Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Приложения приложение Характеристика учащихся по возможностям обучения


Скачать 208.65 Kb.
НазваниеПриложения приложение Характеристика учащихся по возможностям обучения
Дата07.03.2016
Размер208.65 Kb.
ТипДокументы

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Характеристика учащихся по возможностям обучения

По возможностям обучения учащиеся условно делятся на 4 группы.

I ГРУППА:

(К. Вера., Ш. Елена., Д. Арина.)

I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.

Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Ученики I группы не испытывают серьезных затруднений в овладении общетрудовыми умениями. В процессе обучения планированию они научаются определять последовательность операций, мысленно представляют их очередность и изменяющийся объект труда, могут рассказать план работы и обосновать его. Они сравнительно легко обучаются составлению планов с помощью предметно-операционных и технологических карт, могут извлекать из них необходимую информацию для самостоятельной работы. Указанные качества дают им возможность усваивать программный материал по социально-бытовой ориентировке.

Однако в условиях фронтальной работы при изучении нового учебного материала, изготовлении более сложных изделий у этих учащихся все же появляются затруднения в ориентировке и планировании работы. Иногда им нужна дополнительная помощь в умственных трудовых действиях. Эту помощь они используют достаточно эффективно. Приобретенные знания и умения не теряют, могут применять их при выполнении аналогичного и сравнительно нового изделия.

II ГРУППА:

(Т.Владимир, Б. Никита.)

Учащиеся II группы тоже достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.

Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя как активизирующей, как и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.

Ученики овладевают связной устной и письменной речью, но для успешной передачи мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.

На уроках социально-бытовой ориентировки нуждаются в определенной помощи при нахождении той или иной особенности объекта, но их умение ориентироваться и планировать развивается успешно. Задания, близкие по способу и плану работы, чаще всего выполняются ими самостоятельно и правильно. Исполнительная деятельность и словесные отчеты говорят об осознании детьми порядка действий. Ученики довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения при выполнении новых работ, но все же допускают ошибки, связанные с особенностями того или иного объекта работы. На начальном этапе выполнения практического задания они испытывают трудности, сразу разобраться не могут, прибегают к пробным действиям, обращаются за помощью к учителю.

III ГРУППА:

(М. Татьяна., Р. Рустам., К. Александра.)

К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Для учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала. Им трудно выделить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность, низкий темп усвоения материала.

Учащиеся могут применить знания и умения при выполнении аналогичного задания, однако, каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое.

Иногда значительная помощь им нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале.

Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Трудности понимания отчетливо проявляются при чтении текстов. Восприятие содержания носит фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысловой канвы прочитанного. Нередко содержание текста понимается искаженно.

Организация для них предметно-практической деятельности, использование наглядных средств обучения оказывается для них недостаточными. Их затрудняет оценка количественных изменений (больше, меньше).

Особенно трудно дети усваивают отвлеченные выводы, обобщенные сведения. Им почти недоступен обратный ход рассуждения.

Кроме того, школьникам трудно применить хорошо выученный материал на других уроках. Например, зная таблицу умножения, они затрудняются использовать ее при осуществлении подсчетов на занятиях по СБО.

Забывание протекает интенсивно, особенно, тех сведений, которые имеют отвлеченный характер. Ученики этой группы испытывают значительные затруднения при ориентировке в задании и планировании.

У этих детей нарушен процесс формирования программы деятельности, что проявляется в значительных трудностях планирования предстоящих трудовых действий. Приемы выполняются детьми формально, наблюдаются перестановки и пропуски операций, с трудом усваивают технические и технологические знания, при их воспроизведении называют несущественные детали, путают терминологию. Затрудняются в задании сгруппировать хорошо известные предметы по тому или иному признаку, например инструменты по их назначению.

IV ГРУППА:

(Т. Елизавета., Х. Ксения., Г. Зулиха.)

К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом только фронтальное обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, в постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующие задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут запомнить значительно меньший объем знаний и умений, чем предполагается программой школы.

Ученики данной группы овладевают в основном первоначальными навыками чтения и письма, с трудом понимают не только сложные тексты с пропущенными звеньями, причинно-следственными связями и отношениями, но и простые. Связная устная и письменная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла.

На уроках социальной адаптации у учащихся этой группы тоже проявляется значительное отставание от одноклассников. Низкий уровень их возможностей проявляется в первую очередь при планировании и выполнении практических работ, в неадекватном переносе ранее известного в новые условия. Так, ученики составляют план и выполняют не предъявляемое задание, а то, которое выполняли на предыдущих уроках. Первоначальное искаженное представление о выполнении задания преодолевается после неоднократной помощи учителя.

Давая устную характеристику объекта, ученики не соблюдают последовательность анализа, могут назвать несущественные признаки, их затрудняет планирование. В ходе практической деятельности ученики не могут найти верного решения. Даже если они понимают, что работа не получается, часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях. В предметно-операционных планах и технологических картах они разбираются только с помощью учителя, далеко не всегда руководствуются ими во время выполнения работы. Наблюдения за деятельностью детей этой группы на уроках показывают, что они не могут полностью усвоить программный материал.

Приложение 2.

Межпредметные связи СБО с дисциплинами учебного плана:


№№

Раздел программы СБО

Предмет учебного плана

Разделы и темы программы для установления прямых межпредметных связей

1.


Личная гигиена

Природоведение

- Сезонные изменения в природе;

- Живая природа;

- Охрана здоровья человека.

Биология

- Растения, грибы, бактерии;

- Человек.

2.

Одежда и обувь

Биология

- Вода.

3.



Питание

Природоведение

- Растения, грибы и животные леса;

- Растения и животные сада, огорода и поля;

- Растения и животные луга;

- Растения и животные водоемов;

- Охрана здоровья человека.

География

- Вода на Земле

Биология

- Вода;

- Многообразие растений, бактерий и грибов;

- Грибы;

- Злаки;

- Лилейные;

- Пасленовые;

- Бобовые;

- Насекомые;

- Рыбы;

- Птицы;

- Растительноядные животные.

4.



Семья

Обществоведение

- введение;

- Государство, право, мораль;

- Права и обязанности граждан России.

Биология

- Охрана здоровья человека в России;

5.

Культура поведения

Грамматика, правописание, развитие речи

- Связная речь

6.


Жилище

Обществоведение

- Права и обязанности граждан России;

Изобразительное искусство

- Декоративное рисование;

- Рисование на темы.

7.



Транспорт

Природоведение

- Российская Федерация;

- Транспорт в городе;

- Города нашей Родины;

- Средства сообщения между городами.

Обществоведение

- Права и обязанности гражданина России.

География

- Карта России;

- География России.

История

- Отечественная история 1945-2000г.г.

8.


Торговля

Математика

- Проценты, площадь.

Природоведение

- Растения сада;

- Растения огорода;

- Растения поля;

- Животные пресных водоемов;

- Животные морей и океанов.

Биология

- Растения, грибы, бактерии.

География

- Своя область (свой край, своя республика);

- География России.

Обществоведение

Права и обязанности граждан России.

История

- Отечественная история 1945-2000г.г.

9.


Средства связи

Математика

- Проценты, площадь.

Природоведение

- Разнообразие поверхности.

География

- Своя область (свой край, своя республика);

- География России.

Обществоведение

Права и обязанности граждан России.

История

- Отечественная история 1945-2000г.г.

10.


Медицинская помощь

Природоведение

- Организм человека;

- Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья;

- Охрана природы и экология.

Биология

- Растения, грибы, бактерии;

- Человек.

География

- Вода на Земле;

- География России.

История

- Отечественная история 1945-2000г.г.

11.


Учреждения, предприятия и организации

География

- Своя область (свой край, своя республика);

- География России.

Обществоведение

- Государство, право, мораль;

- Конституция Российской Федерации;

- Права и обязанности гражданина России.

История

- Великие преобразования России в VIII веке;

- Отечественная история 1945-2000г.г.

12.



Экономика домашнего хозяйства

Математика

- Проценты, площадь.

География

- География России.

Обществоведение

- Права и обязанности гражданина России.

История

- Отечественная история 1945-2000г.г.

Биология

- Растения, грибы, бактерии;

- Человек.

13.



Трудоустройст-во

Математика

- Проценты, площадь.

География

- География России.

Обществоведение

- Государство, право, мораль;

- Конституция Российской Федерации;

- Права и обязанности гражданина России.

История

- Отечественная история 1945-2000г.г.

14.

Материал по СБО

Материал по ОБЖ





Приложение 3.
Программные экскурсии и практические работы в курсе СБО


№ урока

Название экскурсии

Задачи

Организация практической деятельности

Деловое общение с незнакомыми людьми

Урок


Экскурсия в химчистку.

1.Познакомить школьников с работой предприятия.

2.Приобретение необходимого коммуникативного опыта с незнакомыми людьми.

1.Прием и выдача изделий.

2.Наблюдения за обслуживанием клиентов.

3.Обращение к работнику химчистки с просьбой.

Как получить информацию?

Как задать вопрос?

Как ответить?

Как вести себя в той или иной ситуации?

Урок

Экскурсия на железнодорожный вокзал.

1.Познакомить школьников с работой предприятия.

2. Выявить умение пользоваться услугами предприятия;

3.Приобретение необходимого коммуникативного опыта с незнакомыми людьми.

Выполнение задания:

1.Выбор вида поезда и типа вагона.

2.Уточнение стоимости проезда, выяснение своих возможностей.




Урок

Экскурсия в промтоварный магазин.

1.Познакомить школьников с работой предприятия.

2. Выявить умение пользоваться услугами предприятия;

3.Приобретение необходимого коммуникативного опыта с незнакомыми людьми.

Выполнение задания:

-самостоятельное нахождение отдела для покупки указанного товара (и по собственному желанию)




Урок

Экскурсия на почту.

1.Познакомить школьников с работой предприятия.

2. Выявить умение пользоваться услугами предприятия;

3.Приобретение необходимого коммуникативного опыта с незнакомыми людьми.

Выполнение заданий:

1.Наблюдение за обслуживанием клиентов.

2.Вежливо обратиться к работнику почты с просьбой.




Урок

Экскурсия на промышленные предприятия или сельскохозяйственные объекты.

1.Познакомить школьников с работой предприятия.

2. Выявить умение пользоваться услугами предприятия;

3.Приобретение необходимого коммуникативного опыта с незнакомыми людьми.

Выполнение заданий:

-ознакомление основными профессиями на предприятии.

-беседа с работниками предприятия.





Приложение 4.

Сюжетно-ролевые игры на уроках СБО


урока

Тема урока

Название сюжетно-ролевой игры

Задания

Урок

Раздел «Культура поведения».

Поведение в гостях.

Сюжетно-ролевая игра «Вы пришли в гости»

Основные правила поведения в гостях:

- оказывать внимание сверстникам и старшим,

-приглашать на танец,

-поддерживать беседу и т.д.)

Урок

Раздел «Культура поведения».

Поведение в гостях.

Сюжетно-ролевые игры:

1.«Я иду на день рождения»:

-подготовка к поездке в гости

2.«У меня сегодня день рождения».

Подготовиться к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа)

Как дарить и принимать подарки

Урок

Раздел «Культура поведения».

Подарки.

Сюжетная игра «Примите мой подарок».


-рекомендации по выбору подарка;

-правила поведения при приеме и вручении подарка.

Урок

Раздел «Транспорт». Виды пассажирских вагонов. Расписание поездов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Приобретение железнодорожных билетов.

Сюжетно-ролевая игра «Билетная касса»


-выбор вида поезда (пассажирский, скорый);

-выбор вида вагона (общий, плацкартный, купейный, мягкий)

Урок

Раздел «Торговля». Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров.


Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

1.Порядок приобретения товара: выбор, рассматривание, выяснение назначения, принципа действия.

2.Примерка.

3.Оплата, получение чека, сдачи.

4.Хранение чека.

Приложение 7.

Список учебно-методических пособий для учителя:

1. Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В.Воронкова, С.А.Казакова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.

2. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006.

3. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя / С.А.Львова. – М.:

ВЛАДОС, 2005.

4. Девяткова Т.А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя \ Под редакцией А.М. Щербаковой. - М.: Гуманитарный издательский центр

ВЛАДОС, 2003 г.

5. Стариченко Т.Н. Формирование экономико-быовых знаний и умений у старшеклассников вспомогательной школы: Учебно-методическое пособие для студентов педвузов и учителей вспомогательных школ / Урал. государственный педагогический университет. Екатеринбург, 1996.

Приложение 9.

Зачетная работа за I полугодие

Повторение темы «Личная гигиена»
1.Личная гигиена подростка.

Запиши свои рекомендации.


Признаки здоровья

Изменение в подростковом возрасте

Рекомендации по уходу за собой

1.Хороший цвет лица

Цвет лица может измениться у курильщиков




2.Кожа

Угри – результат закупорки пор кожи отмершими роговыми клетками, бактериями, жирными кислотами




3.Осанка, внешность, манера держать себя

Появляется сутулость, размашистость движений





2. Гигиена постельного белья.

Есть ли здесь неверные утверждения? Отметь их знаком (-)

  • Смена белья должна производиться 1 раз в год;

  • Смена белья должна производиться через 1-2 недели;

  • Постельное бельё можно не утюжить;

  • Постельное бельё необходимо утюжить после стирки и сушки.

Повторение темы «Одежда»

Письменное задание.

Прочитай вопрос

Запиши ответ

1.Что нужно сделать перед стиркой?




2. Какое бельё нужно стирать отдельно?




3. Что нужно сделать с мокрым бельём после стирки?




4. Что нужно делать с сухим бельём после сушки?




5. Где хранить грязное бельё?





Повторение семы «Питание»

Задание 1.

Ответь на вопросы письменно.

  1. Как называются овощи, каша и другие добавления к мясным, рыбным блюдам?____________________________________________

  2. Как называется кусок мяса или рыбы, очищенный от костей? ___________________________________________________

  3. Как называется измельченное в мясорубке мясо? ___________________________________________________

Задание 2.

Заполни вторую половину таблицы


Электроприборы

Назначение

1. Электромясорубка




2. Кухонный комбайн




3. Миксер




4. Кофемолка





Повторение темы «Семья»

Поставь знак (+) в нужной графе


Виды игр

Развле-

катель-

ные со слова-

ми (а)

Настоль-ные с прави-

лами (б)

Спортив

ные с прави-

лами (в)

«Умные» игры (г)

Игры с прави-

лами (д)

Словес-

ные игры (е)

Тихие



















Подвижные





















Зачетная работа за II полугодие

Повторение темы «Питание»

Прочитай вопрос

Отметь нужный вариант ответа

1.Как называется мясной отвар?

а) отвар;

б) суп;

в) бульон.

2.Что варится дольше?

а) суп-лапша;

б) манная каша;

в) щи из кислой капусты.

3.Что является вторым блюдом?

а) салат;

б) десерт;

в) гарнир.

4.Из чего можно приготовить третье блюдо?

а) йогурт;

б) фрукты;

в) овощи.

5.Какая ложка меньше всех?

а) столовая;

б) чайная;

в) десертная

Повторение темы «Культура поведения»

Правила поведения в гостях

Прочитай вопрос

Отметь нужный вариант ответа

1.Можно ли прийти в гости с незнакомым для хозяев человеком?

а) Можно, если вы с ним только что встретились.

б) Можно, спросив разрешения у хозяев заранее.

2.Когда можно сесть за праздничный стол?

а) Как только вы вошли в комнату, где накрыт стол.

б) Только после того, как сядут наиболее важные гости.

в) После приглашения хозяина и после того, как сядут женщины.

3.Как должны сидеть за праздничным столом юноши и девушки?

а) Девушки – по одну сторону стола, а юноши – по другую.

б) Парами – по симпатиям.

в) Чередуются: юноша – девушка.

4.Как следует себя вести, если вы опоздали в гости и все уже за столом?

а) Со всеми поздороваться и пожать руку.

б) Занять свободное место, как ни в чем не бывало.

в) Извиниться перед хозяйкой за опоздание.

5.Как вести себя во время еды?

а) Руки не кладите на стол.

б) Положите локти на стол.

в) Кисти рук положите на стол.

6.Что нужно делать, уходя из гостей?

а) Одеться, а потом попрощаться.

б) Попрощаться, а потом одеться.

в) Прощаться во время одевания.

Повторение темы «Торговля»

Ответь на вопрос письменно.

- Когда следует проверять сдачу? _________________________________

Повторение темы «Лекарственные растения»

(задание на порядок действий)

Прочитай предложения, определи последовательность действий и расставь цифры 1,2,3,4.

) Высуши в прохладном, тёмном месте, вдали от солнечных лучей.

) Положи в стакан 1 ст.л. высушенной травы.

) Собери нужную траву вдали от города и дорог, лучше всего в лесу.

)Вскипяти воду.

)Залей кипятком, накрой салфеткой для настаивания в течение 15-20 минут.

Повторение темы «Средства связи»

Запиши названия известных тебе видов почтовых отправлений____________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________.

Повторение темы «Бюджет семьи»

Отметь нужный вариант ответа.

1. Виды источников дохода:

  • Зарплата

  • Помощь родственникам

  • Пенсия

  • Кредит