Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Анализ профессиональной деятельности |
 Скачать 123.88 Kb. |
Анализ
профессиональной деятельности
Медведевой Надежды Владимировны
социального педагога Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Республики Марий Эл
«Волжская средняя общеобразовательная школа-интернат
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Школа - интернат – учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этим названием определяются основные цели социальной службы в школе - интернате, главная из которых социальная адаптация воспитанников. Задача, стоящая в связи с этим – реализация всех прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые им должны быть предоставлены в соответствии с законодательством. Не секрет что, проживая в детском доме, дети находятся под постоянной опекой и большинство вопросов их жизни решают воспитатели и старшие наставники. Лишившись этой опеки, подростки теряются в жизни. Ребёнок, получив самостоятельность и не имеющий поддержки, не обладающий трудовыми навыками, не обеспеченный правами, не сможет устроить свою жизнь.
В своей работе деятельности я руководствуюсь Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Семейным и Гражданскими кодексами РФ, ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ФЗ РФ «Об опеки и попечительстве», Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", Республиканскими законами, направленными на защиту и охрану прав детства, на развитие семейных форм воспитания, Уставом учреждения.
Целью своей деятельности считаю, охрана прав и законных интересов воспитанников, оказание помощи и поддержки детей-сирот в процессе их социализации.
Основные принципы моей деятельности – это объективность в работе, коммуникативность, независимость в защите прав и интересов ребенка.
Основными направлениями являются:
организация социально-правовой защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взаимодействие с представителями различных социальных институтов;
организация работы по социальной адаптации и реабилитации воспитанников школы-интерната;
организация профориентационной работы, оказание помощи в профессиональном самоопределении в соответствии с индивидуальными особенностями, склонностями, способностями воспитанников;
реализация модели семейного устройства – приёмная семья.
организация работы по постинтернатному сопровождению выпускников школы-интерната.
профилактика правонарушений среди подростков.
В соответствии с направления в работе поставлены следующие задачи:
Обеспечение условий для осуществления социальных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Защита и восстановление нарушенных прав воспитанников.
Работа по постинтернатной адаптации выпускников школы-интерната.
Формирование у воспитанников положительно ориентированных жизненных планов, социально-бытовых умений и навыков, способности противостоять асоциальному окружению и следовать принятым в развития детей.
Защита имущественных и жилищных прав воспитанников.
Формирование профессиональных намерений с учётом возможностей и индивидуальных способностей.
Развитие семейных форм устройства детей-сирот, знакомство с семейными традициями, системой родственных связей.
Для выявления уровня социального развития ребенка составляется индивидуальная карта сопровождения. Стараюсь определить направление работы с конкретным ребенком, методы и формы коррекции и воздействия на высветившиеся проблемы его развития. В процессе общения с воспитанником выясняю, каковы отношения ребенка или подростка к происходящему в биологической среде, к родителям, к их знакомым, а также к братьям и сестрам, устанавливаю наличие привязанности к другим родственникам, выясняю круг интересов, увлечений, отношения ребенка (подростка) к нормам морали и нравственности, принятыми в обществе.
Следующим важным аспектом своей работы выделяю – организацию социально – правовой защиты несовершеннолетних воспитанников:
соблюдение и защита жилищных, имущественных прав и интересов воспитанников;
отслеживание поступлений денежных средств на лицевые счета несовершеннолетних воспитанников (пенсий, алиментов);
розыск родителей, братьев и сестер воспитанников, восстановление и коррекция родственных отношений, формирование у родственников чувства ответственности за ребенка, находящегося в школе- интернате.
Одним из важных моментов в данном направлении является защита жилищных прав наших воспитанников. В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 10.12.2012 года №79-З воспитанники «Об обеспечении жилым помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеют право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно действующему законодательству в 2014 году 32 воспитанника Волжской школы – интернат были включены в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений. (см. таб. №1)
Годы обучения
| 9 класс
| 8 класс
| 7 класс
| 2013 -2014 г.г.
| 12
| 17
| 2
| 2014 – 2015 г.г.
| 2
| 5
| 1
|
В рамках правовой защиты воспитанников школы – интерната мною также проводится работа по взысканию алиментов с родителей наших воспитанников, а также злостные неплательщики привлекаются к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ. Ежеквартально отслеживается поступление денежных средств на лицевые счета детей. В 2013-2014 г. приняты определённые меры по взысканию задолженности по алиментам: проведена сверка данных с УФССП по Республике Марий Эл с целью упорядочения информации, были направлены запросы в службы судебных приставов районов республики, где зарегистрированы или фактически проживают родители воспитанников, выяснялись причины неуплаты алиментов, задолженность по алиментным обязательствам. Количество детей, в пользу которых взысканы алименты 75 чел. Алименты перечисляются на лицевой счёт ребёнка – 31 чел.
В 2013- 2014 учебном году привлечены к уголовной ответственности по ст.157 ч.1 УК РФ родители 11 воспитанников. Взыскание алиментов с родителей детей.
Мною также проводится работа по назначению пенсий воспитанникам по случаю потери кормильца. В 2014 году пенсии получают 29 воспитанников. Всего же за годы моей работы были оформлены пенсионные дела на 36 воспитанников. Пенсионное обеспечение воспитанников. Особо следует отметить работу по подготовке воспитанников к семейной жизни и их профессиональному самоопределению. Мною в 2013 году была разработана программа факультативного занятия по профессиональному самоопределению для воспитанников Волжской школы – интернат.
Основной своей целью в работе по профориентации я видела - не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению, призванному сыграть положительную роль в формировании личности воспитанника, приобщения его к труду.
Поэтому свою деятельность я сконцентрировала на решение следующих задач:
Ознакомление с миром профессий
Изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности
Ознакомление с правилами выбора профессии
Мотивация размышлений о своем профессиональном будущем
Трудоустройство выпускников
Каждый человек несколько раз в жизни переживает периоды больших перемен. К таким переменам относятся смена места жительства, окончание учёбы и начало самостоятельной работы или поступление в образовательные учреждения НПО, СПО, ВПО обзаведение собственной семьёй или детьми. Объединяет их одно: они нарушают привычный спокойный ход жизни, вносят новизну и неопределённость, вынуждают человека что-то менять в жизни и приспосабливаться к ней. В период интенсивной подготовки к выпуску моя деятельность организуется по следующим направлениям:
определение приоритетных профессиональных интересов и склонностей;
детальное обсуждение основных тенденций на рынке труда и рынке образовательных услуг;
определение уровня развития профессиональных навыков, способностей, личностных качеств и характеристик:
совместная работа профессионального и образовательного проекта;
обсуждение шагов по сопровождению реализации профессионального становления воспитанника.
Работа по профессиональному самоопределению воспитанников в 2013-2014 учебном году строилась в соответствии с планом заключительного этапа НИП «Формирование профессионального самоопределения старшеклассника в особой ситуации развития».
Описание результатов экспериментальной деятельности в форме аналитических статей, результатов исследовательской деятельности, выпуск печатных буклетов представлены в аналитической справке «О деятельности республиканской экспериментальной площадки». Трансляция полученных результатов была представлена на Всероссийской научно-практической конференции 25.03.2014, в профессиональном сообществе.
В рамках экспериментальной площадки в апреле 2014 в школе-интернате состоялось заседание школьного ПМПК. Итоги профессионального самоопределения выразились в следующих цифрах: с выбором профессии не определились только один выпускник школы из 17 (это составляет 6 % от общего числа выпускников). Остальные учащиеся уже четко представляют свой дальнейший образовательный маршрут.
Изучение потребностей и запросов воспитанников, их интересов и склонностей, способностей воспитанников осуществляется различными способами – от простого наблюдения за их успехами в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников. Просветительская работа: знакомство с профессиями. Сотрудничество с учреждениями профессионального образования: участие в профориентационных мероприятиях. Работа проводилась в классах, группах, индивидуально.
В рамках работы по профессиональному самоопределению воспитанников мною был разработан и проводился элективный курс «Основные составляющие профессионального выбора».
Было проведено исследование среди учащихся 8 и 9 классов, результаты которого свидетельствует о качественном своеобразии профессиональной направленности в каждой возрастной группе:
учащиеся 8-х классов при выборе профессии в основном опираются на интерес к выбираемой профессии, но их познавательные интересы, как правило, эпизодические, то есть возникают в определённой ситуации, например, под воздействием значимого человека или беседы с ним, но они почти всегда угасают, когда воспитанник получил сведения, удовлетворившие его эпизодический интерес;
у учащихся 9-х классов большую значимость приобретает желание быстрее стать самостоятельными, поэтому большинство воспитанников продолжает учиться в учреждениях начального профессионального образования, но довольно смутно представляет дальнейшую трудовую деятельность и, как правило, не связывает её с устройством всей жизни и положением в обществе
Проведён анализ социальной ситуации каждого выпускника для определения возможностей и ограничивающих факторов (медицинские противопоказания, наличие жилья, семейная ситуация, материальная обеспеченность, возможность поддержки от близких и родственников).
Результатом работы явилась проработка с каждым выпускником основного и запасного вариантов профессионального выбора с учётом интересов, склонностей, интеллектуальных и личностных возможностей, медицинских противопоказаний. В рамках реализации республиканской целевой программы «Социальная (постинтернатная) адаптация выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей на 2011-2015 годы» и во исполнении приказа Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 04.08.2011 года № 908 «О развитии системы социальной (постинтернатной) адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ведется работа по постинтернатному сопровождению выпускников нашего учреждения. Поддерживается тесное взаимодействие с профессиональными образовательными учреждениями по вопросам контроля учебной деятельности бывших воспитанников. Оказываю консультативную помощь выпускникам в решении их проблем. Особое внимание уделяю контролю за соблюдением охранных законодательных и нормативных документов в отношении выпускников школы – интерната и оказанию им помощи в сложной жизненной ситуации.
Полное и всестороннее развитие личности ребёнка возможно только тогда, когда ребёнок вырастает в семье, в обстановке благополучия и понимания. Поэтому одним из основных направлений является работа с биологической семьёй по возврату ребёнка в семью. Ведётся кропотливая работа по восстановлению информации по кровным родственникам, их розыску, привлечению к общению с детьми. Выясняются возможности помещения ребёнка в семьи кровных родителей, вовлечения их в процесс воспитания детей с целью установления конструктивного договора между кровной семьёй и самим ребёнком, подключение ресурсов биологических родственников к процессу реабилитации, формированию здорового образа жизни ребёнка-сироты. Организована постоянная связь с родителями воспитанников, они приглашаются для посещения детей, побуждая, тем самым, участвовать в судьбе ребенка и поддерживать родственные отношения. При необходимости оказывается помощь и поддержка в подготовке документов в суд на восстановление в родительских правах или снятие ограничения в родительских правах.
Устройство детей на семейные формы
Форма устройства детей в семьи
| 2013
| 2014
| Возвращение в кровную семью/восстановление в родительских правах
|
4
|
3
| Замещающая семья
| 17
| 13
|
В целях реализации права ребенка – жить и воспитываться в семье, в школе-интернате реализуется проект «Каникулы в семье» который является подпрограммой программы «Право на семью»
«Гостевая семья» - это возможность временного помещения детей - сирот на каникулы, выходные и праздничные дни в семьи граждан. Она позволяет создать для ребёнка благоприятные условия, в которых он может получить опыт проживания в семье. Благодаря проживанию в «гостевой семье» ребёнок усваивает представления о разнообразии социальных ролей в семье, вырабатывает представления о семейных обычаях, традициях, этикете. Семья помогает формировать роль полноценного человека, у которого есть проблемы, но которые он в состоянии решить. Приобретённый опыт социализации в принимающей семье благотворно влияет и на морально-психологический климат в детском учреждении после возвращения детей в школу-интернат, способствует повышению успеваемости и активности в разнообразных видах деятельности. Жизнь в гостевой семье, будь-то на каникулах или в выходные дни способствует формированию навыков социализации естественным путём. Даже в период короткого промежутка времени семья может дать для развития ребёнка гораздо больше, чем прожитые в казённом учреждении годы. Не секрет, что для большинства воспитанников старшего возраста шансы быть взятым под опеку или в приёмную семью очень малы. Именно поэтому столь актуальна идея оформления «гостевой семьи», когда дети проживают в семьях граждан на период каникул, в праздничные и выходные дни. Кроме того, «гостевая семья» рассматривается как переходный этап к другим формам воспитания, к примеру, приёмная семья и опека. Это способ присмотреться ребёнку и семье друг к другу, понять правильно ли принято решение. При переходе на постоянную форму устройства будет проще пережить адаптацию, т.к. опыт жизни в семье у ребёнка уже есть.
Проводится работа по временной передаче детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ, надлежащим образом оформляется необходимый пакет документов. Моя деятельность заключается в том, чтобы помочь ребёнку поддержать или повысить позитивный социальный статус в детском коллективе. Работа ведётся по двум разным направлениям, и с ребёнком и с заинтересованными взрослыми. С ребёнком работаем на протяжении всего времени нахождения его в школе-интернате, составляется социально-психологический портрет ребёнка. Учитывается и уровень развития познавательной деятельности, состояние эмоционально-волевой сферы, умение выражать свои чувства, проводится индивидуальная работа по проблемам межличностных отношений как с взрослыми так и со сверстниками. В ходе индивидуальной работы выясняется степень желания ребенка провести каникулы в семье, учитывается в какой семье он хотел бы пожить, в городе, селе или даче, отношение ребёнка к животным, умеет ли он держаться на воде, плавать, бывал ли в лесу, умеет ли ориентироваться в нём. Это необходимо тщательно обсудить для того, чтобы избежать сбоев и неприятностей, которые могли бы навредить идее организации отдыха в условиях семьи. Узнать, что он хотел бы взять с собой из предметов одежды, какие вещи, игрушки. Рассказать ребенку, куда он может обратиться за помощью, в случае необходимости, дать адрес и телефон.
В целом, поставленные перед мною выполнены. Были защищены имущественные жилищные права детей, реализуется право ребёнка жить и воспитываться в семье. Следует отметить, что все воспитанники имеют правовой статус, своевременно назначаются пенсии, предпринимаются меры по восстановлению и оформлению жизненно важных документов, в соответствии с законом идёт выполнение паспортного режима, регистрация по месту закреплённого жилья, регистрация по месту временного пребывания. Несмотря на все трудности, проводимая работа даёт положительные результаты, позволяющие своевременно выявлять возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения ребёнка, по возможности устранять негативные причины и трудности детей, сохранять положительные подходы к воспитанию детей в школе-интернате.
В перспективе необходимо вести более эффективную работу совместно со службами судебных приставов, сотрудниками отделов внутренних дел районов по розыску уклоняющихся от уплаты алиментов родителей и исполнению решения суда по их взысканию. Активнее продолжать работу по поиску кровных родственников и привлечению их к общению с воспитанниками школы-интерната, определению возможной формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
|
|