их знакомым, а также к братьям и сестрам, устанавливаю наличие привязанности к другим родственникам, выясняю круг интересов, увлечений, отношения ребенка (подростка) к нормам морали и нравственности, принятыми в обществе.

Следующим важным аспектом своей работы выделяю – организацию социально – правовой защиты несовершеннолетних воспитанников:

  • соблюдение и защита жилищных, имущественных прав и интересов воспитанников;

  • отслеживание поступлений денежных средств на лицевые счета несовершеннолетних воспитанников (пенсий, алиментов);

  • розыск родителей, братьев и сестер воспитанников, восстановление и коррекция родственных отношений, формирование у родственников чувства ответственности за ребенка, находящегося в школе- интернате.

Одним из важных моментов в данном направлении является защита жилищных прав наших воспитанников. В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 10.12.2012 года №79-З воспитанники «Об обеспечении жилым помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеют право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно действующему законодательству в 2014 году 32 воспитанника Волжской школы – интернат были включены в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений. (см. таб. №1)

Годы обучения

9 класс

8 класс

7 класс

2013 -2014 г.г.

12

17

2

2014 – 2015 г.г.

2

5

1


В рамках правовой защиты воспитанников школы – интерната мною также проводится работа по взысканию алиментов с родителей наших воспитанников, а также злостные неплательщики привлекаются к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ. Ежеквартально отслеживается поступление денежных средств на лицевые счета детей. В 2013-2014 г. приняты определённые меры по взысканию задолженности по алиментам: проведена сверка данных с УФССП по Республике Марий Эл с целью упорядочения информации, были направлены запросы в службы судебных приставов районов республики, где зарегистрированы или фактически проживают родители воспитанников, выяснялись причины неуплаты алиментов, задолженность по алиментным обязательствам. Количество детей, в пользу которых взысканы алименты 75 чел. Алименты перечисляются на лицевой счёт ребёнка – 31 чел.

В 2013- 2014 учебном году привлечены к уголовной ответственности по ст.157 ч.1 УК РФ родители 11 воспитанников.
Взыскание алиментов с родителей детей.


Мною также проводится работа по назначению пенсий воспитанникам по случаю потери кормильца. В 2014 году пенсии получают 29 воспитанников. Всего же за годы моей работы были оформлены пенсионные дела на 36 воспитанников.
Пенсионное обеспечение воспитанников.
Особо следует отметить работу по подготовке воспитанников к семейной жизни и их профессиональному самоопределению. Мною в 2013 году была разработана программа факультативного занятия по профессиональному самоопределению для воспитанников Волжской школы – интернат.

Основной своей целью в работе по профориентации я видела - не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению, призванному сыграть положительную роль в формировании личности воспитанника, приобщения его к труду.

Поэтому свою деятельность я сконцентрировала на решение следующих задач:

  • Ознакомление с миром профессий

  • Изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности

  • Ознакомление с правилами выбора профессии

  • Мотивация размышлений о своем профессиональном будущем

  • Трудоустройство выпускников

Каждый человек несколько раз в жизни переживает периоды больших перемен. К таким переменам относятся смена места жительства, окончание учёбы и начало самостоятельной работы или поступление в образовательные учреждения НПО, СПО, ВПО обзаведение собственной семьёй или детьми. Объединяет их одно: они нарушают привычный спокойный ход жизни, вносят новизну и неопределённость, вынуждают человека что-то менять в жизни и приспосабливаться к ней. В период интенсивной подготовки к выпуску моя деятельность организуется по следующим направлениям:

  • определение приоритетных профессиональных интересов и склонностей;

  • детальное обсуждение основных тенденций на рынке труда и рынке образовательных услуг;

  • определение уровня развития профессиональных навыков, способностей, личностных качеств и характеристик:

  • совместная работа профессионального и образовательного проекта;

  • обсуждение шагов по сопровождению реализации профессионального становления воспитанника.

Работа по профессиональному самоопределению воспитанников в 2013-2014 учебном году строилась в соответствии с планом заключительного этапа НИП «Формирование профессионального самоопределения старшеклассника в особой ситуации развития».

Описание результатов экспериментальной деятельности в форме аналитических статей, результатов исследовательской деятельности, выпуск печатных буклетов представлены в аналитической справке «О деятельности республиканской экспериментальной площадки». Трансляция полученных результатов была представлена на Всероссийской научно-практической конференции 25.03.2014, в профессиональном сообществе.

В рамках экспериментальной площадки в апреле 2014 в школе-интернате состоялось заседание школьного ПМПК. Итоги профессионального самоопределения выразились в следующих цифрах: с выбором профессии не определились только один выпускник школы из 17 (это составляет 6 % от общего числа выпускников). Остальные учащиеся уже четко представляют свой дальнейший образовательный маршрут.

Изучение потребностей и запросов воспитанников, их интересов и склонностей, способностей воспитанников осуществляется различными способами – от простого наблюдения за их успехами в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников. Просветительская работа: знакомство с профессиями. Сотрудничество с учреждениями профессионального образования: участие в профориентационных мероприятиях. Работа проводилась в классах, группах, индивидуально.

В рамках работы по профессиональному самоопределению воспитанников мною был разработан и проводился элективный курс «Основные составляющие профессионального выбора».

Было проведено исследование среди учащихся 8 и 9 классов, результаты которого свидетельствует о качественном своеобразии профессиональной направленности в каждой возрастной группе:

  • учащиеся 8-х классов при выборе профессии в основном опираются на интерес к выбираемой профессии, но их познавательные интересы, как правило, эпизодические, то есть возникают в определённой ситуации, например, под воздействием значимого человека или беседы с ним, но они почти всегда угасают, когда воспитанник получил сведения, удовлетворившие его эпизодический интерес;

  • у учащихся 9-х классов большую значимость приобретает желание быстрее стать самостоятельными, поэтому большинство воспитанников продолжает учиться в учреждениях начального профессионального образования, но довольно смутно представляет дальнейшую трудовую деятельность и, как правило, не связывает её с устройством всей жизни и положением в обществе

Проведён анализ социальной ситуации каждого выпускника для определения возможностей и ограничивающих факторов (медицинские противопоказания, наличие жилья, семейная ситуация, материальная обеспеченность, возможность поддержки от близких и родственников).

Результатом работы явилась проработка с каждым выпускником основного и запасного вариантов профессионального выбора с учётом интересов, склонностей, интеллектуальных и личностных возможностей, медицинских противопоказаний.
В рамках реализации республиканской целевой программы «Социальная (постинтернатная) адаптация выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей на 2011-2015 годы» и во исполнении приказа Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 04.08.2011 года № 908 «О развитии системы социальной (постинтернатной) адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ведется работа по постинтернатному сопровождению выпускников нашего учреждения. Поддерживается тесное взаимодействие с профессиональными образовательными учреждениями по вопросам контроля учебной деятельности бывших воспитанников. Оказываю консультативную помощь выпускникам в решении их проблем. Особое внимание уделяю контролю за соблюдением охранных законодательных и нормативных документов в отношении выпускников школы – интерната и оказанию им помощи в сложной жизненной ситуации.

Полное и всестороннее развитие личности ребёнка возможно только тогда, когда ребёнок вырастает в семье, в обстановке благополучия
и понимания. Поэтому одним из основных направлений является работа с биологической семьёй по возврату ребёнка в семью. Ведётся кропотливая работа по восстановлению информации по кровным родственникам, их розыску, привлечению к общению с детьми. Выясняются возможности помещения ребёнка в семьи кровных родителей, вовлечения их в процесс воспитания детей с целью установления конструктивного договора между кровной семьёй и самим ребёнком, подключение ресурсов биологических родственников к процессу реабилитации, формированию здорового образа жизни ребёнка-сироты. Организована постоянная связь с родителями воспитанников, они приглашаются для посещения детей, побуждая, тем самым, участвовать в судьбе ребенка и поддерживать родственные отношения. При необходимости оказывается помощь и поддержка в подготовке документов в суд на восстановление в родительских правах или снятие ограничения в родительских правах.


Устройство детей на семейные формы


Форма устройства детей в семьи

2013

2014

Возвращение в кровную семью/восстановление в родительских правах


4


3


Замещающая семья

17

13


В целях реализации права ребенка – жить и воспитываться в семье, в школе-интернате реализуется проект «Каникулы в семье» который является подпрограммой программы «Право на семью»

«Гостевая семья» - это возможность временного помещения детей - сирот на каникулы, выходные и праздничные дни в семьи граждан. Она позволяет создать для ребёнка благоприятные условия, в которых он может получить опыт проживания в семье. Благодаря проживанию в «гостевой семье» ребёнок усваивает представления о разнообразии социальных ролей в семье, вырабатывает представления о семейных обычаях, традициях, этикете. Семья помогает формировать роль полноценного человека, у которого есть проблемы, но которые он в состоянии решить. Приобретённый опыт социализации в принимающей семье благотворно влияет и на морально-психологический климат в детском учреждении после возвращения детей в школу-интернат, способствует повышению успеваемости и активности в разнообразных видах деятельности. Жизнь в гостевой семье, будь-то на каникулах или в выходные дни способствует формированию навыков социализации естественным путём. Даже в период короткого промежутка времени семья может дать для развития ребёнка гораздо больше, чем прожитые в казённом учреждении годы. Не секрет, что для большинства воспитанников старшего возраста шансы быть взятым под опеку или в приёмную семью очень малы. Именно поэтому столь актуальна идея оформления «гостевой семьи», когда дети проживают в семьях граждан на период каникул, в праздничные и выходные дни. Кроме того, «гостевая семья» рассматривается как переходный этап к другим формам воспитания, к примеру, приёмная семья и опека. Это способ присмотреться ребёнку и семье друг к другу, понять правильно ли принято решение. При переходе на постоянную форму устройства будет проще пережить адаптацию, т.к. опыт жизни в семье у ребёнка уже есть.

Проводится работа по временной передаче детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ, надлежащим образом оформляется необходимый пакет документов. Моя деятельность заключается в том, чтобы помочь ребёнку поддержать или повысить позитивный социальный статус в детском коллективе. Работа ведётся по двум разным направлениям, и с ребёнком и с заинтересованными взрослыми. С ребёнком работаем на протяжении всего времени нахождения его в школе-интернате, составляется социально-психологический портрет ребёнка. Учитывается и уровень развития познавательной деятельности, состояние эмоционально-волевой сферы, умение выражать свои чувства, проводится индивидуальная работа по проблемам межличностных отношений как с взрослыми так и со сверстниками. В ходе индивидуальной работы выясняется степень желания ребенка провести каникулы в семье, учитывается в какой семье он хотел бы пожить, в городе, селе или даче, отношение ребёнка к животным, умеет ли он держаться на воде, плавать, бывал ли в лесу, умеет ли ориентироваться в нём. Это необходимо тщательно обсудить для того, чтобы избежать сбоев и неприятностей, которые могли бы навредить идее организации отдыха в условиях семьи. Узнать, что он хотел бы взять с собой из предметов одежды, какие вещи, игрушки. Рассказать ребенку, куда он может обратиться за помощью, в случае необходимости, дать адрес и телефон.

В целом, поставленные перед мною выполнены. Были защищены имущественные жилищные права детей, реализуется право ребёнка жить и воспитываться в семье. Следует отметить, что все воспитанники имеют правовой статус, своевременно назначаются пенсии, предпринимаются меры по восстановлению и оформлению жизненно важных документов, в соответствии с законом идёт выполнение паспортного режима, регистрация по месту закреплённого жилья, регистрация по месту временного пребывания. Несмотря на все трудности, проводимая работа даёт положительные результаты, позволяющие своевременно выявлять возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения ребёнка, по возможности устранять негативные причины и трудности детей, сохранять положительные подходы к воспитанию детей в школе-интернате. 

В перспективе необходимо вести более эффективную работу совместно со службами судебных приставов, сотрудниками отделов внутренних дел районов по розыску уклоняющихся от уплаты алиментов родителей и исполнению решения суда по их взысканию. Активнее продолжать работу по поиску кровных родственников и привлечению их к общению с воспитанниками школы-интерната, определению возможной формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.