|
Адаричева Е. А. Классификация учебных проектов и содержание проектных заданий Слово «проект» в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед»
|
 Скачать 95.09 Kb.
|
Адаричева Е.А.
Классификация учебных проектов и содержание проектных заданий
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». В Тезаурусе для учителей и школьных психологов «Новые ценности образования» (М., 1995) термин «проектирование» определяется как «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть». «Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности» . Метод проектов – такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов.
Под проектными заданиями мы понимаем задания различного уровня сложности и поэтапной продолжительности выполнения, позволяющие актуализировать имеющиеся знания и приобрести новые самостоятельно, как под руководством учителя, так и индивидуально, в группе или коллективно, для решения выявленной проблемы на материале или в условиях реальной действительности.
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы дает широкое представление о классификации проектов по разным основаниям. В 1910-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:
-
«проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматизации…);
-
«экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
-
«повествовательные проекты» - разрабатывая их, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной…
-
«конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного, полезного продукта.
По виду целевой установки (У.Х. Килпатрик):
-
Созидательный – цель – практическое выполнение и использование.
-
Потребительский – цель – развитие потребительских качеств личности.
-
Интеллектуальный – цель – развитие мышления.
-
Проект-упражнение, направленный на выработку определенных умений и навыков.
По уровню интеграции учебного материала (А. Стивенсон):
-
Простой.
-
Комплексный.
По способам выполнения и завершения (М. Рубинштейн):
-
Ручной.
-
Интеллектуальный.
-
Комплексный.
-
Незаконченный.
-
законченный.
По степени реализации (А.И. Парамонов):
-
Учебный – не предполагается реализация проекта или идея проекта нереализуема.
-
Длительностный – есть реальный план реализации или уже сделаны попытки реализации.
По основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект (В.И. Воропаев) – тип проекта:
-
Технический.
-
Организационный.
-
Экономический.
-
Социальный.
-
Смешанный.
По составу проекта и структуре его предметной области (В.И. Воропаев) – класс проекта:
-
Монопроект – отдельный проект различных типа, вида, масштаба.
-
Мультипроект – комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов, требующий многопроектного управления.
-
Мегапроект – Целевые программы развития отраслей, регионов и других образований, включающий в свой состав ряд моно и мультипроектов.
По характеру предметной области (В.И. Воропаев) – вид проекта:
-
Инвестиционный.
-
Инновационный.
-
Научно-исследовательский.
-
Учебно-образовательный.
По размеру проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир (В.И. Воропаев) – масштаб проекта:
-
Межгосударственный.
-
Международный.
-
Национальный.
-
Межрегиональный.
-
Региональный.
-
Межотраслевой.
-
Отраслевой.
-
Корпоративный.
-
Ведомственный.
По продолжительности периода осуществления (Н.В. Матяш):
-
Долгосрочный.
-
Среднесрочный.
-
Краткосрочный.
По уровню сложности проектных заданий (Н.В. Матяш):
-
Репродуктивные задания на воспроизведение по образцу.
-
Поисковые задания.
-
Творческие задания, направленные на создание новых объектов.
По содержанию (Н.В. Матяш):
-
Проекты для решения конструктивно-технических задач.
-
Проекты для разработки новых видов технологий.
-
Проекты как решение задач производственно-коммерческого характера.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, групповую которую они выполняют в течение определенного промежутка времени. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, искусства.
Определим основные требования к использованию метода проектов во внеклассной деятельности:
-
наличие социально и личностно значимой проблемы, требующей интеграции знаний, умений для ее решения;
-
познавательная, практическая значимость результатов деятельности;
-
организация самостоятельной деятельности;
-
структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
-
использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.
Метод проектов является составным элементом продуктивного типа образования, который могут осуществлять педагоги с достаточно развитыми творческими способностями.
В исследовании показано, что тематика проектных заданий может относиться к какому-то теоретическому вопросу школьной программы с целью углубить знания учащихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов связаны с каким-то вопросом, актуальным для практической жизни, требующим привлечения знаний учащихся из разных областей знаний, их творческих способностей и исследовательских навыков.
В рамках классно-урочной системы реализация таких проектов практически невозможна. Организуя проектную деятельность во внеклассной работе, учитель решает как задачу углубления знаний по отдельным предметам, областям науки , так и задачу занятости учащихся в послеурочное время. Для педагога коммуникативные, конструктивные, организаторские, креативные способности являются составной частью педагогического мастерства.
В исследовании мы рассматриваем проблему использования проектов во внеклассной деятельности учащихся. Нами разработана классификация внеклассных проектов и методика их использования. Разработан алгоритм выполнения проектных заданий, проводимых во внеклассной учебно-воспитательной деятельности.
В ходе исследования мы рассмотрели четыре этапа проведения внеклассного проекта, которые позволят успешно освоить специальные знания и умения учащихся в практической деятельности и социальной адаптации.
В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
-
погружение в проект. Этап короткий, но важный для получения ожидаемых результатов. На этом этапе учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, формулирует проблему проекта в общем виде. В результате проблематизации определяются цели и задачи проекта.
-
организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность учащихся (групповая, индивидуальная), определяются цели и задачи каждой группы, роль каждого участника проекта. На этом этапе происходит планирование работы по решению проблемы проекта.
-
осуществление деятельности. На этом этапе учащиеся действуют самостоятельно. Учитель наблюдает за процессом.
-
презентация результатов. Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Сергеев И.С. считает важным правилом работы над проектом следующее: «каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт» . Сергеев И.С. предлагает пять этапов проекта, определяя проект как «пять П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация.
При рассмотрении классификации проектных заданий изучили следующие составляющие метода внеклассного проекта:
- функции: функция научной пропаганды, функции информации, функции организации культурного досуга, функция расширения кругозора;
- высокая степень наглядности;
- внеклассный метод как активный метод распространения знаний…
В исследовании Малаховой И.А. представлена следующая обобщающая классификация проектов.
Основание классификации
| Типы проектов
| По профессиональной ориентации учащихся
| -
коммуникационные
-
экологические
-
социальные
-
экскурсионные
| По взаимосвязи с другими проектами
| -
обособленные
-
сквозные
-
спиралевидные
-
аналогичные
| По уровню самостоятельности выполнения
| -
выполняемый совместно с учителем
-
выполняемый совместно с другими учащимися совместно с учителем
-
выполняемый совместно с другими учащимися без руководства учителя
-
выполняемый в основном самостоятельно
| По времени выполнения
| -
в учебное время (на уроке)
-
во внеучебное время
-
частично в учебное и во внеучебное время
| По конечному результату (продукту)
| -
материальные (бизнес-план, отчет, модель…)
-
личностные (деловые качества…)
| В ходе исследования мы определили классификацию внеклассных проектных заданий с учетом интересов и потребностей учащихся.
Внеклассный проект:
-
учебный:
-
по определенному учебному предмету (как правило, реализуется на факультативе по данному предмету);
-
межпредметный.
-
внеучебный:
-
социальный,
-
экологический,
-
экскурсионный…
-
смешанный.
Метод проектов во внеклассной деятельности, моделирование, изучение, анализ и принятие решений по конкретным ситуациям, деловые игры, использование компьютерных информационных технологий в обучении являются эффективными методами обучения и воспитания учащихся.
Выявлены факторы, влияющие на успешность разработки учащимися проектных заданий:
-
четкое понимание проблемы исследования, поставленной цели и задач;
-
осознанность знаний по вопросу, умение применять их на практике;
-
умение организовывать свою деятельность, работу в группе;
-
способность определять существенное, анализировать, обобщать;
-
способность проявлять самостоятельность;
-
способность творчески подходить к решению поставленных задач в разработке проекта.
Значение проектного подхода во внеклассной деятельности.
-
Закрепление знаний по учебным предметам.
Проекты во внеклассной деятельности дают дополнительные направления и возможности для обучения. Знания, полученные на уроках, могут быть (и должны быть) использованы для принятия правильного решения. Проекты внеклассной работы не только помогают закреплять полученные по другим предметам знания и умения; часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, являются источником развития интереса к различным наукам.
-
Развитие когнитивных умений.
Обучение и воспитание через проекты развивает когнитивные навыки и умения, что является очень полезным для учеников, каким бы видом деятельности они не занимались.
-
Развитие социально-значимых знаний и умений.
В процессе работы учащиеся осознают свою социальную значимость и определяют жизненные приоритеты. У учащихся развиваются социальные умения, умение работать в команде.
-
Организация внеурочной деятельности в школе.
Проектная деятельность во внеклассной работе является одной из лучших форм организации внеурочного времени в школе и вне ее.
Важным моментом при работе с учащимися во внеклассной деятельности при создании проекта является практическая работа, в процессе которой они приобретают социальную значимость, закрепляют теоретические знания, полученные во время обучения. Важнейшим фактором в подготовке учащихся к использованию метода проектов является формирование важных личностных качеств, обеспечивающих успешность этого вида деятельности.
июль 2013 год
|
|
|