Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Активные игры детей на свежем воздухе и в помещении |
 Скачать 0.66 Mb. |
1 2 3 4 5 Активные игры детей на свежем воздухе и в помещении
Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения.
Тиссо
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка врывается живительный поток представлений. Понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Можно смело утверждать, что активные игры пришли к нам из глубокой древности. Первобытные люди, отдыха от охоты. Соревновались между собой в силе и ловкости. Они стали обучать детей основам охоты в игровой форме, передавая и накапливая опыт из поколения в поколение.
Постепенно, с развитием общества, появились спортивные игры и различные виды спорта, в которые дети приходят еще в дошкольном возрасте. Но и активные игры не потеряли своей актуальности и остались источником получения физического воспитания и положительных эмоций.
По своей природе игра многофункциональна, оказывает разностороннее влияние на детей и способствует развитию гармоничной личности (занятие физической культуры и спортом, улучшающее общее физическое развитие, укрепляющее здоровье и улучшающее координацию движений, кроме того, развитие морально-волевых качеств).
Активные игры оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка, не только укрепляя и развивая двигательный аппарат, но и влияя на формирование личности ребенка, способствуя его психическому развитию.
Во время игры дети всегда непосредственны, эмоциональны. Поэтому при умелом проведении активных игр, наряду с физическим развитием, проявляется их большое воспитательное значение. У детей развивается сообразительность, внимательность, дисциплинированность, чувство здорового соперничества, вырабатывается инициатива и самостоятельность, а в командных играх – чувство товарищества, ответственности, желание сделать все для общей победы команды.
В наш век научно-технического прогресса значительно снизилась двигательная активность. Исследования ученых показали, что двигательную активность необходимо прививать в раннем детском возрасте.
Умная, увлекательная игра может оказать большое воспитательное влияние, чем длительные и монотонные словесные замечания.
При организации активных игр всегда необходимо стремиться создать у детей положительные эмоции, чтобы они охотно участвовали в игре, а не принимали ее за очередное наказание.
При распределение ролей в игре или разделение участников на команды всегда надо учитывать желание детей или создать и доступно объяснить справедливую очередность, а не проводить все волевым решением, что может вызвать у детей негативные эмоции (гнев, обиду..).
Во многих играх важная роль отводится водящему, который своим поведением оказывает влияние на играющих. Выбор первого водящего может сразу создать ту или иную атмосферу начала игры и влиять на весь ее ход.
Выбирают водящего разными способами: назначает воспитатель, по жребию, с помощью считалки, по результатам предыдущих игр и т.д.
Разделение на две команды можно производить путем простого счета «Первый – второй» построенных в шеренгу детей, создавая первую и вторую команды. Также можно использовать существующие жеребьевки. Такое преддверие игры уже само по себе создает эмоциональный фон.
В таком случае путем считалки выбирают двух детей, которые становятся капитанами команд и набирают себе команду путем задавания тихим голосом каждому из играющих вопросов (предварительно капитаны команд уже между собой договорились о слове):
***
Красное яблочко или золотое блюдечко? ***
Ниточка или иголочка? Так выбор команд проводится «вслепую». Игры должны быть общедоступными и увлекательными как по своему содержанию, так и по форме, но никак не утомительными для ребенка.
Необходимо следить индивидуально за каждым ребенком в процессе игры, не допуская переутомления.(сочетайте и чередуйте игры с высокой физической активностью со спокойными играми, давая детям отдых).
Вначале игры взрослому необходимо показать необходимые движения, а лучше всего принять участие в начальной стадии игры, заменив себя впоследствии одним из детей.
Есть игры, где под общую команду одновременно группой детей осуществляется ряд определенных движений, то в такой игре нельзя добиваться точности выполнения движения каждым ребенком, делая замечания детям по ходу игры. Это снизит эмоциональный настрой детей.
Большинство игр не имеет четкого определения места проведения. Проведение активных игр на свежем воздухе усиливает их эффективность, укрепляет здоровье детей. Поэтому важно рационально использовать прогулки в погожую погоду, сочетая их с двигательной активностью.
В процессе активной игры дети не только осваивают основные виды движений, но и развивается их воображение по мысленному созданию различных образов, что является неоценимым воспитательным процессом по всестороннему развитию ребенка.
Хочу предложить Вашему вниманию примерное планирование подвижных игр на старшую и подготовительную к школе группу
Картотека подвижных игр
по направлению «Физическое развитие»
образовательная область «Физическая культура»
в ГПД
Составитель: Пономарева О.В.
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №281 г. Москвы
СЕНТЯБРЬ
Ловишки.
Цель игры: упражнять в быстром беге с увёртыванием, в ориентировке в пространстве; развивать ловкость, умение быстро действовать по сигналу, точно соблюдать правила игры.
Ход игры: Дети произвольно располагаются на площадке Ведущий- ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки. Воспитатель говорит: «Раз, два, три – лови!» По этому сигналу все дети разбегаются по площадке, увёртываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся рукой, отходит в сторону, игра заканчивается, когда ловишка поймает 3-4 играющих. Затем выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4-5 раз.
Указания: для того чтобы дети лучше ориентировались, ловишке можно повязать на руку ленточку, надеть шапочку с султанчиком и т.п. Если ловишка оказался неловким и долгое время никого не может поймать, воспитатель останавливает игру и назначает другого водящего. Продолжительность игры 5-7 минут.
Хитрая лиса.
Цель игры: упражнять в быстром беге, в ориентировке в пространстве; развивать внимание, выдержку.
Ход игры: играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель обходит за спинами детей круг и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот, до кого дотронется воспитатель, становится хитрой лисой.
Воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть друг на друга, пытаясь выяснить, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие хором три раза (с небольшими промежутками) спрашивают (сначала тихо, а потом всё громче): «Хитрая лиса, где ты?». При этом все внимательно смотрят друг на друга. Как только вопрос: «Хитрая лиса, где ты?» - будет произнесён в третий раз, играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!» Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагивается рукой). Пойманного лиса отводит к себе в дом. После того как лиса поймает 2-3 детей, воспитатель произносит громко: «В круг!» Играющие образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз. Продолжительность игры 6-8 минут.
Кто лучше прыгнет?
Цель: учить прыгать в длину с разбега (с места), развивать умение концентрировать усилие, сочетая силу с быстротой.
Ход игры: На веревку или ветку дерева подвешивается мяч в сетке. Дети поочередно с разбега 3 - 4 шагов подбегают, подпрыгивают вверх стараясь ударить по мячу. Сначала выполняют дети небольшого роста. Затем мяч поднимают выше, прыгают высокие дети.
Правила: подпрыгивать толчком двух ног; ударять по мячу одновременно двумя руками.
Вариант 2: дети становятся возле одной линии и по общей команде или последовательно, один за другим, делают прыжок вперёд, отталкиваясь и приземляясь сразу двумя ногами. Приземлившись, они отчерчивают носком обуви границу прыжка. Затем эти границы сопоставляются, и выясняется, кто прыгнул лучше (дальше) всех.
Сбей кеглю.
Цель: добиваться улучшений координаций движений: развивать меткость, внимание, умение предать силу броску.
Ход игры: кегли сбиваются с помощью кия как в бильярде. Бортики, скреплённые воротцами, образуют игровое поле, на котором расставляются кегли: красные в центре, остальные по две с каждой стороны от неё. Играют двое. Поочерёдно они устанавливают шарик в любых воротцах и ударом по нему кием стараются сбить кегли. Сбитая красная кегля даёт 4 очка, остальные – 2. Сбитые кегли убираются с поля. Игра заканчивается, когда все кегли оказываются сбитыми. Выигрывает тот, кто набрал больше (или обусловленное) количество очков. Во втором случае сбитые кегли возвращаются на игровое поле. Количество очков, полученных за сбитые кегли, можно откладывать с помощью фишек (палочек, камешков, пуговиц и т.п.).
Вариант 2:
Играющие встают за линию, в 2 - 3 м от которой напротив каждого поставлены кегли или булавы. В руках у детей мячи. По сигналу они прокатывают мячи по направлению к кеглям, стараясь сбить их. По следующему сигналу идут за мячами, поднимают упавшие кегли и катят еще 2 раза. Подсчитывается, кто сбил кеглю большее число раз.
Правила: большой мяч катят двумя руками, маленький - одной, чередуя движение правой и левой рукой.
ОКТЯБРЬ
Гуси-лебеди.
Цель игры: продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры; научить бегущего уворачиваться и диалоговой речи, развивать навыки пространственной ориентации, воспитывать дружеские отношения.
Ход игры: на одном краю площадки чертой обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположном краю стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором находится волк. Остальное место луг. Дети, исполняющие роль волка и пастуха, назначаются воспитателем, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся на лугу, летают.
Пастух. Гуси, гуси!
Гуси (останавливаются и отвечают хором). Га, га, га!
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Да, да, да!
Пастух. Так летите!
Гуси. Нам нельзя,
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Пастух. Так летите, как хотите,
Только крылья берегите!
Гуси, расправив крылья (вытянув руки в стороны), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово. После нескольких перебежек (по условию игры) подсчитывают пойманных волком гусей. Затем назначаются новые ведущие: волк и пастух. Игра повторяется 3-4 раза.
Удочка.
Цель игры: упражнять в прыжках на месте; развивать ловкость, координацию движений, внимание.
Ход игры: дети становятся по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. В центре круга водящий, со словами: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!», наклонившись и опустив руку вниз, осторожно вращает по кругу шнур, к концу которого привязан мешочек с песком. Играющие внимательно следят за мешочком, при его приближении и подпрыгивают на месте вверх, чтобы мешочек не коснулся ног. Тот, кого мешочек заденет, делает шаг назад и выбывает временно из игры. Вскоре делается небольшой перерыв, игра возобновляется, в ней снова участвуют все дети.
Указания. Конец шнура с мешочком должен скользить по полу. Если все дети легко справляются с заданием, можно слегка приподнять мешочек от пола. Вращать шнур нужно не только по часовой стрелке, но и против. Для усложнения игры между двумя прыжками можно дать детям дополнительное задание: присесть и встать, повернуться 1-3 раза вокруг и др. Вместо подпрыгивания вверх можно отпрыгивать от «удочки» назад.
Продолжительность 5-7 минут.
Вариант 2: Цель – научить перепрыгивать через скакалку.
Ход игры. Водящий в центре круга на небольшой высоте вертит вокруг себя скакалку, дети должны перепрыгнуть через нее, кто не успел, становится водящим.
Охотники и зайцы.
Цель игры: упражнять в метание мяча в подвижную цель, в лёгких и мягких прыжках, быстром бег, лазанье;Развивать смелость, внимание.
Ход игры: на одной стороне площадке очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находится 2-3 зайца. Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается к себе. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на полянку и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд. По слову воспитателя «охотник!» зайцы бегут в домики, а ребёнок, изображающий охотника, бросает в них мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника.
Указания. У охотника в руках может быть несколько мячей. Бросать мячи (снежки) можно только в ноги бегущим. Стрелять в зайцев, находящихся в домиках нельзя. Нарушивший это правило исключается из игры.
Эстафета парами.
Цель игры: закреплять элементы соревнования в игре, развивать бег, ловкость, ориентировку в пространстве.
Ход игры: Дети становятся в 2 колонны парами за линию на одной стороне площадки, количество пар в колоннах должно быть одинаковым. На противоположном стороне площадки (на расстоянии 6 – 8 м.) поставлены какие-либо предметы (кубы, деревянные чурбачки). По сигналу взрослого первые пары, взявшись за руки, бегут к кубам, обегают их и возвращаются в конец своей колонны. Как только они перебегут линию старта, убегают вторые пары, и так до тех пор, пока не пробегут все пары. Выигрывает та колонна, игроки которой быстрее выполнят задание и во время бега не разъединят руки.
НОЯБРЬ
Мы весёлые ребята.
Цель игры: научить ходить и бегать на ограниченной площади; учить чётко проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; повышать двигательную активность.
Ход игры: дети стоят по одной стороне площадки, за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка. Ловишка назначается воспитателем или выбирается детьми. Дети хором произносят:
Мы весёлые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три – лови!
После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечёт черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2-3 перебежек производится подсчёт пойманных и выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4-5 раз.
Мяч водящему.
Цель: учить выполнять действия по сигналу воспитателя; упражнять в бросании мяча, ловле его; развивать координацию движений, ловкость.
Ход игры: участвующие в игре дети делятся на две равные подгруппы (по 5-6 человек в каждой) и строятся в колонны. Расстояние между колоннами – 3-4 шага. Перед колоннами проводится линия. На расстояние 3 м. от неё чертится вторая линия, параллельная первой.
Выбираются два водящих, которые становятся за второй линией против колонн. По условному сигналу оба водящих бросают мяч впереди стоящим в своих колоннах. Поймав мяч, играющий кидает его обратно водящему, а сам становится в конец колонны. Водящий бросает мяч второму играющему, а получив мяч обратно, - третьему и т.д. Выигрывает та колонна, в которой последний играющий раньше вернёт мяч водящему.
Кто сделает меньше прыжков.
Цель: совершенствовать технику прыжка (сильный толчок, энергичный взмах рук); начинать игру по сигналу воспитателя. Продолжать учить детей прыгать гигантскими шагами.
Ход игры: дети в шеренге на одной стороне. По сигналу прыгают на двух ногах на другую сторону площадки. Кто меньше сделал прыжков, побеждает
Вариант 2: На площадке обозначают две линии на расстоянии 5-6 м. Несколько детей встают к первой линии и по сигналу прыгают до второй линии, стараясь достичь её за меньшее число прыжков. Для этого необходимо сильнее оттолкнуться, приземление выполнить мягко и тут же начинать отталкивание для следующего прыжка.
Правила: ноги сильно не расставлять. Приземляться на обе ноги.
Усложнение: увеличить дистанцию до 10 м (это потребует в среднем 8 – 10 прыжков)
Брось за флажок.
Цель: развивать глазомер.
Ход игры: дети стоят в две шеренги друг за другом, в руках у первой шеренги мячи, мешочки с песком. Впереди на расстоянии 4 – 5 м стоят на одном уровне несколько флажков. Дети одновременно бросают мешочки с песком из-за головы двумя руками или одной, стараясь забросить их за линию флажков. Воспитатель подсчитывает, сколько детей забросили мешочки за флажки. Затем дети поднимают мешочки, бегут и передают их своей паре. Бросает следующая шеренга, затем сравниваются результаты.
Указания. Можно передавать мешочек своей паре и перебрасыванием. Нужно внимательно следить за местом падения мешочка, т.к. после падения он может проскальзывать по полу вперёд. Результат броска отмечается по месту падения мешочка.
ДЕКАБРЬ
Мышеловка.
Цель игры: упражнять в ходьбе и беге в одном направлении, в ловкости и приседании.
Ход игры: играющие делятся на две неравные группы. Меньшая группа детей, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. По условию игры они обязаны постоянно находиться в движении, то вбегая в круг, то выбегая из него. Игроки в круге поднимают руки вверх и двигаются по кругу со словами: Ах, как мыши надоели,
Всё погрызли, всё поели,
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из неё. По сигналу воспитателя «Хлоп» стоящие по кругу дети опускают руки, приседают – мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.
Бездомный заяц.
Цель: упражнять в умение бегать, не наталкиваясь друг на друга; соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; продолжать развивать умение детей быстро переходить от одного движения к другому, ловкость, выносливость, ориентировку в пространстве.
Ход игры: из числа играющих выбираются охотник и бездомный заяц. остальные играющие – зайцы чертят себе кружки, и каждый встаёт в свой.
Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоящий в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становится бездомным и охотник будет ловить его. Как только охотник поймал (осалил) зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником. Эту игру можно проводить и со всей группой детей. В этом случае круг образуют, взявшись за руки 4-5 детей. В каждом таком кружке становится по зайцу. Игра проводится по тем же правилам. Через 2-3 минуты по сигналу воспитателя игра прерывается. Один из детей, образующих круг, меняется местами с зайцем, стоящим внутри круга. Игра возобновляется и повторяется 4-5 раз с тем, чтобы все дети побывали в роли зайца. Продолжительность игры 5-7 минут.
Пустое место.
Цель: учить выполнять действия по сигналу воспитателя, закреплять умение быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга; развивать быстроту, ловкость.
Ход игры: играющие становятся в круг, положив руки на пояс, - получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит:
Вокруг домика хожу
И в окошечки гляжу.
К одному я подойду
И тихонько постучу.
После слова «постучу» водящий останавливается, заглядывает в окошко, против которого остановился, и говорит: «Тук – тук – тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришёл?» Водящий называет своё имя. Стоящий в кругу спрашивает: «Зачем пришёл?» Водящий отвечает: «Бежим вперегонки», - и оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остаётся в кругу; опоздавший становится водящим, и игра продолжается. Продолжительность игры 5-7 минут.
Попади в обруч.
Цель: развивать ловкость, меткость, выносливость; формировать умение метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние не менее 5-9 м.;
Совершенствовать координацию движений.
Ход игры: Дети бросают небольшой мяч из - за спины через плечо правой или левой рукой, стараясь попасть в обруч (на расстоянии 2м).
Усложнение: Один игрок бросает мяч, а другой старается поймать его обручем. Побеждает пара, набравшая большее количество очков после 10 бросков. Мяч должен быть очень мягким или полуспущенным.
Вариант 2: дети стоят по кругу диаметром 8 – 10 м, через одного у каждого в руках мешочек с песком. В центре круга лежит обруч. По сигналу воспитателя дети, у которых в руках мешочки, передают их товарищам справа или слева (по договорённости). Получив мешочки, дети бросают их двумя (или одной) руками снизу, стараясь попасть в обруч. Воспитатель подсчитывает, сколько мешочков попало в обруч у первых номеров. Дети поднимают мешочки и возвращаются на свои места в круг. Снова раздаётся сигнал, и дети передают мешочки своим соседям – вторым номерам и т.д. Воспитатель сравнивает, какие номера бросали точнее. Игра возобновляется.
Указания: мешочки забрасывать можно и другими способами: двумя и одной рукой из-за головы, сидя, стоя на коленях и т.п.
|
1 2 3 4 5 |
|